Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн дек 16, 2019 5:31 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
СообщениеДобавлено: Пн июн 27, 2011 8:42 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 50
ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
А.А.Локшин
Дискредитация моего отца – композитора А.Л.Локшина (1920 – 1987) – была первоначально задумана НКВД с довольно скромной целью: прикрыть ценного агента. То, что речь идет именно о спецоперации , очевидно, как я полагаю, из моей последней маленькой книжки «Музыкант в Зазеркалье» (2010), помещенной на http://www.lokshin.org . Впрочем, из моей предыдущей книжки «Гений зла» (2005), помещенной на том же сайте, тоже было ясно, что из обвинений в адрес отца торчат уши упомянутой организации.
Спецоперация прошла чрезвычайно успешно, что неудивительно. Подслушка, психологические приемы – это для одних, угрозы – для других, инструкции – для третьих…
Недавно к дискредитации моего отца приложил руку зав. отделом искусств в Нью-Йорк Таймс господин Э. Маркс (это не шутка!). Процитировав постыдные слухи о моем отце, он наотрез отказался упомянуть тот факт, что Елена Боннэр заступилась за Локшина. Как я ни убеждал его, что Е.Г.Боннэр разбирается в этих вещах лучше , чем он, Э.Маркс был непреклонен [1]. Если бы Э.Маркс проделал такое , живя в России, его роль в этой истории была бы вполне однозначна. А так – кто его знает…
Дело приобрело прямо-таки вселенский масштаб из-за музыкального дарования моего отца (Шостакович, Мария Юдина, Рудольф Баршай называли его гением). И вот интерес к музыке отца , а значит – и к его личности, вывел спецоперацию на новый уровень. “Разоблачая” Локшина , люди приличные думали, вероятно, что проявляют гражданское мужество, а люди известного сорта ковали себе диссидентские репутации.
Одним из “разоблачителей” был Святослав Рихтер, о котором в свое время убийственно высказался скрипач Борис Гольдштейн [2].
И здесь читатель, возможно, пожмет плечами: “Кто их там разберет? Гольдштейн обвиняет Рихтера , Рихтер - Локшина…”
И это очень важный момент. Он позволяет в эпоху Интернета узнать правду. Статью Артура Штильмана прочло очень много народу. Ею интересовались и на портале Евгения Берковича, и на музыкальных форумах. И – тишина. Страшно. Потому что – правда.
Был, впрочем, в Интернете на forumklassika.ru один полный горечи отклик (Agasfer, 15.10.2007):
“Большое спасибо за статью [А.Штильмана] , я , честно говоря, ничего о Гольдштейне не знал, кроме обычного: “был вундеркиндом, а как зрелый мастер не состоялся”. Записей, по теперь понятным причинам, не слыхал. Оказывается – очередное вранье и очередное… если не убийство, то очень близко. Уже , казалось бы, мог и привыкнуть к подобным разоблачениям, а все равно тошно.”
* * *
Вообще, чтение истории моего отца – к сожалению – требует от читателя повышенного внимания к способу установления истины. Истина не лежит в этой истории на блюдечке. ОДНА ИЗ СТОРОН – ЛЖЕТ.
Замечу, что для меня путеводной звездой в расследовании истории отца была статья В.И.Прохоровой “Трагедия предательства”[3], которую я подробно разбираю в своих двух упомянутых выше книжках. Я с самого начала не сомневался в том, что ненависть Прохоровой к отцу – совершенно искреннее чувство и что факты , изложенные ею в этой статье (Т.Е. ДО ТОГО, КАК ОНА ПОЗНАКОМИЛАСЬ С МОИМИ БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ ВОЗРАЖЕНИЯМИ [4]), нужно рассматривать всерьез, отделять их от досадных недоразумений (которые в ее статье также, к сожалению, имеются ) и совершенно отдельно рассматривать выводы , к которым “органы” умело ее подвели.
К недоразумениям, имеющимся в статье Прохоровой , я , из уважения к ее сединам, отношу :
1) никогда не существовавшую “трехкомнатную квартиру Локшина”,
2) неизвестно чей (скорее всего, дамский) почерк с похожими буквами “м” и “ш”, приписанный Прохоровой моему отцу.
Я считаю своей громадной удачей то, что не встречался с Прохоровой и не приводил ей своих контрдоводов до ее публикации.
Замечу, что в “Музыканте в Зазеркалье”, где собраны наиболее яркие аргументы, я не опирался на одно интереснейшее свидетельство ученицы моего отца Инны Львовны Кушнеровой, так как у меня не было возможности дать независимое подтверждение ее рассказу о событиях 1949-50гг.
Сейчас такая возможность появилась.
