Страничка Льва Мадорского

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Привет, Борис! Что-то я не уловил :память о погромах и еврейский либерализм. Как это связано?
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Борис Дынин »

Память о погромах вызывает желание избежать их переустройством общества на путях утверждения прав человека. При этом "права человека" имеют своим субъектом "человека вообще", а еврей (по крайней мере до поры, до времени) стремится помнить себя евреем. Чтобы защитить себя как еврея от погромов, он (прежде всего секулярный еврей, но не только) склонен выбирать политический либерализм, для которого все люди равны перед законом, в распределении благ, в правах и обязанностях. Либерализм с социалистической окраской. Такова была моя мысль (хотя термин "либерализм", понятно, не однозначен, также как и "еврей" :-)
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by asia »

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм
Лоренс Келеман, темы: Ислам, Иудаизм, Религия, Пророчество, Веротерпимость, Христианство, Сикхизм, Иудаизм и евреи, Бахаизм, Религия

Многие из нас склоняются к вере в Б-га в традиционном понимании этого слова — Всемогущей, доброй Силы или Сознания. Однако, мы не видим, на первый взгляд, связи между нашей склонностью к монотеизму и существованием Б‑жественного откровения. Что заставляет нас предполагать, что Б-г вообще говорил с людьми? И даже если Откровение имело место, как мы можем знать, какая именно из различных религиозных сект действительно получила это Откровение? И если даже мы убедимся, что некая группа получила Откровение, — кто сказал, что она не внесла в него с течением времени изменения? Все эти вопросы беспокоят разумного, скептически настроенного монотеиста, когда он встречается с религией.
Если Б‑г действительно говорил с человеком, и если Он хочет, чтобы здравомыслящий человек обратил внимание на это Откровение, то Он должен был предоставить рациональную основу для ответа на эти вопросы. Религия не должна подразумевать необходимость в слепой вере, Всевышний должен был сделать ее доступной и для рационально мыслящих людей. Он должен был предоставить компоненты, необходимые для построения логической цепочки от общего монотеизма к конкретному Откровению. Мы попытаемся идентифицировать эти компоненты и построить такую цепочку. Мы сделаем это в три этапа.
Рабочее задание
Каким образом добрый Б-г должен был бы относиться к Своим созданиям?
Логично предположить, что если Б-г существует и Он добр, то Он желает одарить нас Своим добром. Он должен желать дать нам наиболее совершенные дары и удовольствия, без ограничения и навсегда. И действительно, родители, любя своих детей, чувствуют нечто подобное. Если бы у них была такая возможность, они бы обеспечили неограниченное и вечное выполнение всех нужд и пожеланий своих детей.
Но в такой доброте есть изъян. Нужды и пожелания порождают мечты, а мечты создают цель в жизни. Ребенок, который ни в чем не испытывает недостатка, часто не имеет цели. Более того, даже если он умудрится найти себе цель в жизни, он все равно будет испытывать стыд оттого, что все, что он имеет — по сути, незаслуженный подарок, милостыня, и он никогда не почувствует неописуемо приятный вкус еды, которую он сам заработал и заслужил. Бесконечные незаслуженные подарки не являются совершенной добротой.*
Если Б-г существует и Он добр, то Он, вероятно, желает, чтобы мы имели все. Но если в этом заключается Его желание, Он должен дать нам возможность все это заработать. Именно так поступают разумные (и зачастую обеспеченные) родители. Они дают своим детям наибольший дар — обеспечивают им возможность самим зарабатывать деньги на все, что им заблагорассудится (дают им образование, помогают им открыть свой бизнес и т.п.). Б-г должен назначить нам работу, дать нам время для исполнения этого задания, и после этого заплатить нам за труд.
Естественно, чтобы такая система правильно функционировала, описание Б‑жественной работы, «инструкция», должна быть доступной на протяжении истории человечества. Если бы Задание было потеряно или искажено, все последующие поколения были бы лишены шанса принять участие в Б‑жественном плане и получить заработанную награду. Поскольку добрый Б‑г должен желать, чтобы все поколения имени такую возможность, и поскольку всемогущий Б-г способен сформировать «описание задания» и передавать его таким образом, что его жизненно важные элементы никогда не будут утеряны или искажены, это описание должно существовать до сих пор. Если Б‑жественные инструкции когда-то были даны, то кто-то где-то должен все еще обладать ими.
Давайте подведем итог. Пока что мы убедились в том, что добрый Б‑г должен желать воздать добро; что наибольший дар — это возможность заработать вознаграждение и избежать получения милостыни; что невозможно заработать вознаграждение, не получив определенного задания; что поэтому добрый Б-г должен был дать человечеству такое задание; и что всемогущий Б-г обеспечит передачу этого задания из поколения в поколение и предотвратит искажения в нем. Таким образом, в конце этого первого этапа наших рассуждений, мы понимаем, что тот, кто принимает существование доброго, всемогущего Б-га, должен также принять существование дошедшего до нас Б‑жественного Откровения.
Доверенное лицо
Если Б‑жественное откровение действительно где-то здесь, мы можем сделать какие-то заключения по поводу потенциального обладателя этого откровения. Например, тот, кто обладает этими инструкциями, не может быть неизвестным. Если бы Б-жественное задание было засекречено, у человечества не было бы шансов открыть его. Только небольшая группа людей имела бы возможность заработать награду. Поскольку добрый Б-г должен желать, чтобы все имели доступ к Заданию, группа, обладающая Откровением, не должна прятаться от людей. Она должна быть хорошо известна.
Эта группа должна также утверждать, что ее религия — Б-годанна и не является просто блестящим проектом, независимо осуществленным их основателем. Как‑никак, некоторые люди, искренне верящие в Б-га и в существование Б‑годанного плана, могут отказаться участвовать в любой очевидно рукотворной программе. Этих идеалистов может оттолкнуть «светский фасад» такой группы, и эти люди, исключительно заинтересованные выполнять волю Б‑га, как раз и не получат Откровения.
Короче говоря, мы ищем хорошо известную группу, которая утверждает, что обладает Б‑жественным откровением.
В настоящее время во всем мире существует 13 семейств религий, представляющих сотни религиозных философий, которые, в свою очередь, разделяются на тысячи сект и культов. По крайней мере одна группа из этих семейств должна обладать Б-жественным Планом, который мы ищем, но какая именно? Среди всех этих тринадцати семейств, единственные группы, приписывающие происхождение своей религии всесильному, доброму Б‑гу — это сикхи, бахайцы и определенные группы из ислама, христианства и иудаизма.
Ясно, что чрезвычайно сложно сделать обзор сложных теологических систем в нескольких параграфах. Но давайте все-таки проверим эти движения и выявим детали, имеющие отношение к их «кандидатуре».
Сикхизм
