Матроскин о синагогах:
Почему не строили одинаковые по стилю? Потому что его не было! Все остальное детский крик на лужайке.
*******
С вашего позволения, приведу статью о несуществующей, по мнению Матроскина, еврейской синагогальной архитектуре.
Синагогальная архитектура.
В отличие от Храма, где ритуал осуществлялся в святилище кохенами, а рядовые участники ритуала оставались вне святилища, СИНАГОГА как новый тип культового здания должна была позволить участие всех членов конгрегации в коллективной литургии, которая проводится внутри здания. Таким образом, здание должно было соответствовать численности конгрегации; помещение должно было быть хорошо освещено для чтения Торы, а читающий ее был хорошо виден; наконец, в синагоге должны были быть предусмотрены места для отдыха молящихся во время длительной литургии.
Эти требования объясняют, почему с самого начала планировка синагог не была похожа на планировку языческих святилищ греко-римского мира, а скорее напоминала зал собрания греческого городского совета (булевтериа). Дополнительная сложность состояла в необходимости создания отдельного женского отделения (эзрат нашим). Последнее требование было легче всего соблюсти в конструкциях типа базилики, где колонны окружают центральное пространство и несут галерею, которая используется как эзрат нашим. Наконец, неизменными оставались требования к местоположению синагоги и ее ориентации на Иерусалим (см. выше).
Первоначально СИНАГОГА была местом изучения Священного Писания и не предназначалась служить альтернативой храмовому культу, сосредоточенному в Иерусалиме. В дополнение к древнейшим СИНАГОГАм, обнаруженным в 1960-е гг. на Масаде и в Геродионе (см. выше), при раскопках Гамлы на Голанских высотах было найдено большое общественное здание, которое было отождествлено с синагогой. Здание примыкало к городской стене, а его фасад был обращен на юго-запад, то есть в сторону Иерусалима; внутри вдоль стен помещались скамьи. Рядом с фасадной стороной здания была обнаружена микве. Синагога Гамлы была построена в 1 в. до н. э. и является древнейшей из обнаруженных до сих пор.
Археологические раскопки в Эрец-Исраэль позволили обнаружить остатки многочисленных древних синагог в Галилее (Хурбат-Шема, Марот, Кфар-Неворая, Гуш-Халав, Тверия, Циппори), на плато Голан (Кацрин, Канаф, Эйн-Нашута, Девия), в долине Бет-Шеана (Ма‘оз-Хаим, Рехов), на горе Кармел (Хурват-Сомек), на юге Иудейских гор и в области Шфела (Хурбат-Риммон, Хурбат-`Аним, Хурбат-Ма‘он, Гада); две синагоги самаритян обнаружены в Самарии близ Шхема (в Хирбат-Самира и Ал-Хирба).
Ранние синагоги в Галилее (3–4 вв.) были прямоугольными в плане, их площадь колеблется в пределах от 100 кв. м до 400 кв. м. Обычное соотношение длины и ширины — 11:10. Здания были построены из тесаного камня; имелась галерея, опиравшаяся на два ряда колонн вдоль боковых стен и один ряд вдоль поперечной стены, противоположной фасадной; лестница на галерею была с наружной стороны здания. В некоторых СИНАГОГАх существовала пристройка, служившая, по-видимому, для хранения переносного ковчега. Иногда к синагоге примыкал двор, окруженный крытой колоннадой и служивший, вероятно, местом отдыха для молящихся. Эти синагоги обладают уникальной чертой: их фасады с входными дверями (обычно тремя) обращены к Иерусалиму. При раскопках этих синагог не было обнаружено фиксированного места для ковчега, что заставляет заключить, что ковчег был переносным и вносился в зал во время литургии. Внешний фасад был богато декорирован, в то время как интерьер был весьма скромен, по-видимому, чтобы не отвлекать присутствующих от молитвы.
Во второй половине 3 в. обнаруживается стремление архитекторов модифицировать традиционный тип синагоги, и к 5 в. формируется новый тип СИНАГОГАльного здания, доминировавший вплоть до 8 в. (Переходный тип представлен синагогой в Хаммат-Гадере, в Исфии на горе Кармель и в других местах). В основе нового типа синагоги лежит базилика, такая же, как и в церквах этого периода. Здание было продолговатым, с апсидой, обращенной в сторону Иерусалима. Иногда эти синагоги имели внутренний двор (атриум) и передний двор. В стене, смотрящей в направлении, противоположном Иерусалиму, были три входные двери. Внутри здание было разделено двумя рядами колонн на центр, неф и два боковых придела; в конце зала, заканчивающегося апсидой, часть пространства была отделена алтарной перегородкой с колоннами и алтарными стойками. В апсиде, где находился ковчег, был полуподвал, который, по-видимому, служил генизой или использовался для хранения общинной казны.
Снаружи эти синагоги просты, без каких-либо украшений. Объясняется это тем, что здания синагог строились в византийский период в обход запрета властей на строительство новых синагог. Хотя запрет не соблюдался со всей строгостью, строительство роскошно орнаментированных зданий было бы неуместной провокацией. Внешняя скромность синагог компенсируется богатством интерьера — мозаичными полами, мраморными капителями и алтарными перегородками. Типичным примером синагог этого типа служат синагоги в Бет-Альфе, Иерихоне, Эйн-Геди. Следует, однако, подчеркнуть, что смена архитектурных типов не была резкой, — синагоги старого типа продолжали строиться и тогда, когда новый тип уже стал господствующим.
Развитие Синагогальной архитектуры в диаспоре в целом следует образцу синагог в Эрец-Исраэль. Обнаруженные археологами ранние синагоги на Делосе (Греция), 69 г. н. э., в Приене и в Милеете (западное побережье Анатолии) строились по плану базилики, и этот план сохраняется и в более поздних зданиях — в СИНАГОГАх города Сарды (2 в.) и Остии (4 в.). В знаменитой синагоге в Дура-Европос (244–245) стены были украшены богатыми фресками; отсутствовало женское отделение.
Еврейские общины раннего средневековья были малочисленны, что отразилось в размерах синагог этого периода, которые иногда представляли собой просто большую комнату. Вплоть до 18 в. евреи избегали богатой внешней отделки здания синагоги, чтобы не привлекать внимание местных властей, которые нередко вообще запрещали строительство новых синагог. Немногочисленные исключения (например, знаменитая СИНАГОГА «Алтнойшул» в Праге) были следствием временного либерализма по отношению к евреям в данном месте. В противоположность скромности внешней отделки зданий интерьеры многих средневековых синагог отличаются роскошью.
Одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы, сохранившихся в своем первозданном виде, — СИНАГОГА в Вормсе (была разрушена нацистами в «Хрустальную ночь» в 1938 г., отреставрирована в 1961 г.). Сооружение этой синагоги началось в 1034 г.; в конце 12 в. здание было перестроено — раннероманский стиль был, однако, изменен на позднероманский. План этой синагоги стал прототипом средневековых двунефных синагог в Центральной Европе. В плане СИНАГОГА представляет собой прямоугольник; две колонны в романском стиле с декорированными капителями поддерживают шесть крестовых сводов; бима расположена между этими колоннами. Прилегающее к северной стене здания женское отделение, построенное в 1213 г., вскоре после завершения строительства главного зала, по величине не уступает основному залу. Оно также представляет собой двунефный зал; так как этот зал не требовал бимы, в нем использована только одна центральная колонна.
В Эгерской синагоге (Венгрия, 14 в.; здание разрушено в 1856 г.) был двунефный зал с четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на одну колонну. Двунефного типа была СИНАГОГА в Регенсбурге, разрушенная по постановлению городского совета после изгнания евреев из города в 1519 г. (известна по двум гравюрам Альберта Альтдорфера), а также пражская СИНАГОГА «Алтнойшул» (см. выше), уникальная среди других средневековых синагог своим внешним великолепием. В плане эта СИНАГОГА представляет собой прямоугольник с двумя колоннами, поддерживающими крестовые своды.
Другим распространенным типом средневековой синагоги в Центральной Европе была однонефная СИНАГОГА. Наиболее известной из такого типа синагог была СИНАГОГА в Эрфурте: она не имеет каменных сводов, в то время как другие однонефные синагоги имеют своды, характерные для однонефных готических залов. Среди сохранившихся или существовавших до Второй мировой войны однонефных синагог известны синагоги в Бамберге, Милтенберге, Лайпнике и «Пинкас-шул» в Праге (13 в.). Часто синагоги этого стиля обладали вытянутой формой и имели стрельчатые окна. В этих СИНАГОГАх ковчег был встроен в нишу или небольшую апсиду. Этот тип получил широкое распространение в Богемии и Галиции.
Синагогальное строительство начало обнаруживать влияние церковной архитектуры, в частности, ковчег приобрел форму, напоминающую алтарь в католических церквях, что постепенно стало нормой для всех европейских синагог.
С конца 16 в. в СИНАГОГАльном строительстве начало сказываться влияние ренессансной, а затем — барочной архитектуры. Майзелева СИНАГОГА в Праге, построенная в 1592 г. на пожертвования Мордехая Майзеля (1528–1601) по специальному разрешению императора Рудольфа II, имела характерные ренессансные формы (квадратные в плане), сочетавшиеся с готическими элементами. Такое же сочетание характерно и для построенной в конце 16 в. в Праге синагоги «Клауз». В Кракове синагоги 17 в. носят ярко выраженный ренессансный стиль: старейшие из них — СИНАГОГА рабби М. Иссерлеса, а также СИНАГОГА рабби Ицхака Якобовича, построенная в 1644 г. итальянским архитектором Франческо Оливьери. В 1582 г. во Львове в характерном стиле польского ренессанса была построена СИНАГОГА рабби Ицхака Нахмановича. Этот тип синагог, распространенный в Польше, проник затем в Богемию, Моравию и Германию.
Наряду с европейским архитектурными влияниями в СИНАГОГАльном строительстве Польши в 16–17 вв. вырабатывается особый стиль интерьера — четырехколонный зал, представляющий собой концентрическую структуру с бимой в центре. Такая планировка подчеркивает центральное значение бимы, которая полностью интегрирована в структурную систему колонн и волют, образуя четко выделенное центральное субпространство посреди зала. Примерами такой организации интерьера были синагоги в Вильне, Новогрудке, Луцке и других местах. Внешний вид этих синагог отражал как местные условия, так и архитектурный стиль того времени.
Многие из этих синагог, особенно расположенные вне городских стен, были построены как крепости для защиты от нападения казаков или татар (например, Форштадская СИНАГОГА во Львове, СИНАГОГА в Жолкве, Луцке, Пинске). Четырехколонный зал получил распространение также в СИНАГОГАльном строительстве в Эрец-Исраэль, где он был модифицирован использованием византийской концепции внутреннего пространства, образуемого четырьмя колоннами, несущими купол. Четырехколонные синагоги в Эрец-Исраэль: ашкеназская СИНАГОГА «Ари» и сефардская СИНАГОГА рабби Ицхака Абоава в Цфате, СИНАГОГА «Аврахам авину» в Хевроне (разрушена в 1929 г.), а также СИНАГОГА «Элия» и «Истамбули» в Старом городе Иерусалима (разрушены в 1948 г. и восстановлены в 1971 г.).
Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие особое распространение с середины 17 в. В деревянном СИНАГОГАльном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Площадь молитвенного помещения обычно составляла 15 кв. м, женское отделение образовывало пристройку или помещалось на внутренней галерее. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог — в Ходорове близ Львова (1651). Стены были расписаны изнутри Исраэлем бен Мордехаем и Ицхаком бен Иехудой Лейбом; они расписали и синагогу в местечке Гвозьдзец, имевшую восьмиугольный деревянный купол по центру здания.
Знаменитые деревянные синагоги — в Яблонове, Лютомирске, Заблудуве, Вольне и других городах и местечках — в своем большинстве были построены в конце 17 в. – начале 18 в. Деревянное СИНАГОГАльное зодчество быстро распространялось на Запад, в 1676 г. деревянная СИНАГОГА была построена в Курнике близ Познани. Эта СИНАГОГА имеет сложную купольную структуру, украшенную резьбой и росписью; внутри — деревянные колонны тосканского ордера, характерные для дворянских поместий в этом районе. Деревянные синагоги строились и в Германии, где наиболее известны синагоги в Бекхофене, в Хорбе (макет экспонируется в Израильском музее в Иерусалиме) и в Кирххайме.
В мусульманской Испании СИНАГОГАльное строительство испытывало влияние арабской архитектуры. Синагоги, построенные в этот период, не сохранились, однако даже те синагоги, которые были построены в христианской Испании, носят отпечаток «мавританского» (мудехар) стиля. По образцу мечетей, стены которых были декорированы стихами из Корана, стены синагог в Испании украшались стихами из Библии.
Два наиболее известных СИНАГОГАльных здания в Испании находятся в Толедо. Одно из них, построенное, по-видимому, во второй половине 13 в. Иосефом ибн Шушаном, было конфисковано в начале 15 в. церковными властями и превращено в церковь, известную как церковь Санта Мария ла Бланка. Подобно большинству средневековых синагог, это здание выглядит скромно снаружи и отличается великолепием интерьера. Здание имеет план и структуру, характерные для мечети. Четыре длинные аркады делят внутреннее пространство на пять пролетов. Арки имеют подковообразную форму; капители колонн украшены богатой резьбой. Маленькие круглые окна в западной стене очевидно принадлежали женскому отделению, которое не сохранилось. Несмотря на сравнительно малый размер (22 м × 28 м), помещение выглядит просторным благодаря искусно рассчитанному расположению колонн и подковообразных арок.
Второе здание (позже церковь Эль Трансито в бывшем еврейском квартале Толедо) — СИНАГОГА Шмуэля ха-Леви Абул‘афии, министра короля Педро Жестокого, построенная, по-видимому, в 1357 г. В плане это здание — вытянутый прямоугольник (9,5 м × 23 м). Стены декорированы орнаментом в стиле мудехар — строки стихов из Псалмов чередуются с декоративными растительными виньетками. Стены эзрат нашим также декорированы стилизованными надписями (стихи из песни Мирьям). Ниша в восточной стене была предназначена для ковчега, на ее боковых стенках — надписи, говорящие о том, что здание построено Шмуэлем Абул‘афией. Окна украшены алебастровыми решетками, рассеивающими свет.
Форма бимы в средневековой синагоге Испании известна по миниатюрам и иллюстрированным манускриптам 13 в. Первоначально бима, как кажется, не была доминирующей архитектурной частью интерьера; она представляла собой легкое деревянное сооружение, расположенное в западной части зала, противоположной местонахождению ковчега; в синагоге в Кордове бима, видимо, даже непосредственно примыкала к стене. Такое расположение бимы положило начало формированию интерьера вдоль оси бима — ковчег, основанного на их взаимном балансе. Изгнание евреев в 1492 г. положило конец развитию этого интерьера в самой Испании, однако он сохранился в СИНАГОГАх, строившихся изгнанниками в странах их нового местожительства. В кордовской синагоге существует надпись, упоминающая время строительства (5075 г., то есть 1314–15 гг.) и имя ее строителя: «Ицхак Мехав, сын достопочтенного Эфраима...». Эту синагогу иногда называют «Синагога Рамбама» (см. Маймонид), хотя тот покинул Кордову в возрасте 11 лет.
Испанские марраны, создавшие в 17 в. свои общины в Нидерландах и Англии, утратили связь с Испанией, и в их СИНАГОГАльном строительстве сильно чувствуется влияние местных архитектурных концепций. Большая СИНАГОГА португальской общины в Амстердаме (1671–75) обнаруживает влияние голландской церковной архитектуры, а испанские и португальские синагоги в Бевис Марксе в Лондоне (1701) напоминает ассамблейные залы английских нонконформистов. Однако осевая структура интерьера бима — ковчег несомненно является данью испанской традиции.
В Италии наряду с СИНАГОГАльным залом здание синагоги зачастую включало дополнительные помещения — бет-мидраш, кабинеты общинных чиновников и т. п.; в таких зданиях СИНАГОГА обычно находилась на втором этаже. Декоративные стили, использовавшиеся для украшения интерьера, были разнообразны — от ренессанса до рококо. Интерьер итальянских, как и испанских, синагог был организован вдоль оси, полюсами которой были ковчег и бима; эта структура окончательно сформировалась в 16–17 вв.; относительно синагог более раннего периода известно очень мало.
Характерный интерьер итальянских, особенно североитальянских синагог состоит из расположенных в противоположных концах зала бимы и ковчега; бима поднята на уровень бельэтажа, оставляя внизу достаточно места для входной двери в зал, так что входящий сразу же упирается взглядом в ковчег. Места для членов конгрегации расположены вдоль оси бима — ковчег у двух противоположных стен; молящиеся образуют две равные группы, сидящие лицом друг к другу и разделенные проходом, соединяющим биму и ковчег. Такое расположение скамей позволяет всем присутствующим видеть оба центра, вокруг которых строится литургия. Часто ковчег помещался не просто у стены, а в специальной нише или апсиде.
По такому же образцу построены обе сохранившиеся синагоги Прованса — в Карпантра и Кавайоне. Структура интерьера итальянских синагог представляет собой идеальное решение изначальной проблемы организации пространства СИНАГОГАльного зала с его двумя центрами — бимой и ковчегом. Наиболее интересна из североитальянских синагог — испанская СИНАГОГА в Венеции «Скуола Гранде Спаньола». Она была построена в середине 16 в. и перестроена в середине 17 в. знаменитым архитектором Балдассаре Лонгеной, создателем барочной церкви Санта Мария делла Салюте и других выдающихся архитектурных сооружений Венеции. В прямоугольный в плане зал встроена эллиптическая женская галерея; ковчег и бима расположены у восточной и западной стен соответственно, в то время как сиденья для членов конгрегации расположены вдоль северной и южной стен и разделены проходом. Аналогичное решение проблемы интерьера принято и в других выдающихся СИНАГОГАх Венеции — «Левантине», «Тедеска», «Скуола Кантон» и «Итальяна», построенных в 17 в. в еврейском гетто города.
Наряду с решением интерьера итальянские синагоги характеризовались высоким уровнем декоративного оформления помещения и ритуальной утвари. Барочные ковчеги итальянских синагог экспонируются в ряде ведущих музеев мира. Некоторые из малых итальянских общин, прекративших свое существование, пожертвовали внутреннее убранство своих синагог Израилю с тем, чтобы оно было использовано в новых израильских СИНАГОГАх. Так, в частности, оборудование синагоги «Корнельяно Венето» использовано в иерусалимской «Итальяна», а СИНАГОГА «Витторио Венето» была полностью реконструирована в специальном зале в Израильском музее в Иерусалиме.
Многие старинные синагоги в арабских странах сохранились до наших дней. Большая СИНАГОГА Багдада описана у Биньямина из Туделы: здание с внутренней колоннадой, с залом, выходящим во двор, что характерно для архитектуры арабских мечетей. Стены были великолепно украшены стилизованными надписями, подобно тому, как это было принято в испанских СИНАГОГАх. Знаменитая СИНАГОГА в Фостате (см. Каир) была коптской базиликой, построенной в 9 в. В Дамаске была сводчатая СИНАГОГА, зал которой был разделен колоннадами на три пролета. Синагога в Халебе напоминала старинные мечети Каира — «Амр» и «Ибн-Тулун»: она имела внутренний двор, в котором находилась бима под собственной крышей, а прихожане сидели в крытых колоннадах по периметру двора; ковчег был помещен так же, как михраб в мечетях. Синагога в Халебе была наиболее выраженным примером исламского влияния на СИНАГОГАльную архитектуру.
В 18 в. СИНАГОГАльная архитектура претерпела ряд существенных изменений. В этот период правители некоторых германских земель были заинтересованы в привлечении еврейских торговцев и ремесленников для укрепления местной экономики и оказывали личное покровительство евреям, иногда содействовали строительству синагог. Примерами таких синагог служат СИНАГОГА «Хайденройтергассе» в Берлине (1714) и СИНАГОГА в Ансбахе (Бавария, 1746). В Вёрлице (Саксония) герцог Анхальт-Дессау построил синагогу в собственном парке (1790) против храмовой ротонды богини Весты. В Англии построенная в этот период Большая лондонская СИНАГОГА (1790) спланирована английским архитектором Дж. Спиллером в стиле классицизма. В США было построено несколько синагог в григорианском стиле (например, СИНАГОГА в Ньюпорте, штат Род-Айленд (1763) и СИНАГОГА в Чарлстоне, штат Южная Каролина (1797).
Синагогальная архитектура в 19 в. переживала упадок. Еврейство Западной Европы и США после эмансипации стремилось к созданию монументальных СИНАГОГАльных построек; результатом были большие и претенциозные здания, не отличавшиеся архитектурными достижениями. С 19 в. СИНАГОГАльная архитектура не выработала единых и оригинальных стилей, которые отличали бы ее от архитектурных течений своего времени. Во второй половине 19 в. архитектурный эклектизм сказался в строительстве синагог в «египетском», греческом, римском, «мавританском», романском, готическом, ренессансном, барочном и других стилях, причем декоративная сторона не имела функциональной связи с назначением здания и структурой интерьера.
Среди СИНАГОГАльных зданий в классицистическом стиле выделяются синагоги: на улице Нотр-Дам в Париже (1819–20), на Зайтенгассе в Вене (1824), в Мюнхене (1826), СИНАГОГА «Обуда» в Будапеште (1820–21), Новая СИНАГОГА в Лондоне (1838) и «Бет-Элохим» в Чарлстоне (1841). Поход Наполеона I в Египет (1798) вызвал моду на «египетский» стиль, иногда сочетавшийся с классицизмом, например, в синагоге Копенгагена (1833) и ряде синагог в США. Некоторые синагоги, преимущественно в Центральной Европе и США, испытали влияние готического стиля, вошедшего в моду в середине 19 в. Синагоги в псевдоготическом стиле были построены в Вене Максом Флейшером.
Однако христианские ассоциации готического стиля воспрепятствовали его широкому распространению в СИНАГОГАльном строительстве, в котором в этот период распространился «мавританский» стиль — сначала в Германии (СИНАГОГА в Кёльне, 1861; СИНАГОГА на Ораниенбургштрассе, Берлин, 1856–66), а затем и в других странах (Центральная СИНАГОГА в Лондоне, 1870; флорентийская СИНАГОГА, 1880; Хоральная СИНАГОГА в Петербурге, 1893). Этот стиль был импортирован в США через еврейские конгрегации выходцев из Германии («Темпл Эммануэль», Нью-Йорк, 1868; «Родеф шалом», Филадельфия, 1869–70; «Плумстрит темпл», Цинциннати, Огайо, 1866 и другие). К концу 19 в. стиль классицизма вновь вошел в моду.
В Эрец-Исраэль в середине 19 в. были построены две большие ашкеназские синагоги в Иерусалиме — «Хурват рабби Иехуда Хасид», хасидская СИНАГОГА «Тиф’ерет Исраэль» (обе в Старом городе Иерусалима) и «Бет ха-мидраш ха-гадол» на улице Меа-Ше‘арим (построена в конце 19 в., в архитектуре очевидно влияние восточноевропейской традиции бет-мидрашей). Строительство первой из них длилось около 30 лет (с конца 1830-х гг. до конца 1860-х гг.). Автором проекта был турецкий архитектор Асад Эфенди, направленный султаном для ремонта строений на Храмовой горе. Возможно, что проект синагоги был также сделан Асадом Эфенди по распоряжению султана.
Синагога «Хурват рабби Иехуда Хасид» — характерная османская монументальная постройка: четыре арочных свода, в центре которых — барабан с окнами, на который опирается круглый купол; высота зала — 24 м. Синагога «Тиф’ерет Исраэль» (строительство завершено в 1870-х гг.) — кубическое здание (высота зала — 20 м) с куполом на высоком барабане; интерьер выполнен в стиле общественных и культовых зданий, построенных европейцами в этот же период в Иерусалиме, главным образом возле Яффских ворот. Вместе с тем, в архитектуре «Тиф’ерет Исраэль» чувствуется влияние стиля древних синагог, которые в этот период были обнаружены в Галилее.
В мошавот (см. Мошава), основанных бароном Э. де Ротшильдом, был построен ряд синагог, которые в уменьшенном виде воспроизводили монументальные СИНАГОГАльные здания, возведенные в Европе в конце 19 в. Таковы синагоги в Зихрон-Я‘акове, Ришон-ле-Ционе, Мазкерет-Батье и других местах. С развитием религиозных мошавов там сложилась функциональная форма СИНАГОГАльных зданий, в которых наряду с помещением для молитвы имеются помещения для других видов религиозной и общинной деятельности, в том числе для церемоний, для учебы, для библиотеки и т. п.
В конце 19 в. – начале 20 в. СИНАГОГАльная архитектура начала испытывать влияние функционализма. Первым примером упрощенного дизайна служат СИНАГОГА «Аншей-ма‘арив» в Чикаго (1890–91), синагоги в Эссене (1913) и Цюрихе (1923–24). Среди наиболее интересных образцов функционалистического стиля — СИНАГОГА в Хитцинге, Вена (1924), «Либеральная СИНАГОГА» в Гамбурге (1931), СИНАГОГА «Иешурун» в Иерусалиме (1934–35) и СИНАГОГА «Доллис хилл» в Лондоне (1937).
Из синагог, построенных во второй половине 20 в. в модернистском стиле, заслуживают упоминания пирамидальный «Бет-шалом» в Филадельфии (1954), СИНАГОГА в Страсбуре (1958), СИНАГОГА в общинном центре Бернарда Лайонса в Лидсе (1963), «Микве-Исраэль» в Филадельфии (1968) и Большая СИНАГОГА в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, внешне напоминающие маген-Давид, Скрижали завета и т. п.) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е гг., в особенности, в новых поселениях в Иудее и Самарии.
http://www.eleven.co.il/?mode=article&i ... 3%CE%C3%C0