И.Л.Кушнерова писала мне 1 августа 2002 года (полностью письмо приведено в “Гении зла”):
“Вот, что мне запомнилось. Прохорова много и охотно говорила – о своих именитых родственниках и знакомых и о том, кто из них что сказал. В ее речах, произносившихся НА ПУБЛИКЕ, постоянно присутствовали так называемые «антисоветские высказывания», за которые тогда нещадно карали. Мне было страшно все это слушать, и я даже спросила Вашего отца , НЕ МОГУТ ЛИ РЕЧИ ПРОХОРОВОЙ БЫТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ, на что он ответил отрицательно.” (Здесь и далее все выделения в тексте сделаны мной – А.Л.)
Это , конечно, не фунт изюму – во времена террора вести себя столь раскованно… Наличие у Прохоровой по крайней мере парочки развед-родственников (Вера Гучкова-Трэйл, агент “Лекал” , еще , возможно, кто-то [5]) придает этому стилю неповторимое очарование.
- Но не выдумка ли все это? – может спросить критически настроенный читатель, прочитав выдержку из письма И.Л.Кушнеровой.
Дадим слово Прохоровой [6]:
“Все разговоры с ним [Локшиным] <…> были сугубо политическими и крайне интересными. Таких разговоров она [Прохорова] не вела ни с кем. Даже с самыми близкими? НИ С КЕМ “.
Ну а теперь – слово биологу и зоопсихологу Ю.А.Лабасу (1933 – 2008), в книге которого пересказывается в неправдоподобно-распухшем виде сплетня о моем отце и которого трудно заподозрить в желании мне помочь [7, с. 266] :
“В нашей квартире впервые, еще в машинописи , читали вслух “Доктор Живаго” (рукопись, полученную от Б.Л.Пастернака , приносил Фальк), в авторском исполнении слушали “Крутой маршрут” Е.С.Гинзбург, песни А.Галича и позже – Бачурина. ЕЩЕ ПРИ СТАЛИНЕ В.И.ПРОХОРОВА, ДО ЕЕ АРЕСТА, ПЕРЕСКАЗЫВАЛА “1984 год” И “СКОТНЫЙ ДВОР” ДЖ.ОРУЭЛЛА.”
Итак, ложь локализована и названа. Причем – ложь фундаментальная. Я позволю себе не называть лжеца, не рассматривать возможных мотивов лжеца, а предоставляю эту возможность читателю. Вообще, ложь необходимо отличать от досадных оплошностей , недоразумений, забывчивости… Не правда ли, все это довольно удивительно и не похоже на плоскую картину тоталитарного (не-лагерного) бытия, излагаемую во множестве мемуаров? (О причинах уплощенного мироощущения см. также [8].)
Теперь – об одной особенности кампании против моего отца. То, что отец невиновен, непредвзятому человеку должно было стать ясно уже после прочтения предпоследнего издания моего “Гения зла” (2003). Однако , кампания против отца продолжалась. Со мной не спорили, мои доводы просто не замечали.
Это, конечно, фирменный стиль, о котором писал еще Юлий Марголин [9]:
“Нет такого лозунга, нет такой нелепицы и лжи, которых нельзя было бы путем тысячекратных и многолетних повторений навязать сознанию человека. <…> Не надо убеждать, достаточно повторять.”
Откомментировать возникшее в результате многолетней кампании отношение в интеллигентных кругах к моему отцу можно словами самого Лабаса (написанными им, впрочем, по совершенно иному поводу [7, с. 288]):
“В медицине аналог такой патологии известен: организм собственные ткани начинает принимать за чужие и энергично разрушать фагоцитами. Конец обычно летальный...”
В заключение – еще два слова о Лабасе, потрясшем меня своими мемуарами. Вот что еще пишет этот вернейший из друзей Прохоровой:
“Рассказывали, вдова Локшина повстречала в Италии кого-то из его бывших жертв и просила отпустить грехи ее покойному супругу.”
Это - полная чушь очевидного ГБшного происхождения. Как , впрочем, и все остальное , написанное – с чужих слов - Лабасом о моем отце и принятое доверчивым зоопсихологом за чистую монету (публикатор – д.б.н. М.Д.Голубовский). Но здесь можно сразу поймать публикатора за руку. Фамилию “бывшей жертвы” на бочку, господин Голубовский!
Москва, 2011
[1]Lokshin, Alexander to Marks, Edward; 5 April 2010
Dear Mr Marks,
the fact is that when living outside Russia you really cannot appreciate these things. But I want the only thing to be noted in your newspaper: the fact that Mrs Elena Bonner stood for Lokshin (took the part of Lokshin) in this conflict. You , probably, cannot appreciate her as an extremely clever person, but other people will do that.
A.L.

Marks,Edward to Lokshin, Alexander ; 5 April 2010
Dear Mr. Lokshin:
I have great respect for Mrs. Bonner but as I said earlier, there is nothing further we can do.
-Ed Marks
Culture Desk

[2] Артур Штильман. Судьба виртуоза. – Еврейская старина, № 7(43), 2006.
[3] Прохорова В.И. Трагедия предательства. – Российская музыкальная газета, № 4, 2002.
[4] Локшин А.А. “Трагедия предательства” как портрет эпохи. – Российская музыкальная газета, № 7/8, 2002.
[5] Локшин А.А. Мышеловка. – Заметки по еврейской истории, № 13(85), 2007.
[6] Алла Боссарт. Сын за отца. – Новая газета, 6 марта 2003.
[7] Лабас Ю.А. Когда я был большой. – М.: Новый хронограф, 2008.
[8] Локшин А.А. Скрытая пружина. http://berkovich-zametki.com/Forum2/vie ... f=7&t=1585
[9] Марголин Ю.А. Путешествие в страну зе-ка. – М.: АСТ, 2008.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
СообщениеДобавлено: Пн июн 11, 2012 9:30 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 50
ВЕРА ИВАНОВНА ЗАБЛУЖДАЕТСЯ
А.А.Локшин
Только что прочел книгу Веры Ивановны Прохоровой – “Четыре друга на фоне столетия” (М., Астрель, 2012). Прохорова упорно продолжает утверждать , что мой отец виновен в ее аресте (с.51-58).
Все обвинения в адрес моего отца Прохорова сформулировала еще десять лет тому назад в статье “Трагедия предательства”(Российская музыкальная газета, 2002, №4). Сейчас эту газету невозможно достать, она стала библиографической редкостью.
Однако в моем “Гении зла”(2005) , доступном в Интернете, содержатся большие цитаты из упомянутой статьи, и читателю будет нетрудно проверить, что обвинения Прохоровой в адрес моего отца , приведенные в ее новой книге, изменились до неузнаваемости по сравнению с тем, что написано в “Трагедии предательства”. Что обвинения “поплывут”, я , признаюсь, ожидал.
Прежде всего, в новой книге Прохоровой от упоминаний о 12 целенаправленных антисоветских разговорах с моим отцом наедине в прохоровской квартире (см. ее статью “Трагедия предательства”) не осталось и следа. ТО ЕСТЬ СТЕРЖЕНЬ ПРЕЖНИХ ОБВИНЕНИЙ ИСЧЕЗ! Это значит, что Прохорова, наконец, согласилась с тем, что ее квартира прослушивалась . Интересно, встречаясь с моим отцом в 1949 году, она это тоже понимала? ( Как я узнал из книги Прохоровой, она не только знала о существовании своей родственницы разведчицы Веры Трэйл, но и встречалась с ней ; см.с. 28-29).
Единственное, за что пытается зацепиться Прохорова - это эпизод с разговором на лестничной площадке про Маленкова (после празднования дня рождения моего отца у него дома 19 сентября 1949 года). Эпизод, который в версии 2002 года представлялся второстепенной, ничего не доказывающей деталью. Но он полностью переписан.
Разговор на лестничной площадке переехал в “кабинет” (“кабинетом” была маленькая комната в коммунальной квартире, в этой комнате кроме моего отца жили его мать и сестра), на стене “кабинета” внезапно материализовался портрет Маленкова (этот портрет перед выборами, как я полагаю, должен был висеть на улице), а из “кабинета” в неизвестном направлении вопреки логике были удалены моя бабушка и тетка (иначе не получился бы “разговор наедине”). Логически связанное с этим эпизодом описание разговоров со следователем и очных ставок с М.А.Мееровичем и с моей теткой полностью переиначено – следователь, моя тетка и отчасти Меерович дословно или почти дословно повторяют в версии-2012 разговор про Маленкова . А еще откуда-то возникла у моего отца “секретарша”…
Но и в полностью переиначенном виде этот единственный оставшийся эпизод (разговор о Маленкове) по-прежнему непригоден для обвинений моего отца. Дело в том, что упомянутый разговор происходил спустя ровно два месяца после ареста Вольпина. За моим отцом уже велась охота. Кстати, ближайшей подругой Вольпина в те годы была дочь (расстрелянного) разведчика, тесно связанного с лабораторией по установке подслушивающих устройств в жилых помещениях.

А вот лагерные воспоминания Прохоровой весьма информативны. В бараке она не мерзла (“…какие ледяные нары? В лагере очень жарко топили…”), конвоиры ей попадались добрые (“…удивительное дело, какими эти ребята оказывались порядочными людьми”), от тяжелой работы освободили…(с.58-60) . См. также интервью , взятое у Прохоровой журналисткой “Русской жизни” Е.Пищиковой 28 сентября 2007г.:
“… я по своей природе не приспособлена к физической работе, поэтому мне даже не пришлось притворяться.”
Это великолепно согласуется с рассказом Вольпина о том, как ему хорошо жилось в психушке , куда он был переведен из тюрьмы в 1949 -1950 гг. (См.: Айхенвальд Ю.А. Последние страницы. – М.:Изд-во РГГУ, 2003, с.247. Цитата из книги Айхенвальда приведена также в “Музыканте в Зазеркалье” на с.38.)
И Вольпина, и Прохорову “органам” необходимо было уберечь от гибели. Иначе кто стал бы распространять лубянскую чушь о моем отце по всему свету?
А все-таки, уровень книги Веры Ивановны удивительный. В заключение приведу две цитаты оттуда. Хотя они прямо и не относятся к теме моей заметки, но зато характеризуют книгу в целом:
<<Об Эфроне сегодня говорят и пишут много гадостей, что он, мол, был агентом НКВД и все такое прочее. Я точно знаю , что это неправда.>> (“Четыре друга…”, с.29)
Правда, здорово? Прохорова точно знает. И еще:
<<Но его [А. Д. Сахарова] супруга! Это было исчадие ада, просто исчадие! Глаза черные, вращаются вокруг своей оси. Она, видимо, держала Андрея Дмитриевича в ежовых рукавицах.>> (там же, с.73)
А я-то всегда считал, что такая характеристика Елены Георгиевны исходит из…ну, вы догадались…
Москва,15 июня 2012


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Александр А. Локшин ФАБРИКА РЕПУТАЦИЙ
СообщениеДобавлено: Пт авг 24, 2012 9:35 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 02, 2008 7:50 pm
Сообщения: 50
О КНИГЕ АНДРЕЯ ГАВРИЛОВА
А.А.Локшин
Только что с большим трудом раздобыл и, наконец, прочел книгу Андрея Гаврилова “Чайник, Фира и Андрей” (Вашингтон: Изд-во Юго-Восток, 2011). Впечатление сильнейшее. Читать эту книгу необходимо.
Хочу сделать небольшое замечание, имеющее некоторое косвенное отношение к истории моего отца.
Вначале процитирую книгу Гаврилова (глава “Энигма”, с.166-167):
<<С точки зрения официальной идеологии Советского государства – отец Рихтера был врагом народа, а его мать – предательница Родины. А Рихтер – сын расстрелянного врага народа и предательницы – и дальше выступал, как ни в чем не бывало на концертах.
КАК МОГ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫЖИТЬ, НО И СДЕЛАТЬСЯ ВЕДУЩИМ ПИАНИСТОМ СТАЛИНСКОГО СССР?
На этот вопрос фильм [Монсенжона] не отвечает.
Свободный человек? О какой свободе может идти речь? Рихтер был ИХ рабом, верным псом. Иначе – он не прожил бы и года после расстрела отца и предательства матери.>>
В качестве возможного ответа на поставленный им же вопрос Гаврилов приводит слова самого Рихтера:
<<Во время тяжелой депрессии Слава [Рихтер] два раза [!] процедил мне одну и ту же фразу: “Молодая госпожа, как мне говорили, почему-то увлеклась моими концертами, и это, кажется, спасло меня от многих неприятностей”. Рихтер имел в виду Светлану Аллилуеву, дочь Сталина, которой в 1941 году было 15 лет. Тем не менее, Светлана уже тогда встречалась с Каплером, который культурно развивал ее, таскал на интересные концерты. Судя по ее поздним воспоминаниям, Сталин ее безумно любил, она поделилась с отцом своим восхищением от игры Рихтера, и Сталин кому-то что-то шепнул. И Рихтер получил невидимую, но самую надежную в СССР защиту.>>
Неточность второй из приведенных цитат состоит в следующем. Светлана Аллилуева познакомилась с Каплером не в 1941 году, а по крайней мере на год позже (см. книгу Аллилуевой “Двадцать писем к другу”):
<<В ту же зиму 1942-43 года я познакомилась с человеком, из-за которого навсегда испортились мои отношения с отцом, – с Алексеем Яковлевичем Каплером.>>[1]
Напомню, что осадное положение было введено в Москве 20 октября 1941 года, а приказ о переселении немцев был издан еще раньше – 8 сентября 1941 года.
Иными словами, тот факт, что Рихтер уцелел в Москве после депортации немцев, по-прежнему ждет своего объяснения.
Москва, 2012
[1] Впервые Каплер и Светлана Аллилуева встретились в конце октября 1942 года (см. "Двадцать писем к другу").


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB