Страничка Льва Мадорского

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

C Б-ГОМ МОЖНО ГОВОРИТЬ ИЗ ЛЮБОГО ДОМА

(СЧИТАЕТ ИГОРЬ, СМЕНИВШИЙ НЕСКОЛЬКО РЕЛИГИЙ)

С этим удивительным человеком я познакомился в декабре 1993-го года. Во время первого приезда в Израиль. Остановился тогда у двоюродной сестры в Хайфе и, не успев толком пообщаться, (мы не виделись много лет) ушёл гулять по городу.
-Извини,- попытался я объяснить своё поведение несколько опешившей сестре,- не терпится посмотреть страну. Столько лет ждал этого момента.
Думаю, евреям из бывшего Союза, первый раз приехавшим в Израиль, понятно моё состояние. Много лет нам вдалбливали, что евреи не нация. А если нация, то не такая, как все. Нация, для которой еврей-дворник, не нормальная, необходимая для жизни профессия, а самый короткий анекдот. Но появилась страна. Где-то там. В другом мире. Сказочная страна, в которой евреи не только играли в шахматы или на скрипочке, но, как все нормальные люди, подметали улицы, строили дома, доили коров, воевали. Особенно много воевали. Потому что были окружёны врагами, и, чтобы выжить, должны были победить...
Я шёл по улицам Хайфы, поднимаясь вверх на гору Кармель, и всё поражало. Казалось удивительным и прекрасным. Тёплая, солнечная погода в декабре, идущая навстречу смуглая, с тонкими чертами девушка в военной форме, подросток в кипе, катающийся на скейтборде. Ни с чем не сравнимое, сладостное ощущение, что это моя страна, мой народ; ощущение, которое никогда раньше не испытывал, и которое позже, в последующие приезды в Израиль, уже не повторялось с такой силой и остротой, охватило меня. Я чувствовал, что нахожусь внутри сказки и, честно говоря, особенно не удивился, когда неожиданно оказался у гостеприимно распахнутых ворот дворца. Необыкновенной красоты... За воротами виднелись экзотические пальмы. Белокаменные колонны. Ухоженные дорожки, покрытые красноватым гравием. У входа приветливо улыбались, приглашая войти, два высоких, стройных негра в белоснежных одеждах. Я даже оглянулся нет ли поблизости камеры. Не снимается ли фильм по сказкам из тысячи и одной ночи.
Камер не было. Но небольшого роста, полноватый человек лет 50-ти, в твидовом пиджаке, с небрежно повязанным на французский манер платком, вполне мог сойти за режиссёра. Он стоял в не совсем обычной позе, широко расставив ноги, и о чём-то беседовал с одним из негров. Подошёл ближе. Разговаривали по-английски.
-Всё-таки не совсем понятно,- говорил с сильным русским акцентом человек, похожий на режиссёра. - Если вы признаёте все религии, то должны признавать и основные положения, которые в этих религиях заложены. Например, признавая иудаизм - не работать в субботу, соблюдать кашрут; признавая мусульманство - не пить вина и т.д. и т.п.
-Ну, не совсем так,- английский негра был безупречен, - признавать религию и исполнять её ритуалы не одно и тоже. Мы признаём, что основные религии от Б-га. Что религии, как и люди, равны перед Всевышним. Вспомните: «...нет ни иудея, ни эллина...»
-Выходит, нет разницы между Иудаизмом, Мусульманством, Христианством и, скажем, тем же Бахаизмом?- то ли восхищённо, то ли удивлённо воскликнул обладатель русского акцента.
-Именно так,- негр увидел, что я прислушиваюсь к разговору и вежливо улыбнулся. - Моисей, Магомет, Христос, Будда - пророки, посланные Б-гом. Все они равны перед Всевышним. Все говорят одно и то же, но разными словами. Как и Баха-Улла, который первый понял это.
-Очень интересно! Потрясающе! Невероятно!- похожий на режиссёра человек подпрыгнул, как ребёнок. - Как это я раньше не слышал про такую замечательную религию! У Вас можно приобрести литературу о Бахаи?
-Да, конечно. Там увидите,- негр сделал неопределённый жест в сторону внутренних помещений дворца.
Далее, с человеком, которому так понравилась идея пророка Баха-Улла, мы гуляли по дворцу из сказок Шехерезады вместе. Уже через полчаса (в Израиле это происходит быстро) перешли на ты. Я узнал, что моего нового знакомого зовут Игорь. Что он по профессии не режиссёр, а инженер-строитель. Как и я, живёт в Германии. Но не в Магдебурге, а в Берлине. Как и я, приехал в Германию по еврейской эмиграции из Москвы. Мы вышли из дворца и присели отдохнуть на скамейке. Перед нами открывалась величественная панорама Хайфы: далеко внизу зеленоватое, переливающееся солнечными бликами море, а выше, вдоль по горному склону, весёлый, на первый взгляд хаотичный, танец белокаменных домов, современных высоток, отсвечивающих золотом куполов - синагог, минаретов, церквей. Я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Игорь продолжал восхищаться Бахаизмом:
-Прекрасная идея. Удивительно, что раньше ничего подобного не приходило мне в голову,- говорил он, временами вскакивая со скамейки, прохаживаясь взад-вперёд и активно жестикулируя. - Просто и гениально. Один Б-г - одна религия. Только так можно объединить человечество. Молодцы бахаисты: «нет ни эллина, ни иудея...» Это правда. Все религии говорят об одном и том же. Учат одному и тому же. Любви к людям. Доброте. Праведной жизни. А как креститься, какие соблюдать ритуалы, верить в Мессию или не верить... Всё это второстепенное. Надуманное. Помнишь у Даниеля Дефо. Два народа воевали из-за того, с какого конца разбивать яйцо. С тупого или с острого. Это как раз об этом. Что скажешь?
-А ты верующий?- ушёл я от ответа.
-Да, верующий,- Игорь посмотрел на меня со странным выражением. - Мой путь к Б-гу необычен.- И он рассказал историю, в которую, действительно, трудно поверить. - Я из нерелигиозной семьи. В 19 лет влюбился в девушку, чьи родители, как и она сама, принадлежали к Свидетелям Иеговы. Стал членом секты. Сначала потому, что иначе родители девушки запрещали ей со мной встречаться. Но потом. Потом поверил...- Игорь помолчал, - Скажу честно, ничего плохого в секте этой не увидел. Наоборот. Члены секты ведут трезвый образ жизни. Работают. Учатся. Помогают друг другу. В общем, живут по-людски.
-По-людски - это как?- Игорю показалось, что я иронизирую, и он ответил неожиданно горячо:
-По-людски, значит, по-божески. Как Всевышний велит. Не воровать, не убивать, а, главное, любить и прощать. В этом суть любой веры.
-Значит, ты принадлежишь к Свидетелям Иеговы?
-Принадлежал. Два года. Потом любовь кончилась и я из секты вышел. Кстати, никто меня не принуждал остаться. Никто не угрожал. Все эти страшилки, что заставляют и угрожают, большей частью, из пальца высосаны.- Игорь перестал мотаться, сел, откинулся на спинку, - Вышел я из секты. Но не из Веры. Уже тогда понял, что без Б-га жить не смогу. Вот так... Игорь замолчал.
-Ну и что?- не выдержал я.
-А что? Стал посещать православный храм. Для меня уже тогда Вера, молитва, разговор с Всевышним стали жизненной потребностью. Способом существования.
-Почему не синагогу? Ты же еврей.
-Будешь смеяться, но это правда. Только потому, что православный храм был напротив дома, а до синагоги надо было через весь город пилить. А, может, как ты думаешь?-Игорь говорил медленно, как бы рассуждая вслух, - может я уже тогда, в молодости, самостоятельно пришёл к идее Бахаи: Б-г один и не имеет значения из какого дома ты с ним разговариваешь? Из синагоги, церкви или мечети...
-Неужели и из мечети разговаривал?- спросил я.
-Из мечети не пришлось. Но когда стал жить в Берлине, вступил в еврейскую Общину и хожу в синагогу.- Игорь помолчал. -И вот теперь, кажется, нашёл свой путь – Бахаи.
-А как же первая заповедь: «...да не будет у тебя других Б-гов перед лицом Моим»?- Игорь не ответил и перевёл разговор на другую тему.
Прошло много лет. Иногда мы перезванивались. Но религиозных тем не касались. И вот несколько лет назад я неожиданно встретил Игоря в Магдебурге. В столице Саксонии-Ангальт каждый год проводится день религий. В старинной церкви Святого Иосифа собираются представители, практически, всех основных религий и рассказывают о своей Вере. Каково же было моё удивление, когда Бахаизм вышел представлять, как сказала ведущая, «...наш гость из Берлина» Игорь.
Потом провожал Игоря до вокзала.
-В очередную религию переходить не собираешься?- не совсем тактично пошутил я.
Игорь, как мне показалось, не обиделся. Ответил серьёзно: «Нет, не собираюсь. Теперь я точно знаю, что Баха-Улла прав. Не имеет значения из какого Дома ты разговариваешь с Б-гом».
