Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн янв 22, 2018 2:04 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ»
СообщениеДобавлено: Сб фев 13, 2010 12:36 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Прислано в редакцию автором
Н.В. ЮХНЁВА
ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ. Интеллектуальный диалог».

5-7 октября 2009 г. в Петербурге, в Музее Антропологии и Этнографии (МАЭ РАН, Кунсткамера) прошла Международная научная академическая конференция «ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ. Интеллектуальный диалог». Проведённая в рамках Российской Академии Наук, конференция носила сугубо научный характер.
При открытии конференции с приветствиями выступили зам. директора МАЭ по науке Ефим Анатольевич Резван и первый секретарь посольства государства Израиль в Российской Федерации Болеслав Ятвецкий.
Вводное слово произнесла автор этого репортажа, организатор и научный руководитель конференции. Я рассказала, что от первоначальной идеи создать общество под тем же названием пришлось отказаться из-за финансовых трудностей. Клуб также не существует и скорее всего не будет создан. А вот на академические научные конференции – большая надежда. Они планируются как ежегодные.

В первый день состоялось четыре выступления.
Дмитрий Григорьевич Якиревич, еврейский (идиш) поэт и композитор (Иерусалим) назвал свой доклад так: «То, что было уничтожено. Еврейская культура в СССР между двумя мировыми войнами». Он рассказал о высоких достижениях этой культуры, особенно в 20-е годы, и иллюстрировал свой доклад фильмом того времени, главную роль в котором исполнил Михоэлс.
Писатель и публицист Александр Мотелевич Мелихов (Петербург) поделился своими мыслями о Биробиджане, который в довоенное советское время объявили родиной еврейских пролетариев (в противовес Палестине, которую называли «страной буржуев»). Мелихов рассказал о своей недавней поездке в Биробиджан, столицу еврейской автономии, на проходивший там X Международный фестиваль еврейской культуры. В частности, он отметил выступление на фестивале трио – «три золотых голоса Израиля» (Шаповалов, Горай и Лифшиц).
Несомненный интерес вызвали выступления двух представителей православного духовенства. Их речи были проникнуты симпатиями к Израилю, к еврейскому народу, и явились выражением солидарности с борьбой, которую вынужден вести Израиль с террором и поддерживающими террор диктатурами. Названия их докладов –
Архимандрит Августин (Никитин). Храмовая гора. Страницы новейшей истории.
Игумен Вениамин (Новик).Ежегодный марш мира христиан в Иерусалиме по личным впечатлениям (современное состояние иудео-христианского диалога.

Во второй день было шесть докладов.
Тамара Михайловна Смирнова, доктор исторических наук (Петербург) выступила с докладом «Документы архивного фонда Еврейского Дома Просвещения в ЦГАЛИ С-Петербурга (Центральный Государственный Архив Литературы и Искусства). 1931-1938 г.г.». Из проделанного ей предварительного просмотра документов видно, что в тот период в Ленинграде ещё была активная еврейская общественная жизнь.
Большой интерес петербуржцев вызвало выступление Марии Николаевны Еленевской, ст.преподавателя кафедры гуманитарных наук Техниона (Хайфа), рассказавшей о жизни наших соотечественников в Израиле, о проблемах, возникающих в связи с трудоустройством и интеграцией. Название её доклада - «Русскоязычные евреи – эмигранты 1990-х годов как объект исследования. Взгляд стороннего наблюдателя и видение изнутри».
Михаэль Бейзер, Ph.D., преподаватель кафедры еврейской истории Еврейского университета (Иерусалим) выступил с докладом «Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства Еврейского университета в Иерусалиме. 1956-2000 г.г.». Бейзер подробно рассказал о широчайшей собирательской и издательской работе Центра, который в 2000г. прекратил своё существование - к глубокому огорчению всех знакомых с деятельностью Центра.
Семен Мордухович Якерсон (Петербург), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН в своём докладе «Еврейские рукописи в депозитариях Петербурга» рассказал о невероятных сокровищах - 17 тыс. рукописях, хранящихся у нас. Петербург – единственное место в мире, где сохранились древнейшие еврейские рукописи.
В настоящее время в результате сотрудничества Якерсона с Еврейским университетом большая часть рукописей микрофильмирована и в таком виде хранится в Национальной библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме.
Яков Николаевич Цукерман, издатель и гл. редактор газеты «Ами»-Народ мой (Петербург), рассказал об опубликованных в 12 номерах его газеты мемуарах Бориса Минкина (он умер в 1978 г., записки принес в редакцию его сын). Минкин родился недалеко от Белостока в бедной многодетной семье, выучился на портного-закройщика. С 1922 г. - на партийно-хозяйственной работе в Белоруссии. Стал членом белорусского ЦК. Описан быт партаппаратчика: квартиры, обслуга (шофёры, горничные, кухарки, дворники, гувернантки). В 1937 - арест. Минкин вынес все пытки, ничего не подписал и получил максимальный срок в колымский лагерь, откуда в 1956 году вернулся и был реабилитирован.
Игорь Николаевич Воевуцкий, зав. библиотекой Института восточных рукописей РАН (Петербург) выступил с докладом «Общественная деятельность и художественное творчество Моше Либа». Воевуцкий познакомил присутствующих со стихами М.Либа, которые тот пишет на множестве языков, и снабдил их своими подстрочными переводами.
На заседаниях присутствовало до 80 человек.

Третий день конференции был посвящён общей дискуссии.
………………………………………………………………..

Вторую конференцию надеемся провести в начале июля 2010 года. Предполагается расширение тематики. Зарубежных гостей ждём не только из Израиля, а и из других стран. С нашей стороны примут участие кроме петербуржцев также москвичи.

* * *


Из всех зарубежных стран (не считая стран бывшего СССР) в Израиле самая многочисленная и компактная (имеющая внутренние связи) русская община, сохранившая и язык, и русскую культуру. К ней причисляют себя выходцы не только из России, но также и из других вновь возникших стран, практически почти все израильтяне ашкеназского происхождения, говорящие по-русски. Сохранению русского культурного наследия способствует также наличие среди репатриантов большого количества смешанных семей. При этом в отличие от стран, входивших как республики в состав Советского Союза, в Израиле живут не только потребители, но и создатели русских культурных ценностей.
Связь с русской культурой, с литературой ощущают не только израильтяне, сохранившие русский язык, но и многие потомки выходцев из нашей страны, которые знакомятся с русской литературой в переводе на иврит.

Правительства России и Израиля, а также и правительство Петербурга уже сделали немало шагов по сближению между нашими странами.
Симпатии к Израилю стали сейчас в России довольно распространённым явлением. Очень ценится то, что подвиг Советской Армии, победившей нацизм и освобождавшей узников лагерей смерти, не подвергается сомнению в Израиле (что, увы, происходит во многих странах). Огромное впечатление производит и то, что здесь с особенным уважением относятся к одиноким героям – тем простым людям, кто, рискуя жизнью своей и своих детей, спасал евреев в годы гитлеровской оккупации. В Израиле их называют праведниками народов мира и помнят поимённо – несколько десятков тысяч человек. К сожалению, большинство граждан России ничего не знает об этом.
В общественном сознании появляется и понимание схожести проблем, стоящих перед нашими странами – начиная от задачи собирать рассеянных по зарубежью соотечественников и заканчивая борьбой с терроризмом.
Кроме того, с ростом в России иммиграции из стран СНГ укрепляется представление, что среди всех народов бывшего СССР евреи культурно наиболее близки русским – так же, как живущие в России украинцы и белорусы.

Наш научный диалог, надеемся, внесёт свой вклад в сближение народов России и Израиля, будет способствовать взаимопониманию и сотрудничеству.


Н.В. ЮХНЁВА
Доктор исторических наук,
главный научный сотрудник МАЭ РАН


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB