Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
Posted: Mon Jun 27, 2011 8:42 am
ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
А.А.Локшин
Дискредитация моего отца – композитора А.Л.Локшина (1920 – 1987) – была первоначально задумана НКВД с довольно скромной целью: прикрыть ценного агента. То, что речь идет именно о спецоперации , очевидно, как я полагаю, из моей последней маленькой книжки «Музыкант в Зазеркалье» (2010), помещенной на http://www.lokshin.org . Впрочем, из моей предыдущей книжки «Гений зла» (2005), помещенной на том же сайте, тоже было ясно, что из обвинений в адрес отца торчат уши упомянутой организации.
Спецоперация прошла чрезвычайно успешно, что неудивительно. Подслушка, психологические приемы – это для одних, угрозы – для других, инструкции – для третьих…
Недавно к дискредитации моего отца приложил руку зав. отделом искусств в Нью-Йорк Таймс господин Э. Маркс (это не шутка!). Процитировав постыдные слухи о моем отце, он наотрез отказался упомянуть тот факт, что Елена Боннэр заступилась за Локшина. Как я ни убеждал его, что Е.Г.Боннэр разбирается в этих вещах лучше , чем он, Э.Маркс был непреклонен [1]. Если бы Э.Маркс проделал такое , живя в России, его роль в этой истории была бы вполне однозначна. А так – кто его знает…
Дело приобрело прямо-таки вселенский масштаб из-за музыкального дарования моего отца (Шостакович, Мария Юдина, Рудольф Баршай называли его гением). И вот интерес к музыке отца , а значит – и к его личности, вывел спецоперацию на новый уровень. “Разоблачая” Локшина , люди приличные думали, вероятно, что проявляют гражданское мужество, а люди известного сорта ковали себе диссидентские репутации.
Одним из “разоблачителей” был Святослав Рихтер, о котором в свое время убийственно высказался скрипач Борис Гольдштейн [2].
И здесь читатель, возможно, пожмет плечами: “Кто их там разберет? Гольдштейн обвиняет Рихтера , Рихтер - Локшина…”
И это очень важный момент. Он позволяет в эпоху Интернета узнать правду. Статью Артура Штильмана прочло очень много народу. Ею интересовались и на портале Евгения Берковича, и на музыкальных форумах. И – тишина. Страшно. Потому что – правда.
Был, впрочем, в Интернете на forumklassika.ru один полный горечи отклик (Agasfer, 15.10.2007):
“Большое спасибо за статью [А.Штильмана] , я , честно говоря, ничего о Гольдштейне не знал, кроме обычного: “был вундеркиндом, а как зрелый мастер не состоялся”. Записей, по теперь понятным причинам, не слыхал. Оказывается – очередное вранье и очередное… если не убийство, то очень близко. Уже , казалось бы, мог и привыкнуть к подобным разоблачениям, а все равно тошно.”
* * *
Вообще, чтение истории моего отца – к сожалению – требует от читателя повышенного внимания к способу установления истины. Истина не лежит в этой истории на блюдечке. ОДНА ИЗ СТОРОН – ЛЖЕТ.
Замечу, что для меня путеводной звездой в расследовании истории отца была статья В.И.Прохоровой “Трагедия предательства”[3], которую я подробно разбираю в своих двух упомянутых выше книжках. Я с самого начала не сомневался в том, что ненависть Прохоровой к отцу – совершенно искреннее чувство и что факты , изложенные ею в этой статье (Т.Е. ДО ТОГО, КАК ОНА ПОЗНАКОМИЛАСЬ С МОИМИ БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ ВОЗРАЖЕНИЯМИ [4]), нужно рассматривать всерьез, отделять их от досадных недоразумений (которые в ее статье также, к сожалению, имеются ) и совершенно отдельно рассматривать выводы , к которым “органы” умело ее подвели.
К недоразумениям, имеющимся в статье Прохоровой , я , из уважения к ее сединам, отношу :
1) никогда не существовавшую “трехкомнатную квартиру Локшина”,
2) неизвестно чей (скорее всего, дамский) почерк с похожими буквами “м” и “ш”, приписанный Прохоровой моему отцу.
Я считаю своей громадной удачей то, что не встречался с Прохоровой и не приводил ей своих контрдоводов до ее публикации.
Замечу, что в “Музыканте в Зазеркалье”, где собраны наиболее яркие аргументы, я не опирался на одно интереснейшее свидетельство ученицы моего отца Инны Львовны Кушнеровой, так как у меня не было возможности дать независимое подтверждение ее рассказу о событиях 1949-50гг.
Сейчас такая возможность появилась.
И.Л.Кушнерова писала мне 1 августа 2002 года (полностью письмо приведено в “Гении зла”):
“Вот, что мне запомнилось. Прохорова много и охотно говорила – о своих именитых родственниках и знакомых и о том, кто из них что сказал. В ее речах, произносившихся НА ПУБЛИКЕ, постоянно присутствовали так называемые «антисоветские высказывания», за которые тогда нещадно карали. Мне было страшно все это слушать, и я даже спросила Вашего отца , НЕ МОГУТ ЛИ РЕЧИ ПРОХОРОВОЙ БЫТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ, на что он ответил отрицательно.” (Здесь и далее все выделения в тексте сделаны мной – А.Л.)
Это , конечно, не фунт изюму – во времена террора вести себя столь раскованно… Наличие у Прохоровой по крайней мере парочки развед-родственников (Вера Гучкова-Трэйл, агент “Лекал” , еще , возможно, кто-то [5]) придает этому стилю неповторимое очарование.
- Но не выдумка ли все это? – может спросить критически настроенный читатель, прочитав выдержку из письма И.Л.Кушнеровой.
Дадим слово Прохоровой [6]:
“Все разговоры с ним [Локшиным] <…> были сугубо политическими и крайне интересными. Таких разговоров она [Прохорова] не вела ни с кем. Даже с самыми близкими? НИ С КЕМ “.
Ну а теперь – слово биологу и зоопсихологу Ю.А.Лабасу (1933 – 2008), в книге которого пересказывается в неправдоподобно-распухшем виде сплетня о моем отце и которого трудно заподозрить в желании мне помочь [7, с. 266] :
“В нашей квартире впервые, еще в машинописи , читали вслух “Доктор Живаго” (рукопись, полученную от Б.Л.Пастернака , приносил Фальк), в авторском исполнении слушали “Крутой маршрут” Е.С.Гинзбург, песни А.Галича и позже – Бачурина. ЕЩЕ ПРИ СТАЛИНЕ В.И.ПРОХОРОВА, ДО ЕЕ АРЕСТА, ПЕРЕСКАЗЫВАЛА “1984 год” И “СКОТНЫЙ ДВОР” ДЖ.ОРУЭЛЛА.”
Итак, ложь локализована и названа. Причем – ложь фундаментальная. Я позволю себе не называть лжеца, не рассматривать возможных мотивов лжеца, а предоставляю эту возможность читателю. Вообще, ложь необходимо отличать от досадных оплошностей , недоразумений, забывчивости… Не правда ли, все это довольно удивительно и не похоже на плоскую картину тоталитарного (не-лагерного) бытия, излагаемую во множестве мемуаров? (О причинах уплощенного мироощущения см. также [8].)
Теперь – об одной особенности кампании против моего отца. То, что отец невиновен, непредвзятому человеку должно было стать ясно уже после прочтения предпоследнего издания моего “Гения зла” (2003). Однако , кампания против отца продолжалась. Со мной не спорили, мои доводы просто не замечали.
Это, конечно, фирменный стиль, о котором писал еще Юлий Марголин [9]:
“Нет такого лозунга, нет такой нелепицы и лжи, которых нельзя было бы путем тысячекратных и многолетних повторений навязать сознанию человека. <…> Не надо убеждать, достаточно повторять.”
Откомментировать возникшее в результате многолетней кампании отношение в интеллигентных кругах к моему отцу можно словами самого Лабаса (написанными им, впрочем, по совершенно иному поводу [7, с. 288]):
“В медицине аналог такой патологии известен: организм собственные ткани начинает принимать за чужие и энергично разрушать фагоцитами. Конец обычно летальный...”
В заключение – еще два слова о Лабасе, потрясшем меня своими мемуарами. Вот что еще пишет этот вернейший из друзей Прохоровой:
“Рассказывали, вдова Локшина повстречала в Италии кого-то из его бывших жертв и просила отпустить грехи ее покойному супругу.”
Это - полная чушь очевидного ГБшного происхождения. Как , впрочем, и все остальное , написанное – с чужих слов - Лабасом о моем отце и принятое доверчивым зоопсихологом за чистую монету (публикатор – д.б.н. М.Д.Голубовский). Но здесь можно сразу поймать публикатора за руку. Фамилию “бывшей жертвы” на бочку, господин Голубовский!
Москва, 2011
[1]Lokshin, Alexander to Marks, Edward; 5 April 2010
Dear Mr Marks,
the fact is that when living outside Russia you really cannot appreciate these things. But I want the only thing to be noted in your newspaper: the fact that Mrs Elena Bonner stood for Lokshin (took the part of Lokshin) in this conflict. You , probably, cannot appreciate her as an extremely clever person, but other people will do that.
A.L.
Marks,Edward to Lokshin, Alexander ; 5 April 2010
Dear Mr. Lokshin:
I have great respect for Mrs. Bonner but as I said earlier, there is nothing further we can do.
-Ed Marks
Culture Desk
[2] Артур Штильман. Судьба виртуоза. – Еврейская старина, № 7(43), 2006.
[3] Прохорова В.И. Трагедия предательства. – Российская музыкальная газета, № 4, 2002.
[4] Локшин А.А. “Трагедия предательства” как портрет эпохи. – Российская музыкальная газета, № 7/8, 2002.
[5] Локшин А.А. Мышеловка. – Заметки по еврейской истории, № 13(85), 2007.
[6] Алла Боссарт. Сын за отца. – Новая газета, 6 марта 2003.
[7] Лабас Ю.А. Когда я был большой. – М.: Новый хронограф, 2008.
[8] Локшин А.А. Скрытая пружина. http://berkovich-zametki.com/Forum2/vie ... f=7&t=1585
[9] Марголин Ю.А. Путешествие в страну зе-ка. – М.: АСТ, 2008.
А.А.Локшин
Дискредитация моего отца – композитора А.Л.Локшина (1920 – 1987) – была первоначально задумана НКВД с довольно скромной целью: прикрыть ценного агента. То, что речь идет именно о спецоперации , очевидно, как я полагаю, из моей последней маленькой книжки «Музыкант в Зазеркалье» (2010), помещенной на http://www.lokshin.org . Впрочем, из моей предыдущей книжки «Гений зла» (2005), помещенной на том же сайте, тоже было ясно, что из обвинений в адрес отца торчат уши упомянутой организации.
Спецоперация прошла чрезвычайно успешно, что неудивительно. Подслушка, психологические приемы – это для одних, угрозы – для других, инструкции – для третьих…
Недавно к дискредитации моего отца приложил руку зав. отделом искусств в Нью-Йорк Таймс господин Э. Маркс (это не шутка!). Процитировав постыдные слухи о моем отце, он наотрез отказался упомянуть тот факт, что Елена Боннэр заступилась за Локшина. Как я ни убеждал его, что Е.Г.Боннэр разбирается в этих вещах лучше , чем он, Э.Маркс был непреклонен [1]. Если бы Э.Маркс проделал такое , живя в России, его роль в этой истории была бы вполне однозначна. А так – кто его знает…
Дело приобрело прямо-таки вселенский масштаб из-за музыкального дарования моего отца (Шостакович, Мария Юдина, Рудольф Баршай называли его гением). И вот интерес к музыке отца , а значит – и к его личности, вывел спецоперацию на новый уровень. “Разоблачая” Локшина , люди приличные думали, вероятно, что проявляют гражданское мужество, а люди известного сорта ковали себе диссидентские репутации.
Одним из “разоблачителей” был Святослав Рихтер, о котором в свое время убийственно высказался скрипач Борис Гольдштейн [2].
И здесь читатель, возможно, пожмет плечами: “Кто их там разберет? Гольдштейн обвиняет Рихтера , Рихтер - Локшина…”
И это очень важный момент. Он позволяет в эпоху Интернета узнать правду. Статью Артура Штильмана прочло очень много народу. Ею интересовались и на портале Евгения Берковича, и на музыкальных форумах. И – тишина. Страшно. Потому что – правда.
Был, впрочем, в Интернете на forumklassika.ru один полный горечи отклик (Agasfer, 15.10.2007):
“Большое спасибо за статью [А.Штильмана] , я , честно говоря, ничего о Гольдштейне не знал, кроме обычного: “был вундеркиндом, а как зрелый мастер не состоялся”. Записей, по теперь понятным причинам, не слыхал. Оказывается – очередное вранье и очередное… если не убийство, то очень близко. Уже , казалось бы, мог и привыкнуть к подобным разоблачениям, а все равно тошно.”
* * *
Вообще, чтение истории моего отца – к сожалению – требует от читателя повышенного внимания к способу установления истины. Истина не лежит в этой истории на блюдечке. ОДНА ИЗ СТОРОН – ЛЖЕТ.
Замечу, что для меня путеводной звездой в расследовании истории отца была статья В.И.Прохоровой “Трагедия предательства”[3], которую я подробно разбираю в своих двух упомянутых выше книжках. Я с самого начала не сомневался в том, что ненависть Прохоровой к отцу – совершенно искреннее чувство и что факты , изложенные ею в этой статье (Т.Е. ДО ТОГО, КАК ОНА ПОЗНАКОМИЛАСЬ С МОИМИ БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ ВОЗРАЖЕНИЯМИ [4]), нужно рассматривать всерьез, отделять их от досадных недоразумений (которые в ее статье также, к сожалению, имеются ) и совершенно отдельно рассматривать выводы , к которым “органы” умело ее подвели.
К недоразумениям, имеющимся в статье Прохоровой , я , из уважения к ее сединам, отношу :
1) никогда не существовавшую “трехкомнатную квартиру Локшина”,
2) неизвестно чей (скорее всего, дамский) почерк с похожими буквами “м” и “ш”, приписанный Прохоровой моему отцу.
Я считаю своей громадной удачей то, что не встречался с Прохоровой и не приводил ей своих контрдоводов до ее публикации.
Замечу, что в “Музыканте в Зазеркалье”, где собраны наиболее яркие аргументы, я не опирался на одно интереснейшее свидетельство ученицы моего отца Инны Львовны Кушнеровой, так как у меня не было возможности дать независимое подтверждение ее рассказу о событиях 1949-50гг.
Сейчас такая возможность появилась.
И.Л.Кушнерова писала мне 1 августа 2002 года (полностью письмо приведено в “Гении зла”):
“Вот, что мне запомнилось. Прохорова много и охотно говорила – о своих именитых родственниках и знакомых и о том, кто из них что сказал. В ее речах, произносившихся НА ПУБЛИКЕ, постоянно присутствовали так называемые «антисоветские высказывания», за которые тогда нещадно карали. Мне было страшно все это слушать, и я даже спросила Вашего отца , НЕ МОГУТ ЛИ РЕЧИ ПРОХОРОВОЙ БЫТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ, на что он ответил отрицательно.” (Здесь и далее все выделения в тексте сделаны мной – А.Л.)
Это , конечно, не фунт изюму – во времена террора вести себя столь раскованно… Наличие у Прохоровой по крайней мере парочки развед-родственников (Вера Гучкова-Трэйл, агент “Лекал” , еще , возможно, кто-то [5]) придает этому стилю неповторимое очарование.
- Но не выдумка ли все это? – может спросить критически настроенный читатель, прочитав выдержку из письма И.Л.Кушнеровой.
Дадим слово Прохоровой [6]:
“Все разговоры с ним [Локшиным] <…> были сугубо политическими и крайне интересными. Таких разговоров она [Прохорова] не вела ни с кем. Даже с самыми близкими? НИ С КЕМ “.
Ну а теперь – слово биологу и зоопсихологу Ю.А.Лабасу (1933 – 2008), в книге которого пересказывается в неправдоподобно-распухшем виде сплетня о моем отце и которого трудно заподозрить в желании мне помочь [7, с. 266] :
“В нашей квартире впервые, еще в машинописи , читали вслух “Доктор Живаго” (рукопись, полученную от Б.Л.Пастернака , приносил Фальк), в авторском исполнении слушали “Крутой маршрут” Е.С.Гинзбург, песни А.Галича и позже – Бачурина. ЕЩЕ ПРИ СТАЛИНЕ В.И.ПРОХОРОВА, ДО ЕЕ АРЕСТА, ПЕРЕСКАЗЫВАЛА “1984 год” И “СКОТНЫЙ ДВОР” ДЖ.ОРУЭЛЛА.”
Итак, ложь локализована и названа. Причем – ложь фундаментальная. Я позволю себе не называть лжеца, не рассматривать возможных мотивов лжеца, а предоставляю эту возможность читателю. Вообще, ложь необходимо отличать от досадных оплошностей , недоразумений, забывчивости… Не правда ли, все это довольно удивительно и не похоже на плоскую картину тоталитарного (не-лагерного) бытия, излагаемую во множестве мемуаров? (О причинах уплощенного мироощущения см. также [8].)
Теперь – об одной особенности кампании против моего отца. То, что отец невиновен, непредвзятому человеку должно было стать ясно уже после прочтения предпоследнего издания моего “Гения зла” (2003). Однако , кампания против отца продолжалась. Со мной не спорили, мои доводы просто не замечали.
Это, конечно, фирменный стиль, о котором писал еще Юлий Марголин [9]:
“Нет такого лозунга, нет такой нелепицы и лжи, которых нельзя было бы путем тысячекратных и многолетних повторений навязать сознанию человека. <…> Не надо убеждать, достаточно повторять.”
Откомментировать возникшее в результате многолетней кампании отношение в интеллигентных кругах к моему отцу можно словами самого Лабаса (написанными им, впрочем, по совершенно иному поводу [7, с. 288]):
“В медицине аналог такой патологии известен: организм собственные ткани начинает принимать за чужие и энергично разрушать фагоцитами. Конец обычно летальный...”
В заключение – еще два слова о Лабасе, потрясшем меня своими мемуарами. Вот что еще пишет этот вернейший из друзей Прохоровой:
“Рассказывали, вдова Локшина повстречала в Италии кого-то из его бывших жертв и просила отпустить грехи ее покойному супругу.”
Это - полная чушь очевидного ГБшного происхождения. Как , впрочем, и все остальное , написанное – с чужих слов - Лабасом о моем отце и принятое доверчивым зоопсихологом за чистую монету (публикатор – д.б.н. М.Д.Голубовский). Но здесь можно сразу поймать публикатора за руку. Фамилию “бывшей жертвы” на бочку, господин Голубовский!
Москва, 2011
[1]Lokshin, Alexander to Marks, Edward; 5 April 2010
Dear Mr Marks,
the fact is that when living outside Russia you really cannot appreciate these things. But I want the only thing to be noted in your newspaper: the fact that Mrs Elena Bonner stood for Lokshin (took the part of Lokshin) in this conflict. You , probably, cannot appreciate her as an extremely clever person, but other people will do that.
A.L.
Marks,Edward to Lokshin, Alexander ; 5 April 2010
Dear Mr. Lokshin:
I have great respect for Mrs. Bonner but as I said earlier, there is nothing further we can do.
-Ed Marks
Culture Desk
[2] Артур Штильман. Судьба виртуоза. – Еврейская старина, № 7(43), 2006.
[3] Прохорова В.И. Трагедия предательства. – Российская музыкальная газета, № 4, 2002.
[4] Локшин А.А. “Трагедия предательства” как портрет эпохи. – Российская музыкальная газета, № 7/8, 2002.
[5] Локшин А.А. Мышеловка. – Заметки по еврейской истории, № 13(85), 2007.
[6] Алла Боссарт. Сын за отца. – Новая газета, 6 марта 2003.
[7] Лабас Ю.А. Когда я был большой. – М.: Новый хронограф, 2008.
[8] Локшин А.А. Скрытая пружина. http://berkovich-zametki.com/Forum2/vie ... f=7&t=1585
[9] Марголин Ю.А. Путешествие в страну зе-ка. – М.: АСТ, 2008.