Лев Мадорский. Москва еврейская
Posted: Tue Sep 14, 2010 6:48 am
МОСКВА ЕВРЕЙСКАЯ.
Название пришлось бы не по душе российским квасным патриотам. Но меня тема эта всегда интересовала. Попробуем пробежаться по основным именам и датам.
-1472 г. Первое упоминание о еврее Иосифе, который был чем-то вроде личного посланника между великим князем Иваном Третьим и крымским ханом Менгли-Гиреем.
-1490г. В Москву прибывает «лекарь Жидовин Леон из Венеции». Но погостил в столице недолго и был казнён сразу после смерти своего знатного пациента-сына великого князя. Так было положено начало «доброй » традиции, благополучно дожившей до сталинского «дела врачей».
С 16-го века не начинает « раскручиваться» ещё одна важная линия еврейской истории Москвы - купеческая, торговая. При Василии третьем купцам-иудеям разрешили торговать в столице. Но они действовали столь успешно, что местные торговцы не выдерживали конкуренции. Пожаловались царю-батюшке. Последовал запрет. Такие волны запретов-разрешений продолжались постоянно. В 1828 году купцам разрешалось останавливаться в Москве только на два месяца. С 1832 на полгода. И только с 70-х годов 19 века в столице разрешили постоянно проживать купцам 1-ой гильдии. Заметную роль сыграли потомки Авраама и развитии промышленности, банковского дела. В 1858 г. К.Высоцкий основал чайную фирму. В 1870 г. братья Поляковы основали первый земельный банк. Думаю, что и сегодня евреи ( статистикой не владею) занимают видное место среди российских предпринимателей.
Интересна и несколько неожиданна еврейско-дворянская история столицы. Уже в свитах Лжедмитрия Первого и Второго мелькали лица с подозрительно не славянской внешностью. И сам Лжедмитрий Второй, по некоторым данным, был иудейского происхождения. В 1670-71 годах дворянский род Евриновых основал некий «Матюшка Григорьев - еврей». Среди польских евреев, попавших в то время в Москву, был Шафир-дед вице канцлера при Петре Первом П.Шафирова. С ним состояли в родстве дворянские семьи Веселовских, Копьевых...
Несколько слов о Москве иудаистской. В 1861 г. было три молельных дома, основанных николаевскими солдатами. С 1865г. существует религиозная община. С 1871г. -первая московская синагога. Сегодня в столице две синагоги: хоральная синагога, открывшаяся в 1891г., и хасидская, в Марьиной роще. С 1987 г. значительно увеличивается число еврейских школ, детских садов, семинаров по иудаизму. В 1988 г. открывается ешива - высшее еврейское религиозное заведение.
Теперь немного статистики. Первые евреи-москвичи появились после русско-польской войны (1645-1667г.г.) из числа пленных евреев. Но особенно ощутимым их присутствие стало после 1827 г, когда «избранный народ» стали призывать на военную службу . 1846г.- в столице 313 евреев. 1871г.- ок.8тыс. 1879-16тыс. 1889- 26 тыс. Что составляло, примерно, 3% населения. 1891-35тыс. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции жили в Сретенской, Арбатской, Тверской части города. Ремесленники- в Лефортово, на Пятницкой. Особенно резко возрастает численность еврейского населения столицы после февральской революции 1917 года и отмены черты оседлости. 1917 г.- 60 тыс. 1923г.-86 тыс. 1926г.-131 тыс. 1939г.- более 250 тыс. Примерно такое количество евреев в столице оставалось до 1988 года. До начала активной эмиграции.
Сионистское движение имеет в столице давнюю историю. Уже в 1910 году в Москве было основано общество Шеерит-Исраэль, ставившее задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Израиле. С 1916 года начал выходить сионистский еженедельник на иврите « Ха-ам», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой. Но особенно активизировалось движение за возвращение в Израиль в первые годы после февральской революции. Состоялся учредительный съезд партии «Традиция и Свобода», стоявшей на позициях религиозного сионизма. Конференция движения Аггудат Исраэль. Открываются многочисленные издательства на иврите: «Оманут», «Штыбель» , «Сафрут» и др. В январе 1918 г. основано палестинское общество «Раанания» Стали издаваться газеты сионистского направления. Но просущетвовали они недолго. С 1919 г. в рамках борьбы с сионизмом газеты и издательства были закрыты, многие видные деятели сионизма арестованы. Праздником для тысяч московских евреев был приезд в 1948 г. в Москву первого израильского посла Голды Меир.
Как известно, практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы. В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-ом – газеты и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш. В январе 1948 г. энкеведешниками убит Ш.Михоэлс. В 1949 г. закрыт еврейский театр. Началась открыто антисемитская компания против «космополитов». Её кульминацией было уже упомянутое « дело врачей», в ходе которой многие московские врачи были арестованы или уволены с работы. Можно долго перечислять и перечислять антисемитские «подвиги» коммунистического режима ...
Да и сегодня, когда евреев принимают во все вузы и почтовые ящики, (но, как выразился Жванецкий «Где евреев взять?») судя по выступлениям официальных лиц (например, некоторых депутатов Государственной Думы), статей ряда периодических изданий («Молодая гвардия», «Наш Современник», газета «Завтра» и др. ), взрывах и поджогах синагог, осквернениях кладбищ и т.п. антисемитская традиция не ослабевает.
В заключения имена некоторых москвичей- евреев, известных не только в столице, но и во всё мире: Б.Пастернак, И.Эренбург, В.Гроссман, А.Таиров, А.Райкин, К.Райкин, Г.Хазанов, А.Эфрос, М.Плисецкая, Д.Ойстрах, И.Ойстрах, Д.Шафран, Э. Гилельс, В.Гинзбург, Л.Ландау, Я.Зельдович… Список, разумеется, далеко не полный.
Сегодня евреев в столице осталось сравнительно немного. По оценочным данным не более 50 тысяч. Но говорить о конце истории Москвы еврейской ещё рано. Впрочем, время покажет…
Название пришлось бы не по душе российским квасным патриотам. Но меня тема эта всегда интересовала. Попробуем пробежаться по основным именам и датам.
-1472 г. Первое упоминание о еврее Иосифе, который был чем-то вроде личного посланника между великим князем Иваном Третьим и крымским ханом Менгли-Гиреем.
-1490г. В Москву прибывает «лекарь Жидовин Леон из Венеции». Но погостил в столице недолго и был казнён сразу после смерти своего знатного пациента-сына великого князя. Так было положено начало «доброй » традиции, благополучно дожившей до сталинского «дела врачей».
С 16-го века не начинает « раскручиваться» ещё одна важная линия еврейской истории Москвы - купеческая, торговая. При Василии третьем купцам-иудеям разрешили торговать в столице. Но они действовали столь успешно, что местные торговцы не выдерживали конкуренции. Пожаловались царю-батюшке. Последовал запрет. Такие волны запретов-разрешений продолжались постоянно. В 1828 году купцам разрешалось останавливаться в Москве только на два месяца. С 1832 на полгода. И только с 70-х годов 19 века в столице разрешили постоянно проживать купцам 1-ой гильдии. Заметную роль сыграли потомки Авраама и развитии промышленности, банковского дела. В 1858 г. К.Высоцкий основал чайную фирму. В 1870 г. братья Поляковы основали первый земельный банк. Думаю, что и сегодня евреи ( статистикой не владею) занимают видное место среди российских предпринимателей.
Интересна и несколько неожиданна еврейско-дворянская история столицы. Уже в свитах Лжедмитрия Первого и Второго мелькали лица с подозрительно не славянской внешностью. И сам Лжедмитрий Второй, по некоторым данным, был иудейского происхождения. В 1670-71 годах дворянский род Евриновых основал некий «Матюшка Григорьев - еврей». Среди польских евреев, попавших в то время в Москву, был Шафир-дед вице канцлера при Петре Первом П.Шафирова. С ним состояли в родстве дворянские семьи Веселовских, Копьевых...
Несколько слов о Москве иудаистской. В 1861 г. было три молельных дома, основанных николаевскими солдатами. С 1865г. существует религиозная община. С 1871г. -первая московская синагога. Сегодня в столице две синагоги: хоральная синагога, открывшаяся в 1891г., и хасидская, в Марьиной роще. С 1987 г. значительно увеличивается число еврейских школ, детских садов, семинаров по иудаизму. В 1988 г. открывается ешива - высшее еврейское религиозное заведение.
Теперь немного статистики. Первые евреи-москвичи появились после русско-польской войны (1645-1667г.г.) из числа пленных евреев. Но особенно ощутимым их присутствие стало после 1827 г, когда «избранный народ» стали призывать на военную службу . 1846г.- в столице 313 евреев. 1871г.- ок.8тыс. 1879-16тыс. 1889- 26 тыс. Что составляло, примерно, 3% населения. 1891-35тыс. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции жили в Сретенской, Арбатской, Тверской части города. Ремесленники- в Лефортово, на Пятницкой. Особенно резко возрастает численность еврейского населения столицы после февральской революции 1917 года и отмены черты оседлости. 1917 г.- 60 тыс. 1923г.-86 тыс. 1926г.-131 тыс. 1939г.- более 250 тыс. Примерно такое количество евреев в столице оставалось до 1988 года. До начала активной эмиграции.
Сионистское движение имеет в столице давнюю историю. Уже в 1910 году в Москве было основано общество Шеерит-Исраэль, ставившее задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Израиле. С 1916 года начал выходить сионистский еженедельник на иврите « Ха-ам», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой. Но особенно активизировалось движение за возвращение в Израиль в первые годы после февральской революции. Состоялся учредительный съезд партии «Традиция и Свобода», стоявшей на позициях религиозного сионизма. Конференция движения Аггудат Исраэль. Открываются многочисленные издательства на иврите: «Оманут», «Штыбель» , «Сафрут» и др. В январе 1918 г. основано палестинское общество «Раанания» Стали издаваться газеты сионистского направления. Но просущетвовали они недолго. С 1919 г. в рамках борьбы с сионизмом газеты и издательства были закрыты, многие видные деятели сионизма арестованы. Праздником для тысяч московских евреев был приезд в 1948 г. в Москву первого израильского посла Голды Меир.
Как известно, практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы. В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-ом – газеты и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш. В январе 1948 г. энкеведешниками убит Ш.Михоэлс. В 1949 г. закрыт еврейский театр. Началась открыто антисемитская компания против «космополитов». Её кульминацией было уже упомянутое « дело врачей», в ходе которой многие московские врачи были арестованы или уволены с работы. Можно долго перечислять и перечислять антисемитские «подвиги» коммунистического режима ...
Да и сегодня, когда евреев принимают во все вузы и почтовые ящики, (но, как выразился Жванецкий «Где евреев взять?») судя по выступлениям официальных лиц (например, некоторых депутатов Государственной Думы), статей ряда периодических изданий («Молодая гвардия», «Наш Современник», газета «Завтра» и др. ), взрывах и поджогах синагог, осквернениях кладбищ и т.п. антисемитская традиция не ослабевает.
В заключения имена некоторых москвичей- евреев, известных не только в столице, но и во всё мире: Б.Пастернак, И.Эренбург, В.Гроссман, А.Таиров, А.Райкин, К.Райкин, Г.Хазанов, А.Эфрос, М.Плисецкая, Д.Ойстрах, И.Ойстрах, Д.Шафран, Э. Гилельс, В.Гинзбург, Л.Ландау, Я.Зельдович… Список, разумеется, далеко не полный.
Сегодня евреев в столице осталось сравнительно немного. По оценочным данным не более 50 тысяч. Но говорить о конце истории Москвы еврейской ещё рано. Впрочем, время покажет…