Еще раз о праве Израиля быть еврейским государством

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Еще раз о праве Израиля быть еврейским государством

Post by Архивариус »

Элиэзер Рабинович
Еще раз о праве Израиля быть еврейским государством, о Катастрофе и о геноциде
(Комментарий к статье «По праву памяти:
Холокост, Накба и прошлое, которое не уходит» А. Эпштейна, напечатанной в журнале «Корни», № 42
)


В журнале «Корни», № 42, опубликованы статья Алека Эпштейна «По праву памяти: Холокост, Накба и прошлое, которое не уходит», в которой автор сравнивает еврейскую Катастрофу с тем, что случилось с палестинцами в 1948 г. в момент образования Израиля. Суть взглядов г-на Эпштейна может быть суммирована так: 1) Израиль не имел права быть созданным там, где он был создан; 2) Израиль отобрал страну у палестинцев, которым приходится платить за грехи Европы и Германии; 3) единственным решением является фактическое слияние еврейского и арабского народов в одном светском демократическом государстве – мечта покойного Ясера Арафата. Г-н Эпштейн пишет, «что еврейский народ построил обыкновенное национальное государство образца конца девятнадцатого века – довольно-таки милитаристское, довольно шовинистическое, которому присуще – зачастую, без достаточных на то оснований – ощущения, что «мы всегда правы» и «весь мир против нас»». Я жил и работал в Израиле, служил там в армии, часто навещаю многочисленную семью и друзей. И я утверждаю, что г-н Эпштейн пишет совсем о другой стране, чем та, которую я знаю и люблю.
Прада, построить национальное государство, чтобы быть такими, как все, даже иметь свих жуликов и убийц, было целью отцов сионизма – правильно это или нет. Израиль построил государство в абсолютно враждебном окружении, среди соседей, отказывавших ему и в значительной степени продолжающих отказывать в элементарном праве на существование. Какая еще страна в так называемое «мирное» время подвергается ракетному обстрелу, вынуждена проводить школьные уроки в бомбоубежище и при этом обвиняется в милитаризме и шовинизме? Где еще соседи учат своих детей ненависти к евреям, начиная с детского сада? И в этой обстановке Израиль построил индустриальное государство 20-21-го века, с первоклассной промышленностью, образованием, сельским хозяйством. Израиль – великая держава ни Ближнем Востоке в отношении науки и медицины. Это в стране «конца девятнадцатого века», когда едешь по ее шоссе, видишь по бокам предприятия высокой технологии? Израиль – единственное развитое и единственное демократическое, пусть и несовершенное, государство на Ближнем Востоке. Во всяком случае, нигде на Ближнем Востоке у арабов нет стольких политических прав и такого уровня жизни, какие они имеют в Израиле. Да, это милитаристское государство, потому что ему надо все время заботиться о своей защите, но это государство, в котором каждый мечтает о времени, когда «волк будет жить вместе с ягненком» (Исаия, 11/6), как Германия сегодня живет вместе с Францией.
Может ли автор указать хоть одну арабскую или персидскую страну, где процветали бы демократия и права человека (особенно, женщины), «где бы люди разных национальностей, профессий и гендерных идентичностей чувствовали бы себя дома,» как он требует этого от Израиля? Может быть, Газа с ее выборным управлением Хамаса, который тратит гигантские деньги, получаемые из-за границы, не на процветание своего народа, а на уничтожение Израиля? Один израильский профессор писал мне, что, по его мнению, «мир совершил ужасную ошибку, превратив Газу в территорию для филантропии. Если бы она была предоставлена сама себе, она бы стала вторым Сингапуром, процветающим и самодостаточным, и она бы искала соглашения с Израилем». Свежо предание! Как сказал один русский промышленник о причинах неудачи шведской модели в России: «Дело в том, что у нас недостаточно шведов», так и проблема с сингапурской моделью в Газе та, что в ней проживает недостаточно китайцев и малайцев.
Во всем мире чем исламистее страна, тем хуже в ней жить – во всех отношениях. Самая светская – Турция, и ее экономика и права человека намного выше, чем в других исламских странах, но все же намного ниже, чем в странах западной демократии. (Я не говорю о нескольких нефтяных княжествах Персидского залива, где правители достаточно мудры, чтобы делиться нефтяными доходами с народом. Но и в них нет науки и производства.)
Я не знаю, случалось ли г-ну Эпштейну жить в советских коммунальных квартирах, но он наверняка слыхал, что это – один из самых больших кошмаров, которые может себе придумать человек. И в коммунальных многонациональных государствах люди жить не хотят. Цивилизованнейшие ирландцы одной крови в 20-м веке убивают друг друга из-за религии, причем обе стороны – христиане. Баски, французские канадцы мечтают об отдельных государствах. Маленькая Чехословакия распалась на две ультра-маленькие страны. Фламандцы и валлоны не ладят, и это все в рамках просвещенной западной цивилизации! Несмотря на это, создание Европейского Союза оказалось, возможно, наиболее успешным социальным проектом нашего времени. В разъездах и поисках работы все европейцы смешались, покинув свои дома. О чем это говорит? О том, что каждый народ, как и каждая семья, хочет иметь отдельную квартиру, даже если он и готов жить в кооперативном доме.
И вот после того, как евреи подверглись такой ужасной судьбе в близкой им по культуре Европе и пожелали иметь маленькую собственную квартиру; после того, как сам г-н Эпштейн предпочел уйти «из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую» (1). Г-дь указал ему, он не находит ничего лучше, чем предложить евреям коммунальную квартиру вместе с их традиционным врагом, соседом другой культуры, враждебной религии и совершенно иного образа мышления! Не предлагает ли он условия для резни и еще одной Катастрофы?
Говоря о действительно реальной демографической угрозе существованию Израиля, г-н Эпштейн пишет: «Да, рождаемость среди арабов снижается, но она снижается и среди евреев (если не принимать во внимание иудейских ультраортодоксов)». Ну и почему же не принимать во внимание этот важнейший элемент израильского общества, влияние которого отнюдь не падает? Отсюда следует другой логический шаг: наш автор подвергает сомнению право Израиля на его землю. Вообще, мне кажется неэтичным опять и опять обсуждать самое право на существование признанного международной общественностью и ООН государства, в котором проживают более семи миллионов душ. Израиль образован на историческо-религиозной родине еврейского народа в результате активного сионистского движения и заселения евреями Палестины. Израиль – результат повторения в течение двух тысяч лет: «В будущем году в Иерусалиме!»
Третьего сентября 1897 г. (2), через три дня после окончания Первого сионистского конгресса в Базеле, Теодор Герцль записывает в дневнике:
«Если бы мне пришлось описать Конгресс одним словом,... это будет так: в Базеле я основал Еврейское Государство... Определённо через 50 лет все это осознают»
Проходят 50 лет и 3 месяца, и 29-го ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Резолюцию № 181 (перевод мой):
Независимые арабское и еврейское государства... должны быть образованы в Палестине через два месяца после эвакуации вооруженных сил... но ни в коем случае не позднее 1-го октября 1948 г.
И вот проходит 61 год существования цветущего еврейского государства, и мы читаем в обсуждаемой статье:
Факт, однако, состоит в том, что, не было бы Холокоста, еврейское государство едва ли бы возникло и существовало там, где оно существует в настоящее время... Нет никаких серьезных оснований думать, анализируя ситуацию по состоянию на 1933-й (до прихода Гитлера к власти) или на 1939-й, или на 1942-й (до Ванзейской конференции), что здесь бы возникло еврейское государство.
Факт? История не знает сослагательного наклонения, и мы не знаем, как было бы если бы вся судьба еврейства в Европе сложилась иначе. Если бы не было погромов в России и дела Дрейфуса, этот ассимилированный австрийский интеллигент Теодор Герцль остался бы малоизвестным журналистом и завсегдатаем венских салонов. Не было бы Иоханана бен-Закая с его академией в Явне сразу после разрушения Второго храма, евреи исчезли бы ассимиляцией пару тысяч лет назад. Если бы, да кабы... Факты таковы, что Герцль точно угадал сроки и что еще до войны на территориии Палестины было создано хорошо развитое еврейское поселение с инфраструктурой государства и псевдо-правительством (Сохнут). Не будь всего этого, не было бы еврейского государства, несмотря на Холокост. Даже редактор левой израильской газеты «Гаарец» Алуф Бенн писал в «Нью-Йорк Таймз» (27-го июля 2009 г.): «Здесь нас учат, что твердость и борьба сионистов – не вина по поводу Холокоста – привела евреев на родину».

Страна не была построена религиозным еврейством. Ее создали сионисты–атеисты, многие из них - социалисты. Во многих кибуцных столовых висели портреты Сталина. Иные кибуцники в Йом-Киппур выезжали на пикник и ели там свинину. (Меня всегда удивляло, почему они не работали в тот день, почему использовали ненавистный религиозный святой день в качестве выходного.) Но это только говорит о том, что пути Г-ни неисповедимы. Ведь можно истолковать и по-другому: Б-г использовал этих активных сильных людей для строительства государства, в котором сегодня религия играет гораздо большую роль, чем во времена строительства. Тогда как социалистическая партия почти исчезла, нынешние правящие партии гораздо более привержены иудаизму, чем правительства 30 лет назад. И рождаемость среди религиозных евреев намного выше, чем в светской среде.
Некоторые утверждают, что иудаизм и светский либерализм находятся в неизбежном конфликте. Я не согласен. Иудаизм с его принципом свободы воли никак не может быть противником подлинного либерализма. Подлинная свобода может развиваться только в рамках твердых моральных ограничений. К сожалению, то, что сегодня на Западе назывется либерализмом, на мой взгляд – почти что вариант фашизма, с безумной нетерпимостью (чего стоят такие его признаки, как political correctness!), с отказом от свободы слова, с травлей противников, с антисемитизмом, даже если антисемитами порой оказываются сами евреи. Я очень надеюсь, что Запад это перерастет, но не уверен.
Г-н Эпштейн сравнивает гитлеровский геноцид евреев с изгнанием некоторого количества арабов в момент образования Израиля. Палестинцы называют такое изгнание словом «Накба» - Катастрофа, явно заимствованным из еврейского лексикона. Автор, сначала обсудив массовые убийства армян турками и украинцев – сталинским Голодомором, советует Израилю признать факт арабской Катастрофы, в чем-то подобной еврейскому Холокосту. «Накба – это исторический факт», - уверяет нас г-н Эпштейн.
Нет. ТАКОЙ КАТАСТРОФЫ У АРАБОВ НЕ БЫЛО. Была война, вызванная неприятием арабами решения ООН. Было их военное поражение и связанное с этим перемещение людей, возможно, прискорбное. Г-н Эпштейн признает, что “скрупулезный исторический анализ показывает, что не более четверти палестинцев стали беженцами из-за того, что были изгнаны израильской армией, причем это происходило только на двух заключительных этапах войны, после 12–13 июля 1948 года, когда были депортированы арабские жители Лода и Рамле, другие же покинули свои дома по другим причинам, в том числе и под влиянием провокационной пропаганды иерусалимского муфтия Хадж Амина аль-Хусейни, исходившей из циничного признака «чем хуже – тем лучше»”. Тем не менее, по принципу крыловской басни: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», г-н Эпштейн пишет, что «не избери сионистское движение Палестину/Эрец-Исраэль местом реализации своих политических чаяний, никакой войны бы в стране не было». Ну а почему же сионистскому движению было не избрать древнюю землю евреев для «реализации своих политических чаяний»?
Давайте рассмотрим цифровые аспекты т.н. «Катастрофы» в сравнении с другими перемещениями народов в результате Второй мировой войны. Wikipedia (3) сообщает, что после войны от 13.5 до 16.5 миллионов человек, главным образом, немцев были перемещены из мест, где они жили веками, в Германию в новых границах и Австрию. Из них по крайней мере два миллиона умерли во время эвакуации и изгнания. Это было сделано по решению Потсдамской конференции. Выступая в Палате общин в 1944 г., Черчилль сказал: «Изгнание – метод, который, насколько мы можем предвидеть, будет наиболее удовлетворительным и долгим решением. Больше не будет смеси населения, которое приводит к бесконечным проблемам... Полная чистка будет сделана. Меня не беспокоит проблема распутывания групп населения и больших переселений, которые легче осуществить в настоящих условиях, чем когда-либо до того». Слышали ли вы когда-нибудь о вечной проблеме немцев-беженцев? Нет, они давно уже были полностью абсорбированы немецким миром и ведут нормальную жизнь. Никому и в голову не приходит утраивать и учетверять их количество, чтобы включить всех потомков изгнанников, родившихся за 60 лет. Никто не говорит о Катастрофе или геноциде немецкого народа.
В эту декаду мне случилось короткое время работать в качестве профессора-гостя в одном из немецких университетов. Пригласивший меня профессор, говоря о современной Европе, сказал: «Мы доказали остальным, что нам можно доверять, что нас можно не бояться, отсюда и успех Европейского союза. Мы показали, что мы искренни в принятии современных европейских границ». Это так, но именно потому у немцев нет реваншистких настроений, что нет немецкого населения за пределами Германии и Австрии. А с другой стороны, создание Европейского союза открыло перед немцами, как и перед другими народами, всю Европу. Трамвай из немецкого Саарбрюкена везет жителей в супермаркет соседнего эльзаского городка, где вода “Evian” дешевле, чем на германской стороне.
Ничего подобного не было в Палестине и арабских странах. Сколько было беженцев в 1948-49 гг.? Минимальная оценка израильским правительством: 520 тысяч, палестинцы говорят о 850 тысячах, агенство ООН по помощи этим беженцам называет 726 тысяч (4). Никакой абсорбции за 60 лет в странах, куда они двинулись, и сегодня их число вместе с потомками оценивается в 4.7 миллиона. Из них около 1.7 миллиона живут в лагерях Газе и на Западном Берегу, и здесь у меня претензия к израильскому правительству: Израиль контролирует эти территории в течение 42 лет. Он мог насильно внедрить этих беженцев в арабский мир Палестины путем строительства для них приличного жилья и уничтожения лагерей. Почему это не было сделано?
В рамках общего урегулирования конфликта, если мы когда-нибудь доживем до него, Израиль, наверно, признает долю вины за проблему беженцев и будет готов предоставить им материальную помощь. Но согласиться с их трагедией, как с Катастрофой, равной геноциду, нет ни малейших оснований. Понятно, что арабы этого желают: им очень хочется показать, что сионизм равен расизму, а израильтяне - нацистам. Жаль, что г-н Эпштейн играет им на руку.
Я считаю политическое разделение с палестинцами, а совсем не слияние с ними, важнейшей национальной задачей Израиля, и об этом я написал отдельную статью (5). Это разделение может быть осуществлено в рамках создания палестинского государства рядом с Израилем или, еще лучше, в рамках возвращения палестинских земель Египту и Иордании. В любом случае Израилю придется расстаться с большинством поселений на Западном берегу. Будущее размещение беженцев: только и исключительно в арабских странах или в новом палестинском государстве. Ни одного – в Израиль. К сожалению, решение проблемы неблизко: палестинцы и арабы в целом по-прежнему не готовы принять еврейское государство в их среде.
Теперь к вопросу о других случаях геноцида, обзор которых дает г-н Эпштейн. После Холокоста этот термин стал особенно страшным, и потому все стремятся описать им гигантские убийства, чтобы посторонние могли лучше понять глубину трагедии. И этот журнал посвятил немало статей проблеме геноцида (6). Геноцид запрещен решением ООН. Однако попытка назвать каждое массовое убийство «геноцидом» ведет иногда в неправильному пониманию. Для меня нет сомнения в том, что резня армян в Турции в 1915 г. была геноцидом. Мне симпатичны и Армения, и Турция, которая долгие годы бывшая единственной мусульманской страной, установившей дипломатические отношения с Израилем; я благодарен Оттоманской империи за прием изгнанников из Испании и Португалии; однажды мы провели в Турции чудесные две недели отпуска. Но – совершенно не понимаю и не принимаю, почему Турция не покончит с позорящей ее проблемой армянского геноцида, признав его, и почему она не примирится с армянами. Ведь и преступление было совершенно правительством младотурок, которое даже не было предшественником нынешнего правительства, берущего начало от Ататюрка. Но я разговаривал со многими турками, с профессорами – непризнание геноцида для них вопрос национального престижа. Они говорят, что и армяне перед этим сжигали турецкие деревни и людей живьем (было, к сожалению) и что высокая смертность армян была резульатом их удаления из района военных действий, где они сотрудничали с врагом – Россией. Однако мне рассказывали, как толпа бежала по Стамбулу, вытаскивала армян из домов и убивала, и что в армии убивали армянских офицеров и солдат. Это был геноцид, и было бы лучше всего, если бы правительства Турции и Армении создали комиссию международных экспертов и выпустили совместное заявление, чтобы покончить с этой историей. К сожалению, я не предвижу скорого разрешения.
Голодомор на Украине. Впервые я прочитал о нем лет тридцать назад в страшной маленькой книжице Василия Гроссмана «Все течет» (7), но само слово - гораздо более позднего происхождения. Хотя неурожай в результате коллективизации был обычным явлением и сам по себе был бы плох, то, что произошло на Украине зимой 1930-31 года, было массовым убийством миллионов, холодно спланированным и осуществленным. Героиня книги Гроссмана говорит: «Кто убийство массовое подписал? Я часто думаю – неужели Сталин? Я думаю, такого приказа, сколько Россия стоит, не было ни разу... А приказ – убить голодом крестьян на Украине, на Дону, на Кубани, убить с малыми детьми. Указание было забрать и семенной фонд весь... У одной женщины хлеб печеный забрали... Зерно к зиме от дождя намокло, гореть стало – не хватило у советской власти брезента мужицкий хлеб прикрыть. .. Мне один из НКВД сказал: «Знаешь, как ваши деревни называют: кладбище суровой школы». Еда была отобрана начисто. Пока что-то можно было найти в лесу, люди жили. В течение зимы они полностью вымерли. Это было страшное преступление, и все сталинские преступления еще до конца даже не осмысленны. Это было преступление ничуть не меньше геноцида.
Слово «геноцид», наверно, здесь не вполне правильно, потому что генетическое уничтожение всего украинского народа не было целью, как и не было целью страшной Катыни уничтожить польский народ (но была цель уничтожения польской интеллектуальной и военной элиты). Само слово «Голодомор» для меня звучит не менее страшно, чем «геноцид». Профессор Раммель (8)(Гавайский университет) – исследователь и наибольший авторитет в убийствах 20-го века - ввел термин «демоцид», пока еще не привившийся, чтобы обозначить убийства населения своим собственным правительством, и это слово правильно подходит для обозначения Голодомора в комбинации со всей системой ГУЛАГа. Но более подробное рассмотрение этой проблемы сейчас не входит в мою задачу, и на этом я заканчиваю.


*****************
1. Слова Б-га Аврааму, Бытие, 12/1.
2. The Diaries of Theodor Herzl, T. and Transkated (into English) by M. Lowenthal, Peter Smith, Mass., 1978, p.224; перевод на русский – мой (Э.Р.).
3. Статья, называемая «Expulsion of Germans after World War II».
4. Wikipedia, статья “Palestinian refugee”.
5. Э.М. Рабинович, «Самая срочная национальная задача Израиля: политическое разделение с палестинцами», интернетовский журнал «Заметки по еврейской истории». №10 (113), июнь 2009.
6. Жанна Долгополова, «Рафаэль Лемкин – отец «Конвенции о предупреждении преступления геноцида», «Заметки по еврейской истории», №114. 2009. Критика этой конвенции была дана Эллой Грайфер в №116 «Заметок».
7. Вас. Гроссман, «Все течет...», Посев, Франкфурт, 1973.
8. Страница профессора Раммеля на Интернете (по-английски): http://www.hawaii.edu/powerkills/MTF.CHAP1.HTM
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Еще раз о праве Израиля быть еврейским государством

Post by Ontario14 »

Я сейчас перейду на личности. Алек Эпштейн, молодой человек из Иерусалима, впервые получил известность в русскоязычной прессе Израиля в середине 90-х, когда какая-то газета ("Вести" Кузнецова ???) опубликовала пространное интервью с ним.
Человек на нескольких полосах объяснял почему он не хочет служить в армии и что ему за это было.
Он решил не симулировать, а убедить военное начальство, что пацифизм является достаточным основанием для освобождения от службы. Можно это понять. Не хочет человек служить, хоть режь его, хоть жги его. Но зачем же стулья-то ?
Зачем долгие годы все свои статьи и научные изыскания посвятить одной цели - оправдаться и что-то доказать той комиссии в БАКУМе ?

Страна не была построена религиозным еврейством. Ее создали сионисты–атеисты, многие из них - социалисты.
******
Это довольно распространенное заблуждение, фактами не подтвержденное :-(
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Элиэзер Рабинович
участник форума
Posts: 22
Joined: Sun Nov 16, 2008 6:28 pm

Re: Еще раз о праве Израиля быть еврейским государством

Post by Элиэзер Рабинович »

Дорогой Онтарио, Вы все время говорите, что роль религиозного еврейства в начальном строительстве страны недооценена. Совершенно очевидно, что Вы знаете больше других об этом. Почему бы Вам не написать статью на эту тему? Я уверен, нам всем было бы очень интересно.

С уважением,
Элиэзер.
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Еще раз о праве Израиля быть еврейским государством

Post by Ontario14 »

С божьей помощью :)
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Post Reply