Лев Мадорский. Сабры как выход из тупика.
Posted: Wed May 05, 2010 6:18 pm
САБРЫ, КАК ВЫХОД ИЗ ТУПИКА …
(Ещё раз на ту же тему)
После разговора с раввином (немцем, принявшим либеральный гиюр), был в шоке. Выяснилось, что у меня большие проблемы с национальностью. Евреи, по словам раввина, вообще, не нация, а религиозное сообщество. Если я не веду еврейский образ жизни, то к потомкам Авраама если и принадлежу, то со значительными оговорками. По логике уважаемого ребе я, несмотря на родителей-евреев, либо русский, так как родился в России; либо немец, так как живу в Германии и имею немецкое гражданство. Приятели, выходцы из бывшего Союза, над моими «ужастиками» посмеялись: «Не обращай внимания. Чего не скажешь в шутливом разговоре». Но чувство неопределённости осталось…
И, всё-таки, кто такие евреи? Нация или религиозное сообщество? Спор давний и безрезультатный. Сколько бы не уверяли сторонники первой версии, к которым до последнего времени относился и я, что евреи это нация (их аргументы: язык, история, самоидентификация, государственность, наконец), разбиваются вдребезги сторонниками второй версии. Причём, одной фразой: «А как быть с теми, кто стали евреями, приняв гиюр?» Действительно, как? Десятки тысяч неевреев во всём мире ежегодно обращаются в иудаизм и становятся евреями. И всё. Спор закончен. Как говорил Остап Бендер, граждане довольные расходятся по домам.
Впрочем, довольны не все. Для многих проблема становится ещё более непонятной. Как быть, например, с неверующими евреями? Они ничего не соблюдают, ни во что не верят или верят в нечто, ничего общего не имеющее с Иудаизмом. Однако, вместе с тем, по-прежнему упорно считают себя лицами еврейской национальности. Таких, кстати, среди потомков Авраама, проживавших (или проживающих) на территории бывшего Союза, подавляющее большинство.
Какой нации эти люди? Утверждение, что евреи не нация, а религиозное сообщество, превращает секулярных евреев в людей без нации. В России они русские. В Германии - немцы. Во Франции - французы. Возможно, через тысячу лет, когда все мы будем одной нации - земляне, в этом не будет ничего особенного. Но сегодня…
И ещё один аргумент в пользу сторонников версии религиозного сообщества - евреи разные. Прогуляйтесь по улицам израильских городов и вы в этом легко убедитесь. Чернокожие фалаши (приехавшие в Израиль из Эфиопии), сефарды (из стран Востока), ашкенази (из Европы и Америки). Разные по культуре, менталитету, внешнему виду, наконец. Когда-то предки этих людей, действительно, были израильтянами, но две тысячи лет изгнания и смешанные браки внесли такие изменения в генетическую составляющую, что здравый смысл отказывается считать их одной нацией.
Есть ли выход из запутанной ситуации? Думаю, есть. Сегодня, в современном Израиле, евреи снова превращаются в нацию. Такую же, как две тысячи лет назад. Превращаются, благодаря смешанным бракам между сефардами и ашкенази, и, главным образом, благодаря появлению новой формации потомков Авраама. Евреев, родившихся в Израиле. Тех кого, с лёгкой руки журналиста Ури Кейсари, называют сабрами.
Уроженцы Израиля имеют особые национальные черты, которые значительно в меньшей степени свойственны нам, уроженцам Диаспоры: гордость своей страной, любовь к путешествиям, к археологии (возможно, сказывается тяга к предкам), к географии. Именно на сабрах держится киббуцное, по сути своей, утопично-коммунистическое движение, нигде в мире, кроме страны Обетованной, не нашедшее достойного воплощения.
Не хочется выражаться высокопарно, но сабры и есть истинные наследники Маккавеев, готовые пожертвовать собой ради Родины, ради сохранения чести. Именно они составляют костяк элитного воинского подразделения «Голани». Не случайно эмблемой бригады стало оливковое дерево. Это дерево известно сильными корнями, глубоко проникающими в глубь почвы, и символизирует прочную связь бригады с историей Святой земли. Уроженцы Израиля сыграли решающую роль во всех израильских войнах, отстояв страну в 48-м году, вернув стену Плача в 65-ом, освободив заложников в Энтеббе в 76-ом.
Это особые люди. Они более чем другие потомки Авраама связаны ниточкой с древними израильтянами. Сабры выросли в своей, свободной стране. Их не притесняли и не дискриминировали. Они не должны были скрывать своё еврейство. Им не кричали в лицо: «Жидовская морда». Они не знают, что такое процентная норма при приёме в институт или на работу. Для них иврит - родной язык.
На них надежда. Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…
(Ещё раз на ту же тему)
После разговора с раввином (немцем, принявшим либеральный гиюр), был в шоке. Выяснилось, что у меня большие проблемы с национальностью. Евреи, по словам раввина, вообще, не нация, а религиозное сообщество. Если я не веду еврейский образ жизни, то к потомкам Авраама если и принадлежу, то со значительными оговорками. По логике уважаемого ребе я, несмотря на родителей-евреев, либо русский, так как родился в России; либо немец, так как живу в Германии и имею немецкое гражданство. Приятели, выходцы из бывшего Союза, над моими «ужастиками» посмеялись: «Не обращай внимания. Чего не скажешь в шутливом разговоре». Но чувство неопределённости осталось…
И, всё-таки, кто такие евреи? Нация или религиозное сообщество? Спор давний и безрезультатный. Сколько бы не уверяли сторонники первой версии, к которым до последнего времени относился и я, что евреи это нация (их аргументы: язык, история, самоидентификация, государственность, наконец), разбиваются вдребезги сторонниками второй версии. Причём, одной фразой: «А как быть с теми, кто стали евреями, приняв гиюр?» Действительно, как? Десятки тысяч неевреев во всём мире ежегодно обращаются в иудаизм и становятся евреями. И всё. Спор закончен. Как говорил Остап Бендер, граждане довольные расходятся по домам.
Впрочем, довольны не все. Для многих проблема становится ещё более непонятной. Как быть, например, с неверующими евреями? Они ничего не соблюдают, ни во что не верят или верят в нечто, ничего общего не имеющее с Иудаизмом. Однако, вместе с тем, по-прежнему упорно считают себя лицами еврейской национальности. Таких, кстати, среди потомков Авраама, проживавших (или проживающих) на территории бывшего Союза, подавляющее большинство.
Какой нации эти люди? Утверждение, что евреи не нация, а религиозное сообщество, превращает секулярных евреев в людей без нации. В России они русские. В Германии - немцы. Во Франции - французы. Возможно, через тысячу лет, когда все мы будем одной нации - земляне, в этом не будет ничего особенного. Но сегодня…
И ещё один аргумент в пользу сторонников версии религиозного сообщества - евреи разные. Прогуляйтесь по улицам израильских городов и вы в этом легко убедитесь. Чернокожие фалаши (приехавшие в Израиль из Эфиопии), сефарды (из стран Востока), ашкенази (из Европы и Америки). Разные по культуре, менталитету, внешнему виду, наконец. Когда-то предки этих людей, действительно, были израильтянами, но две тысячи лет изгнания и смешанные браки внесли такие изменения в генетическую составляющую, что здравый смысл отказывается считать их одной нацией.
Есть ли выход из запутанной ситуации? Думаю, есть. Сегодня, в современном Израиле, евреи снова превращаются в нацию. Такую же, как две тысячи лет назад. Превращаются, благодаря смешанным бракам между сефардами и ашкенази, и, главным образом, благодаря появлению новой формации потомков Авраама. Евреев, родившихся в Израиле. Тех кого, с лёгкой руки журналиста Ури Кейсари, называют сабрами.
Уроженцы Израиля имеют особые национальные черты, которые значительно в меньшей степени свойственны нам, уроженцам Диаспоры: гордость своей страной, любовь к путешествиям, к археологии (возможно, сказывается тяга к предкам), к географии. Именно на сабрах держится киббуцное, по сути своей, утопично-коммунистическое движение, нигде в мире, кроме страны Обетованной, не нашедшее достойного воплощения.
Не хочется выражаться высокопарно, но сабры и есть истинные наследники Маккавеев, готовые пожертвовать собой ради Родины, ради сохранения чести. Именно они составляют костяк элитного воинского подразделения «Голани». Не случайно эмблемой бригады стало оливковое дерево. Это дерево известно сильными корнями, глубоко проникающими в глубь почвы, и символизирует прочную связь бригады с историей Святой земли. Уроженцы Израиля сыграли решающую роль во всех израильских войнах, отстояв страну в 48-м году, вернув стену Плача в 65-ом, освободив заложников в Энтеббе в 76-ом.
Это особые люди. Они более чем другие потомки Авраама связаны ниточкой с древними израильтянами. Сабры выросли в своей, свободной стране. Их не притесняли и не дискриминировали. Они не должны были скрывать своё еврейство. Им не кричали в лицо: «Жидовская морда». Они не знают, что такое процентная норма при приёме в институт или на работу. Для них иврит - родной язык.
На них надежда. Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…