Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

Post by Архивариус »

Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте
Стюарт Клаванс


НЬЮ-ЙОРК (NEXTBOOK) – Как и многие евреи, я внес свой вклад в умножение фильмов о Холокосте. В канун Нового, 1985 года я предпочел потратить деньги на билет в кино, где шла первая часть фильма «Шоа». Спустя несколько лет, когда на экраны вышел «Список Шиндлера», на вопрос о том, сколько еще фильмов о Холокосте нужно миру, я мгновенно парировал: «Мы можем ограничиться 6 миллионами».
Но сейчас, спустя десяток лет и после выхода еще, наверное, сотен фильмов – в сезон выходило не менее шести таких лент, – я почтительно прошу объявить мораторий на фильмы о Холокосте. Беспрерывно переигрывая, перекраивая и перестраивая прошлое, эти фильмы начинают затуманивать саму ту историю, которую они призваны увековечить. Назовите это законом убывающей отдачи – или назовите это парадоксом, отражающим знаменитую внутренне противоречивую заповедь Торы в конце главы «Ки теце», касающуюся людей, бывших прототипами нацистской Германии: «Сотри память об Амалеке из поднебесной. Не забудь». Очень скоро со всем этим сонмом фильмов о Холокосте нам надо будет забыть, чтобы помнить.
Проблема этих фильмов вовсе необязательно состоит в нечистоплотности, методе или намерении. Фильмы, пробившие молчание Голливуда о нацистах, были сняты еще тогда, когда нацизм был живой угрозой: «Смертельный шторм», «Великий диктатор» и «Быть или не быть» -- мелодрама и две комедии. Что же касается главных европейских послевоенных фильмов, они были сделаны (а на Востоке разрешены) исключительно с двоякими целями. «Дальнее путешествие» и «Пассажир» увековечивают лагеря смерти, но также узаконивают чешский и польский режимы, занявшие место фашистского. «Ночь» и «Туман» увековечивают лагеря смерти, но также подвергают сомнению законность французского правления в Алжире.
Авторитетное мнение настаивает на том, что подобные вторые смыслы не должны быть разрешены, когда обсуждается Шоа. Но они кажутся неминуемыми даже тогда, когда искренне стремятся соответствовать меркам «Яд ва-Шема». Как и сам этот институт, фильмы о Холокосте могут выполнять множественную функцию: снискать признание, собрать и распространить информацию, пробудить реакцию аудитории, которая в идеале включает не только евреев. Эта, третья, задача, по мнению многих из нас, включая самых требовательных и ворчливых, казалось бы, была достигнута, когда фильм «Список Шиндлера» пошла смотреть совсем не еврейская публика.
«Ах, какой вы бедный народ! – должен был воскликнуть мир. – Наконец мы поняли! Возьмите этот кусок земли на Ближнем Востоке и живите там в мире и безопасности!»
И какой шок, какое возмущение мы испытали, когда этот крик не последовал. Возможно, многие помнят трехдневный скандал, вспыхнувший после того, как чернокожих детей из городской школы в рамках занятий доставили на автобусе в кинотеатр на фильм «Список Шиндлера» и они отреагировали на этот фильм как на очередной боевик: они смеялись. Для некоторых наблюдателей это было свидетельством морального разложения или неистребимого антисемитизма чернокожих, или, в лучшем случае, трагическим знаком нечувствительности к насилию. Но может быть, это доказывало только то, что люди уже давно не вскакивают со своих кресел при появлении на экране приближающегося поезда. Дети знают, что шоу – это только шоу, даже такое, которое рассказывает о Холокосте. И это означает, что зрители, которые до сих пор не ощущали своей причастности к этим событиям, могут и не воспринять увиденное как отражение реальности.
Весьма вероятно, что аудитория испытывает все большее отторжение с выходом каждого нового фильма о Холокосте. Чтобы грубо представить себе цифры, можно сказать: во втором издании книги «Неизгладимые тени» - о фильмах на тему Холокоста - Аннета Инсдорф приводит каталог из 272 названий. Хотя список и не полон, он включал подавляющее число фильмов о Холокосте, снятых в период с 1939 по 1989 годы. Однако в третье издание книги, вышедшее в 2003 году, Инсдорф добавила к фильмографии еще 170 названий – почти все они были сняты после 1989 года и почти все прямо касались Шоа.
Я не могу отметить, что за этот период на 62% выросло и внимание к евреям.
Это не отрицает возможности морального убеждения. Конечно, можно встретить молодых христиан – да и мусульман тоже, – которые посмотрели «Корчак» и «Память об Анне Франк» или даже «Жизнь прекрасна» и к ним пришло новое понимание, равно как есть и молодые еврейские зрители, которые после просмотра подобных фильмов решили сделать что-то для людей в Дарфуре. Однако в значительной мере увеличение объема этого материала позволяет воспринимать Холокост как один из пунктов развлекательного меню, как еще один воображаемый мир, населенный по воле художника и быстро забытый.
Куда это ведет? Тодд Солондз показал нам в своем художественном фильме «Storytelling» (лента не вошла в фильмографию Инсдорф) едкую, смешную картину за обеденным столом в Нью-Джерси. Семья евреев, живущих в пригороде, все члены которой родились в Соединенных Штатах существенно позже 1945 года, затеяли обсуждение Холокоста и к концу беседы пришли к выводу, что и они тоже заслуживают звания переживших Холокост.
Утрату страстности, утрату документальной убедительности и утрату признания восполняют анекдоты о Гитлере. Это результат нескончаемого производства новых фильмов о Холокосте. К таким же последствиям приведет и афиша конца нынешнего года – «Вызов» («Defiance»), «Валькирия», «Мальчик в полосатой пижаме», «Читатель», «Воскресший Адам» ("Adam Resurrected") и «Хороший» («Good»), поскольку только самый несгибаемый оптимист может надеяться, что все эти фильмы будут отвечать установкам «Яд ва-Шема».
Судя по всему, некоторые из них могут вывести на экран один-другой еврейский персонаж. Картина «Валькирия», к примеру, основана на реальной истории полковника фон Штауффенберга и заговора покушения на Гитлера, а это значит, что главными действующими лицами фильма будут высокопоставленные германские офицеры, жертвы же геноцида будут служить им фоном, создавать нужную атмосферу. Это удобно для режиссера Брайана Сингера, чей фильм 1998 года «Способный ученик» (Apt Pupil) привел к омерзительному восхищению тем, как нацизм влияет на молодежь – и он сможет снова завоевать восхищение аудитории теми же манками. Я предвижу, что в «Валькирии» мы увидим еще прекраснее мундиры, более громкие команды, более мощное оружие, а с участием Карис Ван Хаутен из «Черной книги», возможно, еще и немножко секса. Иными словами, в картине будет все, чего можно ждать от создателя фильма «Люди Икс» (X-Men).
Фильм «Читатель», снятый по роману Бернхарда Шлинка, будет лишен адреналиновой лихорадки сингеровского «Всех перестрелять», но обещает возместить эту недостачу большой долей секса. Те, кто видел рекламу, ждут сцен с мокрой и голой Кейт Уинслет. Читавшие книжку знают, что она попала в такую ситуацию из-за несерьезной и надуманной межличностной дилеммы, которая каким-то образом вызывает больше жалости и внимания, чем уничтожение континентального масштаба, происходящее на периферии этой истории. Попробуй отгадать, видишь ли ты настоящий лагерь смерти или декорации, и задайся вопросом, почему в этом случае это имеет значение.
Должен ли я продолжать дальше по списку? И что значительно важнее, должны ли мы?
Если есть основание для утвердительного ответа, тогда я обнаружил его, когда смотрел новый фильм Эдварда Звика о бригаде Бельского – «Вызов» на предварительном просмотре в Музее еврейского наследия, где я и мой коллега с удивлением обнаружили, что являемся единственными кинокритиками в аудитории, заполненной ныне живущими партизанами и их родственниками. Нам не нужно было обладать большими дедуктивными способностями, чтобы прийти к этому выводу. Сын покойного Тувия Бельского – Роберт Бельский вышел на сцену перед началом просмотра, чтобы приветствовать разные семьи, которые поднимались под аплодисменты тройками, четверками, а то и целыми рядами.
«Черт, -- сказал я своему коллеге. – Все здесь, кроме нас, что-то действительно совершили».
Избавиться от этой навязчивой мысли не было никакой возможности, тем более что фильм так тронул своих зрителей, что один из них начал выкрикивать «Тувия! Зус! Асаэль!», когда актер, игравший того или иного героя, появлялся на экране. Эта аудитория, со своим особым моральным правом явно не была озабочена тем, что истинная история о братьях Бельских была пропущена через фильтр хорошо рассчитанных подвигов, придуманных речей, драматических условностей и кинематографических эффектов. Овация по окончании фильма была поистине громовой, а через нее, подобно выстрелам, прорывался голос, выкрикивавший: «Больше никогда!».
Да, больше никогда, -- подумал я. Сейчас, когда эти партизаны и их родные обрели кинематографическую справедливость, мы можем помнить, чтобы забыть фильмы о Холокосте.

(Стюарт Клаванс – кинокритик и автор книг "Film Follies" и "Left in the Dark."
Перепечатано с Nextbook.org, нового сайта о еврейской культуре.)
Ella
Модератор форума
Posts: 99
Joined: Mon Feb 25, 2008 6:08 am

Re: Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

Post by Ella »

Все верно. Сменилось поколение, пришло время прошедшее осмыслить, а кто по сю пору гордится тем, что "не может постигнуть" Холокоста, остается только в тысячный раз выжимать слезу. Естественно, это уже всем надоело.
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

Post by Soplemennik »

Кинокритик видел всё по долгу службы. Ему просто надоело. Я не видел и трети упомянутых фильмов. Буду их смотреть вне зависимости от его "надоело". Да и сама посылка (не подберу правильное слово) уж больно скользкая. Просто о войне снято в сотни раз больше фильмов и ничего не случилось. Кто не интересуется - смотрит мелодрамы, комедии, фантастику, порно. И никто не говорит "хватит, надоело".

П.С. Каждому зрителю - по ... зрительнице! Вот!
Ella
Модератор форума
Posts: 99
Joined: Mon Feb 25, 2008 6:08 am

Re: Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

Post by Ella »

Не в том вопрос, нужно ли (можно ли) снимать еще, а в том, что снимать (и писать, и рисовать) надо только если есть, чего сказать. Потрясения - кончились. Осмысления нужны. А их-то как раз в этих фильмах и нету.
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

Post by Soplemennik »

Ella wrote:Не в том вопрос, нужно ли (можно ли) снимать еще, а в том, что снимать (и писать, и рисовать) надо только если есть, чего сказать. Потрясения - кончились. Осмысления нужны. А их-то как раз в этих фильмах и нету.
Хоть это явно спорный тезис, но я не рискую дискутировать, у меня не тот уровень познаний в этой области.
Видимо многое зависит от уровня "подготовки" зрителя к определённому фильму, от его жизненного опыта и т.д.
Кому-то фильм нравится, кто-то (не кинокритик!) осмыслил и сделал выводы; другой - наоборот. Шаблоны были, сейчас их нет.
Есть люди, которые не могут жить без индийских фильмов, без "Рабыни Изауры". Другим подавай только Тарковского или Бергмана.
Возвращаясь к фильмам о холокосте, хочу сказать, что они - своего рода, что-ли, исключение из общего правила, как и сам холокост есть исключительное событие современности. К ним нужна какая-то особая мерка. Какая именно? Не берусь судить.
Ella
Модератор форума
Posts: 99
Joined: Mon Feb 25, 2008 6:08 am

Re: Скажи «Больше никогда» фильмам о Холокосте

Post by Ella »

Вот в том-то и беда, что вместо того, чтобы найти место Холокоста среди аналогичных событий современности (в качестве, предположим, "первого среди равных"), понять динамику и истоки, все хором исповедуют "уникальность" и ударяются в сплошные эмоции. С таким подходом даже на уровне "Рабыни Изауры" каши не сваришь.
Post Reply