Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн июл 23, 2018 8:09 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Савелий Шульман Тривиальный взгляд атеиста на иудаизм
СообщениеДобавлено: Сб сен 12, 2009 4:47 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
Тривиальный взгляд атеиста на Иудаизм.

Предисловие.

Процесс исторического развития Иудаизма с древнейших времен, за много веков до н. э., до эпохи Иисуса Христа и позже, свидетельствует о многих преимуществах и привлекательности для верующих этого учения, в сравнении с другими религиозными течениями. Оно стало единственным и неизменным учением для всех верующих евреев.
Исторически сложившаяся в древности судьба евреев в диаспоре, в частности в провинциях Римской Империи, предопределила те драматические метаморфозы, которые неизбежно происходят с народом в изгнании. Главное из них это утрата родного национального языка, иврита. Но, вместе с тем, благодаря сплоченности и организованной общинной изолированности от других групп коренного населения, им удавалось сохранить еврейский образ жизни. Этого было не просто и не всегда удавалось достичь, ибо зависело от доброй воли правителя.
Судя по всему, несмотря на распространенные уже в ту далекую пору неприязненного и даже враждебного отношений к евреям со стороны коренных жителей империи, Иудаизм становился для многих соседних народов привлекательной религиозной идеологией.
В те давние времена во всех еврейских царствах, а после их распада в условиях диаспоры, понятие еврейства неразрывно было связано с причастностью к Иудейской вере.
В Новое время, когда большинство евреев оказалось в диаспоре,
особенно в цивилизованных странах Европы и Америки, религиозные представления о еврейской сущности постепенно утрачивали свой изначальный смысл. Этому способствовали объективные исторические процессы, связанные с переменами в общественной и социальной сферах жизни народов стран Свободного мира.
Как и прочие нации, евреи в современном мире разделились на религиозных и атеистов. Причем, большинство атеистов, как правило, не проявляет особых склонностей к строгому следованию еврейским традициям. Они, по-видимому, составляют основную группу евреев, которая более всего подвержена ассимиляции среди других народов.
Антисемитская политика коммунистической власти в бывшем СССР, не могла способствовать развитию еврейского самосознания. Скорее всего, Советская власть стремилась уничтожить не только остатки еврейского духа, но и самих его носителей.
Слова иудаизм и сионизм стали синонимами слова антисоветизм.
Именно поэтому, еврейство в Стране Советов определялось не причастностью к религиозному иудейскому мировоззрению, а лишь по бюрократической записи в паспорте, да по отличительным этническим признакам.
Оказавшись на своей исторической родине «совковому» еврею приходиться решать множество сложнейших проблем, в том числе и связанных с преодолением унаследованных из прошлой жизни психологических комплексов.
Размышления о том, следует ли новому репатрианту в новых условиях жизни становиться религиозным человеком, для улучшения своего душевного состояния, я попытался выразить в приведенной ниже статье: «Тривиальный взгляд атеиста на Иудаизм.»
Быть истинно верующим в Бога человеком—это призвание. И как всякий дар природы он дается не всем, или не всем в равной мере. Как, впрочем, и все другие человеческие дарования.
Оттого, должно быть, мир можно условно разделить на две основные категории его обитателей: религиозных и нерелигиозных людей.
В современном цивилизованном мире различия в мировоззрении этих групп населения не вызывает житейских осложнений между ними. Там это также естественно, как иметь среди людей разные взгляды и убеждения, в том числе и политические.
Иная ситуация в странах, далеких от демократии; там религиозная идеология становится основной и господствующей в государстве. Это в полной мере относится к странам Исламского мира.
В Израиле, большая часть населения которого считается светским, влияние религии на общественную жизнь граждан оказывается очень большим. Религия там не отделена от государства и потому во многих отношениях сильно осложняет нормальную жизнь светского населения, лишая его нередко возможности свободы выбора.
При ознакомлении с элементарными основами иудаизма возникла необходимость высказаться по некоторым их аспектам.

1. НАЧАЛО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ.
Указывается, что первым человеком в мире, который опознал и поверил в существование Единого Бога, Творца Вселенной, был Авраам.
Возникает вопрос.
а). Действительно ли Авраам-первооткрыватель Бога? Ведь это произошло более 4000лет назад, но как?
Наверно, таким реалистам, как я, не следует доискиваться материальных доказательств этому факту. Религия-это принципиально нематериалистическая категория, а духовная и потому не требующая особых доказательств. Поэтому это явление следует понимать так, что Авраама, человека с высоким интеллектом и крепким духом, осенила наимудрейшая мысль - поверить в существование Единого Бога.
б) Но, все же, если по воле Всевышнего появился на свете такой значительный гений, как Авраам,, способный в своем воображении опознать Бога, то значит ,выражаясь житейским языком, Всевышний был в этом очень заинтересован. Типичный случай проявления причинно-следственной связи,
почти как в диалектическом материализме. Без этого метода трудно разобраться в сути исторических событий.

Но, что такое Бог? Религиозное учение не дает этому определенного объяснения. В воображении обыкновенного человека, не наделенного природой (или Богом) даром медитации и галлюцинаций, может возникнуть представление о Боге, как о некой сверхъестественной, высокоинтеллектуальной и могущественной сущности, неподдающейся объяснению. Ее возможности безграничны и не постижимы.
В наше Новое Время, впрочем, как и в далекие прошлые эпохи, многие, способные к медитации и прочим психологическим трюкам ловкачи, умело используют свои фокусы для внушения людям неограниченного к себе доверия. Слишком доверчивые из них часто оказываются разочарованными или обманутыми в своих надеждах и ожиданиях. Но имеются и такие, чьи мечты сбываются. Высокоодаренные ясновидцы (Не жулики и шарлатаны), которым удается предвидеть или угадать развитие событий, не могут объяснить причины своих способностей. Попытки специалистов придать этому феномену научные объяснения, не воспринимаются достаточно убедительными. Видимо, Всевышний наделил этих сверх одаренных людей гениальным даром предвидения. Возможно, что таким же даром обладал Иудейский праотец Авраам. О таких людях принято в народе говорить, что они сыны или посланники Божьи. Хотя, в это понятие вкладывается обычно верующими значительно более широкий смысл.
Однако современные ясновидцы затрачивают свою огромную энергию на решение частных житейских проблем и отгорожены от решения всеобщих, человеческих задач. Наверное, еще не появился в Новом Свете современный «Авраам", с гениальным даром предвидения и способный провозгласить Новую духовную идеологию, которая смогла бы овладеть душами землян или хотя бы иудеев. Может быть, тогда Религия стала бы более привлекательной и востребованной, без лишней декоративности и помпезности. Полагаю, что, многие люди стремятся быть верующими, ибо это позволяет им сохранять надежду. Но, где же ты, Новый АВРААМ?

В Иудаизме ("ТОРА") указывается на три отличительные особенности еврейского народа: МИЛОСЕРДИЕ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.
Но подобного рода признаки декларируются и в других религиозных учениях (Библия, Коран и прочие...). Соблюдаются ли они верующими и их проповедниками - вот в чем вопрос?

Господь дал евреям Великого вождя Моисея, чтобы избавить их от Египетского плена, одарить Торой и привести народ свой на Землю Обетованную. В Святой Заповеди указана необходимость веры в Единого Бога. Эта и другие заповеди, и законы сохранят евреев, как единый народ и превратят его в Святой и Избранный.

Полагаю, что в современных условиях неуместно сохранять в проповедях подобное утверждение, ибо оно однозначно может вызывать обострение враждебности среди народов, исповедующих другие религии. Ведь те, кто верит в Аллаха, могут также считать себя избранным Богом народом. Разумным раввинам следовало бы это учесть и сгладить акценты в своих проповедях, тем более что иудейское учение исходит из признания единого Бога для всех народов.


2.ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

2.1.Современному, цивилизованному человеку трудно убедиться в том, что
творцом БИБЛИИ, ТОРЫ и прочих религиозных трактатов, является некая
всемогущая, божественная сущность. Логичнее предположить, что все известные святые писания являются результатом творчества гениев различных эпох. Вопрос лишь в том - откуда берутся гении? Ответ - от Бога! Впрочем, так же, как и множество других гениальных личностей, сотворивших важные дела и открытия в реальной Земной жизни. Просто, все, что представляется нам трудно объяснимым, принято приписывать некой сверхесественной Божественной Силе.
2.2.Оттого, что с поры глубокой древности до современности мир непрерывно прогрессировал в своем развитии, многие постулаты религиозных учений утратили свою актуальность.
В демократических странах религия потеряла свое доминирующее влияние на образ жизни людей, но продолжает оставаться культовой, духовной потребностью очень многих граждан. Это нормально и вполне цивилизованно. Полагаю, что в современном, раздираемом глубокими противоречиями мире, народам демократических стран предоставлены наиболее благоприятные условия для свободы самовыражения и обеспечения психологического спокойствия людей.

2.3.Вызывает возражение преувеличение значимости Святости Субботы, о которой указывается в заповедях ТОРЫ, способной очистить душу и возродить духовную жизнь молящихся евреев. Думаю, что сохранять духовность следует не только и не столько именно в субботу, но и во все прочие дни, если понимать под духовным очищением определенную творческую деятельность в науке, искусстве, музыке и т. п., или наслаждаться плодами этого творчества. Последнее
, может быть, действительно более удобно осуществлять в субботу, в свободный от трудовых забот день, но это ведь всего лишь принятая условность. Наполнять свою душу для многих обычных людей, плодами высочайшего искусства (музыки, живописи, литературы и прочее...) много важнее, чем испытание тех чувств, что ощущают религиозные люди, вводя себя в состояние транса в момент субботних молитв. Допускаю, что истинно религиозным людям, наделенным от природы способностями к медитации и галлюцинациям, действительно удается испытывать некое мистическое, возвышенное чувство единения с Всевышним.
Это, должно быть, приносит им удовлетворение и придает ощущение душевной целостности. Все люди разные и потому - каждому свое!


2.4.В заповедях данных Господом нашим о превращении народа своего в святой и избранный, также содержаться некоторые казусы, из -за несоответствия их реальным потребностям людей.
а) Сами по себе заповеди содержат обоснованно привлекательные признаки. В частности заповедуется любить ближнего своего, делать добро и быть милосердным.
б) Заповедь о Святости, требуя соблюдения нравственности в семейной жизни, настаивает на необходимости соблюдения чистоты еврейского дома,
кашерности. Указывается, что не кошерная пища оскверняет душу еврея, а те, кто исполняют требования кашрута, подчеркивают свою принадлежность к избранному Богом народу. Этим евреи и отличаются от всех прочих народов,
но, конечно, не только по одному этому признаку. Думаю, что, и эта категория заповедей нуждается в корректировке. Со времен далекой древности, когда сочинялись религиозные учения, представления о полезности различных систем питания, существенно изменились, для разных категорий людей (по здоровью, возрасту и многим другим важным признакам). Здравый смысл подсказывает, что это должно быть принято во внимание современными духовными проповедниками, чтобы не противоречить основной Заповеди-"НЕ НАВРЕДИ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ."
Кроме того, в реальной жизни религиозные люди, соблюдая формально кашерность и заботясь о святости своих душ, нередко совершенно пренебрегают элементарными правилами чистоты, личной гигиены и санитарии. Среди таких случаев приметил: - Употребление неочищенной от грязи и вредностей пищи,
- подбирание детьми на виду у родителей упавших на землю продуктов,
-не соблюдение чистоты в общественных местах и т. п.
Недостаточная чистоплотность в быту многих религиозных евреев ставит под сомнение искренность их намерений соблюдать кашерность. Нечистоплотность вредит здоровью больше, чем надежда на его укрепление
за счет упорного стремления к духовному очищению души, с помощью соблюдения пресловутого кашрута. Принято в народе говорить: «В здоровом теле - здоровый дух". И это следовало бы отмечать в современных религиозных проповедях, в которых должно быть акцентировано требование Всевышнего к своему избранному народу о необходимости физического и духовного самосовершенствования.

3. О ВЫДАЧЕ ГОСПОДОМ БОГОМ 611 ЗАПОВЕДЕЙ МОИСЕЮ НА ГОРЕ СИНАЙ.

У приземленного, не вовлеченного в религию человека, возникает вопрос:
Каков механизм передачи заповедей? Что Господь их продиктовал, или выдал Моисею из рук в руки заранее им сочиненный и написанный текст ТАЛМУДА?
Реально можно предположить, что гениального Моисея, в процессе медитации или какого-то другого действа, осенила божественная мысль,
которую он в последствие изложил в сборнике трудов в виде 611 заповедей ( ТОРА.) Но таких, как Моисей, в последующие эпохи и до наших дней, могло появиться много других и даже не менее мудрых, чем он, сочинителей.
И у некоторых из них могли возникнуть новые полезные для людей идеи,
с учетом достижений и накопленного опыта многих веков.
Полезно было бы изучить их и использовать современным проповедникам
в своих религиозных наставлениях. Речь идет о том, что ТОРА нуждается в реформировании. По иудейскому учению еврейство обозначило начало своего существования с пророка Моисея, в момент передачи ему Богом упомянутых выше 611 заповедей на горе Синай. А что было до этого? Кем считали себя те, кто потенциально готовился стать евреем? На этот вопрос нет в ТОРЕ определенного ответа. Философ Ромбам установил 13 основных принципов еврейской религии.
Среди них выделены главные, это:
а) Творец един и бестелесен, Он не постижим телесными органами.
б) Используемая ТОРА- это та самая, что была дана Богом Моисею, учителю всех евреев.
в) ТОРА эта никогда не будет изменена и не будет другого учения от Бога.
Именно, по этому последнему утверждению признанного авторитета никто не решается из верующих современных религиозных мудрецов заняться редактированием основного текста ТОРЫ.
Нет еще у современников своего обновленного "МОИСЕЯ", который смог бы
"договориться"с Всевышним о необходимости реформирования
божественного учения.
Вместе с тем, ощущается тенденция к саморазложению монолитности религиозно-национальной общности евреев, особенно среди молодежи, которая склонна к отчуждению от религии и, прежде всего от обязанностей соблюдения формальных и скучных традиционных ритуалов.
Цивилизованные европейские и американские демократические ценности становятся большим соблазном (Происки "САТАНЫ")


4. РЕЗЮМЕ



1).Иудаизм в форме религиозных ритуалов-это определенный вид национальной идеологии. Она подобная по форме коммунистической идеологии,, основанной
теоретически на высоких нравственных принципах, также кое в чем, а в некоторых случаях существенно, расходиться с практическими действиями.
2).Полагаю, что для евреев полезно иметь единую сионистко - религиозную идеологию, построенную на базе ТОРЫ и других фундаментальных религиозно-философских трудов. Это новое учение должно быть реформировано с учетом реальностей прогрессивно развивающегося мира. Тогда оно станет более привлекательным и понятным большинству современных евреев. Поболее туда включить науки, культуры и философии и менее всего приверженности первобытным культам.
3). Религиозные идеологии способствуют формированию общественного сознания, вовлеченных в верование народов. Религиозные еврейские проповедники преуспели в этом не менее других.
4).Психология большинства истинно религиозных людей настраивается на
восприятие культовых проповедей, как на спасительное средство от
страданий души и тела в короткой, отведенной Богом, мирской жизни.
Иногда при этом, они инстинктивно верят в бессмертие своих душ в том, ином мире.
Возможно, что с такими ощущениями многим убежденным верующим людям
удается легче справляться с проблемами реального существования.
Но, при всем при этом, приобщение к религии должно быть актом свободного личного выбора.
5).Психология неверующих людей устроена иначе. Воспринимая отведенный природой ограниченный срок мирского бытия, они инстинктивно
( но, возможно и осознано ) настроены на поиски наилучших для себя
путей естественного человеческого существования. Каждый стремится реализовать свои жизненные потребности в зависимости от способностей и возможностей. Так уж устроена земная и вселенская сущность.
6).Отличие психологий, как верующих, так и неверующих людей вообще - то
несущественное. И те, и другие борются за выживание в сложной и опасной мирской жизни. Но эта борьба отличается лишь способами достижения этой цели.
Религиозные люди - выбирают путь умиротворения своих душ, веруя в их бессмертие. Нерелигиозные- настроены на то, как бы подолее и поболее насладиться благами мирского существования, не задумываясь о бессмертности своих душ. Каждый выбирает свой путь
7).Считаю, что Вера в БОГА, на основе глубоких знаний религиозных учений, явление важное и полезное.
Невредно и нерелигиозному человеку сохранять Веру в Бога, не гневить его и надеяться на его милость, ибо мир бесконечен и не познаваем, а человеческая жизнь и даже существование целых эпох - лишь мгновенная искорка в неограниченном пространстве и времени Вселенной.

5. О некоторых аспектах религиозности.


Прежде всего-то, что такое религиозность?
Всякое религиозное учение: христианское, иудейское, мусульманское,
буддийское и другие основано на своих догмах, доктринах и философии.
В них, наверное, содержаться схожие общие концепции, но имеются и существенные отличия, в том числе и антагонистические, вызывающие враждебность между народами с различным вероисповеданием.
Быть подлинно и искренне верующим в Бога человеком, по моему мнению, дано лишь небольшому числу избранных, наделенных от природы
определенными к этому склонностями. Это подобно тому, как среди мирских людей находятся способные к музыке, художественному творчеству, точным наукам и т. п.
Предполагаю, что верующий в Бога человек воспринимает религиозный ритуал как естественную психологическую потребность души. Его участие в таком действе становится важной частью смысла земного существования, также, к примеру, как процесс творчества для музыканта или художника. Таковы, видимо, особенности состояния психологии этих людей. Это, конечно, лишь формальная схожесть процессов, ибо они существенно отличаются по уровню эмоционального воздействия. Вообще, быть истинно верующим человеком - это призвание. А вся прочая, вовлеченная в религию масса людей, это те, которые туда втянуты, путем убеждения или внушения о необходимости быть ближе к Богу. Или те, кто вынужден был сделать такой выбор от безысходности, а возможно, и по принуждению. В современную эпоху это подтверждается хорошо известными фактами проявления религиозного массового фанатизма, одержимых безумной слепой верой исламистов, демонстрирующих свою верность аллаху и готовых к самомазохистким акциям по случаю какого либо значимого события в их религиозной жизни. Все это воспринимается нормальными людьми как проявление массового психоза. Духовные религиозные лидеры умеют успешно манипулировать поведением своих поданных, среди которых большинство составляют малообразованные и имеющий низкий уровень самосознания люди.
Не менее успешно подобное створяют и другие, не религиозные, а так называемые хоризматичные вожди от социальных и политических движений.
Как у тех, так и у других имеются свои личные, или партийные, интересы
держать в подчинении легко управляемое, но опасное быдло. Современному цивилизованному человеку свойственно стремление к освобождению от влияния религиозных догм, но при этом не обязательно утрачивать веру. Альтернативой религиозной могла бы быть другая идеология, построенная на передовых, гуманитарных философских концепциях, ориентирующих человека к миру и добру. Но, к сожалению, в современном мире нет реальных предпосылок к такой тенденции, а идея умиротворения является утопической, хотя всегда хочется мечтать, и надеются на пришествие МЕССИИ и наступление всеобщего благоденствия. Набирающий огромную мощь агрессивный исламский мир приближает наступление апокалипсиса, в результате возможного развязывания
3-й Мировой Войны. Так что, время ныне не располагает к действиям по моральному усовершенствованию человечества.

Уберечься бы от массового уничтожения - вот в чем главная проблема. В современных условиях, также как и в минувшие исторические эпохи,
религия никогда не служила примирению народов. Чаще всего она использовалась как средство идеологического воздействия на массовое сознание людей.
Как только люди начали объединяться в общины, еще с поры глубокой древности, так они постепенно стали испытывать потребность к
самоуправлению. С тех давних пор начали появляться различные правила
общественного поведения людей. Позднее, по мере развития и совершенствования человеческого сообщества, появлялись различные философские мировоззрения, и формировалась господствующая элита.
За долгий путь развития она претерпела сложный процесс превращений
от вожаков диких первобытных племен и вплоть до современных цивильных джентльменов. Одновременно с этим зарождалась и развивалась религия.
С тех пор и по ныне, основной целью религии являлось обуздание
бушующих страстей подданных, принуждая их соблюдать верность и
покорность всевышнему и его наместникам на Земле. Роли последних
исполняли различные представители религиозной иерархии и власть предержащих правителей империй.
ТО, что ныне в Израиле религия оказывает большое влияние на власть
не украшает эту страну в глазах международного демократического сообщества. В этих странах уже давно религия отделена от государства, потому там она имеет больше шансов быть собирательницей истинно верующих людей и укреплять свой моральный авторитет. Имеются предпосылки надеяться, что в Израиле такое тоже произойдет в не слишком далеком будущем.


6.К ВОПРОСУ О ТОМ, ЧТО ТОРА- ЗАКОН ЕВРЕЕВ.


В религиозных трактатах декларативно утверждается, что "ТОРА" была дарована евреям Богом. В переложении этой мысли с метафизического, аллегорического звучания на обычный бытовой сленг,
напрашивается такая формулировка этого события.
"В определенных исторических условиях ( указать конкретно эпоху и географию, а также ситуацию, в которой тогда находились евреи ),среди
наиболее мудрых, сильных духом и волевых лидеров возникла потребность
в создании национальной идеи, способной объединить и укрепить духом
разобщенный еврейский народ. Кто-то из них, а может быть и сам легендарный МОШЕ, сочинили основной текст знаменитой ТОРЫ. И с тех далеких времен по настоящее время ее представляют как дарованный евреям Закон Бога."
В этой связи, было бы корректно отметить в религиозных трудах, что ,благодаря одаренности неизвестного автора, удалось создать Основной
Закон для евреев- ТОРУ. Так, чтобы у здравомыслящего человека не появилось подозрение в фальсификации реального события, ибо невозможно себе представить, чтобы этот Божий дар явился евреям на горе Синай в виде манны небесной.
Отсутствие свидетельств относительно авторства ТОРЫ не освобождает от предположений, что к созданию этого труда могли быть причастны и не евреи ,или не только евреи. Так можно думать потому .что ничто нравственное не чуждо и некоторым другим народам. Если это верно, то
Законы ТОРЫ могли быть дарованы Единым Богом для всех живущих
на Земле народов, а не только "избранным" евреям. Но, в тот исторический момент только евреи выбрали для себя этот Закон и в этом,
видимо, состоит их большая заслуга. С той поры и по ныне он трактуется, как дарованный Богом Закон евреев. Так пусть, так и будет!
И всем народам, кому этот Закон окажется по душе, пусть себе также считают его своим; от этого всем будет только лучше.
Религиозным людям, наверное, не обязательно размышлять о деталях и тонкостях творческого процесса. Главное- верить в незыблемость и правоту
декларируемых в Законе истин и строго руководствоваться ими в своей жизни. Хотя, если принять во внимание утверждение о том, что в соблюдении Закона отражается РАЗУМ и МУДРОСТЬ еврейского народа, то от мудрого религиозного еврея следовало бы ожидать разумного осмысления этого факта.
Все же было бы не совсем корректно категорически утверждать о том,
что Тора была дарована только евреям, как особому, избранному Богом народу.
Мне представляется, что Бог, как Высшая категория Святости и как ее творец и хранитель, - един для всего сущего в Мире. Но, к сожалению, не всем дано понять или поверить в это. Возможно, из-за этого в частности конфликтуют народы, возникают всякие беды и несчастья и даже войны.
Не исключено, что религиозные высшие иерархи разных конфессий,
в сговоре с правителями стран, которым они служат, тенденциозно
используют в своих проповедях призывы к разжиганию ненависти между разными народами. В современных условиях в этом деле особенно преуспели, консолидированные на единой идеологии Исламского
радикализма, многие мусульманские и арабские проповедники. Всех их объединяет лютая ненависть к иноверцам, особенно к евреям. А целью
их политических устремлений является установление мирового господства Ислама. Из-за этого антисемитские настроения приобрели в начале 21 века особенно широкий размах в мире.
Полагаю, что антисемитские настроения разжигаются не столько из-за споров о совершенстве той или иной религии, сколько из-за острых национальных политических противоречий. Агрессивно настроенным правителям удобно использовать, для достижения своих политических целей, искусственно раздуваемую религиозную нетерпимость.
Напуганные перспективой возможного нашествия мусульманских орд, а еще более реальной угрозой свершения в их странах массовых терактов, европейские политики не испытывают угрызений совести от
того, что во всем мире грубо нарушаются человеческие права евреев.
Безучастны в этом и главы православной и прочих нейтральных религиозных конфессий.

7.О НРАВСТВЕННОСТИ.


Для любого здравомыслящего человека умение сделать правильный выбор в жизни, согласующийся с его духовными потребностями, является большим благом. Такой выбор следует признавать нравственным, если он не наносит вреда жизни и здоровью других людей, сделавших для себя свой нравственный выбор. Это может соответствовать ситуации, когда рядом мирно живут два разных народа, придерживающихся определенных жизненных ценностей. Причем, обретение нравственности не обязательно должно быть связано с причастностью к религиозности и иногда происходит даже вопреки этому. Вообще говоря, нравственные принципы трудно прививать человеку, если это ему не дано от природы, но укреплять и развивать средствами воспитания вполне возможно. Они как талант, либо он есть, либо отсутствует. Истинно верующий человек представляется мне нравственным, но не столько от причастности к религии, сколько от его врожденной, или приобретенной семейным воспитанием, добропорядочности, если он способен следовать основной Божественной заповеди: « НЕ НАВРЕДИ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ». При этом религиозная сфера представляется мне, как среда, в которой могут проявляться нравственные качества человека. То есть, не религия делает человека нравственным, а наоборот он может своим поведением придать ей привлекательный образ. Но в реальных религиозных структурах не часто обнаружишь нравственную личность, особенно в высших иерархических эшелонах власти.

Достаточно вспомнить персону бывшего Владыки Православия в Россиии-Патриарха Алексия Второго (мир праху его), которого нередко показывали по Т.V. Под золотистой ритуальной мантией Владыки угадывался мундир офицера спец. службы. Приглядываясь к его лукавому взгляду, можно было сказать словами Роберта Бёрнса: «Глаза его не врут, они правдиво говорят, что их владелец-плут."
Проведенные специалистами исследования значимости нравственных принципов иудейской и христианской религий сами по себе интересные с познавательной точки зрения. Но, они вряд ли смогут оказать существенное влияние на принятие человеком решения о выборе близкого его мироощущению вероисповедания. Поводом для ненавистников евреев в разжигании антисемитизма
может служить любая лживая инсинуация, распространяемая в С.М.И..
В том числе, конечно, и известные клеветнические наветы, содержащиеся в христианской религии. Возникает, однако, вопрос: А зачем современному христианину требуется разжигать и поддерживать антисемитизм?
Неужели так трудно отыскать ныне более благородную и достойную цивилизованного человека идею, которая могла бы укрепить единство верующих христиан. Ведь вполне очевидно, что в настоящее время евреи и Иудейство не являются им соперниками в овладении массовым сознанием масс., тем более верующих христиан. Потому, с точки зрения идейных религиозных позиций, у христиан нет оснований к проявлению ненависти к евреям. Думаю, что причина состоит в том, что страны христианского мира, озабоченные своей безопасностью перед угрозой Исламской экспансии, стремятся подыгрывать исламистам в их враждебных действиях против евреев. Наверное, поэтому им выгодно поддерживать антисемитские настроения, тем более что для этого не требуется особых усилий. Ведь психология верующих христиан традиционно, еще с древних времен, устроена так ,что в их сознании прочно укоренилось мнение, что во всех их бедах всегда бывают виноваты евреи, к которым они привыкли проявлять нетерпимость.
Савелий Шульман.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Савелий Шульман Тривиальный взгляд атеиста на иудаизм
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2009 10:17 pm 
активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 9:21 pm
Сообщения: 253
Weissberg писал(а):
Размышления о том, следует ли новому репатрианту в новых условиях жизни становиться религиозным человеком, для улучшения своего душевного состояния, я попытался выразить в приведенной ниже статье: «Тривиальный взгляд атеиста на Иудаизм.»


Что значит следует? Выгодно или не выгодно? Пусть автор меня поправит, если я чего-то недопоняла.
Чтоб Вы знали: Тору в огромном большинстве случаев начинают соблюдать, когда по-другому просто уже не получается.Это не взвешивается - становиться религиозным или нет.
Weissberg писал(а):
Быть истинно верующим в Бога человеком—это призвание. И как всякий дар природы он дается не всем, или не всем в равной мере. Как, впрочем, и все другие человеческие дарования.
Оттого, должно быть, мир можно условно разделить на две основные категории его обитателей: религиозных и нерелигиозных людей.

Это что? Открытие автора в области психологии? Понимать, что у этого мира есть Творец, - это естественное состояние человека. Любой психолог это подтвердит. А у нас, евреев, вера вообще результатом знания является. Поэтому ни о каком даре речь не идет: только труд, труд и труд овладевания знаниями. Учеба.
По отношению к иудаизму не стоит употреблять слово "религия". Гораздо точнее будет говорить о тех, кто понимает, что у мира есть Творец, и тех, кто предпочитает думать, что Творца нет и все в мире случайно.
Weissberg писал(а):
В Израиле, большая часть населения которого считается светским, влияние религии на общественную жизнь граждан оказывается очень большим. Религия там не отделена от государства и потому во многих отношениях сильно осложняет нормальную жизнь светского населения, лишая его нередко возможности свободы выбора.

Я бы сказала, наоборот. Жизнь соблюдающих бывает сильно осложнена и даже наблюдается дискриминация по этому признаку. Вот меня, например, однажды не приняли на работу только потому, что я соблюдающая. Это был дом престарелых. кстати. Я знаю еще довольно много таких случаев среди моих знакомых.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Савелий Шульман Тривиальный взгляд атеиста на иудаизм
СообщениеДобавлено: Пт янв 15, 2010 3:39 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 8:12 pm
Сообщения: 3
По Вашей просьбе, asia,привожу разъяснения:
Некоторые бывшие граждане СССР, оказавшиеся в новой необычной для них среде обитания, испытывают определенные психологические комплексы.
Там их всегда определяли евреями по простейшим формальным признакам, иногда даже вопреки их воле. Но, этого было достаточно для антисемитов, чтобы осложнять им жизнь.
Здесь, в Израиле им часто дают понять, что они недостаточно полноценные евреи, т.к. далеки от иудаизма. Это также осложняет им жизнь. У людей возникает естественная потребность выхода из этого абсурдного состояния. При этом ,
некоторые приобщаются к иудаизму и в меру своего психологического склада характера делают это искренне, или формально. Среди последних немало бывших активистов от партии и комсомола, имевших опыт к подобным метаморфозам. Но,большинство продолжает оставаться не религиозными людьми.
Отсутствие цивилизованных отношений между этими группами населения усиливает раскол в еврейском обществе, обостряя и без того чрезвычайно сложное внутриполитическое положение в стране.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Савелий Шульман Тривиальный взгляд атеиста на иудаизм
СообщениеДобавлено: Вс янв 17, 2010 9:17 pm 
активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 9:21 pm
Сообщения: 253
Господин Шульман! Я скажу сейчас очень тривиальную вещь. Эмиграция - это очень нелегкое дело. Насколько я знаю, эмиграция в Америку и Германию нисколько не легче, чем в Израиль. А, возможно, для кого-то и сложнее. Можно, конечно, называть наш приезд сюда репатриацией, но суть от этого не меняется. Я об этом знаю не по-наслышке, сама прошла, приехав одна с двумя малышами больше 18 лет тому назад, все мои друзья тоже олимы и до сих пор появляются ученики, только-только приехавшие.

Теперь. Если люди, мягко говоря, не пылают любовью к еврейству, то, на мой взгляд, как-то странно им было сюда и ехать. Все-таки еврейская страна, если можно так сказать (считается, во всяком случае). Ну, а уж если никуда больше не получилось, то ехать сюда с мыслью устроить тут совок и осложнять жизнь нам, евреям, старающимся жить еврейской жизнью, согласитесь, не очень логично.
savely shulman писал(а):
Здесь, в Израиле им часто дают понять, что они недостаточно полноценные евреи, т.к. далеки от иудаизма. Это также осложняет им жизнь. У людей возникает естественная потребность выхода из этого абсурдного состояния.

Ну, тут возразить нечего. Если еврей далек от иудаизма, то это действительно не совсем нормально. И самый логичный выход из этого абсурдного состояния - попытаться узнать, что же такое еврейство.

Заметьте, я совсем не говорю, что все сразу должны стать религиозными. Хотя к иудаизму этот термин подходит весьма приблизительно. Иудаизм - это не религия. Потому что светский еврей евреем быть не перестает. И не только для антисемитов. Для рабанута тоже. Хотя это весьма непросто - иметь дело с таким количеством совершенно запутанных людей, рассматривающих еврейство сквозь призму христианства.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что для любого еврея отношения с Творцом - совершенно естественная вещь. А уж в какой форме они будут проходить, это зависит от многих факторов.

Ваша нелюбовь к бывшим партийным работникам мне понятна. Непонятно только, какое это отношение имеет к остальным людям. Искренен человек по отношению к Творцу или нет, это его, человека, личное дело. У нас был замечательный мудрец раби Зюся. Он всегда говорил, что, когда он придет на Страшный суд, его не спросят, почему он не был Моше-рабейну, его спросят, почему он не был раби Зюсей. Так и с каждым из нас. Если на нашем пути встречается какой-нибудь не совсем честный еврей в шляпе и сюртуке, это никаким образом не может повлиять на наши личные отношения со Всевышним. Хотя, конечно, ничего хорошего тут нет и в Талмуде написано, что за любое пятнышко на сюртуке человека Торы он заслуживает смерти (духовной, как правило).
savely shulman писал(а):
Отсутствие цивилизованных отношений между этими группами населения усиливает раскол в еврейском обществе, обостряя и без того чрезвычайно сложное внутриполитическое положение в стране.

Когда я слышу такие фразы, мне всегда кажется, что тут звучит претензия прежде всего к соблюдающим, которые уже самим своим существованием как-то отравляют жизнь желающим "продолжения совкового банкета". Поправьте меня, если я ошибаюсь. Причем у нас даже есть объяснение этого феномена.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Савелий Шульман Тривиальный взгляд атеиста на иудаизм
СообщениеДобавлено: Вс янв 24, 2010 12:56 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 8:12 pm
Сообщения: 3
Мне представляется. что существующие противоречия между светскими и религиозными слоями еврейского общества явление ненормальное, хотя и вызвано естественными отличиями в их менталитете. От этих противоречий не удастся избавиться до тех пор, пока религия в стране не будет отделена от государства, так, как это принято во всех современных цивилизованных странах.Предпринимаемые ранее попытки реализовать подобные намерения, оказались, к сожалению, не удачными. Виноваты,
должно быть, обе стороны. Убежден, что надо более энергично искать пути к взаимопониманию. Евреи в своей стране должны жить дружно.
Савелий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB