Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Чт дек 14, 2017 8:17 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Чт мар 06, 2008 3:19 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
НАГИБИН И РИХТЕР ПРОТИВ МОЕГО ОТЦА
А. А. Локшин


1.МЫСЛИМО ЛИ ЭТО?

В 2004 году в издательстве ВЗОИ вышел том сочинений Юрия Нагибина под общим названием «Вечная музыка». На странице 355 этого тома упоминается некий высокоодаренный, но, увы, завербованный «органами» композитор, который посадил Веру Прохорову (и не только ее). А затем следует предупреждение:
«Мне не хочется называть имени этого человека; его уже нет в живых. Он нес наказание в себе самом. Но сейчас находятся люди, которым хочется во что бы то ни стало его реабилитировать, причем самым недопустимым способом: клеветой на тех, кто был его жертвой. Лучше бы им помолчать. Пусть искупает свою вину музыкой, которая так долго была под запретом, а сейчас начала звучать. Иначе – я повторяю предупреждение Пушкина: “Но если…”» (То, что в нагибинском тексте имя моего отца не названо, не меняет сути дела: еще в декабре 2002 года в передаче по 1-му каналу Российского государственного телевидения (!) Вера Прохорова назвала это имя.)
Интересно, конечно, как такое могло случиться, что музыка стукача оказалась под запретом. Поражает воображение и то, как Нагибин, умерший в 1994 году, мог предвидеть скандалы, разразившиеся совсем недавно. Вообще, похоже, что классик еще не сказал своего последнего слова…
Но следует ли выбирать Нагибина своим путеводителем по прошлому?
Вот что пишет по этому поводу А.И. Солженицын в своей статье «Двоенье Юрия Нагибина» (Новый мир, 2003, №4, с.16):
«Вторая женитьба решительно повернула ход жизни Нагибина во время войны <…> он взят в ЦК комсомола, в тайный штаб ( хотя в юности “я сумел избежать комсомола”). Там во множестве писал какие-то секретные отчеты наверх и воззвания к оккупированному населению – “о чем была эта писанина, убей бог не помню” – мыслимо ли такое? <…> Но дальше еще невероятнее – вскоре же наш герой взят без проверки(?!) в отдел контрпропаганды Главного Политуправления Красной Армии – “у меня даже не спросили документов” (?)»
Приведу еще один не менее красноречивый отрывок из солженицынской статьи:
«Тут [т.е. в «Дневнике» Нагибина – А.Л.] и прямо о кино: “Я делаю в кино вещи, которые работают на наш строй, а их портят, терзают, лишают смысла и положительной силы воздействия. И никто не хочет заступиться”; и даже вот его “вычеркнули из едущих на летнюю Олимпиаду… А ведь я объездил двадцать пять стран… и вел себя безукоризненно во всех поездках”, я “ заслужил у властей.” Безукоризненно вел, положительное воздействие! – все по меркам ЧК и ЦК – какой автопортрет преуспевшего советского писателя-хряка и сколько сотен их он объясняет!»

В заключение – совершенно невероятная (по силе воздействия на читателя) сцена из «Вечной музыки» Нагибина (с. 348 – 352):
«Зато вскоре там [т.е. в комнате,освободившейся [1] после ареста родственников Прохоровой. - А.Л.] появился новый жилец [Святослав Рихтер.- А.Л.] <…> . Из трех смежных комнат было создано пространство, вместившее целую толпу гостей, которым не было тесно. Тут разместился бар со столиками, эстрада – крышка Славиного прокатного рояля <…>, а на крышке поочередно появлялись две певицы-студийки, исполнявшие лихие куплеты под Славин аккомпанемент. Когда одна из них по ходу дела приподняла юбку над стройными ногами, посетители кабачка дружно закричали : «Выше! Выше!»»
Почему-то вспоминается “Мастер и Маргарита”, не правда ли?
[1] Терминология В.И.Прохоровой. См. ее статью "Он был всецело в жизни..."/Вспоминая Святослава Рихтера.-М.: Константа, 2000, с.47.

январь 2005 – октябрь 2006


2.НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ

О противостоянии Рихтер – Локшин писала Татьяна Апраксина в своем эссе “По ту сторону Реквиема”; отрывок из этого эссе помещен на http://www.lokshin.org. Впрочем, Апраксина не называет имен. Я же хочу, по возможности, расставить точки над i.
После того как в 2000-ом году книга “Вспоминая Святослава Рихтера” вышла из печати, меня спрашивали: “Отчего Святослав Теофилович так скверно относился к вашему отцу?”
Похоже, что сейчас я могу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Но вначале процитирую статью М.Г. Нейгауз из упомянутого сборника “Вспоминая Святослава Рихтера” (с.34):
<< В августе 1950 года Веру [Прохорову ] арестовали. Слава [Рихтер] предупреждал Веру, что ее близкий друг – опасный человек, может на нее донести. Она не верила и говорила с этим человеком обо всем с полной откровенностью. В тюрьме Вера убедилась, что Слава был прав. Вернувшись через шесть лет в Москву, она спросила Славу, откуда он знал, что этот человек – доносчик. Слава ответил, что он ничего не знал, но ему так казалось.>>
Нет ни малейшего сомнения в том, что квартира Прохоровой тщательно прослушивалась и с помощью этой прослушки органы сумели внушить Прохоровой то, в чем она “убедилась” (см. мою статью “Мышеловка“ в №13 “Заметок” за 2007 год).
Мог ли Рихтер не понимать специфики квартиры Прохоровой?
Рихтер, который жил в этой квартире с 1942 по 1946 год ( а потом там регулярно бывал).
Рихтер, который знал, что за ним велось наружное наблюдение не только во время войны, но и после.
Рихтер, у которого отец был расстрелян НКВД в 1941-ом.
Рихтер, у которого мать ушла на Запад с немцами в 1944-ом.
Рихтер, которого уже в 1950-ом выпустили с гастролями по странам соцлагеря.
Рихтер, который играл на похоронах Сталина.
Рихтер, которого в 1960-ом выпустили с гастролями на Запад [2].
Но если Рихтер хотя бы догадывался о том, что в прохоровской квартире просвечиваются вдоль и поперек приходящие туда посетители, то КАК ТОГДА ПОНИМАТЬ ЕГО “СБЫВШЕЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЕ” (“ОН ТЕБЯ ПОСАДИТ”)?
Для ответа на этот мучительный вопрос имеет смысл прочесть статью Артура Штильмана о Борисе Гольдштейне (Еврейская старина, 2006, №7), где сказано, в частности, следующее:
<<Где-то в 1976 году, бывшая соученица артиста ещё по классу Столярского, скрипачка Большого Театра М. Стыс волею судеб попала как-то в "салон" Нины Львовны Дорлиак (жены пианиста С.Т.Рихтера). По словам Стыс, среди многих тем текущего момента вдруг возник разговор о Гольдштейне. Неожиданно Нина Львовна сказала: "Пока мы (то есть надо понимать, её муж Рихтер - А.Ш.) ездим в Германию, Буся Гольдштейн там карьеры не сделает…" Естественно, вскоре её слова стали известны очень многим, да и, наверное, были адресованы многим потенциальным эмигрантам, подумывающим о переезде на Запад.
Можно верить и не верить в совпадения, но факт остаётся фактом - вскоре после этого импресарио Гольдштейна, очень успешно начавшего свои выступления в Европе, встречая повсюду большой интерес публики и полные залы, направил артисту письмо с уведомлением о невозможности продолжать с ним контракт "по причинам общеэкономическим, вызывающим необходимость сокращения работы и обязательствам по отношению к своим "старым" клиентам которых не может бросить из-за многолетнего сотрудничества". И это при неподдельном интересе к искусству Гольдштейна, полным залам и восторженным рецензиям?! За всем этим, несомненно, стояло давление извне. Примерно такая же история произошла с моим другом певцом Мишей Райцином и примерно в то же время, но в Америке.
Понятно, что этот эпизод не повлиял на дальнейшее развитие концертной работы замечательного артиста, но история эта совершенно ясно показала, что в Москве о нём не забыли…<…>

<…> Я [т.е. А. Штильман] рассказал ему [Борису Гольдштейну] историю со зловещим предсказанием Н.Л. Дорлиак. Мне показалось, что он об этом знал. "Ну что вы хотите? Они ведь подневольные люди", - ответил он спокойно. >>
[2] Все перечисленные факты взяты мной из упомянутого выше сборника "Вспоминая Святослава Рихтера" и книги Б.Монсенжона "Рихтер.Дневники.Диалоги" (М.: Классика-XXI, 2007).
март 2008


Последний раз редактировалось ALokshin Ср авг 27, 2008 2:17 am, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Пт мар 07, 2008 4:48 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
3. ЦИТАТА ИЗ КНИГИ Г.Б.ГОРДОНА
А.А.Локшин
Не будь свидетельства Артура Штильмана, “сбывшееся предсказание” Рихтера можно было бы интерпретировать по-разному. Например, как всего лишь проявление минутной обиды на моего отца, выразившееся в словах, адресованных Прохоровой: “Он тебя посадит”. (Мой отец бывал иногда несправедлив и резок. Когда-то он высказался примерно в таком духе: у Рихтера рояль звучит как разбитое корыто.)
Однако свидетельство А.Штильмана и моя “Мышеловка”, взятые вместе, в сущности, превращают “сбывшееся предсказание” в неприятнейший вопрос, обращенный к самому Рихтеру.
Собственно говоря , историческая правда и должна возникать на перекрестке независимых свидетельств (если только “неудобным” свидетельствам не затыкают рот). Дополнительное освещение возникающей картинке прошлого придает следующая цитата из книги Г.Б.Гордона “Эмиль Гилельс. За гранью мифа” (М.: Классика-XXI, 2007, с.151-154):
<<В 1998 году сын Бориса Пастернака Евгений Пастернак опубликовал переписку своих родителей. Письма он скрепил собственными комментариями и воспоминаниями. Читаем: "14 октября он [Борис Пастернак] выехал из Москвы в Чистополь как член Правления Союза писателей, которое было особым распоряжением эвакуировано в страшные дни немецкого наступления на Москву. Неподчинившиеся указу об эвакуации подвергались опасности ареста со стороны НКВД - как "предатели" , ждущие прихода немцев. Особенное подозрение вызывали лица немецкого происхождения. Многие были расстреляны в те дни. Через несколько дней после папиного отъезда арестовали Генриха Густавовича Нейгауза. Заступничество Эмиля Гилельса спасло его от гибели."
Наконец, сказано. Нейгауза держали в тюрьме на Лубянке и ему грозил - рука не повинуется написать - расстрел.<...>
Теперь, думаю, крайне важно получить информацию из уст Рихтера. Он рассказывает Б.Монсенжону: “Его [Нейгауза] посадили в тюрьму. Но в нем было столько обаяния, что ему удалось смягчить даже эти инстанции. Через два месяца его выпустили и эвакуировали в Свердловск…”
Отдадим Рихтеру должное: роль Гилельса обрисована им необычайно выпукло. То, что он был не осведомлен , - исключено. Но оказывается было так: перед очаровательными, обворожительными людьми двери тюрем открывались - выходите, пожалуйста…
Подобными “странностями” – и на самые разные темы – рихтеровская книга переполнена. Смею утверждать: книга еще не прочитана.>>
март 2008


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Пт июн 13, 2008 10:46 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
ГОРЕЧЬ ЛЮСТРАЦИИ
А.А.Локшин

6 июня 2006 года Ирина Корсунская, прочитав моего “Гения зла” и, в частности, письмо И.Л.Кушнеровой от 28.07.2003, высказалась [в интервью Елене Шварц] о причинах ареста своей родственницы [пианистки, ученицы Г.Г.Нейгауза] Веры Максимовой-Лимчер, обвинив в этом аресте моего отца [композитора А.Л.Локшина (1920 – 1987)]. Интервью Ирины Корсунской помещено на сайте IGRUNOV.RU .
Вот мой ответ.
Достаточно сопоставить две даты:
1944 год, арест Веры Максимовой по обвинению в заговоре против Берии и в террористическом акте [см. текст И.Корсунской];
1948 год, продолжение учебы в Консерватории (напомню – при живом Берии) [см.упомянутое письмо И.Л.Кушнеровой],
чтобы понять – в судьбу Веры Максимовой вмешались ВЫСШИЕ СИЛЫ,которые редко делают что-нибудь задаром.
Я считаю, что трагический выбор [т.е. самоубийство ] Веры Максимовой-Лимчер – это отрицание того, что ее заставили говорить о моем отце.
январь 2007

Этот текст, за исключением слов в квадратных скобках, был послан в январе 2007 года Елене Шварц, но никакой реакции не последовало. Поэтому я сейчас выскажусь подробнее.
В тексте интервью Корсунской есть такие слова:“Во-первых, он [т.е. мой отец] распространил про Веруську слух , что она стучит – это излюбленная тактика.”
На это я отвечу следующим образом. Если двое обвиняют друг друга в стукачестве, то, видимо, один из них совершает мужественный поступок, а другой распространяет клевету. Вопрос только в том, кто есть кто. Соображение насчет “излюбленной тактики” я могу вернуть Корсунской обратно, им можно затем перебрасываться сколько угодно.
Как я полагаю, в противостоянии такого рода положение человека, не имеющего отношения к “органам”, осложняется тем, что его запугивают (и ему приходится быстро замолчать) , а “органы” распускают о нем слухи по своим каналам, придавая клевете видимость объективности.
Поэтому, расследуя взаимные обвинения такого рода, нужно обращать внимание только на детали, которые не могли быть сфальсифицированы. В данном случае - это упомянутые выше даты: 1944 год – арест по обвинению в акте террора и 1948 год – продолжение учебы в Консерватории.
Как известно, в те годы меньше пяти лет за “политику” не давали (а за террор давали значительно больше). И досрочное освобождение ПРИ ТАКОМ ПРИГОВОРЕ могло произойти либо по личному распоряжению Сталина, либо по согласованию с “органами”. В случае Максимовой первая из двух возможностей , как я полагаю, отпадает. Для сравнения добавлю, что досрочное освобождение Генриха Нейгауза в 1942 году (после девяти месяцев отсидки в одиночной камере) вдова его ученика Анатолия Ведерникова назвала в своих воспоминаниях “почти немыслимым “ по тем временам. Но за Нейгауза хлопотали знаменитые музыканты, известные ученые…
x x x

