Израильская политика может измениться с уходом Ольмертa

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Израильская политика может измениться с уходом Ольмертa

Post by Архивариус »

Израильская политика может резко измениться с уходом Ольмерта
Лесли Сассер


ИЕРУСАЛИМ (JTA) – Решение премьер-министра Эхуда Ольмерта уйти в отставку после выборов нового лидера партии Кадима в сентябре открывает принципиально новые направления в израильской политике.
На сегодняшний день у Ольмерта возможны четыре потенциальных преемника, если новый лидер Кадимы не сможет предотвратить досрочные всеобщие выборы.
Биньямин Нетаньяху из партии Ликуд и Шауль Мофаз из Кадимы – закоренелые ястребы, которые видят мир, если таковой возможен, лишь как результат длительного, кропотливого процесса. Ципи Ливни из Кадимы и Эхуд Барак из Аводы – голуби-прагматики, готовые на решительные действия, но опасающиеся обманчиво быстрых договоренностей.
Между двумя этими лагерями существуют очень серьезные различия.
Нетаньяху считает авантюрой нынешнюю попытку правительства Ольмерта заключить окончательный мир с палестинцами и сирийцами. Он против, как он называет это, «окончательности» -- попытки покончить со сложным арабо-израильским конфликтом одним махом – и выступает за взвешенный поэтапный подход.
Взять, к примеру, сирийское направление. Дамаск должен будет порвать с Тегераном и продемонстрировать за какое-то время, что этот разрыв окончательный, прежде чем Израиль вернет ему хоть какую-то часть Голанских высот. Другие силы, заинтересованные в уводе Сирии от Ирана, включая Соединенные Штаты и Европейский Союз, должны будут компенсировать Сирии эту потерю, что даст возможность Израилю сохранить за собой хотя бы часть стратегических Голан.
На палестинском направлении Нетяньяху считает бессмысленным «витринное соглашение», которое Ольмерт пытается заключить с относительно умеренными палестинцами на Западном берегу. В нынешних условиях, когда ХАМАС контролирует Газу, Нетаньяху не видит возможности обеспечить выполнение любого соглашения – ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Вместо этого он вновь выступает за поэтапный процесс, в рамках которого каждая из сторон делает следующий шаг лишь после того, как другая выполняет условия предыдущего. При Ариэле Шароне этот взаимно обязывающий подход, основанный на оценке практической реализации условий, привел в тупик.
Нетаньяху надеется, что создание новой экономической ситуации на Западном берегу даст инфраструктуру для политического прогресса. Этот бывший израильский премьер горячо поддерживает деятельность в этом направлении Тони Блэра, специального эмиссара Квартета, состоящего из Соединенных Штатов, Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и России.
Подобно Блэру, Нетаньяху считает, что экономический процесс ведет за собой политический, а не наоборот.
Однако главным приоритетом для Нетаньяху является остановка программы Ирана по созданию ядерного оружия. Он призывал мировых лидеров ввести более строгие экономические санкции против Тегерана, чтобы не прибегать к силе. Однако если Нетаньяху станет премьер-министром Израиля, нельзя исключить превентивного военного удара Израиля.
Мофаз, хотя и перешел из Ликуда в Кадиму, настроен так же решительно, как и Нетаньяху. На самом деле, если нынешнему министру транспорта удастся победить на праймериз в Кадиме, раскол между двумя этим партиями останется в прошлом. Мофаз ушел из Ликуда неохотно – под давлением Шарона, основателя Кадимы, и только после того, как Шарон пообещал ему портфель министра обороны.
Мофаз, уроженец Ирана, охватывает взором долгие исторические процессы на Ближнем Востоке и считает, что перемены здесь происходят очень медленно, десятилетиями. Мир, с его точки зрения, наступит только тогда, когда ситуация созреет для этого, и ускорить этот процесс искусственно невозможно.
На сирийском направлении Мофаз, как он говорит, готов предложить «мир в обмен на мир» -- старый ответ Ликуда на арабскую формулу «земля в обмен на мир». Он и на палестинском направлении вряд ли пойдет на территориальные уступки.
При этом Мофаз, бывший начальник штаба армии и министр обороны, скорее всего, будет менее усерден, чем Нетаньяху, в создании условий для мира, но более активен в попытках не дать Ирану получить ядерное оружие.
Мофаз, который возглавляет израильскую команду, ведущую стратегический диалог с Соединенными Штатами, предупреждал, что Иран станет военной ядерной державой в 2009 или 2010 годах, и сказал, что, если международному сообществу не удастся остановить процесс, это сделает Израиль.
Как и его коллеги из правого лагеря, Барак считает Ближний Восток трудным, жестоким кварталом, в котором пожирают слабых. Он прославился фразой, что Израиль – это «вилла в джунглях».
Отличие Барака от бескомпромиссных Нетаньяху и Мофаза в его убежденности, что Израилю, чтобы выжить, надо быть сильным и отделиться от Западного берега во имя сохранения еврейского большинства в демократическом государстве.
После провала переговоров с Ясиром Арафатом в 2000 году в Кемп-Дэвиде тогдашний премьер-министр Барак поспешно заявил об отсутствии истинного палестинского партнера по мирным переговорам. Это побудило его к одностороннему уходу как единственной возможности установить границу между Израилем и палестинцами.
Барак, тем не менее, изменил свою точку зрения, когда за односторонним уходом Шарона из Газы последовали непрекращающиеся ракетные обстрелы. Он по-прежнему предвидит односторонний уход с Западного берега, но только после того, как Израиль обзаведется эффективной системой противоракетной обороны.
На посту министра обороны Барак разработал многослойную противоракетную оборону, защищающую от ракет дальнего, среднего и ближнего радиусов действия, сделав ее главным приоритетом.
Ливни, чьи родители еще до создания государства воевали в подпольной организации Иргун, пришла в политику в 1996 году с откровенно воинственными взглядами. Но, побыв на посту министра по региональному сотрудничеству в первом правительстве Шарона в 2001 году, с ней произошла кардинальная идеологическая метаморфоза: из ястреба она превратилась почти в голубя.
Будучи по образованию юристом, Ливни считает невероятно важным, чтобы Израиль сохранил международную легитимность посредством отхода к линии, близкой к границам 1967 года, и предоставления палестинцам возможности создать собственное государство.
Ливни, занимающая сейчас пост министра иностранных дел, считает: одна из самых главных задач правительства -- создание наилучших условий Израилю после ухода с территорий. Например, она настаивает, что никому из палестинских беженцев не должно быть дано разрешение на возвращение в Израиль, что палестинцы не могут одновременно требовать свое государство и настаивать на том, чтобы их беженцев селили где-то еще.
Ливни была одним из главных приверженцев одностороннего ухода из Газы. Но после того, как из Газы полетели «кассамы», и она стала говорить, что Израиль не может просто уйти с Западного берега и «перекинуть ключи через забор».
Итак, в отличие от своих главных противников, Ливни выступает за интенсивные переговоры с палестинцами по финальному мирному соглашению и привлечение международной силы, которая бы помогла его осуществить. Однако Ливни не спешит и по сравнению с Ольмертом не очень готова на уступки по ключевым вопросам – к примеру, по вопросу о беженцах – для заключения соглашения.
Первый этап борьбы за место Ольмерта назначен на 17 сентября, когда состояться праймериз в Кадиме. Ливни и Мофаз – главные претенденты: недавний опрос израильской газеты «Маарив» отдал Ливни 51% на голосовании в партии, а Мофазу – 43%.
Второй этап борьбы за власть наступит уже в начале 2009 года. Если победитель на праймериз в Кадиме не сможет собрать коалиционного правительства, Кнессет будет распущен и состоятся досрочные общенародные выборы, которые выведут на сцену Нетаньяху и Барака.
Кто бы ни стал новым премьер-министром, отход от политики Ольмерта представляется очевидным.
Post Reply