Мы тепло попрощались.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ЕСТЬ ЛИ ДОБРЫЕ ЛЮДИ?

Добрый, злой человек.
Недавно разговорился с приятелем, приехавшим из Москвы. У нас нашёлся общий знакомый. Внешне милый и интеллигентный человек. Назовём его Игорь. Я с Игорем познакомился в Германии и долго жил в одном городе, а приятель знал его по прошлой жизни. Для меня этот Игорь долгие годы был, чуть ли не воплощением зла. Я мог подолгу рассказывать о нём в этом ракурсе. Как он обманул, предал, подленько поступил. Не убил, не украл, но всё-таки…
Как в начале 1993 года Игорь каким-то образом узнал, что с 1 марта российские водительские права не будут автоматически обменивать на немецкие, как было раньше, (мы жили тогда в общежитии) и, сам, успев во время обменять права, скрыл от всех эту ценную информацию.
Или, когда я неправильно припарковался, он, вместо того, чтобы позвонить мне, сообщил в полицию и машину забрал эвакуатор.
Как одолжил у одного человека без расписки приличную сумму и не отдал. И т.д. и т.п. Эти многочисленные рассказы и рассказики приводили к банальному выводу – внешность обманчива. Или к столь же банальному, но более печальному – по таким людям судят обо всех евреях: «Вот они какие. А вы говорите…».
К моему удивлению оказалось, что у приятеля об этом самом Игоре другое мнение. Прямо противоположное. Что Игорь очень даже приличный человек. Приятный, деликатный, порядочный. У него всегда можно было одолжить до получки. Он выручал в трудных ситуациях. Я даже подумал, что речь идёт о другом человеке. Полном однофамильце. Но нет. О том же самом. И детей зовут также. И жену. И внешние данные. Невероятно!
Спор с приятелем
Поразмышляли с приятелем на эту тему и опять не сошлись во мнениях. Приятель считал, что если не брать в расчёт Джека Потрошителя и Марию-Терезу, то в человеке понамешано всякого. И злого, и доброго. Только в разных обстоятельствах проявляется то одно, то другое.
Я возражал:
-Поведение доброго человека не зависит от обстоятельств. Если бы зависело, то мир, попросту, не мог бы существовать. Мир, -горячился я, -существует потому, что в основе его устройства лежит не случайность и хаос, а, заложенные Всевышним, стремление к совершенству и гармония. По-твоему выходит, если ты сегодня встал не с той ноги и у тебя плохое настроение, то можно подличать. Завтра настроение изменилось, и ты раздаёшь милостыню.
Приятель не согласился:
-Как тогда объяснить, что в этом, как ты утверждаешь, совершенном и гармоничном мире, такой мудрый, цивилизованный народ как немцы, народ Бетховена и Гёте, с великим культурным прошлым, за короткий срок превратился в нацию, совершающую чудовищные преступления. Да и не только немцы. Почти в каждой из оккупированных нацистами стран, находились люди, до этого абсолютно нормальные, а, подчас, милые и порядочные, с изменением обстоятельств, превратившиеся в зверей. Совершавшие поступки чудовищные по жестокости и несправедливости.
Глазами Дагбар Либловой
Недавно встретился с приехавшей в Германию по официальному приглашению бургомистра г. Вольфсбург Дагмар Либловой, 78-летней уроженкой Чехословакии. Еврейкой. Прошедшей через лагеря смерти. Чудом выжившей и теперь снова живущей в Чехии. Дагмар пригласили, чтобы она рассказала немецким школьникам о том страшном времени. Эта встреча помогла мне сохранить убеждение: есть добрые люди, поведение которых не зависит от обстоятельств.
Когда немцы вошли в городок Кутна Хора, недалеко от Праги, Дагмар было 14 лет. Печальные метаморфозы происходили на её глазах. Сосед по дому, вежливый и общительный немец, в считанные дни, превратился в наглого и бессовестного человека. Завладел собственностью их семьи. Многие чехи стали служить в полиции. Доносили немцам о прячущихся евреях. Принимали участие в расстрелах.
Но были и другие. Оставшиеся хорошими друзьями. С риском для жизни помогавшие им. Сумевшие пренебречь обстоятельствами и остаться людьми.
Немолодой ребе, уроженец Марокко, на вопрос, почему Всевышний допускает в мире зло, ответил кратко: «Б-г дал человеку Заповеди. Объяснил, что такое добро и зло. Дальше мы сами выбираем свой путь».
Согласен с раввином. Мы рано или поздно сами делаем выбор. Этот выбор не зависит от обстоятельств. Он не зависит от погоды, настроения, условий жизни. Этот выбор и есть та граница, которая отделяет свет от тени, человека от зверя, добро от зла.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Weissberg »

Совершенно верно. Всё предопределено, всё детерминировано.
Но в одном человеку дано право выбора. И это не право решать, быть ли ему добрым или злым, порядочным или сволочью. Это всё - следствие главного выбора: ВЕРИТЬ ИЛИ НЕ ВЕРИТЬ ВО ВСЕВЫШНЕГО. Всё остальное зависит от этого. Это относится ко всем людям, а не только к евреям. Жизнь верующего еврея регулируют 613 Заповедей. Для гоев достаточно и семи.
Но соблюдение их и страх пред Ним не позволяют человеку, не дают ему возможности совершать подлые поступки. Иначе - это не Вера.
Мне возразят,что есть, мол, порядочные атеисты. Это люди, не верующие, но соблюдающие мораль и нравственность. Если это так,то они фактически веруют, хотя и отрицают это, ибо и мораль, и нравственность созданы и даны людям Им, а не являются продуктом человеческого общежития, как нас пытались и пытаются убедить. Если человек - образцово порядочен - значит в нём жив Господьь, что бы он сам ни утверждал. И, наоборот, что бы ни говорил "верующий", но если он совершает подлости и преступления,- это означает, что он забыл Всевышнего и вытеснил Его из своей души. Следует раскаяться в содеянном, возместить нанесённый ущерб и более не грешить. Следует совершить "Тшуву".
В этом я и вижу смысл и значение рассматриваемой статьи, автору которой желаю большого здоровья, благополучия и творческих успехов. Пишите больше - Ваши статьи важны и необходимы, ибо они всегда актуальны и интересны.
Ваш Владимир Вайсберг
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Привет, Владимир! Спасибо.
Как Вы оцениваете ситуацию, которую, хотя прошло много лет, вспоминаю с тяжёлым чувством? В Магдебургской общине работал в качестве религиозного служащего ( он не имел специального образования) израильтянин. Из очень религиозной семьи. Он всё соблюдал и вёл строго еврейский образ жизни. Но, проработал два года, украл Тору и улетел в Израиль, оставив записку, что Тора нам не нужна, так как народ у нас ( исключительно иммигранты из бывшего Союза) в Б-га не верует.
Я это к тому. что, видимо, для того чтобы быть порядочным человеком, мало верить. Как Вы считаете? Лев.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ДЕДЫ И ВНУКИ
(Они всё меньше понимают друг друга)


Несмотря на название статьи, речь всё о той же вечной проблеме «отцы и дети», суть которой мало изменилась не только со времён Тургенева, но и за последние... тысячу лет. Во всяком случае, во время археологических раскопок на территории современной Сирии нашли клинопись Х века до н.э. такого содержания: «Эта молодёжь испорчена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру...» Даже Сократ, живший на несколько столетий ближе к нам и умевший, как никто, заглянуть в душу человека, если верить записям Платона, не удержался от старческого брюзжания: «Наша молодёжь любит роскошь. Она плохо воспитана, насмехается над начальством и нисколько не уважает своих стариков».
Сегодня, особенно, учитывая компьютеризацию, мало затронувшую старшее поколение, разрыв между «дедами и внуками», их различное отношение к самым разным сторонам жизни становится особенно заметным.
Приятель, уже перешагнувший за семьдесят, рассказал:
-15-летний внук Дима ходил с классом в театр. На какую-то современную пьесу. «Как впечатление?» –спрашиваю. «Нормально». «Хороший спектакль?» «Неплохой». Вижу внука редко, захотелось поговорить и я привязался: «О чём спектакль? Как актёры играли? Раскажи, пожалуйста, подробнее». И он рассказал. По немецки - так Диме удобнее. Он рассказывал, спокойно развалившись в кресле. Весело похихикивая. А я краснел, смущённо ёрзал и жалел о своей просьбе. Спектакль был про школьников десятого или одиннадцатого класса. Дима, в основном, пересказывал разговоры девчонок-подростков между собой. Из того, что запомнил, самое безобидное было: «А у него классный, прямо деревянный». «Лежу под ним и завидую Ренате. На ней Алекс. В нём киллограмм 80. А на мне Маттиас. Вообще, пушинка. Его и не чувствуешь». И т.д. в таком духе. Чем дальше, тем круче. В конце концов я остановил внука и перевёл разговор на другую тему. Ты представляешь на какие спектакли их водят? Я понимаю, конечно, сексуальное воспитание. Чтобы дети знали. Но не до такой же степени...
Честно скажу, рассказ приятеля не удивил. Отношение Димы к сексу не исключение. Несколько лет назад работал учителем музыки в начальной школе Магдебурга. Там на стене в четвёртом классе висел плакат, на котором была изображена грустная девочка лет 14-15-ти. Под плакатом надпись: «В первый раз это больно». Плакат, как объяснила классная руководительница, прислан из министерства образования.
Впрочем, вспомнил рассказ приятеля не для того, чтобы поспорить о методике сексуального воспитания в Германии. Речь о другом. О том, как сильно наше поколение отличается от поколения внуков. От детей тоже, но на внуках это отличие видно особенно отчётливо. Они другие. По другому смотрят не только на секс, в котором становится всё меньше интимного, сокровенного, а больше обыденного, привычного, но и на многое на другое: литературу, музыку, работу, деньги..
Для четырёхлетнего внука сегодня компьютер - любимая игрушка. Не книги, не машинки, не конструктор, а компьютер. Это существенно меняет психологию ребёнка. Виртуальное заменяет настоящее. Ему уже не так интересно возиться с конструктором и, что особенно важно, читать или слушать книги, как играть в компьютерные игры и смотреть мультики. Не берусь судить насколько это плохо или хорошо (возможно, есть и хорошие стороны, учитывая то обилие информации, которое он получает), да и не об этом речь. Речь о том, что деды и внуки всё хуже понимают друг друга. Они отличаются в привычках, навыках, отношении к самым различным сторонам жизни, в мироощущении,наконец. Если к этому прибавить и то, что школа активно компьютезируется и в развитых странах количество времени на уроки литературы всё больше и больше сокращается (в России, например, уменьшилось в два раза) за счёт других, как бы, более актуальных для жизни предметов, то эта разница становится особенно заметной.
Мне, как учителю музыки, приходится много общаться с детьми, в том числе, с подростками. Разговариваю с ними на разные темы и, как правило, ощущаю разницу эту вполне явственно. Ну, скажем, брачный контракт. Когда будущие супруги заранее оговаривают разные стороны совместной жизни и, в том числе, как в случае развода будет делиться их имущество. Включая стиральную машину и пылесос. Подростки, с которыми разговаривал, в подавляющем большинстве, считают это абсолютно нормальным. У «дедов» отношение противоположное.
Остро ощущается разница между «дедами и внуками» и в отношении к современной песне, которую «деды» и я, в том числе, считают, за редкими исключениями, примитивной и бессмысленной, и от которой «внуки», как они выражаются, «торчат».
Даже такое философское понятие как смысл жизни трансформируется у внуков из громких, амбициозных, нам привычных - служить людям, Родине, делать добро в значительно более приземлённые - жить спокойной обеспеченной жизнью, иметь разные материальные блага. Что, на мой взгляд, впрочем, совсем неплохо.
Всегда считалось, что деды и внуки легко находят общий язык. То ли потому, что деды впадают в детство, то ли потому что, как выразился один юморист, у них общие враги. Пока внуку или внучке пять-шесть лет, наверно, так оно и есть. Но я стал замечать, что со взрослеющими внуками дедам найти общий язык всё труднее. Не исключено, что действует прямая зависимость - чем быстрее развивается технический прогресс, особенно, интернетовские технологии, тем отличия эти заметнее. Конечно, конфликт отцов и детей существовал всегда. Всегда были вещи, на которые разные поколения сметрели по разному. Непонимание, как я уже говорил, восходит не только ко временам Тургенева, но и к значительном более ранним. Воспользуюсь случаем пощеголять латынью и приведу ещё одну цитату: «Aetas parentum pejor avis tilit nos neku erofs». «Поколение отцов, которое хуже дедовского, породило наше ещё негоднее» Поколения меняются, хотя и совсем не обязательно в сторону ухудшения.
Не хочется, чтобы мои слова воспринимали, как очередную «нудятину». Тем более, что суть не в том, что деды лучше или хуже внуков. Они другие. На мой взгляд, это серьёзно. Дедам всё труднее найти общий язык с внуками. Имею в виду не только семейные отношения, но отношения поколений. Поколений, которые живут в одно время, в одной стране, решают одни и те же проблемы, но всё меньше и меньше понимают друг друга.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ГОРДОСТЬ И ГОРДЫНЯ

Есть множество хороших человеческих качеств, которые я хотел бы иметь: смелость, терпимость, доброта, скромность. Господи, да мало ли каких ещё... Мне за 60, так что большинство из них так, наверно, и останутся горизонтом, исчезающим по мере приближения. Но есть одно, к которому я в молодости тянулся. Как будто бы совсем не плохое на слух и вкус. Которое сегодня, однако, кажется мне сомнительным и всё более перемещается в негативный ряд. Я говорю о... гордости. О гордости страной, нацией, религией, предками.
В моём сегодняшнем представлении, поле предметов и понятий, которыми можно было бы гордиться, не так уж велико. Например, гордость за детей. Это нормальное человеческое чувство. Потому что в том, кем ребёнок стал (независимо, космонавтом, телеведущим, поваром или слесарем-сантехником) есть и ваша заслуга. Гордость фронтовыми наградами. Гордость личными достижениями. Поле это, при пристальном рассмотрении, сужается и уменьшается, как шагреневая кожа.
С некоторых пор я стал сторониться гордых людей. И дело тут не в стремлении к «смирению и покорности», хотя библейская парадигма «смири гордыню» не кажется мне такой уж нелепой. Под гордостью частенько маскируется не человеческое достоинство, а нечто совсем другое: гордыня, тщеславие, высокомерие.
Бессмысленной, а, порой, отвратительной кажется мне фраза, которая в наши дни звучит всё чаще: «Горжусь, что я русский!» Где «русский» легко заменяется на араб, монгол, ну, не знаю, парагваец. Или, в применении ко мне, еврей. При этом подразумевается, хотя чаще всего об этом прямо не говорится, что все, кто к этой нации не принадлежит, не входит в клуб избранных и автоматически причисляются ко второму сорту.
Да, у каждого народа есть чем гордиться, но мы то тут причём? Нет ни малейших оснований греку переносить на себя лавры Сократа, русскому - Ломоносова, еврею - Эйнштейна.
Не предмет для гордости и страна проживания. Если по выбору Всевышнего, или случая (кому как нравится) ты в ней родился, то можно говорить не о гордости, а о везении или невезении. Потому что, согласитесь, что родиться в Швейцарии или Швеции приятней, чем в какой-нибудь, (не будем конкретизировать, чтобы кого-нибудь не обидеть) бедной стране.
Одновременно с пониманием, что есть не так уж много вещей, которыми, действительно, можно гордиться, начинаешь понимать, что есть не так уж много занятий, унижающих человеческое достоинство.
-Воробьянинов никогда не протянет руки, - возмущался известный герой Ильфа и Петрова, предводитель дворянства.
-Тогда протянешь ноги, - заметил великий комбинатор.
Шутка, конечно. Но даже просить милостыню при определённых обстоятельствах не унизительно. Когда умираешь с голоду. Когда ребёнок болен и нет денег на лечение. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - одно из самых мудрых, житейских изречений.
«У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока»,- писал Маяковский. Он был талантливый человек, побывал за границей и, возможно, писал с некоторой, тщательно скрытой иронией. Если нечем гордиться, то гордимся что мы такие гордые. Или гордимся всем, что имеем. Крутой машиной, шикарным домом, престижной работой, женой красавицей.
Сосед по дому вывесил около входной двери свою фамилию с приставкой von. И обижается, если к нему обращаются без этой приставки, подчёркивающей его дворянское происхождение. Другой сосед, русскоязычный, прибавил к фамилии на дверном звонке профессор. Тут гордость и не гуляла.
Это вовсе не гордость, а чистой воды гордыня, когда приехавшие из бывшего Союза, которые были там врачами, инженерами, иногда даже профессорами или лауреатами, прибавляют свои титулы при знакомстве. В какой-то степени, людей этих можно понять. Они, особенно те, кто приехал в Германию в пожилом возрасте, потеряли важную составляющую своего существования - статус. Врача, инженера, профессора, лауреата. Стали, в подавляющем большинстве получателями социальной помощи. Все стали равны, как в бане. Подобные перемены не проходят безболезненно.
Один такой профессор, увидев, как в дом, где он живёт, переезжает один из «наших» не мог скрыть возмущения: «Странно. В дом, где живёт профессор, вселяется обычный инженер». Смешно и грустно.
Гордость и гордыня стоят близко. Граница между ними тонкая и малозаметная. Чтобы её не нарушить, чтобы не произошла подмена понятий, чтобы гордость не перешла в гордыню и высокомерие, нужны определённые моральные критерии. Напряжённая работа мысли. Ироничное отношение к себе, любимому. Надо постараться это понять и прочувствовать. Но гордиться своим пониманием не стоит...
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Матроскин »

Уважаемый Лев,
на многие проблемы у нас схожие точки зрения. Однако, несмотря на детей и внуков поблизости, Вы производите впечатление человека с дефицитом общения и отсутствием хобби. В этом, с моей точки зрения, нет ничего необычного или ужасного – темп современной жизни много выше темпа периода Вашей юности, меньше свободного времени, да и Вы поменялись местами со своими родителями и прародителями. Теперь, вероятно, Вам стало понятнее, чего они не получили от Вас, и что это уже не исправимо. Тоже вполне естественно, не так ли?
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Привет, Матроскин!
Спасибо за комментарий. В отношении дефицита общения Вы почти угадали. Я сравнительно недавно переехал в другой город и проблему общения только решаю. Для меня это важно. Но и здесь ( живу в Брауншвайге) я очень занят музыкальной работой: играю, преподаю.
На Ваш вопрос хочу ответить вспомнившемся мне афоризмом. автора которого не припомню: " Сын понимает, что отец был прав, когда сам становится дедом".
А Вы ощущаете непонимание поколений?
P.S. У Вас нет желания постараться кратко( в одно предложение) попытаться сформулировать правила спора? Чтобы поставить точку в нашем обмене мнениями.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Матроскин »

Лев Мадорский wrote:А Вы ощущаете непонимание поколений?
Приветствую!
Правильнее было бы сказать, что я с пониманием отношусь к непониманию поколений. :okl
P.S. У Вас нет желания постараться кратко( в одно предложение) попытаться сформулировать правила спора? Чтобы поставить точку в нашем обмене мнениями
По правде говоря, нет. Я считаю, что в данном случае концентрат не будет превосходить по качеству напиток естественной концентрации.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ПОЯВИТСЯ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?
(О бездомных в Германии)

Спасибо, мне не надо.
В середине девяностых был в Берлине у приятеля. Заговорились. Когда приехал на вокзал (Zoogarten), чтобы ехать домой в Магдебург, последний поезд ушёл. На дворе февраль, холодрыга, но отапливаемого зала ожидания на вокзале не оказалось. Прилёг на скамейке, положив под голову сумку. Рядом, на соседней скамейке спал старик. В старом свитере. Без пальто. Без носок. В потрёпанных башмаках.
Проснулся от лёгкого толчка в плечо.
-Ваши документы, пожалуйста.- Надо мной стоял полицейский. Он долго рассматривал российский паспорт.
-Почему здесь спите?- Я объяснил ситуацию. Полицейский взглянул на часы:
-Поезд на Магдебург через час, Не опоздайте.- Он вежливо улыбнулся и пожелал хорошего дня. Потом подошёл к спящему старику и разбудил его. Тогда из ответов старика (судя по языку и удостоверению личности - коренного немца) я впервые услышал поразившее меня в Германии сочетание: «У меня нет дома».
-Как такое может быть?- подумал я. -Если здесь нет даже бездомных кошек и собак. Если мы, приехавшие из бывшего Союза и, в большинстве, не проработавших в Германии ни дня, живем в квартирах. И почему без носок? Неужели не знает, что здесь есть места, где любой бесплатно может получить одежду?
Захотелось помочь старику и подсел поближе.
-Знаете про Красный Крест?- спросил я. -Там можно взять носки и другую одежду бесплатно.
-Спасибо, мне не надо.- Старик отвернулся в сторону и явно не хотел поддерживать разговор.
Лучше милостыня, чем помощь государства.
Позже неоднократно пытался понять загадку бездомных. Спрашивал и у «наших», русскоязычных, и у коренных немцев, откуда в Германии берутся люди без крыши над головой. Ответы были разные.
-Это алкаши и наркоманы, которым уже всё равно где жить.
-Иностранцы, живущие нелегально.
-С женой поругался и домой возвращаться не хочет.
-Хиппи, которым такой образ жизни нравится.
Но недавно разговорился с одним бомжем, и появилась другая версия. Которая почему-то ни мне, ни моим собеседникам в голову не приходила…
Недалеко от центра Магдебурга рядом с Эльбой есть детская площадка с большой беседкой и широкими скамейками. Крыша и скамейки привлекает сюда бездомных. Там же стоит теннисный стол и иногда по выходным я прихожу сюда поиграть с приятелем в теннис. В это время Obdachlos (бездомные) только просыпаются.
Я достал ракетки и подумывал о том, как бы завязать разговор с одним из них. Высоким, крепкого сложения мужчиной лет 55-ти. На его нездорового цвета, заросшем многодневной щетиной лице, застыло спокойное, даже умиротворённое выражение. Неожиданно он подошёл сам.
-Сыграем?
-Лев,- я протянул руку.
-Марсель.
Мы начали играть. Марсель играл хорошо, но минут через пять закашлялся. Кашель был тяжёлый, изнуряющий. С трудом откашлявшись, он снова присел на скамейку.
-Извините, не могу. Простужен.
Я присел рядом.
-Вам нужно отлежаться дома, в тепле. Почему спите на улице?
-Дома нет.
-Извините за бестактный вопрос. Почему?
Новый знакомый натянуто улыбнулся:
-Нет и всё. Бывает и так.
Мы помолчали. Приятель не шел, и я стал собирать сумку. В этот момент Марсель заговорил:
-Я прожил всю жизнь в Берлине. По профессии - лётчик гражданской авиации. В ГДР работал командиром корабля. И на международных линиях летал и в ФРГ. Был женат, нормально зарабатывал. Правда, детей не было. После объединения начались сокращения и остался без работы. Тыркался туда-сюда. На вертолётчика хотел переучиться - не берут. Говорят 48 лет - много для переучивания. И покатился. Начал выпивать, в казино играл. В долги влез. А тут ещё жена ушла. Из квартиры выселили за неуплату. Так и оказался на улице.
-Но почему не обратились в социальное ведомство?
-Ну, нет. Лучше просить милостыню, чем помощь государства. Это не для меня.
Подошёл приятель, извинился за опоздание. Марсель сразу встал, засуетился и ушёл, захлёбываясь кашлем.
Когда стал изучать проблему всерьёз, то выяснилось, что последняя версия, судя по официальным опросам - наиболее распространённая. Многие коренные немцы (а таких среди бездомных 80 %) считают получение социального пособия последней степенью падения: «Что угодно, только не это». Кстати, согласно опросам, примерно, пять или не захотели адаптироваться и предпочли такой образ жизни.
Что делает государство, чтобы им помочь?
Вопрос серьёзный, так как число «братьев вермута» (так их иногда называют) в Германии значительно и колеблется от 300 до 500 тысяч. Именно на этот вопрос пытались ответить 12 студентов факультета культурологии Томского университета, приехавших несколько лет назад в Ганновер по приглашению и при материальной поддержке евангелической церкви. Цель поездки - изучить немецкий опыт и попытаться применить его в России.
Основной вывод студентов из Сибири - к бомжам в Германии относятся как к обычным людям. Как к нормальным гражданам. В этом главное отличие от российской практики. Ни в обилии ночлежек с хорошими условиями проживания, ни в бесплатных обедах и одежде, а в отношении. Немецкая полиция не гоняет бездомных, не тащит их, если они ведут себя прилично, в отделение или в вытрезвитель. Даже разрешает просить милостыню. И ещё несколько моментов,
Газеты.
В Германии уважают нежелание бездомных обращаться в Социаламт и придумали для них способ зарабатывать деньги. Способ необычный и психологически точный: газеты для не имеющих крыши над головой. Бездомные сами пишут и сами продают в удобное для них время, получая 50% от выручки. Стоимость номера - от 1,5 Евро. Видел, как в берлинской подземке мужчина в потрёпанной одежде продавал такие газеты. Многие их покупали и откладывали в сторону, не читая. Подобных изданий о бездомных и для бездомных в Германии около 30. Почти в каждом большом городе -отдельная газета.
Собаки.
Рядом со многими бездомными собаки. Псы непонятной породы. С собакой прожить не имеющим крыши над головой легче. Во-первых, верный друг. Во-вторых, подают милостыню охотнее, когда просят не себе, а «собаке на пропитание». Организации, помогающие бездомным, присутствие собак учитывают. В ночлежках есть специальные места и корм для собак. Кроме того, бомжи могут получить на меньших братьев 3 евро в день.
Как вернуться?
Как бездомным вернуться к нормальной жизни? Вообще, возможно ли это? Многие хотели бы, но не получается. Как только они представят себе, что для получения социального пособия надо постоянно доказывать, что ты ищешь работу и не отказываться от социальной работы за евро в час. Проблема и с квартирами. По немецким законам квартиру получатель социальной помощи ищет сам. Когда бомж (обычно это опустившийся, одинокий мужчина) приходит к хозяину квартиры, тот находит способ ему отказать. Потому что опасается, что к бывшему бездомному будут приходить дружки. Начнутся пьянки, шум, драки, что, естественно, не понравится другим жильцам.
Чтобы вырваться из замкнутого круга социальные работники проводят разъяснительную работу. Выпускают специальные брошюры для бездомных. На время адаптации поселяют их в общежитие. В некоторых случаях помогают в поиске квартиры. Регулярно во многих землях проходят специальные семинары, на которые работники социальных учреждений делятся опытом такого рода. Многое делается. Но пока количество бездомных не уменьшается. Света в конце туннеля не видно.
Post Reply