Лев Мадорский. К 150-летию со дня рождения Левитана

Жизнь замечательных людей

Moderator: Ella

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. К 150-летию со дня рождения Левитана

Post by Лев Мадорский »

ОН ПЕРВЫЙ УВИДЕЛ И РАССКАЗАЛ

К 150-летию со дня смерти И.И. Левитана

Таких людей на земле не много, но они, как правило, достигают вершин и потому их знают. Чарльз Дарвин, который с детства любил часами наблюдать жизнь животных и коллекционировать растения. Вольфганг Моцарт и Николо Паганини, непостижимым образом почти с рождения услышавшие божественную музыку неба. Генрик Шильман, уверенно заявивший в 7 лет: «Я открою Трою и сокровища царя Приама». Можно пересчитать по пальцам тех, кому Всевышний вручил гениальный дар и тем самым предопределил дорогу.
Такой дар, без сомнения, был вручён при рождении еврейскому мальчику. Великому русскому художнику Исааку Ильичу Левитану. Художнику, открывшему красоту русской природы. Сумевшему увидеть в хмурых перелесках, покосившихся избёнках, однообразно-тоскливых полях тонкую поэзию, таинственную неповторимость, удивительное очарование. Увидеть и рассказать об этом всему миру.
Первые рисунки.
Левитан родился 18(30) августа 1860 года в местечке Кибарты, Ковенской губернии (сейчас Литва) в образованной, бедной еврейской семье. Отец, Илья Абрамович, сын раввина, но далёкий от религии, работал служащим на железной дороге и одновременно преподавал частным образом французский и немецкий. Оба языка он выучил самостоятельно. Имя матери неизвестно. Известно только, что она уделяла воспитанию детей (два сына и две дочки) много внимания, любила читать и рисовать. Маленькому Исааку нравилось, когда мама читала по вечерам вслух. Любовь к чтению осталась у художника на всю жизнь. Рисование стало его судьбой.
Исаак рос нелюдимым и непохожим на других детей. Впрочем, обычными и похожими на других, наверно, и не могут быть те, у кого с детства сложная духовная жизнь. Иногда мальчик на целые дни уходил за околицу, бродил по лугам, всматривался в даль, прислушивался к пению птиц. Или ложился в траву и наблюдал движение облаков. Он видел и слышал то, что не дано было услышать другим детям. Родители понимали, что мальчик необычный, и не принуждали делать то, что делают дети в его возрасте.
Денег было катастрофически мало, но жили, как вспоминал сам художник, весело и дружно. Однажды, услышав очередной разговор о нехватке денег, пятилетний Исаак нарисовал несколько денежных купюр разного достоинства. Родители поблагодарили и обещали, что будут деньги расходовать экономно. Эти, как и другие детские рисунки Левитана, к сожалению, не сохранились.
Диплом учителя чистописания.
Впрочем, можно сказать с уверенностью, что рисунки были неплохие. Потому что в 1873 году семья переехала в Москву и Исаака приняли в Московское училище живописи и ваяния на Мясницкой.
Училище на Мясницкой было в то время одним из лучших в России. Среди учителей Левитана В. Перов, А.Саврасов, В. Поленов. Все - прекрасные пейзажисты. Именно под их влиянием, а не потому, что изображение человека запрещено в иудаизме, как считали некоторые биографы, (вспомним знаменитый автопортрет художника) изображение природы на всю жизнь стало основным в творчестве Исаака Ильича.
В 1875 году умирает мать. Заболевает и лишается работы отец. Финансовое положение семьи становится катастрофическим. В 1876 году администрация училища, учитывая большие успехи братьев и, особенно, Исаака в учёбе, принимает решение освободить их от платы за обучения «… ввиду крайней бедности».
В том же 1876 году от тифа умирает отец. С этого времени для Исаака и его брата Адольфа, принятого в училище на год раньше, начинается взрослая жизнь. Вовсе не богемная и не лёгкая. Левитан-юноша - много работает. Частенько голодает. Иногда спит на чердаке. О трудностях жизни братьев Левитан в училище ходили легенды. Небольшая стипендия, которую получают братья, уходит, в основном, не на еду, а на покупку холстов и красок. Позднее М.Нестеров вспоминает: «Левитану давалось всё легко, но работал он упорно, с большой выдержкой».
В 1877г. первый большой успех. Две работы Левитана на московской художественной выставке получают малую серебряную медаль и денежную премию - 720 рублей. Как было сказано при вручении награды: «…для возможности продолжать занятия». Успех юного художника не прошёл незамеченным. Газета «Русские ведомости» пишет: Пейзажист г. Левитан выставил две вещи: «Осень» и «Заросший дворик». Всё это написано просто мастерски, во всём проглядывает чувство художника, его бесспорные жизненные впечатления от природы. Судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки г. Левитана весьма недюжинного характера». Не забудем, что Исааку всего 17 лет.
Трудным оказался и 1878 год. После покушения на императора Александра Второго (очередное, пятое покушение «народовольцев» снова оказалось неудачным) евреям было запрещено проживание в Москве. Левитан уезжает за город в Салтыковку, оттуда вынужден добираться в Москву ежедневно на «чугунке».
В 1885 году Левитан оканчивает училище. Несмотря на большой успех его картин на выставках (две из них купил Третьяков), Исаак не только не получает заслуженную большую серебряную медаль, но даже диплома художника. В его дипломе записано: «Учитель чистописания». Причина не вызывает сомнений - пресловутый «пятый пункт». Антисемитизм прочно и глубоко вошёл в российскую жизнь. Позднее К.Паустовский писал: «Талантливый еврей раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русских пейзажей».
20 лет - 1000 картин.
За свою короткую жизнь Левитан написал более 1000 картин и именно они, как у писателя книги, а у композитора музыкальные сочинения, стали основными событиями биографии художника. Среди левитановских шедевров «Тихая обитель», «Вечер», «Золотой плес», «На Волге», «Вечерний звон», «Золотая осень», «Тишина», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь». Некоторые другие.
О картине «Тихая обитель» (1891г.) прекрасно сказал А.Бенуа: «Что может быть проще этой картины? Летнее утро. Студёная, полная река огибает лесистый мысок. Из-за берёз противоположного берега алеют в розовых лучах купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый и, в сущности, избитый. Однако Левитан сказал новое слово, запел новую чудесную песнь. Это высшее искусство, которое не поддаётся определению. Это поэт Божьей милостью. Это сама русская природа с её очарованием». Слова Бенуа можно в полной мере отнести и ко многим другим пейзажам художника. В творчестве Левитана слились воедино «трав прозябанье» (Е.Баратынский), «слышимая тишина» (И.Тургенев), «тёмный бред души и трав неясный запах (А.Фет).
Одиночество
Однако далеко не всегда творчество Левитана находило понимание. Новизна его пейзажей с их трепетной одухотворённостью, с удивительной зыбкостью света, часто вызывала издевательские отзывы в печати. Даже среди художников у Исаака Ильича не так уж много единомышленников. Он ощущает себя чужим, как в Товариществе передвижных выставок, (член с 1981 года), так и в объединении художников «Мир искусства», с которым сблизился в конце 90-х годов. В среду «передвижников» Левитан не вписывался, так как не следовал их программе «социального обличения». В «Мире искусства» ему чужд основной лозунг - «искусство ради искусства». Художник-новатор идёт своим путём. Пейзажи Левитана - это не только мастерски исполненные картины природы. Это волшебство созвучия природы человеческим эмоциям. Это - философские раздумья о жизни. В них и жуткое предчувствие беды («У омута»), и стремление к душевному покою «Вечерний звон», и загадка недолгой человеческой жизни «Над вечным покоем».
Не сложилась у художника и личная жизнь, а, учитывая его преждевременную смерть, лучше сказать, не успела сложиться. «Почему я один?- спрашивает сам себя Левитан в письме к другу. -Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может, потому, что даже лучшие из них - собственники. Им нужно было всё или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе. Всё остальное суета сует». А, может, именно великий дар, посланный свыше, обрекал художника на одиночество? Может, в этом даре Левитан нашёл то главное, что необходимо человеку: общение, теплоту, любовь?
Дружба с Чеховым.
Самым близким другом Левитана, стал Антон Павлович Чехов. Они познакомились ещё в конце 70-х, будучи бедными студентами. Потом Левитан и Чехов встречались в Звенигороде, где Чехов работал в больнице. Но особенно сблизились, когда в 1885 г. художник провёл лето вместе с семьёй Чеховых в усадьбе Кисилёвых Бабкино, под Москвой. Для Левитана это год тяжёлого душевного кризиса. Была даже попытка самоубийства. Дружеское отношение Антона Павловича, тёплая и весёлая атмосфера, царившая в усадьбе, прогулки по природе, совместное чтение, игры, которые организовывал Чехов, вернули его к жизни.
Левитан и Чехов не только дружили, но и оказали немалое влияние на творчество друг друга. Чехов сумел гениально выразить в словах то, что Левитан выразил в красках. В одном из писем Чехов пишет: «В природе столько сил и экспрессии, что невозможно передать в словах. Каждый сучок кричит и просит, чтобы его описал Левитан». И в другом: «Если бы у меня были деньги, купил бы я у Левитана его «Деревеньку», серенькую, затерянную и безобразную. Но такой от неё веет прелестью, что оторваться нельзя. Всё бы смотрел и смотрел».
В творчестве художника и писателя так много общего, что можно говорить о чеховско-левитановской этике, о чеховско-левитановском понимании отношения природы и человека. Особенно эта творческая близость заметна в повести «Степь», в чеховских рассказах о детях и животных:
«О необъятной глубине и бесконечности неба можно судить только на море и в степи, когда встаёт луна» - «Вечер на Волге».
«Сжатая рожь, бурьян, молочно-дикий хмель, всё полумёртвое от зноя, рыжее и помертвевшее» - «Ветряные мельницы».
«Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое, кудрявое облако» - «Облачное небо».
Этот видеоряд можно продолжать и продолжать…
Последние годы.
Признание и финансовое благополучие приходит к Левитану только в последние годы жизни. Исаак Ильич едет во Францию, Италию, Германию, где знакомится с творчеством европейских художников. В 1896г. его приглашают преподавать в училище живописи и ваяния, которое Левитан окончил сам. В 1898г. присваивают звание академика пейзажной живописи. Картины художника с большим успехом демонстрируются на всемирной выставке в Париже и на выставке в Мюнхене. Кажется, всё прекрасно... Но, по иронии судьбы, богатство, признание и счастливая жизнь не всегда пересекаются. У Левитана резко ухудшается здоровье. Он умирает 22 июля (10 августа) 1900 года, в сорок лет, в расцвете творческих сил от болезни сердца. Похоронен художник в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его могила рядом с могилой А.Чехова. И после смерти друзья остались рядом.
В 1885 году Антон Павлович подарил Исааку Ильичу свою книгу «Путешествие на Сахалин» с дарственной надписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя». Шутливо-ироничная надпись не так уж далека от истины. Это были великий писатель и великий художник. Закончить хочу, опять-таки, словами А.Бенуа: «Левитан - истина, то, что нужно, что именно любишь, что дороже всего на свете».



Использованная литература:

-И.Левитан – статья о Левитане в Википедии.
-«Письма Левитана» М., 1957 г.
-К.Паустовский «Повесть о художнике»
-Очерк неизвестного автора «Тайна Левитана»
-А.Фёдоров-Давыдов «О творчестве Левитана»
Post Reply