Сикхи (буквально «ученики истины») следуют религии, созданной гуру Нанаком, который родился в 1469 году в Раи Бхоеки Тальванди (Пенджаб, Индия). Мать Нанака якобы «видела в нем свет Б-га, но не открыла это никому»[1]. Нанак недолго оставался неизвестным. В возрасте семи лет он произнес свое первое откровение — речь об алфавите, который открывал «глубочайшую истину о человеческих существах».[2] Сикхи считают Нанака «материализацией Высшего Света», «божественным существом», «вестником небес и мировым учителем, который показал человечеству путь праведности и истины».
Подобно индуизму, сикхизм смотрит на жизнь как на вереницу мучительных реинкарнаций. Люди, которые не очистят себя в этой жизни, перевоплотятся в более низкие формы жизни (в растения и затем в животных), а потом опять перевоплотятся в человека и еще раз получат возможность очистить себя. Самоочищение завершает цикл и является «излечением всех страданий». Сикхизм отличается от остальных монотеистических религий в том, что он отрицает идею загробной жизни человека как индивидуума. В сикхизме, достижение духовной чистоты — Сах Ханд — представляет собой «окончательное завершение и цель человеческого существования», когда человек «растворяется в Б-ге».
Важно заметить, что сикхи признают еврейских, христианских и мусульманских пророков, предшествовавших Нанаку. Писания сикхов говорят, что «гуру Нанак получил свою миссию не так, как остальные пророки: он получил указания Высшего Суда еще до того, как прищел в этот мир, в то время как остальные получили инструкции после рождения».[3] Но, согласно сикхской теологии, Моисей, Иисус и Мухаммад тоже были посланниками Всевышнего. Как учил своих последователей сам Нанак: «Четыре книги (Пятикнижие, Новый завет, Псалмы и Коран) и четыре веды (сикхизма)… спустились с высот по повелению Г-спода Б-га».[4]
Бахайская вера
Эта относительно новая религия начала свою эволюцию в начале девятнадцатого столетия, когда шейх Ахмад аль-Ахсай основал в шиитском исламе новую секту. Шейх Ахмад видоизменил одно из основных шиитских верований, что Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад были людьми, пророками, величие которых соответственно возрастало. Вместо этого он утверждал, что они были не просто посланцами Неба, а «эманацией Высшей силы и проявлениями Б-га».[5] После смерти шейха Ахмеда в 1826 году, руководство сектой перешло к Саиду Казиму из Решта. Когда в 1843 году Саид Казим умер, между Хаджи Каримом Ханом и Саидом Али Мухаммадом (известным также под именем Баб) развернулась борьба, и движение раскололось. Большая часть его последовала за Бабом.
Баб вначале утверждал, что он является духовными «вратами» (по-арабски баб), через которые его последователи могут получить доступ к «скрытому Имаму» (последнему из двенадцати наместников Мухаммада). В 1848 году он пересмотрел свои утверждения, заявив, что он как раз и является «скрытым Имамом». В конце концов, в своем главном сочинении, «Персидский Байан», Баб открыл, что он, на самом деле, является продолжателем Мухаммада, следующим в цепочке пророков, начашейся с Адама.
Баб умер в 1850 году, и его движение со временем перешло в руки Бахауллы, наиболее цитируемого бахайского авторитета. Бахаулла заявил, что он является носителем «намного более великого откровения»[6], чем Баб, и что Баб пришел только «приготовить дорогу» для него. Бахаулла был плодовитым писателем, и сочинил более ста книг. Его сочинения, может быть больше, чем что-либо другое, определяют современную бахайскую религию.
Наиболее значительный для нас аспект бахайской веры — это доктрина «прогрессирующего откровения»:
«На самом деле, есть только одна религия, религия Б-га. Эта единственная религия постоянно развивается, и каждая отдельная религиозная система представляет собой определенную стадию этой эволюции. Бахайская религия представляет собой современную стадию эволюции религии». [7]
Бахайская религия, так же как ее шиитская предшественница, утверждает, что Моше, Иисус и Мухаммад были истинными пророками Б-га, и что Тора, Новый завет и Коран являются Б-жественным откровением. Расхожденик бахайской религии со своей теологической предшественницей заключается в утверждении, еретическом как для шиитских, так и для суннитских мусульман, что Мухаммад не принес окончательной религии, но лишь открыл следующую серию в бесконечной последовательности эволюционирующих теологий. Согласно бахайской вере, должен был появиться другой пророк, такого же уровня, как Мухаммад.**
Точка пересечения
Отрицание вечности ислама бахайской верой не было единственным в своем роде, беспрецедентным. Сикхизм, как мы упомянули выше, тоже утверждает, что Тора, Новый завет и Коран «пришли свыше по приказу Г-спода Б-га»[8], но «вышли из употребления» после откровений Нанака. Ислам, подобно этому, поддерживает точку зрения, что иудаизм и христианство были богоданными, но не окончательными религиями.[9] Христианство тоже признает Тору как Божественную книгу и Моисея как пророка, но, опять же, утверждает, что откровение Моисея было аннулировано последующим откровением Иисуса.[10] Легко заметить, что бахайская религия, сикхизм, ислам и христианство имеют одну общую «точку пересечения»: все они принимают утверждение иудаизма о том, что Бог дал Тору Израилю через Моисея.
Ранее мы пришли к мысли, что божественное «рабочее задание» находится, скорее всего, в руках одной из монотеистических религий. Теперь мы видим, что все они — бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм — признают, что в какой-то исторический момент еврейский народ имел в своих руках Б-жественный план. Для всех этих религий Тора — священная книга. Разногласия начинаются только с вопроса, было ли откровение Моисея заменено более поздними пророчествами, и если да, то сколько раз.
Свидетельствует ли текст единственного пророчества, признаваемого всеми монотеистами, Торы, сколько раз Б-г будет изменять предназначение человечества, и будет изменять его вообще? Ровно наоборот, двадцать три раза в Торе утверждается: «Это вечный закон на все поколения», и ближе к концу ее Моисей пишет, что закон Торы применяется «для нас и наших детей навеки». (Второзаконие, 29:28. Полный текст стиха: «Скрытое — Г-споду, Б-гу нашему, а явное — нам и нашим детям навеки, исполнять все слова этой Торы»). Единственный общепризнанный пророк, Моисей, недвусмысленно и неоднократно заявляет в своем Пятикнижии, что Б-г никогда не аннулирует Свое предначертание, данное Израилю.
Три возражения
Можно возразить: может быть, утверждения о вечности Торы не были частью Б-жественного откровения. Может быть, Б-г имел в виду, что иудаизм будет со временем заменен христианством, а Моисей попытался саботировать весь этот процесс, независимо вставив эти утверждения. Может быть, Б-г также имел в виду, что христианство уступит исламу, ислам — сикхизму, а сикхизм — бахайской вере; но Иисус, Мухаммад и Нанак устроили заговор против Всевышнего и учили своих последователей по-другому.
Трудность, с которым сталкивается этот подход, связана с всемогуществом Б‑га. Всемогущий Б-г должен был бы знать, будет ли Моисей пытаться испортить Его проект и он, понятное дело, мог бы создать или призвать другого пророка, который передал бы Его сообщение точно, без искажений. Из этого следует, что если Б-г желает, чтобы мы обладали правильной Торой, то мы, без всяких сомнений, должны ей обладать, и Пятикнижие выглядит именно так, как этого пожелал Б-г. Поэтому утверждения Торы о том, что она никогда не будет заменена, не могут быть привнесенными Моисеем. Они должны быть, исходя из постулата о всемогуществе Творца, быть богоданными.
Можно выдвинуть следующее возражение. Если Тора действительно является вечным и неизменным планом Б-га, то само по себе существование других религиозных групп означает поражение Б-га: получается, что Он не мог предотвратить эти заблуждения?! Разве всемогущий Б-г не мог ясно дать понять, что иудаизм истинен, а другие религии — нет?
Мы должны помнить, однако, что большинство людей не выбирают себе религию по чисто интеллектуальным причинам. Конечно, религия должна также иметь какой-то смысл; но большинство людей присоединяются к какой-то религиозной группе потому, что они были рождены в этой религии, потому что она одобряет их (не обязательно основывающиеся на разуме) чувства и/или ценности, или потому что им нравятся праздники и ритуалы данной религии. Трудно найти человека, который бы пытался объективно и рациональны проанализировать, истинна ли его религия.
В результате этого даже искренние, моральные, внимательные люди могут оказаться вовлеченными в религии, которые, возможно, улучшают их лично и весь мир в целом, но являются, в конечном счете, всего лишь выдумкой человека. Даже если Б-г предоставит таким людям неоспоримые доказательства, это будет бесполезно, если они не найдут в себе влечение к истине, объективность и смелость сделать шаг назад и спросить, представляется ли, после серьезного анализа, их религия наиболее вероятным кандидатом для Б-жественного Откровения. Короче говоря, это проблема человека, а не Б-га.
(Кроме того, существование других религий является, по представлениям иудаизма, испытанием для человека, как и любое другое зло и скрытие лица Всевышнего, существующее в мире — прим.перев.).
Можно спросить еще следующий вопрос: возможно, все они — Моисей, Иисус, Мухаммад, Нанак и Баб выполняли волю Всевышнего? Может быть, Б-г пожелал дать пять отдельных заданий: одно для евреев, другое для христиан, третье — для мусульман, четвертое — для сикхов, а пятое — для приверженцев бахайской религии? Почему мы должны обязательно полагать, что только одна из этих религий является словом Б-га? Возможно, все пять являются абсолютной истиной?
Проблема такого подхода заключается в том, что каждая из последующих религий совершенно отрицает правомерность, право на существование своих предшественниц после появления этой новой религии. Несмотря на многочисленные высказывания Торы о том, что ее законы обязывают евреев всегда, Новый Завет заявляет: «Во Христе он [Ветхий Завет]был отменен»[11]; «Мы [евреи***] освобождены от Закона»[12]; и «Христос избавил нас [евреев****] от проклятия Закона»[13]. Коран заявляет: «Если они [евреи и христиане*****] примут твою веру, с ними будут обращаться справедливо; но если они откажутся, они непременно попадут в беду»;[14] «Тот, кто выберет иную религию, не ислам, — это не будет принято у него, и в будущем мире он погибнет»[15]. «Единственная истинная вера в глазах Б-га — это ислам»[16]. Сикхская традиция учит: «В суде Истинного Б-га их [последователей иудаизма, христианства и ислама] будет ждать суровое наказание»[17]. Бахайские писания говорят о «новом откровении, бяйяне, которое отменило Коран, так же как Коран отменил Евангелие»[18]. Они указывают, что «Проявление Бахауллы (последователя Баба) — это последний случай откровения»[19], и декларируют, что «единственное спасение в любом возрасте — в том, чтобы обратиться к Б-гу, чтобы принять Его Проявление на данный момент»[20]. (Курсив добавлен).
Если Тора истинна, то иудаизм должен быть действителен всегда; если христианство истинно, то иудаизм был аннулирован; если ислам истинен, то и иудаизм, и христианство были аннулированы; если сикхизм истинен, то иудаизм, христианство и ислам устарели; если же бахайская вера истинна, то иудаизм, христианство, ислам и сикхизм отжили свой век. Все пять религий не могут быть действительными в одно и то же время. Поскольку все современные проявления монотеизма утверждают, что Синайское Откровение имело место, что Б-г дал народу Израиля Тору, и поскольку сама Тора постоянно заявляет, что она — вечное откровение, которое никогда не будет изменено, пророчество Моисея становится единственным кандидатом на истинную религию.
* Очевидно, что мы испытываем стыд, когда получаем милостыню, только потому, что Б-г создал нас с таким чувством. Он мог сотворить людей по-другому и избежать необходимости давать нам работу. Но мы видим, что по какой-то причине Б-г предпочел создать человека так, что он любит то, что он заработал собственным трудом и стыдится получать милостыню. Мы все чувствуем это — каждый на своем уровне. Нас интересует одно — сейчас, после того как Творец избрал именно этот путь, незаслуженные подарки не являются совершенной добротой.
** Коран утверждает, что никто больше не получит такого пророчества, как Мухаммад (Имран, 3:73). Мусульмане считают, что это значит, что ислам является окончательной религией.
*** Из первого предложения этой главы — «Как люди, знающие Закон, братья…» очевидно, что Павел обращается к евреям. (Кроме того, ясно, что неевреи никогда не были обязаны соблюдать Закон и не могут быть от него освобождены — прим.перев.).
**** о. Джосеф Фицмейер, автор «Нового комментария Библии Джерома», выпущенного католической церковью, вставляет это слово в скобках. Опять же, из контекста видно, что Павел обращается к своим еврейским братьям.
***** Предыдущий стих (2:135) говорит: «Они [евреи и христиане] говорят: прими еврейскую или христианскую веру, и с тобой будут обходиться справедливо. [Вы, мусульмане], должны сказать: никогда!» Таким образом, из контекста ясно, что данный (2:136) стих призывает евреев и христиан отказаться от своей веры.
(Цитаты Евангелия и Корана переведены из английского источника и не претендуют на литературную точность — прим.перев.).
[1] Sikh Religion (Detroit, MI: Sikh missionary center, 1990), 14.
[2] Там же.
[3] Khazan Singh, Philsophy of Sikh Religion (Chandigarth: Greater Punjab Press, 1914, 1970), 26.
[4] Там же, 17.
[5] William McElwee Miller, The Bahai Faith South Pasadena, CA: William Carey Library, 1974), 8.
[6] Miller. 139.
[7] William J. Hatcher and J. Douglas Martin, The Bahai Faith: The Emergring Global Religion (San Francisco: Harper and Row, 1985), 82.
[8] Singh, 17.
[9] Относительно пророчества Моисея, см. TheKoran, translated with notes by N.J. Dawood (New York: Penguin Books, 1990), 14,18, 100, 157, 164, 197, 242, 255, 274, 292, 315, 337—8, 354. Относительно Иисуса — см. там же, 18, 23, 77, 100, 391. (Мы вынуждены дать ссылку на английское издание Корана — прим. пер.)
[10] См., например, К римлянам 7:1—6, 10:4, К евреям 10:9.
[11] Второе послание к Корифеям, 3:14.
[12] К римлянам 7:6.
[13] К галатионам, 3:13.
[14] 2:138.
[15] Имран 3:85.
[16] Имран 3:19.
[17] Синх, 29.
[18] E.G. Browne, Nuqtatu'l-Kaf, London, 1910, Cited by Miller, 54.
[19] Там же, 82—3. Hatcher & Martin, 113.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Спасибо, Ася! Вы пишите, как всегда интересно и убедительно.
По не совсем ясной ассоциации вспомнил статью-исследование Зигмунда Фрейда " Монотеизм и Моисей", в которой Фрейд пытается доказать, что Моисей египтянин -аристократ ( другое имя, кажется, Тутмес), последователь фараона Аменохтепа. И что этот Тутмес-Моисей вывели евреев из Египта с целью сохранить монотеизм фараона-новатора и дать иудеям нового Бога Атона. По версии Фрейда, у него ( Моисея) получилось.
Что Вы думаете об этом?
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Забыть невозможно


Впервые услышал про Юрия Литвак еще в Германии. От знакомой. В прошлом журналистки. Женщины, много повидавшей и особенно не поддающейся эмоциям: „ Классный экскурсовод. От Б-га. Если попадёшь к нему - увидишь Израиль. Другими глазами...“
Пожилой, грузный работник экскурсионного бюро в Хайфе, бывший ленингадец, проживший в Израиле столько лет, что уже говоривший по-русски с лёгким акцентом, ничего не обещал: “ Не знаю. Юра - не Юра. Как получится. У нас все экскурсоводы хорошие“. Но потом, переглянувшись с молоденькой девицей за соседним столом, добавил: “Впрочем, Вы правы. Юра из лучших“.
Мне повезло. Молодой, среднего роста, человек, слегка за 30, смуглый, крепко сбитый, с правильными чертами, которому огромное испанское сомбреро и жесткое выражение лица придавали вид несколько бандитский, и который встретил нас у огромного, туристского автобуса в Хайфе в 7 утра, представился: “Шалом! Моя фамилия Литвак. Зовут Юрий. Сегодняшний день мы проведём вместе.“
Тронулись. По обеим сторонам дороги - каменистые холмы. Виноградники. Арабские деревни вперемешку с еврейскими посёлками. Утро для декабря тёплое +20. Тянуло ко сну. Все встали рано. Пассажиры, в основном, олимы из бывшего Союза. Либо туристы оттуда же. Из Германии я один. Юрий взял микрофон.
- Я плохой еврей - работаю в субботу. Живу не по Торе. Но страна эта зацепила. Вот и сейчас. Гляжу в окно. И ... проваливаюсь сквозь тысячелетия. Попробуйте. Вслушайтесь в себя. Уйдите в подсознание. Если вы еврей, в вас проснётся память предков. Вы узнаете страну. Почувствуете, что вы уже здесь были. Ходили по этим холмам. Сражались с филистимлянами. Может даже умирали от ран на вершине горы, в той полуразрушенной крепости, что виднеется справа, повторяя перед смертью слова молитвы: «Барух ата адонай...» Это наша земля. Данная Б-гом. То, о чём мечтали предки 2000 лет, произошло. Я счастлив, что живу во времена, когда великое чудо свершилось. И удивляюсь евреям, которые выбирают другую страну.
Юрий говорил негромко. Подчёркнуто ровным, лишённым эмоций голосом. У меня аллергия на „высокий штиль“, но в словах парня в сомбреро была искренность. Была особая энергия, которая заставила проснуться и прислушаться. И ещё я услышал в его словах другой, скрытый смысл. Направленный лично против меня. Человека, который вместо Израиля приехал в страну Холокоста.
Дело в том, что с момента, как подал заявление в немецкое посольство в 90-м году и до сегодняшнего дня не могу избавиться от чувства, что совершил я нечто морально нечистоплотное, унизительное. Что нужно скрывать и чего нужно стыдиться. Иногда мне казалось, что родственники, у которых я жил в Израиле, хотя и тепло меня встречали, про себя думали: “Продался за 3О сребреников. Забыл о миллионах убитых. О тётке, умершей в концлагере. О двухлетней двоюродной сестре, расстреляной в Бабьем Яру. О тысячах евреев, которые погибли, чтобы существовал Израиль. “ Это, как говорили приятели, мой комплекс. От которого не могу избавиться.
Но самое большое испытание было впереди. Уже через час мы подъезжали к Яд- Вашем. Мемориалу памяти евреям, погибшим во время Катастрофы. Пока ходили по залам этого невероятной эмоциональной силы мемориала, Юрий молчал. Здесь нельзя говорить. Слова звучали фальшиво. На стенах увеличенные любительские фотографии. Мужчина с интеллигентным лицом стреляет в затылок пожилой обнажённой женщине. И улыбается. Другой, с не менее приятной внешностью, вырывает у матери грудного ребёнка. Кто-то вскрикнул. Шум падающего тела. Оглянулся. Молодая женщина упала в обморок. Её вынесли на воздух.
Я тоже вышел.
Увидел Юрино сомбреро. Подошёл. Постояли молча. Не выдержал:
- Живу среди них... -Юра взглянул непонимающе.
-Живу в Германии, - пояснил я. Среди лиц, что на фотографиях. Общаюсь с ними ежедневно...
- Ну и как?
- Сам не знаю. Неужели возможно ? Снова придут к власти „настоящие“ немцы. И всё повторится ?
- И как Вы думаете? - Юра смотрел заинтересованно.
- Ещё недавно думал,что исключено. Бомба не падает два раза в одно и тоже место. Но теперь, когда недавно пронацистская партия получила в Саксонии-Анхальт, где я живу, 13 %, уже не знаю. Наверно, всё возможно. История не учит.
- А я бы не смогла в Германии жить. - Оглянулся. К разговору прислушивались подошедшие несколько человек из нашей группы. Молодая, симпатичная женщина, продолжала. - Вы извините, конечно. Но любая другая страна. Любая. Если уж в России или в Израиле никак не возможно. Штаты, Канада, Австралия. Только не ФРГ.
- Да бросьте Вы, - возразил невысокий молодой человек, как позже выяснилось турист из Москвы. -Зачем прошлое ворошить? Сегодняшние немцы за всё это, - молодой человек показал на здание мемориала, - не в ответе. ФРГ - нормальная, демократическая страна. Мои родители туда поехали. Прекрасно живут в Штутгарте. Если бы я в бизнесе не крутился, то тоже бы подался в Германию.
- Вы, молодой человек, не прошли войну. И не были в концлагере, - вступил в разговор старик в инвалидной коляске. Тоже из нашей группы. - А я был. И прекрасно понимаю немецких евреев, которые сумели в нацистские времена из Германии бежать. А теперь не то, что жить на бывшей Родине, но даже сьездить туда как туристы не могут. Не в силах. Я бы тоже не смог. Есть вещи, через которые невозможно переступить. Ужас, который невозможно забыть.
- А у нас в России? - возразил молодой человек. - Разве было не то же самое.? В институт не более 5 процентов. На приличную работу - иди прогуляйся, жидовская морда. Да что там институт. Михоэлса грузовиком в стенку вдавили. Троцкого топором по голове. Даже в Мексике достали. Ещё бы немножко пожил отец народов и мы бы в сибирском гетто обитались. В бараках зиму коротали. Что ж и в России не жить?
Помолчали. Больше желающих высказаться не было. Тема зависла в воздухе, не получив разрешения. Мне же хотелось определённости. Хотя я понимал, что определённости тут нет и быть не может...
- А что Вы скажете? - спросил Юрия. Он смотрел куда-то в сторону. И вроде не проявлял интереса к разговору. - Можно евреям жить в Германии?
- Не хотел на эту тему говорить. Но раз просите, скажу. Почему нельзя? Очень даже можно. Вы же живёте. И тысячи других живут. Насколько я наслышан, в Германии жить приятно. Приличное пособие, оплаченная кварира, климат подходящий. - Юрий говорил в своей манере. Без эмоций. Немного растягивая окончания фраз. - Другое дело, можно ли остаться евреем. Тут сомневаюсь.
Кроме того, мне, например, хотя с религиозной точки зрения я еврей некудышний, чтобы жить в Германии после того, что там произошло, надо было бы переступить через себя. Потому что евреев вырубали под корень не нацисты, не группа фанатиков, а весь народ. Или, скажем так, подавляющее большинство. Значит подавляющее большинство болело. Тяжело. А выздоровело ли? Вот в чём вопрос.
- Болезнь эта не антисемитизм. - Юрий поискал слово, помолчал. Наша группа уже собралась и слушала с явным интересом - не антисемитизм,- повторил он, - а ...привычка к послушанию. Гипертрофированный страх перед властями. Излишнее доверие к печатному слову. Пока Германия процветает, болезнь, если придерживаться медицинской терминологии, протекает незаметно. В скрытой форме. Что-то вроде вялотекущей шизофрении. Но в трудные времена... Не знаю: безработица, землятресение, ещё какая-нибудь чертовщина. И ...всё возможно. Вы правильно сказали. История ничему не учит...
В автобусе оказался рядом с парнем, чьи родители живут в Штутгарте.
- Чепуха - сказал он. - Чушь собачья. Человек имеет право жить где ему нравится. Большинство вам завидует. Плюньте и забудьте.
Не получается забыть. Засыпаю ночью, а в глазах фотографии со стен Мемориала. Выхожу утром на улицу и кажется, что старик, идущий навтречу, очень похож на того. На фото. Что стреляет в затылок женщине с ребёнком. Невозможно забыть. Не могу забыть. Не получается...
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by asia »

Лева! Перечитала я Фрейда "Этот человек Моисей" (Моисей и монотеизм). Эта статья (эссе) есть у меня дома в книге "Загадки еврейской истории" (составитель и переводчик Рафаил Нудельман).
Понимаете, эти загадки, гипотезы и тому подобное возникают только тогда, когда иудаизм (яадут) рассматривается в качестве одной из мировых религий и к тому же людьми, к иудаизму этому никакого отношения не имеющими, даже если люди эти по рождению евреи.
Очевидно, от представления о яадут как о религии очень трудно отказаться. Сказывается тяжелое наследие насквозь христианнизированной культуры. Эта культура, заменившая духовность, очень плохую нам всем службу служит.
Давайте откажемся от слова "иудаизм" и будем использовать слово "еврейство", которое гораздо точнее передает смысл понятия. А то у нас все в одну дуду - иудаизм, марксизм, гомосексуализм (леавдиль!).
Так вот. Еврейство для еврея (не сочтите за тавтологию) - это просто ЖИЗНЬ. Соответственно, выкидывание своего еврейства в помойку или переделывание его под собственные нужды - это СМЕРТЬ. Правда, этим мертвякам кажется, что они живы. Да и на окружающих они производят аналогичное впечатление. Во всяком случае, продукты супермаркетов в содержимое унитазов ими перерабатываются регулярно. Просто это не считается жизнью с точки зрения еврейства или с точки зрения Торы, что то же самое.
Вот смотрите. Еврей открыл утром глаза. Есть определенные действия, с помощью которых он включает себя в систему мирозданья. И понеслось. Любое действие еврея, живущего по Торе, должно быть наполнено смыслом. Оно должно свидетельствовать о существовании Творца, о Его удивительном замысле, о чуде Творенья. Любое, понимаете? Даже посещение туалета.
Еврей рождается, растет, женится, разводится (не про нас будь сказано), работает, любит, воспитывает детей, лечится, решает проблемы, и все это по Торе. И учится, учится, учится..... Ведь надо же знать, как Тора рекомендует все это делать. И если ему, этому еврею, удается это все, то он становится очень счастливым человеком, становится в этой жизни. При этом понимая, что самое главное счастье ждет его ба олам аба. Но рассуждения о будущем мире - это совсем не наш уровень, мы люди маленькие и хотим быть счастливы здесь и сейчас. А этот будущий мир мы будем просто тихонько иметь в виду, некоторым эта мысль очень помогает.
Вот, собственно, и все.
Поэтому на измышления престарелого бедняги Фрейда просто нет времени. Да и интереса они не представляют общественного. Там ошибка на ошибке. Например, он пишет, что Ципора быстренько сделала обрезание Моше. А на самом деле она это сделала их новорожденному сыну. Ну, некогда о таких глупостях.
Шабат Шалом всем евреям (и не живущим пока по Торе тоже).
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ВЗРЫВ В БОЛЬНИЦЕ
Отдайте нам Верхнюю Силезию, отдайте!

Субботним, мартовским вечером, неожиданно, без какого-либо штормового предупреждения, налетел, разделив жизнь на «до» и «после», ураган боли. Ураган, со звучным, как у всех уважающих себя ураганов, именем – «панкреатит». Налетел, закружил и бросил меня под капельницу в маленькую, уютную больницу довоенной постройки.
Я лежал под капельницей, старался меньше прислушиваться к болевым ощущениям, думал о том, что не успел сделать «до» и незаметно, мало-помалу втягивался в жизнь нового, больничного коллектива.
Коллектив этот, на мой взгляд, любопытный феномен. В определённом смысле, находка для психолога. С одной стороны, его существование временно и неустойчиво. Люди приходят и уходят. Некоторые туда, откуда не возвращаются. С другой, может, именно благодаря временности и неустойчивости, отношения между членами коллектива предельно откровенные: проще открыть душу человеку, с которым вряд ли когда-нибудь встретишься. Кроме того, наши привычные ограничения и условности отступают, когда ты заглянул или глядишь в лицо костлявой. Думаю, что за несколько дней, которые члены этого необычного коллектива проводят вместе, они узнают друг о друге больше, чем если бы прожили в одном доме, на одной лестничной площадке несколько лет.
Специфический привкус ситуации придаёт и абсолютная непредсказуемость карточного расклада. Невозможно предугадать, кого и с кем сведёт случай в каждый следующий момент. Отсюда и неожиданные реакции, странные коллизии, столкновения характеров и судеб, которые в особых случаях (об одном хочу рассказать) приводят к взрыву.
Так как гремучая смесь образовалась, в основном, от столкновения двух членов больничного коллектива (нас в палате было четверо) Пауля Янц и Якоба Шиминского, то о них немного подробнее.
Пауль (75) невысокого роста, квадратный, с маленькими, проницательными глазками на морщинистом лице, родился на территории современной Польши (бывшая Верхняя Силезия) и после войны был с родителями и младшей сестрой высланы на территорию Западной Германии.
Якоб (61). Инвалид с детства. Передвигается на коляске или костылях. Среднего роста, с вытянутым худым лицом, аккуратно подстриженными усиками. Его мать в 17 лет была вывезена из Польши на принудительные работы в Германию.
- Из нашей деревни вывозили, практически, всех молодых и здоровых женщин от 17 до 35 , - тихо и тягуче, как сказку, рассказывал Якоб, расхаживая на костылях вдоль палаты и наблюдая краем глаза за зарождающейся весенней жизнью за окном. - Знакомый поляк-фельдшер, которому мама нравилась, случайно узнал день отправки. Он посоветовал ей в этот день дома не появляться. Мама ушла с утра с подружкой в лес, но поздно вечером, когда девушки возвращались домой, они натолкнулись на немецкий патруль и были доставлены на железнодорожную станцию в районный центр. Там уже ждал отправки поезд в Германию. Даже попрощаться с мамой и бабушкой (папа был офицером Войска Польского) не удалось.
В этом месте Пауль, который до этого уже несколько раз неодобрительно хмыкал и кривился, перебил Якоба. Высоким, пронзительным голосом он бросал короткие рубленые фразы, которые на фоне медлительной, тихой речи Якоба, звучали особенно взволнованно и напряжённо:
- На что Вы жалуетесь? Вам не на что жаловаться! Конечно, любое насилие над личностью не хорошо. Но не забывайте. Шла война. Действовали другие законы. Кроме того, когда война окончилась, Ваша мама имела возможность вернуться домой. Но не вернулась. Значит, понимала, что в Германии, даже побеждённой, ей будет лучше, чем в коммунистической Польше. Моих же родителей выселили со своей, исконно немецкой земли. Нам запрещали говорить по-немецки. Нас всячески притесняли. И всё это, заметьте, не в военное, а в мирное время. В нарушение любых не просто демократических, но и человеческих норм. Считайте, мы в расчёте.
- Значит в расчёте? – взорвался Якоб. Он неожиданно заговорил громко, зло, почти закричал. Такого Якоба я ещё не видел. - Вы напали на Польшу. Как волк на ягнёнка. Безо всяких причин. Разорили страну. Уничтожили, расстреляли, замучили в концлагерях более 5 миллионов человек. В основном, женщин, стариков и детей. Я уже не говорю о поголовном уничтожении евреев, проживающих на польской земле, -Якоб бросил выразительный взгляд в мою сторону. –И теперь говорите о каком-то расчёте. Здесь никогда и ничем нельзя рассчитаться.
- Да было. Всё это было. - Пауль тоже перешёл на крик. – Никто не защищает параноика Гитлера и его свору. Это страшные люди на 12 лет загипнотизировали народ. Превратили немцев в глазах всего мира в преступников и маньяков. Война давно кончилась. Сменилось три поколения. Даже самый закоренелый преступник, отбыв наказание, получает шанс начать жить заново. – На крик в палату заглянула испуганная медсестра. Попыталась успокоить Пауля: «Что случилось? Прекратите! Вам нельзя волноваться». Пауль оттолкнул медсестру и продолжал так же громко:
- Сталин, такой же параноик и преступник, как Гитлер. Он одним росчерком своего проклятого синего карандаша (Я изучал эту историю. Я знаю.) отнял у нас кусок земли. Отрубил руку у живого человека. Не правильно это. Несправедливо. Мы другая страна. Другой народ. Мы не отвечаем за преступления отцов. Тем более, дедов и прадедов. Отдайте нам Верхнюю Силезию! Отдайте!
Тут началось невообразимое. Пауль и Якоб кричали вместе, стараясь успеть высказать всё, что у них наболело. Прибежал врач. Ещё одна медсестра. Попытались их успокоить. В конце концов, увидев, что успокоить не получится, попросили Якоба ( Паулю нельзя было вставать) немного побыть в коридоре. На другой день Пауля перевели в другую палату.
Прошло почти 4 месяца с того случая, а я его, по-прежнему, часто вспоминаю. И ясно понимаю, что хотя прошло 65 лет, война не ушла совсем. Александр Суворов говорил: «Война закончится, когда будет похоронен последний солдат». Наверно, не будет ошибкой закончить фразу по другому. Война закончится, когда уйдёт последняя человеческая боль, с этой войной связанная. Когда это произойдёт? Никто не знает…
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Эта долгая, короткая жизнь

В детстве жизнь кажется долгой. Очень долгой. Почти бесконечной. Она тянется, куда-то убегает, исчезает за горизонтом и не видно ей конца. В детстве, вообще, трудно поверить, что 20, а, тем более, 40 лет когда-нибудь наступят. Взрослые годы невероятно далеко. Почти как звёзды на ночном небе. Их трудно себе представить. Кажется, что в реальности, их попросту, не существует.
Время в детстве тянется медленно. Ползёт как улитка. Невозможно дождаться дня рождения, новогодних подарков или обещанной папой поездки в зоопарк, если до них осталось ещё два дня. Целых два дня. А, тем более, неделя. Ожидание радостных событий в детстве становится нестерпимо трудным и мучительным. И, всё равно, жизнь в детстве прекрасна и беззаботна. Она бурлит, сверкает, переливается всеми цветами радуги. Дети живут сегодняшним днём. Сейчас. В эту минуту. У детей нет ни прошлого, ни будущего. У них только настоящее.
Но проходит время. Рано или поздно детство заканчивается. Приближаются, выплывают, окружают, заставая врасплох, те самые, казалось, фантастически отдалённые 20 лет. Дети становятся взрослыми. Что-то меняется. Нет, по-прежнему, 40, а, тем более, 60 скрываются в туманной дали. Но звёзды на небе ближе. Темп жизни быстрее. День ещё длинный, сверкающий, но краски уже не такие чистые и яркие. И вечер каждого дня ближе, чем в детстве.
Суета жизни всё больше и больше захватывает в свой вечный, нескончаемый водоворот. Уже нет лёгкости и свободы. Чистоты и веры. Наивности и ясности взгляда. Мы не смотрим на людей, а присматриваемся к ним. Не всем доверяем и не со всеми разговариваем. Приходят и всё более захватывают в плен мысли о будущем. Если в детстве будущего не было, то в 20 лет оно появляется. Прошлого нет, но будущее есть. Оно появляется непонятно откуда и вызывает всё большее беспокойство. Мы начинаем понимать, что многое зависит от нас самих и пытаемся сделать будущее таким, как нам хочется. Думаем о выборе профессии, карьере, любимой женщине…
А потом, шаг за шагом, месяц за месяцем, год за годом из темноты и неизвестности выплывают 40 лет. Мы в расцвете сил. Карьера, деньги, любовь - всё это ещё важно и наполняет жизнь смыслом. Старость, по-прежнему, далеко, и, вообще, вряд ли когда-нибудь наступит. Но что-то произошло. Что-то снова изменилось. В какой-то момент мы чувствуем, что перевалили вершину и медленно спускаемся вниз. Дни не тянутся вечно. Они уже не ползут, как в детстве, а бегут, монотонно постукивая на стыках, как поезд дальнего следования. Жизнь набирает скорость, бурлит, несётся, радует, гладит по головке и бьёт наотмашь в лицо. За окном мелькают люди, события, первые юбилеи, праздники, находки и потери, встречи и расставания.
И вдруг, когда всё ещё только начинает разворачиваться, когда только-только начинаешь понимать что хорошо, а что плохо, что тебе надо, а чего лучше избегать, с неба сваливаются 60. Вот уж, действительно: «Не ждали». Приходят, затягивают, обволакивают и, если выпадает свободная минутка, забрасывают новыми, ранее почти неизвестными вопросами:
- Зачем всё это? Ради чего ты столько напрягался, страдал, бился головой об стенку, пытался осуществить свою мечту, а, может, даже осуществил? Какой смысл во всём этом круговороте? Во всей этой суете? Есть ли смысл у жизни, вообще? Ведь всё равно, как бы ты не был успешен, через несколько лет ты уйдёшь навсегда и ничего не останется. Ничего. Абсолютно ничего. Да, конечно: дерево, книга, ребёнок. Но, если даже всё это есть, то надолго ли? Дерево засохнет, книгу забудут, ребёнок тоже не вечен.
Эти мысли начинают тебя захватывать всё больше и больше, и, значит, недалеко старость. Господи, как она быстро пришла. Какая короткая жизнь. Только вчера ты играл в песочнице, ходил в школу, знакомился с девушками. Всё это было только вчера…
Приближается старость и дни несутся сверхскоростным экспрессом. Они мелькают, как в калейдоскопе. Вчера - понедельник, завтра - воскресенье. Дни, недели, месяцы, годы. Возможно, ты ещё при деле. Возможно, ты ещё на коне. Работаешь, радуешься общению с внуками, даже создаёшь что-то новое. Но ощущение, что финиш близко - не покидает. Оно постоянно с тобой и напоминает о бессмысленности и бренности этой нашей вечной суеты. В движениях всё больше усталости. Во взгляде иронии и понимания: «И это пройдёт…»
-Всё нормально, старичок. Успокойся, смирись, уйди легко и тихо. Так устроена жизнь, - говорит нажитый с годами опыт. Ты пытаешься к нему прислушаться, сделать, как он велит. Но не получается. Никак не получается… А на стыках рельсов снова и снова назойливым лейтмотивом стучат-постукивают знакомые слова Окуджавы: «Ведь жизнь короткая такая
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Тексты песен Льва Мадорского.

ЗВЕЗДА ДАВИДА

На Ближнем на Востоке
Святая есть земля
Там жизни всей истоки,
Там Родина моя.
Живём пока в Германии,
Но помним о тебе.
Евреи мы по званию,
А, значит, по судьбе.

Припев. Сквозь страны и года
Шагаем налегке
Давидова звезда
Сияет вдалеке 2 раза.

Тысячелетий нити
Плетут времён канву
Уж вы меня простите,
Что я не так живу.
Что песен этих звуки
Не постигают суть.
Пусть дети или внуки
Другой укажут путь.

Припев.

Мы помним всё что было
И пепел в сердце бьёт
И в Иерусалиме
Мы встретим Новый год
И судный день настанет,
Протрубит вещий рог
И снова к жизни встанет
Народ и с нами Б-г

Припев.
2000г.
Last edited by Лев Мадорский on Sat Jun 19, 2010 6:59 pm, edited 4 times in total.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ПИСЬМО НЕ С КОЛЫМЫ. 1992год

Я пишу тебе письмо не с Колымы
Из Кальбе, здесь такая есть дыра
Нет снега здесь и значит нет зимы
Бананы жрём с утра и до утра.

Германия на сотни вёрст кругом,
Все шпрехают на птичьем языке
Ешё вчера в Совке был мужиком,
Сегодня, извини за грубость, хер.

«Гуд Морген», а по нашему, «подъём»
Тут немцев невозможно нам понять,
Они ложатся спать, а мы встаём,
Они встают, а мы ложимся спать.

Нельзя кричать, ругаться и плевать
«Ферботен», как Талмуд мы знать должны
Ну не страна ребята благодать,
Не знаю продержусь ли до весны.

«Гуд Морген»,- хаус мастер за стеной,
И значит закругляться мне пора
Доволен я судьбою и страной,
Но стёкла били нам ещё вчера.
Post Reply