Но это не все.
Из текста интервью Корсунской я узнал, что Вера Максимова работала переводчицей с немецкого в лагере для военнопленных. Можно ли себе представить, чтобы такая работа (выпытывание всяческих немецких секретов) не была сопряжена со службой в НКВД? Приведу цитату из книги Ирмы Кудровой “Путь комет”, т.3 (СПб: Изд-во “Крига”, 2007, с.222):
“ В сегодняшней Елабуге мне удалось найти женщину, которая <…> была переводчицей с немецкого в лагере для военнопленных. Лагерь возник в начале 1942 года, и осенью сорок первого к его открытию уже наверняка готовились, набирали штат. <…> Тамару Михайловну Гребенщикову, с которой я беседовала, направили на эту работу специальным распоряжением НКВД Татарии.”
х х х
В заключение отмечу, что арест собственных агентов “в оперативных целях” практиковался в НКВД еще в тридцатые годы. (См. Штильмарк Р. “Падшие ангелы”. – Душанбе, 1992, с. 210.) Приведу также еще одну любопытную цитату:
<<ДИРЕКТИВА НКГБ СССР О РАЗВЕРТЫВАНИИ АГЕНТУРНО-
ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
1 июля 1941 г. Совершенно секретно

<…> 6. В качестве одного из методов зашифровки агентуры, оставляемой на занятой врагом территории , практиковать фиктивные аресты и заключение в тюрьму якобы за антигосударственные преступления отдельных влиятельных агентов, осведомителей. <…>
Народный комиссар
Госбезопасности СССР
комиссар госбезопасности
3-го ранга В.Меркулов
ЦА ФСБ РФ, ф.12 ос, оп.3, д.4, л.288-294.
Подлинник.>> (См. “Лубянка в дни битвы за Москву. По рассекреченным документам ФСБ РФ”. – М.: “Звонница”, 2002, с.39 – 42)
Москва, 2008
P.S. Вот адрес интервью Корсунской:
http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-diss ... 46560.html
Приведенный выше отрывок из книги Ирмы Кудровой практически в том же виде содержится в ее предыдущей книге “Гибель Марины Цветаевой”(М.,1997):
http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/kudrova/kudrG05.html
В качестве приложения приведу упомянутое выше письмо И.Л.Кушнеровой:
И. Л. Кушнерова – А. А. Локшину
28.07.2003
Дорогой Саша!
Узнала от Вас о новых обвинениях в адрес Вашего отца.
Вот, что я помню о Вере Максимовой. Однажды Александр Лазаревич рассказал мне, что у него была подруга, студентка консерватории, пианистка Вера Максимова. Она хорошо знала немецкий язык и, кажется, работала переводчицей. Дружба продолжалась совсем недолго, так как Вера внезапно исчезла. А. Л. пошел к ней домой и ему сказали, что Вера арестована. В начале 1947 или в начале 1948 года (во всяком случае, до операции, которую он перенес летом [1948 года]) в консерватории опять появилась Вера и, узнав об этом, А. Л. пошел к ней. Дома он ее не застал. но ему подтвердили, что она вернулась. Вскоре он слег в больницу с обострением язвы желудка. Я поехала его навестить, и он рассказал мне, что только что к нему приходила Вера и что она очень изменилась, так что он не сразу ее узнал. Как он мне рассказывал: «В палату вошла незнакомая женщина, которая бросилась ко мне с объятиями». Ему понадобилось время, пока он сообразил, в чем дело.
Вера сразу восстановилась в Консерватории под фамилией Лимчер. Значит, она уже была замужем.
Я в то время ходила в класс симфонического дирижирования к проф. Н. П. Аносову (отцу Г. Н. Рождественского). Тогда же к нему на стажировку приехал дирижер из Болгарии Веселин Павлов. В классе Аносова были только мужчины, аспиранты и студенты, и я была единственной особой женского пола. Поэтому я хорошо помню, как в классе появилась еще одна женщина. Это была Вера Лимчер-Максимова. Занятия происходили таким образом: все приходили утром, по очереди дирижировали, а остальные сидели, внимательно смотрели и обсуждали урок.
Вера вела себя очень странно. Она старалась сесть рядом с Веселином, открывала книжку и читала. Она НИ РАЗУ не дирижировала, но каждую неделю приходила исправно на занятия и читала, не глядя на тех, кто дирижировал. Однажды из любопытства я села поближе к ней и заглянула в книгу. Она была на немецком языке. Потом она перестала ходить на занятия.
В 1949 г. я окончила консерваторию и больше Веру никогда не видела. А вскоре я узнала, что Вера покончила жизнь самоубийством.
Ваша Инна Львовна


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Вт сен 16, 2008 8:06 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
А.А. Локшин
О ЛАГЕРЯХ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ
(добавление к статье “Горечь люстрации”)

В статье “Горечь люстрации” я уже писал о том, что, по моему мнению, в лагерях для немецких военнопленных штатная работа переводчика была сопряжена со службой в НКВД, при этом я опирался на свидетельство, приведенное в книге Ирмы Кудровой “Путь комет”, т.3 (СПб.: Крига, 2007, с.222).
Недавно мне удалось раздобыть книгу В.А.Всеволодова [1], где на с.221-222 я обнаружил штатное расписание Можайского лагерного отделения лагеря для военнопленных №27 по состоянию на 1 мая 1944 года.
В ШТАТЕ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОДЧИК, ПРИЧЕМ ВХОДЯЩИЙ В СОСТАВ ОПЕРГРУППЫ, Т.Е. ЯВЛЯЮЩИЙСЯ СОТРУДНИКОМ НКВД.
Надеюсь, что Вячеслав Игрунов, предоставивший на своем сайте слово обвинительнице моего отца Ирине Корсунской, даст там же ссылку и на этот текст.
Для полноты картины приведу еще цитату из книги В.А.Всеволодова, характеризующую будни лагеря для военнопленных.
<<В своей работе сотрудники оперотдела лагеря №27 использовали традиционный набор методов, применяемый НКВД с момента образования этой организации: разрушение групповой солидарности, изоляция оппозиционных сил, дискриминация, террор, стукачество и специальные психологические приемы.>> (См. [1], с.135)
А вот еще чрезвычайно весомый (на мой взгляд - решающий) аргумент: схема ГУПВИ по состоянию на 1946 год , приведенная в книге Стефана Карнера [2], с.94. БЮРО ПЕРЕВОДЧИКОВ НА ЭТОЙ СХЕМЕ ОТНОСИТСЯ К 1-МУ ОТДЕЛУ 2-ГО УПРАВЛЕНИЯ. ЭТОТ ОТДЕЛ, КАК ВИДНО ИЗ СХЕМЫ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАЛСЯ НА ОПЕРАТИВНО-АГЕНТУРНОЙ РАБОТЕ.
Москва, 2008
[1] Всеволодов В.А. Срок хранения – постоянно. Краткая история лагеря военнопленных и интернированных УПВИ НКВД-МВД СССР №27 (1942-1950гг.). – М.: Мемориальный музей немецких антифашистов, 2003.
[2] Карнер С. Архипелаг ГУПВИ: Плен и интернирование в Советском Союзе: 1941 - 1956. - М.: РГГУ, 2002.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Чт окт 16, 2008 3:44 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
ВОСПОМИНАНИЕ
А.А.Локшин
Когда-то , еще не имея в руках никакого фактического материала, я пытался защищать своего отца , исходя из общих соображений…
Один из таких разговоров – с Ольгой Юльевной Ведерниковой ( близкой подругой пианистки Веры Максимовой-Лимчер) мне хорошо запомнился.
В то время (конец девяностых) Ольга Юльевна занимала благожелательную позицию по отношению к моему отцу ( и я в страшном сне не мог бы предположить , что спустя всего несколько лет она открыто выступит против моего отца, обвинив его в аресте Веры Максимовой).
Вот, что писала О.Ю.Ведерникова в 1998 году (см.[1]):
<<Прошло много лет, когда я , наконец, услышала Локшина – композитора. Я не очень удивилась, услышав его 7-ю симфонию, что-то близкое этому я себе представляла, но я не могла представить себе масштаб, глубину , мастерство, звучание оркестра, использование голоса в своем творчестве, а главное – таинственность его музыки и красоту. Дальнейшее знакомство с его сочинениями нисколько не изменило моего впечатления о его музыке, а наоборот, укрепило мое мнение в том , что Александр Локшин – крупнейший композитор середины XX века, и то, что он сравнительно мало известен широким кругам слушателей, вина не композитора, а вина “широкого слушателя”, который очень медленно развивается, не поспевая за неумолимо движущимся временем.>>
Разговор же наш с Ольгой Юльевной был такой. Я сказал, что музыкой моего отца восхищались Шостакович и Юдина, и что гений и злодейство, как говорят, несовместны.
- А как же Вагнер, Чайковский? – возразила она.
Я растерялся. Сейчас-то я понимаю, что оба ее примера никуда не годятся.
- Вы не понимаете, - продолжала эта милая и обаятельная дама, - ПРОСТО У МУЗЫКАНТА ДУША ПОЕТ!
Так и окончился наш замечательный разговор. Смысл его был, таким образом, следующий. Одной рукой можно писать доносы, а другой - создавать прекрасные произведения искусства.
Мне захотелось вспомнить об этом разговоре именно сейчас, когда история с Максимовой, как я полагаю, прояснилась.
Москва, 2008
[1] Ведерникова О.Ю. Воспоминания об А.Л.Локшине / В сб. “О композиторе Александре Локшине”. – М.: Диалог–МГУ, 1998, с. 40.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Пт ноя 13, 2009 8:29 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ОТБЛАГОДАРИТЬ УЧИТЕЛЯ
А.А.Локшин
Недавно в Википедии я обнаружил ссылку на книгу Ванслова «О музыке в балете» (М., 2007), где имеется следующий выдающийся текст:
<<В "Российской музыкальной газете" № 4 за 2002 год опубликованы потрясающие материалы о доносах композитора А. Локшина, по которым были посажены люди18 [18. Прохорова В. Трагедия предательства // Российская музыкальная газета. № 4, 2002. С. 7.]. Он был моим учителем в консерватории по инструментовке и по чтению партитур, и я его хорошо знал. Он был прекрасным педагогом, о чем я написал в книге "Постижение искусства" (2005, с. 114–116), но [?!] очень резко, радикально антисоветски настроенным человеком. ВИДИМО [выделено мной – А.Л.], госбезопасность его на этом и заарканила: "не будешь доносить на других – сядешь сам, на тебя есть более чем достаточно материалов". И, спасая себя, [тут Ванслов явно забывает поставить еще одно ”видимо” ] он согласился. ВООБРАЖАЮ [выделено мной – А.Л.], какой ад был в его душе, когда по его доносам [?!] сажали его товарищей, думавших, как он сам, но становившихся жертвами его предательства [?!] .>>
И все это появилось в Интернете после моей Мышеловки и других текстов, помещенных на этом форуме, в частности – письма Е.Г. Боннэр:
http://*berkovich-zametki.com/2007/Zame ... kshin1.htm
http://*berkovich-zametki.com/Forum2/vi ... p?f=7&t=50
http://*berkovich-zametki.com/Forum2/vi ... ?f=7&t=319
http://*berkovich-zametki.com/Forum2/vi ... p?f=7&t=63
Удивительно, что Ванслов не читал моего ответа Прохоровой , опубликованного в 2002 году все в той же Российской музыкальной газете , №7/8. Мне бы хотелось, чтобы поступок Ванслова запомнили!
P.S. В заключение мне хочется немного пофантазировать. ВООБРАЖАЮ, какой рай был в душе Ванслова, когда ему удалось пнуть своего учителя…
Москва, 12. 11. 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Сб ноя 28, 2009 9:30 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
ТРУДНОСТИ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ
А.А.Локшин
Как и большинство моих статей в защиту отца, эта заметка состоит, в основном, из цитат, которые я хочу столкнуть между собой. Впрочем, некоторые пассажи настолько хороши, что их и сталкивать ни с чем не надо. Все шрифтовые выделения сделаны мной.

Цитата 1 (из книги В.Ванслова “Об отражении действительности в музыке”. – М.: Музгиз, 1953)
<<Отказ от законов музыкального языка, изобретение СУБЪЕКТИВИСТСКИХ звуковых “систем” обрекает музыку на ДЕГРАДАЦИЮ, что всегда [!] бывает обусловлено влиянием РЕАКЦИОННЫХ КЛАССОВ. Так случилось с музыкальным языком модернистов … Например, так называемая “атональная 12-полутоновая система” ОДНОГО ИЗ ГЛАВАРЕЙ МОДЕРНИЗМА А. ШЕНБЕРГА представляет собою … разрушение музыкального языка, его отрицание и ликвидацию. (с.108)
… замена пения НЕВРОПАТИЧЕСКОЙ декламацией под ТАКУЮ ЖЕ музыку (“Антигона” Шенберга)…(с.118)
Композитор, использующий звукоподражание, всегда должен помнить слова А.Н.Серова, ПРИВЕДЕННЫЕ А.А.ЖДАНОВЫМ НА СОВЕЩАНИИ ДЕЯТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ В ЦК ВКП(Б), о том, что звуки природы входят в музыку “не иначе как в виде исключения”. … Моменты звукоподражания лишь тогда носят реалистический характер , когда они подчинены воплощению в музыке ПЕРЕДОВОГО ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ. …
ШОСТАКОВИЧ, В ПЕРИОД СВОИХ ФОРМАЛИСТИЧЕСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ отдавший дань натуралистическому звукоподражанию, теперь в “Песне о лесах” дважды очень тонко воспользовался приемом звукоподражания при создании реалистических музыкальных образов. (с.120)
АНТИНАРОДНАЯ музыка модернизма теряет всякую связь с музыкой быта. Иногда она связана с возрождением старинных полифонических жанров, воспринимаемых как совершенно абстрактные, ВНЕ ЖИЗНИ СТОЯЩИЕ ЖАНРЫ (Хиндемит). Иногда она УРОДЛИВО ИСКАЖАЕТ, окарикатуривает бытовые жанры, отождествляя бытовое с БАНАЛЬНЫМ И ПОШЛЫМ (Малер). (с.126)
…квартет [Г.Попова] оказался ИДЕЙНО НЕПОЛНОЦЕННЫМ. (с.91)
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ПАРТИИ ОТ 10 ФЕВРАЛЯ 1948 ГОДА , определившее пути подъема и расцвета советской музыки, со всей непреложностью выдвинуло …(c.3)>>
На этом первую цитату заканчиваю, хотя хочется продолжать , очень уж хороша лексика:
“БРЕДОВЫЕ РАССУЖДЕНИЯ”, “ИЗВРАЩЕННАЯ ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА”, “БУРЖУАЗНЫЙ ЭСТЕТ И МРАКОБЕС”, “РАСЦВЕЛО МАХРОВЫМ ЦВЕТОМ”, “ЗВЕРИНЫЙ СТРАХ” (с.18 -19) . Ну, а кроме того, от Ванслова досталось еще Дебюсси, Равелю, Стравинскому…[1]
А ведь мой отец учил его совсем не этому.

Цитата 2 (из книги В.Ванслова “Постижение искусства”. – М.: Знание, 2005).
<<Именно Локшин [в период примерно с 1944 по 1948 - А.Л.] , а не преподаватели истории музыки, раскрыл для меня творчество Брамса, Малера и Шостаковича, разъяснил образный смысл и душу произведений этих композиторов. Он их хорошо знал, высоко ценил и сумел заразить этим меня.
Я играл у него по партитуре , помимо других сочинений, медленную часть Четвертой симфонии Брамса, первую часть Девятой симфонии Малера, первую часть Шестой и третью и четвертую части Восьмой симфонии Шостаковича (в четвертой части остинатный бас играл он, то есть мы играли в четыре руки). Это послужило поводом для его очень содержательных рассказов о творчестве этих композиторов, произведших на меня неотразимое впечатление. …
Локшин же раскрыл мне трагедийность музыки Шостаковича.
Локшин первый объяснил мне , почему в катастрофичном XX веке нельзя уже сочинять благодушные красивые мелодии в духе Гуно и Сен-Санса и по-своему обосновал современный музыкальный язык Прокофьева и Шостаковича. Все это имело в моем духовном развитии очень большое значение.
После позорного и преступного Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года о музыке , как и многих других хороших педагогов, А.Л.Локшина выгнали из консерватории за “формализм”. >>
Москва, 2009
[1] И вот , имея за плечами такой багаж, Ванслов зачем-то подхватил сплетню о моем отце. Сказалась, наверное , привычка обличать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Вт дек 01, 2009 5:54 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
МУЗЫКОВЕДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
А.А. Локшин
Недавно прочел статью Якова Рубенчика “Странная книга о пианисте Гилельсе” - Альманах «Лебедь», №588, 05 апреля 2009 г. :
http://*www.lebed.com/2009/art5490.htm
Цитирую (все выделения в тексте сделаны мной):

<<…То, что мне удалось прочесть из написанного в защиту Локшина его сыном, мне показалось СЛАБЫМ И ПО–ДЕТСКИ АРГУМЕНТИРОВАННЫМ [особенно детской , наверное , является ссылка на свидетельство Бориса Гольдштейна , приведенное в статье Артура Штильмана – А.Л.].
Мне ПОКАЗАЛОСЬ также, что Г.Гордон поначалу намеревался привязать имя Локшина к имени Гилельса, чтобы таким образом "врезать" противнику Локшина – Рихтеру. Но после того, как он понял, что ничего путного из этой затеи не получится, то от первоначального замысла отказался, а приведенный эпизод из книги забыл убрать. [Я говорил с Гордоном по телефону единственный раз в жизни уже после того как его книга о Гилельсе вышла из печати, и мне показалось нечто противоположное – А.Л.]
(Кстати, я решил послушать по интернету квинтет Локшина, посвященный памяти Шостаковича. МУЗЫКА КВИНТЕТА БЛИЗКА МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ Х1Х СТОЛЕТИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ МЕЛОДИЧНОЙ [!? – А.Л.] и не имеет ничего общего с ПСЕВДОМУЗЫКОЙ ШОСТАКОВИЧА [!!!??? - А.Л.]).>>
Москва, декабрь 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Пн янв 11, 2010 11:00 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
Только что получил по почте письмо от академика В.В. Ванслова:
<< Уважаемый Александр Александрович!
Вы знаете, как высоко я ценю и чту Вашего отца, Александра Лазаревича Локшина за то, что я получил от него во время обучения в консерватории, развернуто написав об этом в своей книге “Постижение искусства”. Моя благодарность ему за это остается неизменной.
Но когда я прочитал статью В.Прохоровой в газете “Музыкальное обозрение” [на самом деле статья Прохоровой была напечатана в Российской музыкальной газете. – А.Л.], она потрясла меня. И я , опрометчиво поверив ей, сослался на нее в главе о трагедийности творчества Шостаковича в новой своей книге и сделал предположения, которые я, не имея никаких других оснований, кроме статьи В.Прохоровой, конечно же, не должен был делать.
Сознаю, что я необоснованно набросил тень на облик Вашего отца, глубоко сожалею и раскаиваюсь в этом. Мне также горько сознавать, что я причинил Вам боль, усомнившись в достоинстве Вашего отца.
Сейчас , когда я вспоминаю о нем, он остается в моей памяти как незаурядная творческая личность, целиком поглощенная музыкальными и духовными интересами и не способная на какие-либо черные дела.
Простите меня за мой срыв. Я постараюсь в дальнейшем изыскать возможность, чтобы исправить свою ошибку.
С уважением
05.01.10г. В.Ванслов>>

Письмо не комментирую. Оригинал письма будет передан в музей им. М.И. Глинки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин НАГИБИН и РИХТЕР против моего отца
СообщениеДобавлено: Вт май 25, 2010 8:36 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 44
“ЗНАЮТ ОБ ЭТОМ НЕМНОГИЕ”
А.А.Локшин
Есть небольшая группа людей, которые знают, что датированное 28 февраля 1961 года письмо Марии Вениаминовны Юдиной ее давнему другу , историку книги В.С. Люблинскому как-то раз таинственным образом исчезло на полгода, а затем нашлось [1].
В этом письме, написанном Юдиной непосредственно после встречи с моим отцом (отец показывал ей свой Реквием), есть такие строки о нем [2] :
<<Теперь должна Вам сообщить нечто величественное, трагическое, радостное и до известной степени тайное. Слушайте: я написала письмецо - “профессионально-деловое” по одному вопросу в связи с Малером – Шуре Л[окшину], который его знает, как никто. В ответ он написал мне, что очень просит меня повидаться с ним. Я согласилась. Вчера он сыграл мне свой “Реквием” <…> ШОСТАКОВИЧ ТЕПЕРЬ ПРОСТО БОГОТВОРИТ ЕГО. ЗНАЮТ ОБ ЭТОМ НЕМНОГИЕ [выделено мной – А.Л.]. <…> Я рада, что человек осуществил свою задачу , не зря живет на свете, что Я НЕ ОШИБЛАСЬ, ВЕРЯ В НЕГО, И НЕ ОШИБЛАСЬ, ПОМОГАЯ ЕМУ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, И БЫЛА ЕМУ ДРУГОМ В ТЯЖЕЛЫЕ ДНИ И ЧАСЫ [выделено мной – А.Л.]. Вот как. Не сердитесь.>>
Упомянутая встреча произошла спустя пять лет после разрыва отношений между моим отцом и М.В.Юдиной, случившегося из-за распущенных не без помощи КГБ слухов о моем отце . Из письма ясно, что Юдина поверила в непричастность моего отца к арестам. И это при том, что технология клеветы, обнажившаяся в последнее время [3], была моему отцу неизвестна. В письме, конечно, обращает на себя внимание извиняющийся тон Юдиной – она написала Локшину не записку, не письмо – а “письмецо”, к тому же не личное, а “профессионально-деловое”. Это - стопроцентное подтверждение тому, что и Юдина, и ее корреспондент Люблинский были в курсе сплетни.
Интересно, что существовало еще одно письмо Юдиной Люблинскому, где тоже шла речь о Локшине и о его Реквиеме. Письмо это утрачено [4].
А вот реакция адресата Юдиной - Люблинского - на полученные им известия о моем отце сохранилась (письмо от 12 марта 1961 г.) [5]:
<< О Реквиеме [Локшина] Вы писали – И ЭТО ОЧЕНЬ НЕОЖИДАННО И ДЛЯ МЕНЯ, НО ПРИТОМ И НЕПОНЯТНО [выделено мной – А.Л.].>>
Слова Люблинского представляются мне как раз очень понятной и предсказуемой реакцией интеллигента: Локшина с трех сторон обвиняют люди, прошедшие лагеря – о чем вообще может быть разговор?
Но ведь Юдина и сама – тоже в свое время поверила в виновность отца, их отношения были разорваны в 56 году. Что же заставило Юдину написать моему отцу “профессионально-деловое” письмецо и тем самым создать повод для встречи?
Думаю, что дело здесь не в Малере, а в Шостаковиче , который
а) будучи первым секретарем Союза композиторов, знал всех имевшихся в упомянутом Союзе стукачей;
б) в отличие от прочих интеллигентов понимал, что музыка и ее сочинитель составляют одно целое.
Шостакович, как я полагаю, и убедил Юдину в невиновности моего отца.
Короче, чудом сохранившееся юдинское письмо неслыханно информативно…
Москва, май 2010
[1] История эта напомнила мне необъяснимую пропажу (случившуюся после смерти М.В.Юдиной) всех транскрипций для фортепиано сочинений Брамса и Малера, которые делал для нее мой отец и которые она включала в свои концертные программы . (По свидетельству Г.И.Семенова, “о транскрипциях Локшина Малера она [М.В.Юдина] говорила, что их исполнения были одними из самых волнующих в ее жизни”. См.: “Вспоминая Юдину”. – М.: Классика-XXI, 2008, с.212).
[2] См., например: Локшин А.А. Мышеловка. – Заметки по еврейской истории, 2007, №13.
[3] Письмо это впервые было опубликовано А.М.Кузнецовым в журнале «Звезда», №9, 1999, с.175-176.
[4] Юдина М.В. Переписка 1959 – 1961гг. – М.: РОССПЭН , 2009, с.490.
[5] См. там же.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB