ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ»

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ»

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию автором
Н.В. ЮХНЁВА
ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ. Интеллектуальный диалог».

5-7 октября 2009 г. в Петербурге, в Музее Антропологии и Этнографии (МАЭ РАН, Кунсткамера) прошла Международная научная академическая конференция «ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ. Интеллектуальный диалог». Проведённая в рамках Российской Академии Наук, конференция носила сугубо научный характер.
При открытии конференции с приветствиями выступили зам. директора МАЭ по науке Ефим Анатольевич Резван и первый секретарь посольства государства Израиль в Российской Федерации Болеслав Ятвецкий.
Вводное слово произнесла автор этого репортажа, организатор и научный руководитель конференции. Я рассказала, что от первоначальной идеи создать общество под тем же названием пришлось отказаться из-за финансовых трудностей. Клуб также не существует и скорее всего не будет создан. А вот на академические научные конференции – большая надежда. Они планируются как ежегодные.

В первый день состоялось четыре выступления.
Дмитрий Григорьевич Якиревич, еврейский (идиш) поэт и композитор (Иерусалим) назвал свой доклад так: «То, что было уничтожено. Еврейская культура в СССР между двумя мировыми войнами». Он рассказал о высоких достижениях этой культуры, особенно в 20-е годы, и иллюстрировал свой доклад фильмом того времени, главную роль в котором исполнил Михоэлс.
Писатель и публицист Александр Мотелевич Мелихов (Петербург) поделился своими мыслями о Биробиджане, который в довоенное советское время объявили родиной еврейских пролетариев (в противовес Палестине, которую называли «страной буржуев»). Мелихов рассказал о своей недавней поездке в Биробиджан, столицу еврейской автономии, на проходивший там X Международный фестиваль еврейской культуры. В частности, он отметил выступление на фестивале трио – «три золотых голоса Израиля» (Шаповалов, Горай и Лифшиц).
Несомненный интерес вызвали выступления двух представителей православного духовенства. Их речи были проникнуты симпатиями к Израилю, к еврейскому народу, и явились выражением солидарности с борьбой, которую вынужден вести Израиль с террором и поддерживающими террор диктатурами. Названия их докладов –
Архимандрит Августин (Никитин). Храмовая гора. Страницы новейшей истории.
Игумен Вениамин (Новик).Ежегодный марш мира христиан в Иерусалиме по личным впечатлениям (современное состояние иудео-христианского диалога.

Во второй день было шесть докладов.
Тамара Михайловна Смирнова, доктор исторических наук (Петербург) выступила с докладом «Документы архивного фонда Еврейского Дома Просвещения в ЦГАЛИ С-Петербурга (Центральный Государственный Архив Литературы и Искусства). 1931-1938 г.г.». Из проделанного ей предварительного просмотра документов видно, что в тот период в Ленинграде ещё была активная еврейская общественная жизнь.
Большой интерес петербуржцев вызвало выступление Марии Николаевны Еленевской, ст.преподавателя кафедры гуманитарных наук Техниона (Хайфа), рассказавшей о жизни наших соотечественников в Израиле, о проблемах, возникающих в связи с трудоустройством и интеграцией. Название её доклада - «Русскоязычные евреи – эмигранты 1990-х годов как объект исследования. Взгляд стороннего наблюдателя и видение изнутри».
Михаэль Бейзер, Ph.D., преподаватель кафедры еврейской истории Еврейского университета (Иерусалим) выступил с докладом «Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства Еврейского университета в Иерусалиме. 1956-2000 г.г.». Бейзер подробно рассказал о широчайшей собирательской и издательской работе Центра, который в 2000г. прекратил своё существование - к глубокому огорчению всех знакомых с деятельностью Центра.
Семен Мордухович Якерсон (Петербург), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН в своём докладе «Еврейские рукописи в депозитариях Петербурга» рассказал о невероятных сокровищах - 17 тыс. рукописях, хранящихся у нас. Петербург – единственное место в мире, где сохранились древнейшие еврейские рукописи.
В настоящее время в результате сотрудничества Якерсона с Еврейским университетом большая часть рукописей микрофильмирована и в таком виде хранится в Национальной библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме.
Яков Николаевич Цукерман, издатель и гл. редактор газеты «Ами»-Народ мой (Петербург), рассказал об опубликованных в 12 номерах его газеты мемуарах Бориса Минкина (он умер в 1978 г., записки принес в редакцию его сын). Минкин родился недалеко от Белостока в бедной многодетной семье, выучился на портного-закройщика. С 1922 г. - на партийно-хозяйственной работе в Белоруссии. Стал членом белорусского ЦК. Описан быт партаппаратчика: квартиры, обслуга (шофёры, горничные, кухарки, дворники, гувернантки). В 1937 - арест. Минкин вынес все пытки, ничего не подписал и получил максимальный срок в колымский лагерь, откуда в 1956 году вернулся и был реабилитирован.
Игорь Николаевич Воевуцкий, зав. библиотекой Института восточных рукописей РАН (Петербург) выступил с докладом «Общественная деятельность и художественное творчество Моше Либа». Воевуцкий познакомил присутствующих со стихами М.Либа, которые тот пишет на множестве языков, и снабдил их своими подстрочными переводами.
На заседаниях присутствовало до 80 человек.

Третий день конференции был посвящён общей дискуссии.
………………………………………………………………..

Вторую конференцию надеемся провести в начале июля 2010 года. Предполагается расширение тематики. Зарубежных гостей ждём не только из Израиля, а и из других стран. С нашей стороны примут участие кроме петербуржцев также москвичи.

* * *


Из всех зарубежных стран (не считая стран бывшего СССР) в Израиле самая многочисленная и компактная (имеющая внутренние связи) русская община, сохранившая и язык, и русскую культуру. К ней причисляют себя выходцы не только из России, но также и из других вновь возникших стран, практически почти все израильтяне ашкеназского происхождения, говорящие по-русски. Сохранению русского культурного наследия способствует также наличие среди репатриантов большого количества смешанных семей. При этом в отличие от стран, входивших как республики в состав Советского Союза, в Израиле живут не только потребители, но и создатели русских культурных ценностей.
Связь с русской культурой, с литературой ощущают не только израильтяне, сохранившие русский язык, но и многие потомки выходцев из нашей страны, которые знакомятся с русской литературой в переводе на иврит.

Правительства России и Израиля, а также и правительство Петербурга уже сделали немало шагов по сближению между нашими странами.
Симпатии к Израилю стали сейчас в России довольно распространённым явлением. Очень ценится то, что подвиг Советской Армии, победившей нацизм и освобождавшей узников лагерей смерти, не подвергается сомнению в Израиле (что, увы, происходит во многих странах). Огромное впечатление производит и то, что здесь с особенным уважением относятся к одиноким героям – тем простым людям, кто, рискуя жизнью своей и своих детей, спасал евреев в годы гитлеровской оккупации. В Израиле их называют праведниками народов мира и помнят поимённо – несколько десятков тысяч человек. К сожалению, большинство граждан России ничего не знает об этом.
В общественном сознании появляется и понимание схожести проблем, стоящих перед нашими странами – начиная от задачи собирать рассеянных по зарубежью соотечественников и заканчивая борьбой с терроризмом.
Кроме того, с ростом в России иммиграции из стран СНГ укрепляется представление, что среди всех народов бывшего СССР евреи культурно наиболее близки русским – так же, как живущие в России украинцы и белорусы.

Наш научный диалог, надеемся, внесёт свой вклад в сближение народов России и Израиля, будет способствовать взаимопониманию и сотрудничеству.


Н.В. ЮХНЁВА
Доктор исторических наук,
главный научный сотрудник МАЭ РАН
Post Reply