Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Ср янв 17, 2018 1:22 pm

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лев Мадорский Еврейский Петербург
СообщениеДобавлено: Ср сен 30, 2009 12:46 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
ЕВРЕЙСКИЙ ПЕТЕРБУРГ.

Несколько лет назад опубликовал материал под таким же названием, но о Москве. Вскоре раздался звонок. Некто, представившийся: «У меня жена еврейка и я не антисемит» и, видимо, не успевший прочесть ничего кроме заголовка, задыхаясь от возмущения, бросал в трубку короткие, рубленые фразы: «Это слишком. Как Вы могли дать такое название Москве? Столице России. Нет у Вас ни стыда, ни совести» И повесил трубку. Так что не успел я объяснить «не антисемиту», что и в мыслях у меня не было объявлять Москву еврейской. Речь шла, конечно же, о евреях, связавших свою судьбу с великим, российским городом. В таком же ключе поговорим о Санкт-Петербурге...
Город, основанный Петром Первым в 1703 году, в 1732-м становится столицей России. Уже в то время среди первых жителей Петербурга были потомки Авраама. Более того, именно тогда были заложены основные направления еврейского участия в жизни города. Политического – северной столице жили в то время такие известные крещёные евреи, как вице-канцлер П.Шафиров, генерал-полицмейстер А.Дивьер, барон Ф.Аш. Экономического – достаточно вспомнить финансовых агентов царского двора З.и М. Гирш и Л.Липмана. Культурного – с определёнными оговорками можно отнести к артистам царского шута Яна д`Коста. А чуть позже, примерно, с 1772 года (после раздела Польши) – религиозного: среди первых членов еврейской общины – купцы и общественные деятели. Несколько десятков человек. Наиболее известные из них –Л.Невахович (первый русско-еврейский публицист и философ), Н. Ноткин ( видный общественный деятель), М.Элькан, Л.Элькан. Итак...
Евреи в политике. История евреев Санкт-Петербурга, как и всей России, невесёлая. В какой бы век не заглянули (18, 19 или 20-ый) - одно и то же. Гонения, преследования, всевозможные ограничения. Например, 1738 год, когда со средневековой жестокостью сожгли на костре Бороха Лейбова и флотского офицера А.Возницина. Борох склонял моряка к переходу в иудаизм. Судя по тому, что сожгли обоих, небезуспешно. Или 1949-53 г.г., когда тоже в пламени, но уже антисемитской истерии, под названием «Космополиты», сгорели (в сталинских лагерях, под пытками, от травли) выдающиеся представители еврейской интеллигенции: писатель Ю.Герман, кинорежисёр Л.Трауберг, литературовед Б. Эйхенбаум и многие другие.
И всё же в каждом столетии свои отличия. В 18 веке участие евреев в политике ограничивалось крещёными евреями. Евреи по Галахе в политической жизни СПБ не участвовали. Как? Чтобы евреи в чём-то не участвовали? Да, не участвовали. По простой причине. До 1804 года им запрещалось селиться в столице. Так что вышеуказанная еврейская община существовала незаконно. Говоря современным языком - де-факто. Только в 1804–ом году специальный Комитет, в который входили и еврейские депутаты от провинции, разрешил временное проживание в столице промышленникам, купцам и ремесленникам, принадлежавшим к иудейской вере. А с 1820 года – солдатам-кантонистам. Но гонения продолжаются. Особенно свирепствовал во время царствования Александра Третьего градоначальник П.Гессер, который строго контролировал проживание евреев в городе на Неве. Понятно, что главным направлением деятельности «избранного народа» становится, с одной стороны, борьба за равноправие, и палестинофильское движение, примкнувшее позднее к сионизму Герцля, с другой. Одни евреи надеятся на улучшение жизни на родине. Другие, как мы теперь понимаем, наиболее дальновидные, понимают, что это нереально, и призывают к эмиграции на Святую землю.
Во второй половине Х1Х- начале ХХ веков евреи становятся активными участниками не только сионистских, но и других политических движений и партий: эсеров (А.Гоц, председатель ВЦИК П.Рутенберг), меньшевиков (Ф.Дан, М.Либер, руководители Петроградского совета) и, конечно же, большевиков (Л.Троцкий, Л.Каменев, Я.Свердлов - председатель ВЦИК).
В Октябре большевики, как известно, взяли власть в свои руки, но от этого обладателям пятого пункта не стало легче. Последователи внука раввинов Карла Маркса уничтожили все другие партии и еврейское участие в политической жизни, как в Петербурге, так и по всей России, покатилось по нисходящей. Пятый пункт становится непреодолимым.
С конца шестидесятых годов именно евреи Ленинграда, как бы продолжая палестинофильские устремления Х1Х века, занимают наиболее активную позицию, пытаясь выехать в Израиль. Неэффективность этой борьбы приводит к отчаянному шагу - организации подпольной сионистской организации и попытке захвата самолёта. Несмотря на её неудачу, власти вынуждены приоткрыть ворота. Вскоре первый ручеёк (в течении 1968-83 г.г. выехало 15 тысяч человек) перерастает в Исход. По оценочным данным только из Ленинграда–Петербурга с 1989г. по настоящее время выехало 120 тысяч евреев. Причём, 30% из них - в Израиль.
Евреи в бизнесе. Не берусь объяснить почему, но факт остаётся фактом. Количество евреев, занимающихся бизнесом, купцов и предпринимателей, в том числе крупных, всегда в процентном отношении было значительно больше, чем количество лиц тех же профессий у нееврейских жителей Петербурга. Про Ленинград не говорю. Тогда, вообще, не было ни банкиров, ни предпринимателей. Все советские служащие. Среди наиболее крупных коммерсантов еврейского происхождения Г. Гинцбург (крупный банкир, имеющий, как и Ротшильд, титул барона, награждённый высшими российскими орденами), братья С.и Е. Поляковы (железнодорожные подрядчики и банкиры), Л.Розенталь (финансист и филантроп, помогавший еврейскому просвещению), М.Фридлянд и другие. В начале Х1Х века потомками Авраама были основаны крупнейшие банки Петербурга: банкирский дом И.Вивильберга, банк Гинцбергов, Санкт-Петербургский учётно-кредитный банк, директором которого был А.Зак. Значительную роль евреи традиционно играли и в издательском бизнесе. Достаточно вспомнить широко известное издательство «Брокгауз и Эфрон» или владельца издательства «Просвещение» Н.Цейтлина.
В прошлом году приятель привёз черносотенную газетку, в которой перечислялись фамилии сегодняшних петербургских евреев-предпринимателей, которые: «... власть в городе... продают и грабят Россию». Причём, как и в старые, добрые времена, если в списке встречались русские фамилии, то в скобках приводилось еврейское отчество .
Но, пожалуй, особенно важное место евреи занимали (в связи с массовой эмиграцией не решаюсь сказать - занимают) в культурной жизни Петербурга.
В кратком очерке сможем отметить лишь несколько наиболее значительных имён. В живописи - Н.Альтман (наиболее известные работы – портреты А.Ахматовой, С.Михоэлса, В.Ленина, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема), И.Пэн (учитель М.Шагала, автор полотен «Старый солдат», «Слепой музыкант»), А.Тышлер (абстракционист, театральный художник), Т. Каплан, Г.Гликман. В литературе –Л.Лунц (создатель группы «Серапионовы братья», В.Каверин, В.Инбер, А.Чаковский, С.Маршак, А.Зощенко, И.Бродский. В театре и кино - Л.Трауберг, И.Шнейдерман, С.Цимбал, А.Райкин, Е.Шварц. В науке - Л.Берг, А.Гринберг, А.Иоффе, Я.Френкель. Можно было бы назвать и много других имён.
И, наконец, еврейская религиозная жизнь Петербурга. Несмотря на ограничения в возможности для евреев жить в северной столице, несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, Санкт-Петербург в конце Х1Х-начале ХХ веков является религиозным центром российского еврейства. В 1893 году открылась большая синагога, а в 1906 году еврейская гимназия, просуществовавшая до 1930 года. Среди наиболее известных раввинов - А.Драбкин (1844-1917г.г.), М.Айзенштадт (1870-1943), Д.Каценельбоген (1850-1930). Октябрьская революция сыграла противоречивую роль в религиозной жизни евреев Петрограда. С одной стороны евреи теперь могут свободно селиться в городе на Неве и их численность стремительно растёт: от 50 тыс. в 1917 г. до 103 тыс. в 1928 году. С другой - многочисленные религиозные и просионистские объединения Петрограда-Ленинграда подвергаются преследованиям и вовсе закрываются. Так перестают существовать крупнейшие еврейские газеты «Тогблат» и «Рассвет», Ленинградское религиозное объединение, запрещается сионистская партия. Закрывается Еврейский университет, в котором читали лекции известные раввины.
Сегодня, хотя еврейское население Санкт-Петербурга значительно уменьшилось и составляет по оценочным данным менее 50 тыс. человек, религиозная жизнь оживает. Многие молодые евреи возвращаются к иудаизму. Открыты еврейская гимназия, школы, два детских сада. Невозможно рассказать о всех выдающихся потомках Авраама, живших или живущих в Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге. Но даже поверхностный взгляд на еврейскую историю города на Неве позволяет утверждать о правомерности неприятного для ушей антисемита сочетания, вынесенного в заголовок - Еврейский Петербург.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB