Страничка Льва Мадорского

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ЖЕНЩИНА НА СКАМЕЙКЕ

По утрам бегаю. Много лет. Может, 30, может, 35-ть- сбился со счёту. Поэтому когда переехал недавно из Магдебурга в Брауншвейг, первым делом стал искать спокойное, зелёное место для пробежек. И нашёл. Прямо в центре города, параллельно основной магистрали тянется почти через весь город тихая, с песочным покрытием, окружённая деревьями, аллея для пешеходов и велосипедистов. Со скамейками через каждые триста метров.
Это было осенью.Примерно, в 8 утра. Бежал и увидел её. Она сидела на скамейке. Прямо , неподвижно, уставившись в одну точку. Черноволосая, смуглая, аккуратно и даже несколько вычурно причёсанная. С седой прядью, надающей на лоб. В поношенном, хорошо сшитом пальто. Лет 50-ти. Точно в той же позе она сидела в 8.30, когда я бежал обратно. Через несколько часов снова проходил мимо этого места. Она всё ещё сидела. В той же позе. С тем же отрешённым выражением лица. Так стало повторяться ежедневно. Однажды я выбежал не в 8, а в 7. Когда ещё только светало. Женщина сидела. Мне стало казаться что она сидит здесь всегда.
Между тем, в аллее по утрам кипела жизнь. Проносились велосипедисты. Дети, громко разговаривая, направлялись в школу. Потом возвращались домой. Шуршала под ногами осенняя листва. Иногда шёл дождь. Нежаркое, осеннее солнце пробивалось сквозь листву. А она сидела. Тихая, печальная, одинокая. Окутанная тайной.
Постепенно я привык к её прямой, неподвижной фигуре, к островку печали и одиночества, который создавался присутствием этой загадочной женщины, и стал, пробегая мимо, здороваться: «Morgen». Как здоровался с постоянными, уже известными мне, утренними посетителями аллеи: собачниками, прохожими, велосипедистами. Она молча, без улыбки кивала в ответ, ясно показывая, что не стремится к общению.
Рассказал приятелю. Он любит пофантазировать и закидал меня вариантами:
- У неё трагедия в семье. Умер кто-то из близких. Скорее всего, муж. И она не выносит одиночества. А, может, жить негде. Приехала по приглашению, а тот кто приглашал, не принял. И денег нет на обратную дорогу. А,может...
Фантазия у приятеля была богатая, Среди его фантазий были самые экзотические. Пропала собака. Возможно, собаку украли. И она надеется собаку встретить. Или ещё почище: женщина сидит на аллее в определённые часы. Это сигнал для исламских террористов.
Но однажды я встретил таинственную незнакомку в продовольственном магазине. Женщина стояла в очереди позади меня и мы поздоровались, как старые знакомые. На этот раз вид у неё был вполне приветливый и она, как мне показалось, даже обрадовалась нашей встрече.
Вышли из магазина вместе. У моей знакомой была тяжёлая сумка с продуктами и я предложил её подвезти. Она не отказалось. Познакомились. У таинственной незнакомки оказалось необычное имя- Мелис.
- Вы турчанка?
- Да.
- Давно в Германии?
- 11 лет. А Вы откуда?
- Из России. Уже 18 лет. –Ехать до её дома было недалеко и я задал вопрос, который лучше бы, наверно, было задать после более продолжительного знакомства:
- Почему Вы сидите на скамейке одна? Так долго. У Вас что-то произошло в семье?
Мелис рассмеялась:
- Представляю. Наверно я произвожу странное впечталение.
Она помолчала.
-Здесь остановитесь, пожалуйста. Спасибо.
Мелис вышла из машины. Я донёс сумку до подъезда. Мы попращались.
На следующий день утром турчанка сидела на своём месте. Когда я пробегал мимо, она неожиданно встала и приветливо подала руку:
-Здравствуйте. Рада Вас видеть. Мелис протянула тонкую, скромно изданную книжку.- Я полистал. Это были стихи.
- По -турецки?-предположил я.
- Да. Это недавно изданная в Турции книжка моих стихов.-Она помолчала. Улыбнулась.
- Теперь Вы понимаете чем я здесь на скамейке занимаюсь? Пишу стихи.
Дома я снова полистал книжку и обнаружил на титульной странице автограф по-немецки: « Пробегающему мимо мужчине по имени Лев. Который, надеюсь, больше не будет считать меня сумасшедшей» И подпись Мелис Эккер. Жалко что самих стихов пока прочесть не могу.А хотелось бы...
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

СПОРТПЛОЩАДКА НА КОСТЯХ

Журналистское расследование.
Весной 94-го на меня непонятным образом вышла журналистка местного, магдебургского телевидения – Хильда Кригер. Лет сорока, худющая, баскетбольного роста и сложения, с нескладными движениями и неразборчивой, смазанной речью, она располагала к себе удивительной непосредственностью и открытостью. Наверно поэтому, несмотря на мой сомнительный немецкий, уже через полчаса мы общались как старые, добрые знакомые. Фрау Кригер искала помощника с журналистским опытом говорящего по русски, (российские воинские части уходили из Германии и появилась возможность получить ответы на накопившиеся за годы «железного занавеса» вопросы) и, одновременно, секретаря. Который навёл бы порядок в бумагах и напоминал о встречах. От второй роли я отказался, так как не мог навести порядок в собственных делах. На журналистскую же работу, тем более, по русски, согласился с удовольствием. И сразу получил необычайно интересное задание.
-Незадолго до конца войны, в апреле 1945 года,- рассказала Хильда, выкуривая сигарету за сигаретой, (мы сидели в её бюро и пили крепкий, чёрный кофе без сахара) немцы в срочном порядке вывозили немногих оставшихся в живых заключённых, в основном, евреев, из Освенцима на Запад. Километрах в 30-ти от Магдебурга поезд попал под налёт американской авиации. Рельсы были разбиты, одна из бомб попала в паровоз, охрана разбежалась... Заключённые (тяжело больные, измождённые до предела, более скелеты, чем люди) оказались на свободе. В открытом поле. Без еды и тёплой одежды. Как узники продержались до прихода войск союзников (туда первыми вошли американцы) не совсем ясно. По некоторым сведениям, приносили продукты жители окрестных деревень. Впрочем, продержались немногие. Большинство (около ста человек) умерло и были захоронены там же. Среди американских военных были евреи. Оказался даже раввин. Так в чистом поле, недалеко от маленького городка Хиллерслебен появилось еврейское кладбище.- Хильда протянула мне фотографию, перепечатанную из американской газеты. Снимок был нечёткий, любительский.
-Вот, взгляните,- она водила длинными пальцами с хорошим маникюром по снимку: «Надгробные камни с магендовидом, кирпичная ограда. Всё по еврейским законам». Хильда закурила очередную сигарету и замолчала. Она молчала, нервно постукивала пальцами по столу, делала ненужные, суетливые движения и мне казалось, что эта давняя история с еврейским кладбищем (крошечным эпизодом в страшной трагедии Холокоста) искренне волнует её. Больше, чем подобная история может волновать немецкую журналистку. Это было непонятно, но спрашивать я не стал. Молчание длилось долго.
-В марте 46-го года, после каких-то политических игр,- продолжила Хильда, наконец, -территория, где было кладбище, отошла к советской зоне. Здесь расположилась воинская часть. Кладбище, тем более еврейское, не вписывалось в стандартный набор необходимый для несения воинской службы, и его, попросту, срыли бульдозерами. Потом заасфальтировали. А на этом месте построили строевой плац и спортивную площадку...
Хильда говорила быстро, часто затягиваясь, и, по прежнему, волнуясь. Иногда вставала и начинала ходить по комнате. Я с трудом схватывал суть.
-Недавно эта история попала в немецкую печать и вызвала много шума. Российские военные выступили с опровержением. Что никакого кладбища не было. Тем более,
еврейского. И, вообще, всё это чушь и погоня за сенсацией.
-Постарайтесь,- закончила Хильда, -встретиться с комендантом, другими офицерами или солдатами. С местными жителями. Может удастся достать какие-нибудь документы или фотографии.- Она протянула мне листок бумаги. -Вот телефон коменданта, подполковника Агафонова Арсения Витальевича (Хильда выговорила имя с трудом, сделав всюду неверные ударения) и адрес воинской части. -А это,- она вынула из сумочки сто марок, -на возможные расходы... Но спешите. Ещё две-три недели и, -Хильда неожиданно закончила по-русски, -поезд ушёль.
На следующий день с утра я позвонил коменданту. Разговор получился странный:
-Алле. Лейтенант Мучных у телефона.
-Позовите, пожалуйста, Арсения Витальевича.
-Кто спрашивает?
-Мадорский, корреспондент местного телевидения.
-По какому вопросу?
-Договориться о встрече.
-С какой целью?
-Хочу задать несколько вопросов .
- Минутку.
В трубке надолго воцарялась тишина, сквозь которую иногда пробивались голоса, смех, отдалённая музыка. В комнате работал телевизор. Наконец, когда уже казалось никто трубку не поднимет, раздавался новый голос:
-Слушаю. Кто говорит?- И разговор повторялся. Раз за разом. День за днём. Ясно было, что комендант Агафонов, если и мечтает о чём-то, то не о встрече с корреспондентом немецкого телевидения.
Череп и кости.
Прошла неделя, дозвониться не удавалось. Я решил ехать без договорённости. И во-время. Завтра было бы поздно. Часть уходила домой. На КПП остановил смуглый, похожий на грузина часовой. Я протянул паспорт.
-К коменданту, товарищу Агафонову. По личному делу.
Грузин позвонил. Потом куда-то ещё. Никто не знал, где находится комендант.
- Ни фига не разберёшься. Видите, что творится.
К пропускному пункту подъехал микроавтобус. Вышли двое мужчин в непонятного образца, синей форме с немецкими овчарками на поводке.
-Слушай, отойди, дорогой. Смена караула.
Двое с собаками вошли в пропускной пункт. Поздоровались с солдатом за руку. Подумали, подали руку и мне.
-Всё,- сказал грузин. –Ухожу. Немцы будут охранять.– Неожиданно наклонился и прошептал, путая ты и вы:
-Проходи. Я Вас не видел. Ищи своего коменданта.
Я прошёл на территорию части.
Здесь всё напоминало декорации из триллера. Или фильма ужасов. На улицах ни души. У серых, обшарпанных домов кучи мусора. Только изредка на огромной скорости проносятся раздолбанные машины без номеров и исчезают за поворотом.
-Вам кого?- раздался голос.
Я вздрогнул. Голос доносился откуда-то сверху. Почти с неба. Взглянул наверх. Из раскрытого настежь окна низкого второго этажа задумчиво смотрела на меня голова. С большим, мясистым носом, широкими, немного свисающими щеками, небольшими, навыкате глазами. Других частей тела не было видно и ощущение сюрреалистической нереальности происходящего охватило меня.
-Вам кого?- приветливо повторил голос.
- Ищу коменданта, Арсения Витальевича. Не знаете, где он?
-Не знаю. Может, в штабе. А зачем Вам?–
Я вгляделся. По расслабленному лицу, непроизвольно закрывающимся глазам, другим неуловимым приметам, понял, что владелец голоса пьян. Хотел идти дальше, но желание получить информацию заставило остановиться и, глядя вверх на странную, задумчивую голову, кратко изложить историю с кладбищем.
Голова приподнялась. Показались руки, широченные плечи с капитанскими погонами, волосатая грудь из под расстёгнутой формы. Голова высунулась из окна, осмотрелась и тихо, почти как в известной сцене из фильма «Белое солнце пустыни», произнесла: «Заходи».
По грязной лестнице поднялся на второй этаж. В однокомнатной квартире мебели почти не было. На полу мусор, пустые бутылки. Капитан был пьян, что называется, в дымину, но руку пожал крепко, уверенно:
-Андрей Иванович. Присаживайтесь. Выпьете?
-Я за рулём. Чуть-чуть.
Выпили. Андрей Иванович рассказал, что жена с дочкой на днях уехали. А он собирается завтра. Пожаловался:
-Только нормальные бабки пошли. В валюте. И уходим...
Я напомнил о кладбище.
-Не знаю, связано с кладбищем или нет. Но два года назад, когда только начинал здесь службу, рядом со спортплощадкой решили бассейн построить. Вон там.– Он ткнул пальцем куда-то в сторону. -Стали рыть и сразу откопали, твою мать, череп и кости. Приносят мне. Я к генералу-комдивизии. И получаю приказ:
-Строительство прекратить. Место забетонировать. Вот такие дела,- капитан развёл руками:
-Ещё выпьете?
Я поблагодарил, отказался и отправился дальше на поиски коменданта.
Какая разница - русские, евреи?
Ближе к центру городка стали попадаться прохожие. Похоже, офицеры. Но странные. В штатском. Небритые. Некоторые навеселе. На вопрос: «Где можно увидеть коменданта»? отвечали по разному: «Трудно сказать. Нет в части. В штабе». Я запутался окончательно и обрадовался, когда неожиданно лицом к лицу столкнулся со знакомым часовым-грузином. Тот тоже вроде был мне рад.
-Всё ищете?
-Да.
-Так комендант в этом доме. Во втором подъезде. Столярничает.
В подъезде явственно слышался звук рубанка. Дверь в квартиру на первом этаже была открыта. Я вошёл. Пахло свежеструганной доской, столярным клеем, чем-то ещё приятно-лесным. Первое, что бросилось в глаза - два, прислонённых к стене, и сделанных, видимо, только что, больших, с человеческий рост креста. Невысокий, плотный мужчина средних лет, плавными, точными движениями строгавший очередную доску, остановился. Выпрямился:
-Слушаю.
-Арсений Витальевич?
-Да. Вы кто?
Я представился. -Немецкое телевидение интересует история с еврейским кладбищем, которое было после войны на месте спортплощадки. Вынул фотографию, которую мне дала Хильда.
-Как попали в расположение части?- раздражённо спросил комендант, мельком взглянув на фото.
-Да там немецкая охрана. Они пропустили,- соврал я.
-Безобразие. Ничего не знаю ни про какие еврейские кладбища.Уходите. Здесь нельзя.- Он снова принялся строгать. Про меня как будто забыл. Я не выдержал, спросил:
-Зачем кресты?
Комендант некоторое время продолжал работать молча, как будто не слышал вопроса. Потом распрямился, отложил рубанок, присел на стол, где лежали доски. Ответил неожиданно спокойно и доброжелательно:
-В прошлом году погибли на учениях пять солдат. Приняли решение похоронить по христиански. Теперь это можно.- Комендант закурил, глубоко затянулся. -Если хотите списки погибших солдат, я Вам дам. Пусть немецкое телевидение о них расскажет. Какая разница - русские или евреи? Русское кладбище или еврейское?
-Это не просто евреи,- возразил я.- Это узники Освенцима. Память о них – память о том, что произошло. Память о Катастрофе. Вы правы – нет разницы между русскими и евреями. Но Вы делаете кресты для могил русских солдат и, конечно же, не хотите, чтобы на месте, где они похоронены, построили жилой дом, магазин или ещё одну спортивную площадку. Верно?
Комендант помолчал.
-Покажите ещё раз Ваше фото.- Я достал снимок. Он долго всматривался. Потом подвёл меня к окну. - До конца улицы и направо. Похоже там и есть это место.- Он как-то смущённо потёр руки.- Желаю успеха. Извините, погорячился.
Я поблагодарил коменданта. Вышел на улицу, прошёл до конца, свернул направо. Потом долго стоял, глядя на заасфальтированную, спортивную площадку с кажущимися теперь одинокими и ненужными турником и брусьями. Пытался представить как здесь всё происходило более чем полвека назад.
Четыре постскриптума, без которых история кажется неполной.
-Через два месяца по магдебургскому телевидению показали сюжет о еврейском кладбище.
-Через два года на месте кладбища при содействии правительства земли Саксония-Ангальт и еврейской общины Магдебурга был поставлен памятный камень.
-В июне этого года камень памяти узникам Освенцима был осквернён местными неонацистами: разрисован свастиками и частично разрушен.
-Только недавно Хильда Кригер рассказала мне, что бабушка её была еврейка. В 42-м году попала в Освенцим. Дальнейшая судьба неизвестна
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

НЕВЕРОЯТНАЯ ВСТРЕЧА

Как только становится теплее, в городском парке Магдебурга, протянувшемся вдоль Эльбы, недалеко от набережной собираются земляки. Их число в столице Заксан-Ангальт колеблется по разным подсчётам, от 10до 15 тысяч. В основном, пожилого возраста.
Но бывают, заглядывают и молодые. Играют в шахматы, в домино, обмениваются новостями, знакомятся. Вспоминают родину. Иногда выпивают, спорят о политике. Короче, как сейчас принято говорить, тусуются.
Походишь среди соотечественников, поговоришь, посидишь со стариками на скамейке и наслушаешьсн разных историй- Порой удивительных.
Но особенно потрясла меня встреча, которую невозможно организовать. Невозможно представить. Такое могло случиться только при самом невероятном стечении обстоятельств.
-До войны в деревне жили. На 90 % немецкой. На Волге, недалеко от Ульяновска. Большая семья- мать, отец, бабушка и пятеро детей, - рассказывал высокий, худой старик, сидевший прямо, не откидываясь на спинку скамейки, опершись двумя руками на большую палку. – Родители работали в колхозе имени Эрнста Тельмана. Отец-трактористом, мать-дояркой. Когда сентябрьской ночью 41-го энкевэдешники пришли нас выселять, мне было 10, брату Артуру-14. Мы спали на чердаке и нас не заметили. «Бежим,-говорит Артур,- в лесу отсидимся». Мы, как были, в одних рубахах и штанах, только сапоги, подарок отца успели надеть, спрыгнули во двор и через дырку в заборе - в лес. Больше в дом никогда не возвращались. Железнодорожная станция была недалеко. Удалось спрятаться в вагоне с углём. И повезло - в ту же ночь добрались до Астрахани. Голодные, замёрзшие, грязные как черти. – Старик говорил громко, немного сипловатым голосом. Вокруг стали собираться земляки, сидевшие на других скамейках
-Не буду рассказывать всех перепитий. Конечно, загнулись бы, если бы, в конце концов, не примкнули к шайке Серого. Известная была шайка. И человек возглавлял её удивительный. Это нас спасло.
Тут я обратил внимание, что недавно подошедший грузный, высокий мужчина лет 75, с густыми, седыми волосами, широким, мясистым лицом, в соломенной шляпе и с шахматной доской в полотняной сумке, напрягся и стал прислушиваться, пристально вглядываясь в рассказчика.
-Что же здесь удивительного?- спросил кто-то. –Таких шаек из малолеток по всей России во время войны множество развелось.
- Таких, да не таких, - ответил старик.- Серый этот, попросту говоря Сергей, который шайку возглавлял, был личность удивительная. Мальчик из интеллигентной еврейской семьи из Львова. В первые же дни войны гитлеровцы родителей и сестру отправили в гетто. А Серому удалось бежать. Шайку он организовал особую.-Старик достал платок, высморкался. Все молчали, ожидая продолжения.
-Во-первых, -продолжил он,- было Сергею лет 14-15, не более. А дисциплину в шайке он держал железную. Даже 16-17-летние слушались беспрекословно. Во-вторых, действовал не как придётся, а по плану. Каждый получал от Сергея задание и должен был строго по этому заданию действовать. Обворовывали только богатые квартиры и дома.
-Ну-ну, - протянул кто-то насмешливо. – Прямо Робин Гуд. Рыцарь справедливости.
-Ну, рыцарь, не рыцарь, а бедных не трогали. Если Сергей узнавал, сразу прогонял из шайки. И ворованное делили поровну. Независимо от возраста и участия. – Старик помолчал и добавил, - для нас это был единственный способ выжить.
- И где жили?
- В подвалах. Иногда на брошенных дачах.
- Долго так кантовались? - спросил всё тот же насмешливый голос.
- Почти до 44 года. Серый куда-то исчез, как сквозь землю провалился. Шайка распалась...
- Куда же он мог деться?-спросил кто-то.
- Трудно сказать. В те годы человеку бездомному пропасть-пару пустяков. Может и убили. Никто не знает.
- Не убили его, -неожиданно вступил в разговор мужчина в соломенной шляпе.- Серого в тот день задержал военный патруль, как лицо без документов и прописки. Позже он воевал. Дошёл до Берлина.
Мужчина подошёл к рассказчику ближе и спросил срывающимся от волнения голосом:
- А где Артур? Тоже в Германии?
Старик поднялся. Палка выпала из рук. Он сделал шаг навстречу. Сказал неуверенно: « Господи! Не может быть! Серый, это ты?» Два старика обнялись. Их спины вздрагивали. Все молчали поражённые.
Когда рассказал жене об этой встрече, она не поверила: « Такого не бывает. Такого не может быть!»
Встреча, действительно, невероятная. Совершенно фантастическая. Она может произойти только на одной сцене. Сцене жизни.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

САБРЫ, КАК ВЫХОД ИЗ ТУПИКА …
(Ещё раз на ту же тему)

После разговора с раввином (немцем, принявшим либеральный гиюр), был в шоке. Выяснилось, что у меня большие проблемы с национальностью. Евреи, по словам раввина, вообще, не нация, а религиозное сообщество. Если я не веду еврейский образ жизни, то к потомкам Авраама если и принадлежу, то со значительными оговорками. По логике уважаемого ребе я, несмотря на родителей-евреев, либо русский, так как родился в России; либо немец, так как живу в Германии и имею немецкое гражданство. Приятели, выходцы из бывшего Союза, над моими «ужастиками» посмеялись: «Не обращай внимания. Чего не скажешь в шутливом разговоре». Но чувство неопределённости осталось…

И, всё-таки, кто такие евреи? Нация или религиозное сообщество? Спор давний и безрезультатный. Сколько бы не уверяли сторонники первой версии, к которым до последнего времени относился и я, что евреи это нация (их аргументы: язык, история, самоидентификация, государственность, наконец), разбиваются вдребезги сторонниками второй версии. Причём, одной фразой: «А как быть с теми, кто стали евреями, приняв гиюр?» Действительно, как? Десятки тысяч неевреев во всём мире ежегодно обращаются в иудаизм и становятся евреями. И всё. Спор закончен. Как говорил Остап Бендер, граждане довольные расходятся по домам.
Впрочем, довольны не все. Для многих проблема становится ещё более непонятной. Как быть, например, с неверующими евреями? Они ничего не соблюдают, ни во что не верят или верят в нечто, ничего общего не имеющее с Иудаизмом. Однако, вместе с тем, по-прежнему упорно считают себя лицами еврейской национальности. Таких, кстати, среди потомков Авраама, проживавших (или проживающих) на территории бывшего Союза, подавляющее большинство.
Какой нации эти люди? Утверждение, что евреи не нация, а религиозное сообщество, превращает секулярных евреев в людей без нации. В России они русские. В Германии - немцы. Во Франции - французы. Возможно, через тысячу лет, когда все мы будем одной нации - земляне, в этом не будет ничего особенного. Но сегодня…
И ещё один аргумент в пользу сторонников версии религиозного сообщества - евреи разные. Прогуляйтесь по улицам израильских городов и вы в этом легко убедитесь. Чернокожие фалаши (приехавшие в Израиль из Эфиопии), сефарды (из стран Востока), ашкенази (из Европы и Америки). Разные по культуре, менталитету, внешнему виду, наконец. Когда-то предки этих людей, действительно, были израильтянами, но две тысячи лет изгнания и смешанные браки внесли такие изменения в генетическую составляющую, что здравый смысл отказывается считать их одной нацией.
Есть ли выход из запутанной ситуации? Думаю, есть. Сегодня, в современном Израиле, евреи снова превращаются в нацию. Такую же, как две тысячи лет назад. Превращаются, благодаря смешанным бракам между сефардами и ашкенази, и, главным образом, благодаря появлению новой формации потомков Авраама. Евреев, родившихся в Израиле. Тех кого, с лёгкой руки журналиста Ури Кейсари, называют сабрами.
Уроженцы Израиля имеют особые национальные черты, которые значительно в меньшей степени свойственны нам, уроженцам Диаспоры: гордость своей страной, любовь к путешествиям, к археологии (возможно, сказывается тяга к предкам), к географии. Именно на сабрах держится киббуцное, по сути своей, утопично-коммунистическое движение, нигде в мире, кроме страны Обетованной, не нашедшее достойного воплощения.
Не хочется выражаться высокопарно, но сабры и есть истинные наследники Маккавеев, готовые пожертвовать собой ради Родины, ради сохранения чести. Именно они составляют костяк элитного воинского подразделения «Голани». Не случайно эмблемой бригады стало оливковое дерево. Это дерево известно сильными корнями, глубоко проникающими в глубь почвы, и символизирует прочную связь бригады с историей Святой земли. Уроженцы Израиля сыграли решающую роль во всех израильских войнах, отстояв страну в 48-м году, вернув стену Плача в 65-ом, освободив заложников в Энтеббе в 76-ом.
Это особые люди. Они более чем другие потомки Авраама связаны ниточкой с древними израильтянами. Сабры выросли в своей, свободной стране. Их не притесняли и не дискриминировали. Они не должны были скрывать своё еврейство. Им не кричали в лицо: «Жидовская морда». Они не знают, что такое процентная норма при приёме в институт или на работу. Для них иврит - родной язык.
На них надежда. Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Борис Дынин »

На них надежда. Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…
Будет ли "израильтянин" означать "еврей"? Какой будет эта нация, если евреи окажутся в меньшинстве даже в Израиле в силу демографических и политических сдвигов? Как она будет включать в себя диаспору? Что во что превратится? Дети (внуки?) узнают.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Матроскин »

Лев Мадорский wrote:Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…
Дорогой Лев, а может быть все гораздо проще? Ну считает сам себя человек (без всякого объяснения причин) месотяпанутином или центавроподом, или евреем, ну пусть так и будет. Кому от этого кисло? А? :roll:
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Борис Дынин »

Ну считает сам себя человек (без всякого объяснения причин) месотяпанутином или центавроподом, или евреем, ну пусть так и будет. Кому от этого кисло? А?
Эх, если бы все так просто было! :sd Просто рай был бы на земле, и о Боге не надо было думать :o
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Привет, Борис! Речь идёт о сабрах-евреях, родившихся в Израиле. Поэтому, в конечном счёте, речь об израильтянах-потомках Авраама. Как быть с израильтянами других национальностей- другая история.
Уважаемый Матроскин, я верю в Творца ( хотя и в каком-то своём, далеко не ортодоксальном варианте) и меня не покидает ощущение неопределённости моего, не соблюдающего еврея, места под солнцем. Другими словами, мне, как Вы пишете, кисло. Хотя допускаю. что с точки зрения неверующего, это смешно. Видимо, у меня не хватает фантазии и широты, представить Землю, как призываете Вы, песчинкой, несущейся в кромешном мраке и соответсвенно оценить масштаб человеческих проблем.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Матроскин »

Борис Дынин wrote:
Ну считает сам себя человек (без всякого объяснения причин) месотяпанутином или центавроподом, или евреем, ну пусть так и будет. Кому от этого кисло? А?
Эх, если бы все так просто было! :sd Просто рай был бы на земле, и о Боге не надо было думать :o
Вот то-то и оно! Непременно найдется прямоходящее или даже целое стадо, которому это станет поперек горла. Да где же это видано, чтоб прямоходящее жаба не давила, если кому-то хоть немного хорошо?! :evil:
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Борис Дынин »

Привет, Лев!
Видимо, у меня не хватает фантазии и широты, представить Землю, как призываете Вы, песчинкой, несущейся в кромешном мраке и соответсвенно оценить масштаб человеческих проблем.
Наоборот! Хватает фантазии и широты представить нечто другое, чем пропорции расстояний на фотографиях, автоматически полученных телескопом. Чтобы изобрести телескоп нужна была фантазия людей, вглядывавшихся в творение Божье с благоговением и верой, что они откроют в небе Его тайны. Но поскольку для нашего дорого оппонента история есть история тупиц (ну, скажем, полу-тупиц), то он думает, что сам-то изобрел бы телескоп без всяких там фантазий. У кого не хватает фантазии и широты?

Привет, дорогой Матроскин!
Вот то-то и оно! Непременно найдется прямоходящее или даже целое стадо, которому это станет поперек горла. Да где же это видано, чтоб прямоходящее жаба не давила, если кому-то хоть немного хорошо?
Побольше фантазии! Представьте себя среди таких существ (с неизвестными сексуальными и пр. наклоностями и прочими страстями), которые живут по Вашей максиме:
Ну считает сам себя человек (без всякого объяснения причин) месотяпанутином или центавроподом, или евреем, ну пусть так и будет. Кому от этого кисло? А?
Кисло Вам сами станет среди этих "человеков" (или я должен сказать котомасонов), превратившихся в сонм мятущихся без руля и без ветрил пре-амебных существ.
Возвращаясь к теме скажу, Закон всегда ограждал евреев от превращения в таких пре-амебных существ, сохраняя у них индивидуальность (чего только стоит заикающийся, неуверенный в себе Моисей) и представлять себе, что ответом на проблему "религия - нация" может стать бесполое существо, выпрыгнувшего из истории (то есть из памяти и, тем самым, из разума), значит иметь больную фантазию. Так что, наверное, я должен сказать: "Поменьше фантазии!" Впрочем, у себя на завалинке, обеспеченный худо--бедно материально и с компьютером в лапах Вы можете фантазировать.
Post Reply