Page 1 of 1

Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ

Posted: Mon Jun 27, 2011 8:42 am
by ALokshin
ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
А.А.Локшин
Дискредитация моего отца – композитора А.Л.Локшина (1920 – 1987) – была первоначально задумана НКВД с довольно скромной целью: прикрыть ценного агента. То, что речь идет именно о спецоперации , очевидно, как я полагаю, из моей последней маленькой книжки «Музыкант в Зазеркалье» (2010), помещенной на http://www.lokshin.org . Впрочем, из моей предыдущей книжки «Гений зла» (2005), помещенной на том же сайте, тоже было ясно, что из обвинений в адрес отца торчат уши упомянутой организации.
Спецоперация прошла чрезвычайно успешно, что неудивительно. Подслушка, психологические приемы – это для одних, угрозы – для других, инструкции – для третьих…
Недавно к дискредитации моего отца приложил руку зав. отделом искусств в Нью-Йорк Таймс господин Э. Маркс (это не шутка!). Процитировав постыдные слухи о моем отце, он наотрез отказался упомянуть тот факт, что Елена Боннэр заступилась за Локшина. Как я ни убеждал его, что Е.Г.Боннэр разбирается в этих вещах лучше , чем он, Э.Маркс был непреклонен [1]. Если бы Э.Маркс проделал такое , живя в России, его роль в этой истории была бы вполне однозначна. А так – кто его знает…
Дело приобрело прямо-таки вселенский масштаб из-за музыкального дарования моего отца (Шостакович, Мария Юдина, Рудольф Баршай называли его гением). И вот интерес к музыке отца , а значит – и к его личности, вывел спецоперацию на новый уровень. “Разоблачая” Локшина , люди приличные думали, вероятно, что проявляют гражданское мужество, а люди известного сорта ковали себе диссидентские репутации.
Одним из “разоблачителей” был Святослав Рихтер, о котором в свое время убийственно высказался скрипач Борис Гольдштейн [2].
И здесь читатель, возможно, пожмет плечами: “Кто их там разберет? Гольдштейн обвиняет Рихтера , Рихтер - Локшина…”
И это очень важный момент. Он позволяет в эпоху Интернета узнать правду. Статью Артура Штильмана прочло очень много народу. Ею интересовались и на портале Евгения Берковича, и на музыкальных форумах. И – тишина. Страшно. Потому что – правда.
Был, впрочем, в Интернете на forumklassika.ru один полный горечи отклик (Agasfer, 15.10.2007):
“Большое спасибо за статью [А.Штильмана] , я , честно говоря, ничего о Гольдштейне не знал, кроме обычного: “был вундеркиндом, а как зрелый мастер не состоялся”. Записей, по теперь понятным причинам, не слыхал. Оказывается – очередное вранье и очередное… если не убийство, то очень близко. Уже , казалось бы, мог и привыкнуть к подобным разоблачениям, а все равно тошно.”
* * *
Вообще, чтение истории моего отца – к сожалению – требует от читателя повышенного внимания к способу установления истины. Истина не лежит в этой истории на блюдечке. ОДНА ИЗ СТОРОН – ЛЖЕТ.
Замечу, что для меня путеводной звездой в расследовании истории отца была статья В.И.Прохоровой “Трагедия предательства”[3], которую я подробно разбираю в своих двух упомянутых выше книжках. Я с самого начала не сомневался в том, что ненависть Прохоровой к отцу – совершенно искреннее чувство и что факты , изложенные ею в этой статье (Т.Е. ДО ТОГО, КАК ОНА ПОЗНАКОМИЛАСЬ С МОИМИ БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ ВОЗРАЖЕНИЯМИ [4]), нужно рассматривать всерьез, отделять их от досадных недоразумений (которые в ее статье также, к сожалению, имеются ) и совершенно отдельно рассматривать выводы , к которым “органы” умело ее подвели.
К недоразумениям, имеющимся в статье Прохоровой , я , из уважения к ее сединам, отношу :
1) никогда не существовавшую “трехкомнатную квартиру Локшина”,
2) неизвестно чей (скорее всего, дамский) почерк с похожими буквами “м” и “ш”, приписанный Прохоровой моему отцу.
Я считаю своей громадной удачей то, что не встречался с Прохоровой и не приводил ей своих контрдоводов до ее публикации.
Замечу, что в “Музыканте в Зазеркалье”, где собраны наиболее яркие аргументы, я не опирался на одно интереснейшее свидетельство ученицы моего отца Инны Львовны Кушнеровой, так как у меня не было возможности дать независимое подтверждение ее рассказу о событиях 1949-50гг.
Сейчас такая возможность появилась.
И.Л.Кушнерова писала мне 1 августа 2002 года (полностью письмо приведено в “Гении зла”):
“Вот, что мне запомнилось. Прохорова много и охотно говорила – о своих именитых родственниках и знакомых и о том, кто из них что сказал. В ее речах, произносившихся НА ПУБЛИКЕ, постоянно присутствовали так называемые «антисоветские высказывания», за которые тогда нещадно карали. Мне было страшно все это слушать, и я даже спросила Вашего отца , НЕ МОГУТ ЛИ РЕЧИ ПРОХОРОВОЙ БЫТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ, на что он ответил отрицательно.” (Здесь и далее все выделения в тексте сделаны мной – А.Л.)
Это , конечно, не фунт изюму – во времена террора вести себя столь раскованно… Наличие у Прохоровой по крайней мере парочки развед-родственников (Вера Гучкова-Трэйл, агент “Лекал” , еще , возможно, кто-то [5]) придает этому стилю неповторимое очарование.
- Но не выдумка ли все это? – может спросить критически настроенный читатель, прочитав выдержку из письма И.Л.Кушнеровой.
Дадим слово Прохоровой [6]:
“Все разговоры с ним [Локшиным] <…> были сугубо политическими и крайне интересными. Таких разговоров она [Прохорова] не вела ни с кем. Даже с самыми близкими? НИ С КЕМ “.
Ну а теперь – слово биологу и зоопсихологу Ю.А.Лабасу (1933 – 2008), в книге которого пересказывается в неправдоподобно-распухшем виде сплетня о моем отце и которого трудно заподозрить в желании мне помочь [7, с. 266] :
“В нашей квартире впервые, еще в машинописи , читали вслух “Доктор Живаго” (рукопись, полученную от Б.Л.Пастернака , приносил Фальк), в авторском исполнении слушали “Крутой маршрут” Е.С.Гинзбург, песни А.Галича и позже – Бачурина. ЕЩЕ ПРИ СТАЛИНЕ В.И.ПРОХОРОВА, ДО ЕЕ АРЕСТА, ПЕРЕСКАЗЫВАЛА “1984 год” И “СКОТНЫЙ ДВОР” ДЖ.ОРУЭЛЛА.”
Итак, ложь локализована и названа. Причем – ложь фундаментальная. Я позволю себе не называть лжеца, не рассматривать возможных мотивов лжеца, а предоставляю эту возможность читателю. Вообще, ложь необходимо отличать от досадных оплошностей , недоразумений, забывчивости… Не правда ли, все это довольно удивительно и не похоже на плоскую картину тоталитарного (не-лагерного) бытия, излагаемую во множестве мемуаров? (О причинах уплощенного мироощущения см. также [8].)
Теперь – об одной особенности кампании против моего отца. То, что отец невиновен, непредвзятому человеку должно было стать ясно уже после прочтения предпоследнего издания моего “Гения зла” (2003). Однако , кампания против отца продолжалась. Со мной не спорили, мои доводы просто не замечали.
Это, конечно, фирменный стиль, о котором писал еще Юлий Марголин [9]:
“Нет такого лозунга, нет такой нелепицы и лжи, которых нельзя было бы путем тысячекратных и многолетних повторений навязать сознанию человека. <…> Не надо убеждать, достаточно повторять.”
Откомментировать возникшее в результате многолетней кампании отношение в интеллигентных кругах к моему отцу можно словами самого Лабаса (написанными им, впрочем, по совершенно иному поводу [7, с. 288]):
“В медицине аналог такой патологии известен: организм собственные ткани начинает принимать за чужие и энергично разрушать фагоцитами. Конец обычно летальный...”
В заключение – еще два слова о Лабасе, потрясшем меня своими мемуарами. Вот что еще пишет этот вернейший из друзей Прохоровой:
“Рассказывали, вдова Локшина повстречала в Италии кого-то из его бывших жертв и просила отпустить грехи ее покойному супругу.”
Это - полная чушь очевидного ГБшного происхождения. Как , впрочем, и все остальное , написанное – с чужих слов - Лабасом о моем отце и принятое доверчивым зоопсихологом за чистую монету (публикатор – д.б.н. М.Д.Голубовский). Но здесь можно сразу поймать публикатора за руку. Фамилию “бывшей жертвы” на бочку, господин Голубовский!
Москва, 2011
[1]Lokshin, Alexander to Marks, Edward; 5 April 2010
Dear Mr Marks,
the fact is that when living outside Russia you really cannot appreciate these things. But I want the only thing to be noted in your newspaper: the fact that Mrs Elena Bonner stood for Lokshin (took the part of Lokshin) in this conflict. You , probably, cannot appreciate her as an extremely clever person, but other people will do that.
A.L.

Marks,Edward to Lokshin, Alexander ; 5 April 2010
Dear Mr. Lokshin:
I have great respect for Mrs. Bonner but as I said earlier, there is nothing further we can do.
-Ed Marks
Culture Desk

[2] Артур Штильман. Судьба виртуоза. – Еврейская старина, № 7(43), 2006.
[3] Прохорова В.И. Трагедия предательства. – Российская музыкальная газета, № 4, 2002.
[4] Локшин А.А. “Трагедия предательства” как портрет эпохи. – Российская музыкальная газета, № 7/8, 2002.
[5] Локшин А.А. Мышеловка. – Заметки по еврейской истории, № 13(85), 2007.
[6] Алла Боссарт. Сын за отца. – Новая газета, 6 марта 2003.
[7] Лабас Ю.А. Когда я был большой. – М.: Новый хронограф, 2008.
[8] Локшин А.А. Скрытая пружина. http://berkovich-zametki.com/Forum2/vie ... f=7&t=1585
[9] Марголин Ю.А. Путешествие в страну зе-ка. – М.: АСТ, 2008.

Re: Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ

Posted: Mon Jun 11, 2012 9:30 am
by ALokshin
ВЕРА ИВАНОВНА ЗАБЛУЖДАЕТСЯ
А.А.Локшин
Только что прочел книгу Веры Ивановны Прохоровой – “Четыре друга на фоне столетия” (М., Астрель, 2012). Прохорова упорно продолжает утверждать , что мой отец виновен в ее аресте (с.51-58).
Все обвинения в адрес моего отца Прохорова сформулировала еще десять лет тому назад в статье “Трагедия предательства”(Российская музыкальная газета, 2002, №4). Сейчас эту газету невозможно достать, она стала библиографической редкостью.
Однако в моем “Гении зла”(2005) , доступном в Интернете, содержатся большие цитаты из упомянутой статьи, и читателю будет нетрудно проверить, что обвинения Прохоровой в адрес моего отца , приведенные в ее новой книге, изменились до неузнаваемости по сравнению с тем, что написано в “Трагедии предательства”. Что обвинения “поплывут”, я , признаюсь, ожидал.
Прежде всего, в новой книге Прохоровой от упоминаний о 12 целенаправленных антисоветских разговорах с моим отцом наедине в прохоровской квартире (см. ее статью “Трагедия предательства”) не осталось и следа. ТО ЕСТЬ СТЕРЖЕНЬ ПРЕЖНИХ ОБВИНЕНИЙ ИСЧЕЗ! Это значит, что Прохорова, наконец, согласилась с тем, что ее квартира прослушивалась . Интересно, встречаясь с моим отцом в 1949 году, она это тоже понимала? ( Как я узнал из книги Прохоровой, она не только знала о существовании своей родственницы разведчицы Веры Трэйл, но и встречалась с ней ; см.с. 28-29).
Единственное, за что пытается зацепиться Прохорова - это эпизод с разговором на лестничной площадке про Маленкова (после празднования дня рождения моего отца у него дома 19 сентября 1949 года). Эпизод, который в версии 2002 года представлялся второстепенной, ничего не доказывающей деталью. Но он полностью переписан.
Разговор на лестничной площадке переехал в “кабинет” (“кабинетом” была маленькая комната в коммунальной квартире, в этой комнате кроме моего отца жили его мать и сестра), на стене “кабинета” внезапно материализовался портрет Маленкова (этот портрет перед выборами, как я полагаю, должен был висеть на улице), а из “кабинета” в неизвестном направлении вопреки логике были удалены моя бабушка и тетка (иначе не получился бы “разговор наедине”). Логически связанное с этим эпизодом описание разговоров со следователем и очных ставок с М.А.Мееровичем и с моей теткой полностью переиначено – следователь, моя тетка и отчасти Меерович дословно или почти дословно повторяют в версии-2012 разговор про Маленкова . А еще откуда-то возникла у моего отца “секретарша”…
Но и в полностью переиначенном виде этот единственный оставшийся эпизод (разговор о Маленкове) по-прежнему непригоден для обвинений моего отца. Дело в том, что упомянутый разговор происходил спустя ровно два месяца после ареста Вольпина. За моим отцом уже велась охота. Кстати, ближайшей подругой Вольпина в те годы была дочь (расстрелянного) разведчика, тесно связанного с лабораторией по установке подслушивающих устройств в жилых помещениях.

А вот лагерные воспоминания Прохоровой весьма информативны. В бараке она не мерзла (“…какие ледяные нары? В лагере очень жарко топили…”), конвоиры ей попадались добрые (“…удивительное дело, какими эти ребята оказывались порядочными людьми”), от тяжелой работы освободили…(с.58-60) . См. также интервью , взятое у Прохоровой журналисткой “Русской жизни” Е.Пищиковой 28 сентября 2007г.:
“… я по своей природе не приспособлена к физической работе, поэтому мне даже не пришлось притворяться.”
Это великолепно согласуется с рассказом Вольпина о том, как ему хорошо жилось в психушке , куда он был переведен из тюрьмы в 1949 -1950 гг. (См.: Айхенвальд Ю.А. Последние страницы. – М.:Изд-во РГГУ, 2003, с.247. Цитата из книги Айхенвальда приведена также в “Музыканте в Зазеркалье” на с.38.)
И Вольпина, и Прохорову “органам” необходимо было уберечь от гибели. Иначе кто стал бы распространять лубянскую чушь о моем отце по всему свету?
А все-таки, уровень книги Веры Ивановны удивительный. В заключение приведу две цитаты оттуда. Хотя они прямо и не относятся к теме моей заметки, но зато характеризуют книгу в целом:
<<Об Эфроне сегодня говорят и пишут много гадостей, что он, мол, был агентом НКВД и все такое прочее. Я точно знаю , что это неправда.>> (“Четыре друга…”, с.29)
Правда, здорово? Прохорова точно знает. И еще:
<<Но его [А. Д. Сахарова] супруга! Это было исчадие ада, просто исчадие! Глаза черные, вращаются вокруг своей оси. Она, видимо, держала Андрея Дмитриевича в ежовых рукавицах.>> (там же, с.73)
А я-то всегда считал, что такая характеристика Елены Георгиевны исходит из…ну, вы догадались…
Москва,15 июня 2012

Re: Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ

Posted: Fri Aug 24, 2012 9:35 am
by ALokshin
О КНИГЕ АНДРЕЯ ГАВРИЛОВА
А.А.Локшин
Только что с большим трудом раздобыл и, наконец, прочел книгу Андрея Гаврилова “Чайник, Фира и Андрей” (Вашингтон: Изд-во Юго-Восток, 2011). Впечатление сильнейшее. Читать эту книгу необходимо.
Хочу сделать небольшое замечание, имеющее некоторое косвенное отношение к истории моего отца.
Вначале процитирую книгу Гаврилова (глава “Энигма”, с.166-167):
<<С точки зрения официальной идеологии Советского государства – отец Рихтера был врагом народа, а его мать – предательница Родины. А Рихтер – сын расстрелянного врага народа и предательницы – и дальше выступал, как ни в чем не бывало на концертах.
КАК МОГ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫЖИТЬ, НО И СДЕЛАТЬСЯ ВЕДУЩИМ ПИАНИСТОМ СТАЛИНСКОГО СССР?
На этот вопрос фильм [Монсенжона] не отвечает.
Свободный человек? О какой свободе может идти речь? Рихтер был ИХ рабом, верным псом. Иначе – он не прожил бы и года после расстрела отца и предательства матери.>>
В качестве возможного ответа на поставленный им же вопрос Гаврилов приводит слова самого Рихтера:
<<Во время тяжелой депрессии Слава [Рихтер] два раза [!] процедил мне одну и ту же фразу: “Молодая госпожа, как мне говорили, почему-то увлеклась моими концертами, и это, кажется, спасло меня от многих неприятностей”. Рихтер имел в виду Светлану Аллилуеву, дочь Сталина, которой в 1941 году было 15 лет. Тем не менее, Светлана уже тогда встречалась с Каплером, который культурно развивал ее, таскал на интересные концерты. Судя по ее поздним воспоминаниям, Сталин ее безумно любил, она поделилась с отцом своим восхищением от игры Рихтера, и Сталин кому-то что-то шепнул. И Рихтер получил невидимую, но самую надежную в СССР защиту.>>
Неточность второй из приведенных цитат состоит в следующем. Светлана Аллилуева познакомилась с Каплером не в 1941 году, а по крайней мере на год позже (см. книгу Аллилуевой “Двадцать писем к другу”):
<<В ту же зиму 1942-43 года я познакомилась с человеком, из-за которого навсегда испортились мои отношения с отцом, – с Алексеем Яковлевичем Каплером.>>[1]
Напомню, что осадное положение было введено в Москве 20 октября 1941 года, а приказ о переселении немцев был издан еще раньше – 8 сентября 1941 года.
Иными словами, тот факт, что Рихтер уцелел в Москве после депортации немцев, по-прежнему ждет своего объяснения.
Москва, 2012
[1] Впервые Каплер и Светлана Аллилуева встретились в конце октября 1942 года (см. "Двадцать писем к другу").