Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Пурим

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Пурим

Post by Weissberg »

Пурим - Псалом 7
Наоборот

В соответствии с трактатом «Мазехет Соферим» (глава 18) а Пурим следует читать псалом 7. Раввин Якоб Эмден пишет в своих комментариях, что между вышеупомянутыми текстами имеется две точки соприкосновения.

Первая из них связана с личностями. В первой строфе псалма речь идёт «о Куше из колена Биньямина». Наши мудрецы разъяснили, что под этим именем подразумевается царь Шауль, отличившийся своими благородными делами и происходивший из колена Биньямина (Талмуд, Моэд Катан 16б) . Мордехай, чью историю мы дважды читаем в Пурим (Мегиллат Эстер), был одним из потомков царя Шауля.

Вторая из точек соприкосновения, на которые указывает раввин Эмден, связана с судьбой злого Амана. Строфы 15 -17 псалма 7 гласят:
«Вот (нечестивый) зачал кривду, был чреват беззаконием и породил ложь, рыл яму и выкопал её, упал в могилу, которую приготовил».
Эти строфы повествуют об Амане, который был повешен на столбе, который он приготовил для Мордехая (Мегиллат Эстер 7, 19).

Мидраш однозначно распространяет эти строфы на Амана. Слава Всевышнему, его злодейские планы не были реализованы. Всё произошло точно наоборот, и злодей – преследователь понёс заслуженное наказание. Мы ежегодно празднуем Пурим в память о том, что: «в двенадцатый мксяц, то – есть а месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, когда враги Иудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами Иудеи одолели недругов своих» (Мегиллат Эстер 9, 1) .
Мы делаем это потому, что: « и дни эти памятны и празднуемы из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе. И эти дни Пурима не будут отменены среди Иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Мегиллат Эстер 9, 28).
В молитве «18 благословений» в Пурим мы говорим:
«В дни Мордехая и Эстер в столичном городе Шушан, когда выступил против них злодей Аман, который хотел уничтожить, убить, истребить всех Иудеев, молодых и старых младенцев и женщин, в один день, тринадцатый день двенадцатого месяца, месяца Адара, а имущество их разграбить, -Ты, по великой милости Своей разрушил его козни, и тасстроил его замыслы, и обратил их против него самого. И повесили его вместе с сыновьями на деревянном столбе».

Псалом 7.

/1/ Песнь раскаяния Давида, которую воспел он Богу о Куше, из колена Биньямина. /2/ Бог, Всесильный мой! На Тебя я уповаю: спаси меня от всех преследователей моих и избавь меня! /3/ Дабы не растерзал он, словно лев, души моей, - он сокрушает, и нет спасающего. /4/ Бог, Всесиль¬ный мой! Если я сделал это, если есть несправедливость в руках моих: /5/ заплатил ли я злом тому, кто был со мною в мире, когда спас того, кто без причины стал моим врагом, - /6/ то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, славу мою повергнет в прах навсегда. /7/ Восстань, о Бог, в гневе Твоем! Подни¬мись яростно против врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал. /8/ И если община народов окружит Тебя, возвратись ввысь над ними. /9/ Бог судит народы. Суди меня, о Бог, по правде моей и по непорочности моей во мне. /10/ Зло нечестивых истребит, а праведника подкрепи, [ведь] Ты испытываешь сердца и почки, Всесильный - праведник! /11/ Щит мой у Всесильного, (который) спасает прямых сердцем. /12/ Всесильный судит праведника, Бог строго взыскивает каждый день. /13/ Еcли (грешник) не раскаивается, Он меч Свой изощряет, лук Свой напрягает и направляет его, /14/ приготовляет для него орудия смерти, стрелы Свои делает для преследова¬телей. /15/ Вот, (нечестивый) зачал кривду, был чреват беззаконием и породил ложь, /16/ рыл яму, и выкопал ее, упал в могилу, которую приготовил: /17/ злодеяние его обратится на его голову, на его темя беззаконие опустится. /18/ Восхвалю я Бога по правде Его, воспою имя Бога Всевышнего
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Пурим

Post by Weissberg »

Пурим – Псалом 22
Угнетение и освобождение

Примечания к Талмуду (Тосафот, Мегилла 4а) констатируют, что в Пурим потому читают псалом 22, что в нём идёт речь о поражении идолопоклонников. Это обоснование, по крайней мере, сомнительно, и это отмечается, между прочим, в самих примечаниях, ибо в псалме 22 нет ни единого слова о поражении некоего народа. В другом толковании примечаний Тосафот говорят о псалме 83, который действительно читают в Пурим в Праге (Ширар Шмуэль, стр. 229).

Несмотря на то, что Абудрахам и Виленский Гаон установили, что в Пурим следует читать псалом 22, уместно попытаться исследовать причину и внутреннее содержание связи данного праздника с рассматриваемым псалмом. Следует отметить, что здесь имеется много точек соприкосновения.

Обычно Свиток Эстер (Мгиллат Эстер) читают как вечером, так и утром. В соответствии с Талмудом (Мегилла 4а) данное правило предопределено строфой 3 рассматриваемого псалма:
«О Всесильный мой! Взывал я днём, но Ты не ответил мне, ночью – и нет мне успокоения».
Раши считает, что псалом относится непосредственно к Эстер. Примечание к Талмуду Мегилла 15б вкладывает строфу 2 псалма 22 в её уста:
«Всесильный (Бог) мой, Всесильный! Зачем Ты меня оставил? Далеко спасение моё – слова вопля моего».
Это же распространяется и на молитву об избавлении в строфах 21 - 22:
«Избавь от меча душу мою, от пса единую мою. Спаси меня от пасти льва, (ведь) и от рогов буйволов ты избавил меня».

Мидраш также распространяет строфы псалма 22 на события предопределившие празднование Пурима:
«На Тебя надеялись отцы наши. Надеялись – и Ты избавлял их» (строфа 5).
Мидраш считает, что речь здесь идёт о Мордехае и Эстер.
«К Тебе взывали – и были спасаемы, на Тебя надеялись – и не стыдились» (строфа 6).
Слова «К Тебе взывали» соответствуют по мнению Мидраша словам из Свитка Эстер:
«Они установили для себя и для потомков своих в отношении поста и молитвы» (Мегиллат Эстер 9, 31. Сопоставить с Мегиллат Эстер 4, 16).
Слова: «...и Ты избавлял их» соответствуют фразе из Свитка Эстер:
«И настала для Иудеев пора просвета и радости, и веселья, и почёта» (Мегиллат Эстер 8, 16).

Псалом 22

/1/ Руководителю (музыкантов). На (лире) «утренней зари»1. Песнь Давида. 121 Всесильный (Бог) мой, Всесильный! Зачем Ты меня оставил? Далеко спасение мое - слова вопля моего. /3/ О Всесильный мой! Взывал я днем, но Ты не ответил мне, ночью - и нет мне успокоения. /4/ Но (ведь) Ты, святой, живешь (в) славословиях Израиля. /5/ На Тебя надеялись отцы наши, надеялись - и Ты избавлял их. /7/ К Тебе взывали они - и были спасаемы, на Тебя наде¬ялись - и не стыдились Я же. червь, а не человек, поно¬шение у людей и презрение в народе. /8/ Все видящие меня насмехаются надо мною, устами шепчут, головой кивают. /9/ Уповающий на Бога - Он избавит его, спасет его, ибо Он благоволит к нему. /10/ Ты ведь вывел меня из утробы, успокоил меня у груди матери моей. /11/ На Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей Ты - Всесильный (Бог) мой. /12/ Не удаляйся от меня, ибо беда близка, а помощ¬ника нет. /13/ Множество быков обступили меня, тучные волы Башана меня окружили. /14/ Раскрыли на меня пасть свою, (словно) лев, терзающий и рычащий. /15/ Подобно воде пролился я, все кости мои разделились, сердце мое сделалось как воск, растаяло среди внутренностей моих. /16/ Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прилип к нёбу, Ты уготовил меня к праху смерти. /17/ Ибо меня окружили псы, скопище злодеев обступило меня, словно лев [терзают] руки мои и ноги мои. /18/ Я могу сосчитать все кости мои, они же смотрят и делают из меня зрелище. /19/ Делят одеяния мои между собою, об одежде моей бросают жребий. /20/ Но Ты, о Бог, не удаляйся; /Ты/ - сила моя! Поспеши на помощь мне. /21/ Избавь от меча душу мою, от пса - единую мою. /22/ Спаси меня от пасти льва, (ведь) и от рогов буйволов Ты избавил меня. /23/ Буду воз¬вещать имя Твое братьям моим, посреди собрания - сла¬вить Тебя. /24/ Боящиеся Бога, славьте Его! Все потомство Яакова, почитайте Его! Да благоговеет пред Ним все потомство Израиля, /25/ ибо Он не презрел и не отверг страданий угнетенного, не скрыл от него лика Своего, но услышал его, когда тот воззвал к Нему. /26/ От Тебя сла¬вословие мое в собрании великом, воздам обеты мои пред боящимися Его. /27/ Есть будут кроткие и насыщаться, восхвалят Бога ищущие Его; жить будет сердце ваше вовек!2. /28/ Вспомнят и обратятся к Богу (люди) со всех краев земли, повергнутся пред Тобою все семьи народов, /29/ ибо Богу принадлежит царство, Он властвует над на¬родами. /30/ Будут есть и поклоняться (Ему) все тучные земли1, преклонятся пред Ним все сходящие в прах, души своей не могущие оживить. /31/ Потомство (человечес¬кое, которое) будет служить Ему, будет вещать о Господе (грядущему) поколению. /32/ Они придут и будут возве¬щать правду Его людям, которые родятся, о том, что со¬творил (Бог)..
Post Reply