Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Post by Борис Дынин »

Игрек
- Friday, September 04, 2009 at 21:31:34 (EDT)
Надо сказать открытым текстом: я имел в виду Эллу. Или Бориса Дынина. Или Элиэзера Рабиновича.
Представляете, если мы получим три варианта: полемический, философский и исторический?

Игрек
- Friday, September 04, 2009 at 21:21:18 (EDT)
http://www.thefreemanonline.org/columns ... -the-jews/

Может быть, как утверждал геноссе Ленин, действительно существует "болезнь левизны"? И лечить ее нельзя прикладыванием холодных компрессов противоположной идеологии, а только розгами и пробным окунанием пяток в котел с кипящей водой?
Вот бы кто-нибудь написал дополнение к статье Фридмана с учетом этих соображений.
=============================================================

Философствовать, так философствовать :). Но с евреями не очень пофилософствуешь. Прежде чем они впали в парадокс пренебрежения собственными интересами, они тысячелетиями умудрялись быть исключением из правил, хранить свою уникальность во имя универсальности: «народ не такой как все» и «свет всем народом».

Еврейский парадокс по новому появился при наступлении Нового времени. Так в 18 в. французские евреи стали просить у властей издать закон, который даст им возможность свободно существовать, поддерживать свою жизнь законными средствами и в то же время сохранять свою общину. На это Мирабо ответил, что Революция создает общество, которое исключает тех, кто не хочет быть hommes. Но что есть hommes? – Вопрос и так сложный, а с евреями уж совсем каверзный. «Мы должны отказать всё евреям как нации, и дать им всё как индивидам», - сказал граф Клермонт-Тоннерре, и евреям предстояло жить с этим. Как принять дар нового общества, позволяющего им быть индивидами, и сохранить себя как особую нацию (как бы ни определялась «нация», - на религиозной, культурной, этнической или иной основе)? – Так начались терзания «еврейской души», приведшие ее к парадоксу Фридмана. Человечество живет в «пост-Вавилонская башня» ситуации, возникла ли она в результате Б’жьего наказания или естественной эволюции приматов. Возникает вопрос, может ли мир между «языками» (группами, народами и пр.) поддерживаться при сохранении различий между ними, или необходимо вернуться в «до-Вавилонскую башня» ситуацию, к универсальному человеку. Этот вопрос можно сформулировать в терминах консерватизма и либерализма, и для евреев он приобрел особую остроту.

Фридман указывает, что евреи выживали там, где существовали элементы рыночной экономики. Действительно, рынок с его обезличенными транзакциями и невидимой рукой, обеспечивающей «наибольшее благо для наибольшего числа» (по Адаму Смиту) ведет к универсализации «человека», но не одним рынком живет он, и проблема евреев не исчезла ни с развитием свободного рынка, ни с их активным участием в этом развитии, ни с присоединением большего их числа к современному обществу.

Каков же главный интерес евреев? При свободном рынке (капитализме), предположительно позволяющем им сохранять себя как нацию и при этом экономически и профессионально преуспевать, они не ограждены от антисемитизма и насилия. При государственном регулировании (с тем или иными элементами социализма), предположительно способном охранять их от антисемитизма, они рискуют потерять возможности расти экономически и социально. После достижения видимых и устойчивых успехов посредством активного участия в развитии капитализма, евреи столкнулись с фактом, что эти успехи не привели к элиминации антисемитизма в окружающем их обществе. Евреи стали активно участвовать в его «исправлении» под знаменем коллективисткой (социалистической в той или иной форме) идеологии. Остальное – дело исторических событий, а не философских соображений.

Но история евреев, как обычно, позволяет высказывать о них противоположные суждения. Два упомянутых аспекта еврейской ситуации при капитализме привели к ее противоположным объяснениям: от утверждения, что дух капитализма есть дух иудаизма (Werner Sombart ) до утверждения, что дух либерализма есть дух иудаизма (Lawrence Fuchs), с неизбежным упреком обоим этим утверждениям, что они являются недопустимыми упрощениями (Nathan Glazer и сам Фридман).

Есть и другое объяснение. Для интеллектуалов типично быть настроенными антикапиталистически. На Западе евреи занимают непропорциональное место среди них и потому их антикапиталистические взгляды на виду. Кажется, что еврейский парадокс может быть объяснен общей склонностью интеллигенции к левой идеологии. Но Фридман справедливо заметил, что среди евреев-интеллектуалов антикапиталистические настроения развиты шире, чем среди неевреев-интеллекутуалов, и что большинство евреев не принадлежат к университетским интеллектуалам, однако и среди них левые взгляды распространены шире чем в других «массах».

Согласно еще другому объяснению (Werner Cohn) «евреи поддержали левые партии не только потому, что они были неколебимо поддерживали Эмансипацию, но также потому, к них не было выбора: для правых партий, по крайне в их внутренней жизни, эмансипация евреев не произошла, и христианство оставалось предварительным условием участия в политике». Фридман одобрительно отзывается о мнении Werner Cohn, но указывает, что история политической жизни США не очень согласуется с ним (см. детали у Фридмана).
В результате краткого, но ясного обзора попыток решить еврейский парадокс, Фридман предлагает свое решение, которое я бы назвал, психологическим в отличие от религиозного, экономического и политического.

Фридман указывает, что возможное (с его точки зрения) объяснение парадокса заключается в следующем. «Чтобы оправдывать себя чем-то большим, чем ссылкой на предполагаемую роль евреев в распятии Христа, антисемитизм сконструировал стереотип еврея как существа, прежде всего заинтересованного в деньгах, как торговца или ростовщика, ставящего коммерческие интересы выше человеческих ценностей, жадного до денег, хитрого, эгоистичного и алчного, кто по жидовски обманет вас (таково одно из значений слова «Jew» в английском, теперь часто опускаемое – БД) и настоит на своем праве получит фунт плоти (венецианский купец Шекспира – БД). Евреи могли среагировать на это двумя способами. Они могли принять данный им стереотип, но отрицать те ценности, в свете которых, его характеристики признаются недостойными; или они могли принять эти ценности и отвергнуть стереотип. Прими они первое решение, они смогли бы подчеркнуть ту пользу, которую приносят людям торговцы и банкиры.» (Далее следует объяснение этого блага по Джереми Бентаму) «Но вряд ли можно было ожидать такую реакцию. Ни один из нас не может избежать интеллектуальной атмосферы, в которой мы живем, и не подпасть под влияние ценностей общества, в котором мы живем».

(Замечу в скобках, что эти слова Фридмана могут быть поняты как признание, что антисемитский стереотип еврея был/есть «объективно-истинный». Какое другое значение имеют слова о том, что отказ от него был результатом давления общества извне?)

«Другая возможная реакция заключалась в том, чтобы отвергнуть тождество евреев с их стереотипом, и поставить перед собой задачу доказать себе и одновременно антисемитам, что евреи далеки от жадности к деньгам, эгоизма и бессердечия; что евреи, в действительности, озабочены общественными проблемами, щедры, и стремятся к идеалам, а не к материальным вещам. Не лучше ли это, чем атаковать рынок с его верой в монетарные ценности и зависимости от безличных сделок? Не лучше ли прославлять политический процесс и принять за идеал государство, управляемое людьми с хорошими побуждениями ради пользы их сограждан?»

И опять возникает вопрос, не является истинной природой еврея стереотип, сконструированный антисемитами? Не обманывают, а не хитрят ли с собой и с другими, евреи, ставя перед собой задачу доказать, что этот стереотип ложен? И что будет, если «доброжелательный еврей» придет к власти и ему не надо будет доказывать, что он щедрым идеалистом? Он не хочет атаковать рынок (капитализм), но атакует его. Что же есть еврей с антикапиталистическими коллективистскими настроениями? И в чем его проблема (парадокс)? Не в том ли он, что он продолжает стремиться принадлежать «народу не как все», но принял ценности, требующие от него ассимиляции, однако без желания ассимилироваться? Откуда такое сознание?

(Я не буду останавливаться на мыслях Фридмана об Израиле. Он подчеркивает факт, что там евреи и еврейская жизнь представляют собой картину часто прямо противоположную картине в диаспоре. Я думаю, что это естественно при переходе еврея из членства общины, которая отвечает за существование государства наряду с другими общинами, к гражданству страны, где евреи и только евреи отвечают за существование своего государства. Идеология евреев в Израиле определяется проблемами существования Израиля, и мысли, высказанные Фридманом в этой связи, не углубили мое понимание его решения еврейского парадокса на Звпаде.)

Фридман заключает: «Основы антикапиталистического менталитета евреев заключены в особых обстоятельствах девятнадцатого столетия в Европе, при которых партии, защищавшие рынок, оказались связанными с господствующей религией и, тем самым, толкали евреев «влево» и к подсознательным попыткам евреев продемонстрировать себе и миру ложность антисемитского стереотипа. Нет сомнения, что эти две главные силы были усилены, и взгляды евреев были окрашены в деталях их историческим и культурным наследием, которое сделало их особенно чувствительными к несправедливости и приверженными к благотворительности.
особенно передавало милосердие. Они были также укреплены также теми силами, которые толкают интеллектуалов «влево»
»

Можно было бы заметить Фридману, что сегодня партии, защищающие рынок, не связаны как раньше с господствующей религией, и что в девятнадцатом веке абсолютное большинство евреев не было столкнуто «влево». Это характеризует политически активных евреев современного Запада. Но не очевидно ли, что Фридман соединил в своем ответе все частные ответы, которые он справедливо раскритиковал перед лицом той же истории? Соединение противоречий неизбежно ведет к ссылке на подсознательное. Там, якобы, сидит страх перед мыслью, что антисемитский стереотип правдив, и этот страх побуждает евреев принимать антикапиталистическую идеологию. Объяснение парадокса переходит в сферу психиатрии. Но здесь слово Виктору Кагану.

Характеризует ли «еврейский парадокс» сознание религиозных евреев, нашедших себе место в капиталистической демократии? Фридман не останавливается на этом вопросе, хотя часто говорит о евреях вообще (наряду с явным вниманием к секулярным евреям). Также он не говорит о возможности освободиться от парадокса.

Но у меня возникает вопрос: «А все-таки, в чем парадокс?»

Фридман замечает: «На Западе, так долго как основы laissez-faire капитализм остаются в силе, экономические усилия евреев по улучшению их жизненных условий, продвижения по экономической и социальной лестнице, никаким образом не подрывается их приверженностью к социализму как идеалу». Не значит ли это, что их интерес и заключается также в том, чтобы корректировать неизбежные негативные эффекты laissez-faire капитализма и предупреждать вспышки антисемитизма во времена тех или иных (экономических и социальных) кризисов? Хождение по веревке? Возможно! По крайней мере, временами (и я думаю, как раз это происходит сегодня). Фридман вспоминает случай, когда евреи «опомнились», осознав, что социалистически пахнущая мера ограничения права на наследство, скажется негативно на укреплении их положения в обществе и экономике, и не поддержали эту уравнительную меру. Но могут ли евреи, сохраняя себя как особую группу внутри системы laissez-faire капитализма, не поддерживать коллективизм в тех или иных формах и некоторое государственное вмешательство в социо-экономические структуры и отношения? (Надо помнить, что только небольшое число евреев примкнуло к коммунистической идеологии, хотя и здесь они были на видном месте среди малочисленной коммунистической партии Америки).

При экономических и социальных кризисах распространяется антисемитский стереотип евреев и их интересы становятся под угрозой. Евреи отвечают на уроки Торы и истории стремлением способствовать сохранению устойчивости общества. Могут ли они политически ошибаться, не учтя опасности социалистической идеологии? Конечно, да. Но их ошибки не могут предупреждены верностью к одним только принципам laissez-faire капитализма. До сих пор они оставались одним из столпов американской демократии и laissez-faire капитализма. Я думаю, что в интересах евреев жить со своим парадоксом. Они всегда были парадоксом истории, такими им и быть!
Ella
Модератор форума
Posts: 99
Joined: Mon Feb 25, 2008 6:08 am

Re: Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Post by Ella »

Не совсем так. Справедливо, что евреям приходится всю жизнь балансировать на канате (и не только евреям, и не только в вопросах экономики и политики), но парадокс-то ведь не в этом.

Парадокс в том, что в данном случае евреи не могут правильно словить равновесие. т.е. уклоняются как раз в данный момент в сторону, противоположную необходимой для выживания. Не в том беда, что всю жизнь балансируют, а наоборот в том, что как бы балансировать разучились.

А Вы этот вопрос как раз и обошли, так что и ответа на него, соответственно, не даете.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Post by Матроскин »

Приятно пишет уважаемый Дынин. Но не могу противиться сложившейся традиции отношений - разные мировоззрения определяют и разные подходы.

С моей точки зрения все несколько проще. Евреи занимают позицию с рациональной точки зрения наиболее для себя комфортную. Но среда сама по себе переменчива, а изменение комплексной позиции, следующее за изменением ситуации, всегда происходит с большим запаздыванием. Этот естественный временнОй сдвиг является первой причиной явления.

Второй причиной является указанный уважаемой Эллой баланс. Известно, что максимально быстро произвести необходимые оптимальные изменения можно только с первоначальным сильным перерегулированием, то есть с переходом далеко за оптимум с последующим возвратом к нему. Если стремиться к отсутствию перерегулирования, время приближения к оптимуму очень сильно возрастает. В народе эквивалент этого явления описан в поговорке "палка о двух концах", или в парадигме Эллы палка будет качаться.
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Post by Борис Дынин »

Не в том беда, что всю жизнь балансируют, а наоборот в том, что как бы балансировать разучились.
Уважаемая Элла!
По моему, Ваше возражение не есть возражение в данном случае. Фридман не ставил вопрос, насколько "еврейский парадокс" угрожает "еврейскому существованию". По определению можно сказать, что если их идеология противоречит их интересам, их существование под угрозой. Но здесь нужен конкретный анализ конкретных данных, чтобы показать влияние на существование евреев именно этого парадокса (а не, например,смешанных браков, которые также могут быть привязаны к парадоксу, но все-таки не прямым образом). Я не утверждал, что "балансирование" не может кончиться падением, я сказал, что балансирование принадлежит, так сказать еврейскому бытию и тем самым, прыжок на землю будет не в их интересах (как это ни странно звучит). Также не надо забывать, что "балансирование" меняло формы, да и разное у различных групп евреев, в диаспоре и Израиле.
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Post by Борис Дынин »

Дорогой Матроскин!
Евреи занимают позицию с рациональной точки зрения наиболее для себя комфортную.
Трудно сопоставить процитированное с историей евреев. Вы, наверное, имеете в виду современных американских евреев. Но в этом и вопрос Фридмана: "Рациональна ли их позиция?"
Но среда сама по себе переменчива, а изменение комплексной позиции, следующее за изменением ситуации, всегда происходит с большим запаздыванием. Этот естественный временнОй сдвиг является первой причиной явления.
Согласен. Снимает ли это вопрос Фридмана?
Второй причиной является указанный уважаемой Эллой баланс
.

См мой ответ Элле.
Известно, что максимально быстро произвести необходимые оптимальные изменения можно только с первоначальным сильным перерегулированием, то есть с переходом далеко за оптимум с последующим возвратом к нему. Если стремиться к отсутствию перерегулирования, время приближения к оптимуму очень сильно возрастает. В народе эквивалент этого явления описан в поговорке "палка о двух концах", или в парадигме Эллы палка будет качаться.
Также как и в случае Эллы, я не вижу здесь возражения. Приму, что Вы "подсознательно" согласны со мною :)))
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Еврейский парадокс - Заметки к статье М. Фридмана

Post by Soplemennik »

Матроскин wrote:... максимально быстро произвести необходимые оптимальные изменения можно только с первоначальным сильным перерегулированием, то есть с переходом далеко за оптимум с последующим возвратом к нему. Если стремиться к отсутствию перерегулирования, время приближения к оптимуму очень сильно возрастает...
Прошу простить за офф-топик, но неужели мы с Вами (правда, с разницей в десяток лет) слушали ТАР у одного и того же лектора - Варшавского?
Post Reply