ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Никита Демидов
участник форума
Posts: 4
Joined: Mon Oct 06, 2014 11:06 am

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Никита Демидов »

К фото "После Демонстрации 7 ноября 1930."

Кепка та же:

Image

Image
Никита Демидов
участник форума
Posts: 4
Joined: Mon Oct 06, 2014 11:06 am

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Никита Демидов »

Флят Леонид wrote:«Я уже год прозанимался в этой студии, а теперь временно работаю билетером. Тебе нужно пойти в Столешников, 8. Студия находится там. Вот как раз сейчас подойдет МАНУЭЛЬ (опечатка, верно, Мандель – Л.Ф.), директор. И ты с ним сможешь туда дойти. Это был МАКС РЕЙНГОЛЬД, впоследствии своеобразный исполнитель ряда ролей и очень способный режиссер.
Да, действительно, материальное положение Макса в те годы было очень тяжелым !!!
Очень возможно, что он подрабатывал билетером ...
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

Рад фотоотклику Никиты Демидова. Хотелось бы дождаться "фотоласточек" и от других потомков студентов МЕГТУ и актеров еврейской сцены.
Никита Демидов
участник форума
Posts: 4
Joined: Mon Oct 06, 2014 11:06 am

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Никита Демидов »

Леонид!

*Пишу тут, чтобы призвать народ к дискуссии !!!

К Вам вопрос ... (в подготовке моей "Статьи" о "4 дня" - выпускном спектакле 1-го набора ?):

Удалось определить некоторых актеров, а именно:

Юлиус - С. М. Михоэлс
большевик Станислав Броновский - Вениамин Львович Зускин
Зямке-Копач - Артистка Розина (Розина, Лия Моисеевна ?)
Анна - Сарра Давыдовна Ротбаум
"Купец" - Макс Борисович Рейнгольд

Кто еще ???
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

Леонид Окунь вспоминает.
В 1991 году вышел из печати ежегодник «Год за годом» №6 , русское приложение к журналу «Советиш hэймланд». Ежегодник отметил столетний юбилей С.М. Михоэлса «Воспоминаниями» Л.Р. Окуня, учившегося в Еврейском театральном техникуме в 1934-1938 гг., а после 1940 года работавшего ассистентом режиссера в МосГОСЕТе и преподавателем в театральном училище. Мемуарная статья может быть интересна всем, кого привлекает личность Соломона Михоэльса. Я же извлеку из нее отрывок, связанный с заявленной на Форуме темой. О том, как проводились вступительные экзамены в Еврейскую студию осенью 1930 году, рассказывал И. Штофенмахер (Гросс, Колин).
Теперь пришла очередь послушать Леонида Окуня.
2
(стр.347 - 349)
«Каждый год в конце августа шли приемные испытания в Московское государственное еврейское театральное училище. Они проходили по-особому, духоподъемно, весело, я бы даже сказал – празднично, оставляя у всех, кто хоть раз на них присутствовал, незабываемое впечатление.
Михоэлс был душой комиссии, и всего, что проходило на экзаменах. Прежде всего, он пытался проникнуть во внутренний мир будущего актера, почувствовать, что сможет нового рассказать абитуриент городу и миру.
После чтения прозы, стихотворения или басни начиналось самое интересное. Часто
партнером экзаменуемого становился сам Михоэлс. Обычно, члены комиссии солидно и степенно сидят строго за длинным столом, пугая самим своим видом поступающего на учебу. Михоэлс часто начинал с того, что подзывал новичка, усаживал перед собой и, несмотря на публичность, старался вести разговор на равных.
В училище принимали с 17 лет. Но абитуриенту порой не хватало по паспорту возрастного ценза. Ободрив собесеника, Соломон Михайлович говорил: «Теперь формальности отложим, и ты нам покажешь свое умение».
Во время показа Михоэлс редко сидел на своем председательском месте, он выходил на сцену, и часто играл этюд вместе с поступающим, помогая ему, вдохновляя и раскрепощая. Бывало, стоя на сцене рядом с экзаменуемым, предлагал перевязать себе якобы порезанный палец. Михоэлса интересовало, как работает фантазия, какова вера в сценическую ситуацию. Мы из зала с интересом следили за Соломоном Михайловичем.
После этого Михоэлс просил спеть песню и сам, стоя в центре зала, начинал подпевать, а затем, под его дирижерством мы все, сидящие в зале, подхватывали припев. Помню, экзаменовалась одна абитуриентка лет 25-ти. Она талантливо и, по-своему читала Пушкина. Михоэлс слушал ее проникновенно, высоко подняв и откинув голову, широко раскрыв свои карие, необыкновенно красивые глаза, раскинув руки, по-юношески увлеченный, внимал всем своим существом, будто впервые почувствовал стихи великого поэта. Абитуриентка была зачислена сразу на второй курс.
Бывали и курьезы. Однажды Михоэлс попросил молодого человека спеть народную песню. Но тот категорически отказался, заявив, что народные песни все религиозные, а он – комсомолец. «Ладно, - сказал Михоэлс, - и после паузы, хлопнув ладонью по столу, попросил спеть «Интернационал». Оказалось, что просьбу юноша выполнить не может – не знает слов. Тогда Михоэлс уже не без сарказма и иронии сказал: «По идейным соображениям ты отказался спеть песню, а по какому же принципу не можешь спеть «Интернационал»?
Одна бойкая, совсем юная девушка, сидя за столом напротив Михоэлса, на все вопросы отвечала» «Знаю!» Михоэлс любивший озорство, наклонившись к ней, спросил «по секрету»:
- А вообще ты уже все знаешь?
Симпатичная девчушка с дерзким порывом вскочила, поставила ногу на стул, приподняла руку, как Кармен, и ответила лихо и решительно – с вызовом:
- А если да, так что?!
Это вызвало взрыв хохота у всех присутствующих. От неожиданности растерялся сам Михоэлс, даже покраснел. Эта же девушка читала просто, задушевно, песню спела с юмором и задором. Она расположила к себе всю приемную комиссию и была принята в училище.
Я на экзамене прочел «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» Маяковского, прочел плохо, умудрился прокричать все стихотворение без остановки, на одном дыхании. Лица членов комиссии окаменели. Я был уверен, что меня тут же прогонят или вежливо, как обычно, скажут: «Спасибо, довольно». Но Михоэлс бросил мне спасательный круг. Он как-то очень просто обратился ко мне: «Может быть, ты прочтешь монолог или сыграешь сценку из пьесы?»
Это решило мою судьбу: монолог из пьесы я прочитал вразумительнее и был зачислен в училище.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

Репрессии в училище.
Сведения на этой трагической странице истории весьма отрывочны, слабо документированы и требуют поисков в архивах. Репрессиям подвергались и студенты, и выпускники и сотрудники училища.
ДИАМАНТ (имя не известно), студент набора 1929 г. Н. Вовси-Михоэлс сообщает, что, он, беженец из Польши, был близок к их семье, получил освобожденную Михоэлсом комнату по ул. Станкевича, из которой в 1937 году был уведен сотрудниками НКВД. Дальнейшая судьба не известна.
ГОРОВИЦ Норберт Аронович (1909), студент училища набора, видимо, 1935г. Г., по Э.Н. Белтову, был арестован в 1931 г. за нарушение румыно-советской границы и приговорен к ссылке, освобожден в 1935 г. В 1937 г. студент Г. вновь арестован. Его следы обнаружены в эшелоне, направленном на ДВ в 1938 г. Среди заключенных там находился О. Мандельштам (П. Полян). Освобожден в 1942 г.
АРКУТСКАЯ (Сладкова, в замужестве) Бася Лейбовна, 1913, студентка, арестована 15.09.1937. Освобождена в 1947-м, но в 1949-м вновь арестована и сослана. Ее рассказ о пребывании в ИТЛ был напечатан в журнале «Советиш Гэймланд»(1990).
ЗАДАЙ Семен Яковлевич, 1917, студент набора 1936(?)г., эмигрант из Польши, был арестован в 1937 г., умер в тюрьме (Э. Белтов)
РАБИНС (Рабинович) Ефим/Хаим/, директор училища в 1931 г. Был арестован в 1937 г., освобожден в 1939-м. Повторно арестован в 1949-м, умер в заключении. (М. Моргулис)
ЗУСКИН Вениамин Яковлевич, 1899, доцент училища, арестован 26 декабря 1948 г. Осужден в июле и казнен 12 августа 1952 г. Посмертно реабилитирован в 1955-м.
БЕЛЕНЬКИЙ Моисей Соломонович (1910-1996) с 1930 г. преподаватель марксизма-ленинизма, а с 1932 г. одновременно и директор училища. Арестован 23 января 1949 г., осужден на 10 лет ИТЛ, освобожден в 1954-м. Реабилитирован.
ЦИПУРСКИЙ Лазарь Соломонович (1910-1975). Завуч училища в 1937-41, 1947-49 гг. Арестован в 1949-м, освобожден в 1956-м. Реабилитирован.
ЛЕВИН Нохим Яковлевич (1908-1950), лектор курса «Эстетика» в 1934-41, 1947-49. Арестован 16.09.1949. В ноябре 1950 г. был приговорен к расстрелу, казнен 23 ноября того же года. Посмертно реабилитирован в январе 1956-го.
Левина Сарра Михайловна (1920), студентка набора 1936 г., педагог ТУ в 1945-1949. Арестована 6.11.1950 и приговорена к ссылке (8 лет) в Сибирь. Освобождена в 1956 г.
Поиск материалов для этого раздела продолжается.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

В газете "Эйникайт", официальном органе ЕАК (1942-48) было опубликовано не менее 15 статей и заметок, отражавших деятельность Еврейского театрального училища. Осенью 1944 года это учебное заведение отметило свое пятнадцатилетие.
В канун юбилея М.С. в своей статье кратко поведал о деятельности студии/училища за этот период. Благодаря скану статьи, присланному из Петербурга А. Френкелем, есть возможность познакомиться с содержанием статьи, дополняющей то, что здесь уже было изложено ранее.
НАШ ЮБИЛЕЙ.
(Из статьи директора еврейского театрального училища М.С. Беленького).
/Газета Эйникайт, № 26(86) от 29 июня 1944 г. Москва/.


А. Гольдфаден, Й.-Л. Перец, Шолом-Алейхем мечтали о создании еврейской театральной школы. Эту мечту осуществили в Московском государственном еврейском театре (МосГОСЕТ) в условиях равноправия всех народов СССР.
15 лет тому назад по инициативе народного артиста СССР Шлоймэ Михоэлса и режиссёра Эфраима Лойтера при МосГОСЕТ была организована наша студия.
За годы своего существования студия достигла больших успехов в подготовке актёров для еврейской сцены. В студию в качестве педагогов были привлечены лучшие еврейские культурные силы.
Художественным руководителем студии является профессор Ш. Михоэлс. Юных студийцев актерскому мастерству обучают народный артист РФ доцент Б. Зускин, заслуженные артисты РФ С. Ротбаум, Э. Лойтер и режиссёр А. Азарх. Свои курсы по вопросам истории еврейской литературы, языка и культуры читают профессоры И. Добрушин, И. Нусинов, доценты Э. Фалькович, Л. Подрядчик, М. Нотович; курсы музыки и пластики ведут композитор Л. Ямпольский, доцент И. Вульф, И. Ицхоки, А. Будейский, С. Островская и др.
При студии действуют две кафедры: одна – сценического мастерства, вторая - искусствознания и языка.
За 15 лет деятельности студия отметила десять актёрских выпусков и один – режиссёрский. Государственные экзамены сдали 112 актёров и 5 режиссёров.
Студией также подготовлены 2 еврейских театральных коллектива: Крымский колхозный (Симферополь) и Биробиджанский театры. Биробиджанский ГОСЕТ недавно торжественно подвел творческие итоги десятилетней деятельности в ЕАО. В число ведущих актёров труппы этого театра входят и наши воспитанники: талантливый артист И. Грос, художественный руководитель и режиссёр Гельфонд, актеры Гершман, Б. Шильман, актер и режиссёр Я. Розенфельд и др.
Наши бывшие студенты с успехом играют в спектаклях лучших театров страны: Московском, Киевском и Белорусском ГОСЕТах. МосГОСЕТ силами выпускников студии не единожды подготавливал блестящие молодежные постановки, полные задора и темперамента. Очень удачным спектаклем был «Шуламис» (режессура Ш. Михоэлса). В нем приняли участие, в том числе, в ведущих ролях Х. Блинчевская, М. Шехтер, Э. Безверхняя, М. Шапиро, Х. Шмаенок, Э. Ройтман, И. Кройчман, И. Спивак и др.
В спектакле «Блуждающие звезды» роль Розы Спивак исполняла завершившая учёбу лишь в этом году Этель Ковенская, а тогда студентка-первокурсница.
Студийцами за период существования студии было поставлено много спектаклей.
Это инсценировки произведений Шолом-Алейхема, в том числе, «Блуждающие звёзды», «Тяжело быть евреем»; Й.-Л. Переца, например, «Смерть музыканта»; Л. Фейхтвангера «Семья Оппенгейм»; Н. Гоголя «Игроки» и др.
В дни войны студия, благодаря вниманию государственных учреждений, не только продолжала существовать, но и сумела подготовить для еврейских театров 12 актёров.
Часть студентов в грозные военные годы взяли в руки оружие и отправились на фронт сражаться против кровавого врага.
В числе 20 с лишним бывших студентов нашей студии находящихся в рядах Красной Армии, 8 отмечены орденами и медалями. Это Тевель Мурох, Мотл Мельцер, Саша Герцберг, Фима Лахман, Валя Высоцкий, Иосиф Керлер. Педагог студии по языку, доцент Эли Фалькович, два года сражавшийся на фронте, за свой подвиг был награжден орденом Ленина.
Еврейская театральная студия воспитала не только хороших актеров, но также и патриотов своей Родины, преданных граждан социалистического отечества.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

Неожиданно для меня в моих руках оказалась ксерокопия газетного листка (несомненно, из еврейской "ФОРВЕРТС") с фотографией, на которой узнаваемы С. Михоэлс, М. Литваков (в 1-м ряду) и студентка 1-го набора Еврейской театральной студии (во 2-м) Эльша Безверхняя.
Image
В статье, а точнее в письме читателя, представленной в ксерокопии неполным текстом, с трудом понял. что речь идет о Мейере Диаманте, студенте 1 набора студии в 1929 г., актере ГОСЕТа и жертве сталинского террора в 1930-х. О Диаманте, как мне известно, упоминала в книге "Мой отец Соломон Михоэлс" его дочь Наталия. В интервью, уже ранее упомянутом здесь, в числе своих сокурсниках, Эльша Безверхняя перечислила и Диаманта. Вот и все, что о нем мне пришлось читать. Не упомянут актер Диамант и на сайте "memo.ru". Увы, нет возможности опознать его и на этом снимке.
Для консультации я переслал фото А.В. Зускиной-Перельман. Фотоснимок намного старше Аллы Вениаминовны, но одного ветерана сцены из 1-го выпуска студии, Якова Цибулевского, стоящего крайним слева в верхнем ряду, она назвала.
Очередь за компетентными читателями.
Last edited by Флят Леонид on Sat Dec 05, 2015 5:55 pm, edited 1 time in total.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

Особенность этих сообщений в том, что они появляются по мере находок информации. При этом нарушается хронологический порядок изложения.
Публикацией копии фото группы студентов набора 1929 г. и их двух наставников, я вернулся к истокам студии.
Выяснилось, например, что в мае 1931 года С.М. Михоэлс написал письмо, адресованное студентам этой группы, переведенной на 3 курс. Оно хранится в РГАЛИ (Москва). Содержание его мне пока(?) не известно, но в каталоге сайта упомянута по имени - отчеству часть студентов (остальные скрыты под сокращением "и др."), которым письмо адресовано:
1. Диамант Марк Борисович.
2. Шехтер Марк Моисеевич.
3. Минскер Матус Григорьевичэ
4. Крейчман Борис Нуделевич.
5. Рувинский Евель Яковлевич.
Надеюсь, что станут известны фамилии и остальных студентов, которым было адресовано письмо. А это позвлит выяснить, кому из студентов набора-1929 удалось справиться с трудностями первых двух лет обучения.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.

Post by Флят Леонид »

Флят Леонид wrote:Дальнейшая история Еврейского училища при МосГОСЕТ имеет много "белых пятен", вероятно, из-за войны 1941-45 г.г.
Сведений о наборе студентов в 1938 и в 1939 гг. обнаружить не удалось.
Статья Ефима Табачникова (1922-1994) " Воспоминания о "реальной жизни" " в 10 номере журнала ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ за 1990 г. позволяет начать, но только начать, рассказ о группе набора 1939 года. В том году труппа ГОСЕТ с гастролями побывала в Луганске. Там не только знакомили горожан с репертуаром театра, но и выявляли претендентов в актеры. Приемную комиссию возглавлял В. Зускин.
Из горожан был отобран, по крайней мере, 1 кандидат - автор статьи в "ТЖ". Е. Табачников осенью того же года приступил к учебе в группе А. Азарх, недавно выпустившей актеров набора-1935. Подробностями о своей группе автор статьи не делится. Не начав занятий на 3-м курсе, он добровольцем отправляется в ополчение. А после тяжелой контузии и госпиталя в 1943 году поступает на режиссерский факультет ГИТИСа. На старших курсах Е. Табачников параллельно ассистировал А. Азарх на уроках актерского мастерства. Позднее стал режиссером русского театра.
Post Reply