Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Лев Мадорский »

ЕВРЕИ И ШАХМАТЫ

В начале шестидесятых, когда я работал аккордеонистом в пионерском лагере под Москвой, меня поразил уровень детского антисемитизма. Причём, не столько направленного против конкретных детей-евреев, сколько, как бы, общего характера: всё еврейское - плохое. В воздухе постоянно носилось: «Что ты по-еврейски шнурки завязываешь, постель убираешь, по мячу бьёшь». Даже само слово «еврей» было словом ругательным. Особенно задело меня, когда услышал от подростка, играющего в шахматы: «Ну, ты пошёл по-еврейски. Разве так ходят».
-А ты знаешь, что чемпион мира по шахматам Ботвинник по национальности еврей?- не выдержал и вмешался я. Мальчик ничего не ответил, но, кажется, не поверил.
Между тем еврейское присутствие в древней игре - некий феномен. Судите сами: из 14 чемпионов мира - восемь еврейского происхождения: В.Стейниц, Э.Ласкер, М.Ботвинник, М.Таль, Б.Спасский, Р.Фишер (яркий пример еврея, ненавидящего всё еврейское), Г.Каспаров, В.Крамник. Существует попытки этот феномен объяснить, но об этом чуть позже. Сначала немного истории.
Шахматы появились в Индии в 3 веке. Первым известным шахматистом-иудеем был некий Али - сын Шаула из Табаристана. Он рекомендовал шахматы для развития умственных способностей. К началу Х11 века игра была популярна среди евреев Европы, особенно, Испании, хотя еврейские религиозные авторитеты относились к ней неоднозначно. Если Маймонид (философ, учёный и врач Х11 века) считал древнюю игру пустой тратой времени, то в известной этической книге ХV1 века Сефер-Хасидим, приписываемой Иехуде хе-Хасиду из Регенсбурга, напротив, занятия шахматами всячески приветствуются.
Несмотря на то, что церковь неоднократно налагала запрет на игру, в средние века она не только была хорошо известна в европейских странах, но и многие папы римские любили посидеть над чёрно-белыми клетками. Любопытна легенда, о том, как папа римский играл в шахматы с раввином Шимоном и ребе узнал в партнёре своего пропавшего сына по одному ходу, которому он много лет назад обучил его.
Евреи много писали о шахматах. Поэт и философ Аврахам Ибн Эзра, живший в Испании в Х11 веке, даже воспел игру в поэме, описывая ходы разных фигур. Известно стихотворение «Об игре в шахматы» итальянского поэта и толкователя Торы ХV1 века Бонсиньора Ибн Яхью. В том же ХV1 веке Л. Модена, раввин и писатель эпохи Возрождения, написал для своих детей один из первых учебников по шахматной игре. Постепенно отношение к шахматам евреев ещё более улучшается. Осуждение игр раввинами Кремоны после чумы 1575 года шахмат не коснулось. Играть разрешается и в субботу. Правда, для евреев, соблюдающих традицию, как раньше, так и сегодня, нельзя в Шаббат участвовать в соревнованиях, так как это требует записи ходов и включения шахматных часов. Более того. Ряд видных шахматистов вышли из числа учащихся Иешив (религиозных еврейских заведений -Л.М.). Например, одним из сильнейших игроков своего времени был раввин А.Александр, автор одного из наиболее полных собраний сочинений в области шахматной композиции 19 века.
Древней игрой увлекалось немало известных потомков Авраама. Например, немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон (1729-1786 г.г.) любил играть в шахматы со своим другом, драматургом и мыслителем Готхольд Эфраимом Лессингом. Именно Мендельсону приписывается известное выражение: «Шахматы слишком серьёзны для игры и слишком игра, чтобы быть серьёзным делом». Любил посидеть над чёрно-белой доской и один из первых российских шахматистов еврейского происхождения вице-канцлер при Петре Первом, П.П.Шафиров. Список можно значительно продолжить, но вернёмся к тому, с чего начали. Как объяснить столь убедительные шахматные успехи потомков Авраама? На этот счёт существует немало версий.
Дискриминация. Есть предположение, что евреи активно занимались шахматами, не имея возможности пробиться в других областях. Именно поэтому особенно хорошие результаты показывали евреи России, а, позже, Советского Союза, где уровень дискриминации был особенно высок. Достаточно вспомнить, что до революции российским иудеям запрещалось жить в столичных городах, и, в советское время , им было очень непросто получить престижное образование и работу. Чтобы всё-таки преодолеть процентные ограничения и поступить в престижные вузы или на престижную работу, носители пятого пункта должны были приложить значительно больше энергии, проявить себя намного ярче, преодолеть больше барьеров, чем не евреи. Когда во второй половине Х1Х века начались международные соревнования по шахматам, именно эта игра, видимо, оказалась тем полем, где иудеи могли проявить себя в полной мере, не опасаясь дискриминации и полагаясь исключительно на знание и интеллект.
Выбор профессии. Несколько другая ситуация складывалась в Средние века. Тогда евреям разрешали заниматься профессиями, запрещёнными для христиан. Они становились торговцами, сборщиками налогов, ростовщиками. Все эти занятия требовали математических способностей и достаточно высокого уровня умственного развития.
Народ книги. Важным фактором интеллектуального развития, столь необходимого для игры в шахматы, для евреев было и религиозное воспитание. Оно начиналось с детства и включало чтение Торы и других книг по Иудаизму. Поэтому уровень грамотности среди потомков Авраама был необычайно высок.
Осторожные шахматы. В марте 1941 года в оккупированном Париже появилась и другая версия. Начало ей положила, как это ни печально, статья в русскоязычной националистической газете великого русского шахматиста Алехина «Арийские и еврейские шахматы». В ней автор (скорее всего, статья была предложением, от которого нельзя отказаться) утверждал, что евреи выигрывают потому, что, в отличие от арийцев, играют в скучные, осторожные шахматы, не идут на риск и острые комбинации. Абсурдность подобного утверждения доказана неоднократно.
И всё-таки, согласитесь, все приведённые версии не до конца объясняют причины исключительного успеха евреев на чёрно-белом поле. Еврейский шахматный феномен остаётся...
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Матроскин »

По-видимому, следующие вброшенные темы будут из ряда "евреи и пинг-понг", "евреи и кометы", "евреи и ваапше" :CL
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Борис Дынин »

По-видимому, следующие вброшенные темы будут из ряда "евреи и пинг-понг", "евреи и кометы", "евреи и ваапше"
Сама возможность поднимать такое разнообразие тем приятна для еврея (не всем дано) :okl
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Матроскин »

Борис Дынин wrote:
По-видимому, следующие вброшенные темы будут из ряда "евреи и пинг-понг", "евреи и кометы", "евреи и ваапше"
Сама возможность поднимать такое разнообразие тем приятна для еврея (не всем дано) :okl
Поднимать, конечно можно, но наступит ли удовлетворение? :lol:
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Борис Дынин »

Поднимать, конечно можно, но наступит ли удовлетворение?
Удовлетворение есть субъективное состояние ума, связанное с телесными ощущениями. Все в наших руках :idea:
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Матроскин »

Борис Дынин wrote:
Поднимать, конечно можно, но наступит ли удовлетворение?
Удовлетворение есть субъективное состояние ума, связанное с телесными ощущениями. Все в наших руках :idea:
А что это за замочная скважина в конце сообщения? :mrgreen:
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Борис Дынин »

А что это за замочная скважина в конце сообщения?
И как это Вам "идея" замочной скважиной представилась? :shock:
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Матроскин »

Борис Дынин wrote:
И как это Вам "идея" замочной скважиной представилась? :shock:
Я совместил в воображении "идею замочной скважины" с "решением в руках" и подумал, что либо речь о лилипуте, либо о замочной скважине в городских воротах. :o :roll: :lol:
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Борис Дынин »

Лев М. пишет:
И всё-таки, согласитесь, все приведённые версии не до конца объясняют причины исключительного успеха евреев на чёрно-белом поле.
Матроскин:
Я совместил в воображении "идею замочной скважины" с "решением в руках" и подумал, что либо речь о лилипуте, либо о замочной скважине в городских воротах
Способность евреев к совмещению в воображении черт (или Бог) знает чего есть ответ на недоумение Льва :roll:
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи и шахматы

Post by Матроскин »

Вы мне напомнили об одной вещи.

В Нью-Йорке на 72 году жизни умер художник-карикатурист и литератор Вагрич Бахчанян.

Бахчанян родился в 1938 г. в Харькове, с середины 60-х перебрался в Москву, где участвовал в неофициальных выставках и работал в юмористическом разделе "ЛГ" "Клуб 12 стульев". Именно он сочинил ряд афоризмов, впоследствии ставших фольклором:

"Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью",
"Лишний человек - это звучит гордо",
"Бей баклуши - спасай Россию!".

В 1974 году Бахчанян эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке.

Полистайте его книжку: Вагрич Бахчанян. Мух уйма: художества (Художества). Не хлебом единым (Меню-коллаж). (Екатеринбург: У-Фактория , 2006)

http://samizdat.zaraz.org/thick/muh_ujm ... anian.html

Очень неординарный человек.
Post Reply