Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Лев Мадорский »

ЛЮБЯТ ЛИ ЕВРЕИ ДЕНЬГИ?

Вопрос риторический. Любят, конечно. А кто не любит? Деньги любят все. Но некоторым мифологическим феноменом, протянувшимся от народного фольклора и анекдотов до широкого общественного сознания, стало убеждение, что евреи любят их больше других и что все эти тугрики, капусту, зелёные, короче, бабки они лучше других народов умеют зарабатывать, а, по мнению антисемитов, хапать, заграбастывать, воровать.
Не требуется серьёзных научных исследований, чтобы увидеть, что в сфере финансов иудеи, действительно, были всегда чрезвычайно активны. Начиная с Авраама и его родственников, которые удачно купили пещеры Махпела за 400 шекелей, (шутка, конечно) и до наших времён. Когда количество еврейских фамилий среди финансовых магнатов (не только в России, но и в других странах) явно непропорционально количеству проживающих там евреев.. Чтобы убедиться, сделаем краткий исторический экскурс.
Древний мир. Начало успешным экономическим достижениям потомков Авраама было положено ещё в древнем Израиле, особенно, в начале периода Царей (1025-926 г.г.до н.э.) В те годы стало активно развиваться денежное хозяйство и появились царские купцы и торговые агенты. После возвращения из вавилонского плена (5 в.до н.э.), в Эрец-Исраэле были применены абсолютно новые по тем временам финансовые методы социальной защиты населения, провозглашённые во Второзаконии - пятой книге Торы. Тогда, пожалуй, впервые в мировой истории, интересы народа были поставлены выше интересов правящей элиты, что способствовало значительному улучшению экономического положения страны Обетованной. Более того, именно евреи первые стали связывать чисто экономические вопросы с морально-нравственными критериями. В результате получили развитие вполне социалистические тенденции. Частная собственность была ограничена, если наносила ущерб интересам общества. Община имела право устанавливать максимальные цены на рынке. Не разрешалось бесконтрольно эксплуатировать труд рабов. Всячески подчёркивались уважительные отношения между евреем кредитором и евреем должником. Поражают высокоморальные поучения древних раввинистических авторитетов, например, такое: «Нельзя появляться перед должником в то время, когда тебе известно, что он не может уплатить долга. Ты можешь испугать, устыдить его, если даже при этом не требуешь оплаты».
Но особенно бурно проявились финансовые таланты иудеев в период жизни в диаспоре. Причём, историки отметили удивительную закономерность: чем сильнее угнетали и дискриминировали евреев, тем более активно занимались они финансами. И, напротив, уравнение в правах значительно расширяло спектр их профессиональных устремлений.
Уже в Вавилонии и Александрии (древнейших центрах диспоры) «еврейской» профессией стали ссудные операции. Среди финансистов-евреев встречаются воистину легендарные личности. Это, например, Александр Лизимах, одолживший Агриппе Первому в 1в.н.э. огромную по тем временам сумму 1,2 млн. драхм и ставший позднее кредитором Антонии - матери императора Клавдия. Евреем был и казначей Кандассы -царицы Эфиопии. В 6-7 в. н.э. после длительных войн между Византией и Персией, когда сельское хозяство в Эрец-Исраэль было окончательно разрушено, многие израильтяне мигрируют на территории, попавшие во владение арабских халифов и их основным занатяием в мусульмансом мире опять-таки становятся финансовая деятельность. Среди евреев того времени много богатейших людей. Но что характерно: каким бы успешным не было финанское продвижение иудеев, в конечном итоге всех или почти всех ожидает печальный, а, подчас, и трагический конец: их убивают, разоряют, изгоняют из страны...Так случилось в Х11 в. братьями Альтустари в Египте, с богатейшим менялой из Каира Шмуэлем, со многим другими. Впрочем, если посмотреть внимательно, подобный «антихэппиенд» достаточно характерен и для значительно более поздних времён: вспомним хотя бы антисемитские удары по финансовой империи Поляковых в дореволюционной России или разорение немецкой ветви Ротшильдов и других богатейших евреев (Швабах, Варбург и др.) в нацистской Германии, наконец, преследование Березовского, Гусинского и, особенно, Ходорковского в современной России.
В Средние века, при разделении мира на сферы влияния христианства и ислама именно евреи (в силу их солидарности, имущественных гарантий, а, главное, деловых качеств) становятся связующим звеном в экономических отношениях этих двух ареалов. Особенно активно участвуют они в ссудном деле. Многие становятся ростовщиками, сборщиками налогов, кредиторами, менялами, чеканщиками монет, ювелирами. Как видим, если дело касается денежных знаков или драгоценных металлов, потомки Авраама всегда где-то поблизости. И опять-таки иудеев много среди самых богатых людей. В Англии - это финансовые магнаты Ахарон из Йорка (ум. в 1261 году) и Аврахам из Линкольна. В Италии - семейство Пиза, в христианской Испании - известные в то время банкиры Бенвенисте да Порта, Иехуда де ла Кавальериа, семья Равайя. В Германии и Австрии в правление Габсургов крупнейшими финансистами были евреи - Иозеф Цум, Михель Юда, семья Блейхродер и многие другие. Займы у евреев получали кёльнский архиепископ Ано и император Генрих 1V (1056-1106г.г.). И всё это несмотря на дискриминацию и жесточайшие преследования.
В Новые времена отличилась великолепная пятёрка братьев Ротшильд. Братья в начале 19 века разъехались с очень небольшим начальным капиталом по крупнейшим странам Европы (Германии, Австрии, Италии, Англии и Франции) и всюду возглавили крупнейшие банковские дома и стали кредиторами монархов и правительств. В Германии среди финансовых магнатов тех лет можно отметить семьи Блейхродер (Берлин), Каула (Штутгарт), Гольдшмидт (Гамбург). В России до революции особенно выделялись банкиры А.Л. Штиглиц (Петербург), Рафалович (Одесса), М.Ефруси (Москва), Поляковы (Москва). Этот список можно было бы значительно продолжить. Пожалуй, особенно ярко феномен евреев - успешных финансистов, проявился в США, начиная от крупнейшего банкира Х.Саломона, переселившегося в Америку из Польши, банкирских домов Кун, Леб, братьев Лазар, Зелигман (18 в.), до современных богатеших людей мира, как, например, Дж.Соррес. В постсоветской России евреев, которые на ты с денежными знаками, тоже немало. Это и много сделавший для создания современной финансовой системы в России профессор А.Лившиц, и А.Чубайс, и уже упомянутые опальные олигархи В.Гусинский, Б.Березовский, М.Ходорковский. А также А.Смоленский (председатель банка «Столичный», М.Фридман (председатель совета директоров «Альфа-консорциум», Р.Абрамович и многие другие. Социологи утрверждают, что и в современном Израиле прослойка богатых и очень богатых людей пропорционально значительно больше, чем в других странах.
Итак, феномен налицо. Попробуем разобраться. Почему такое происходит? Как объяснить столь успешную деятельность евреев в сфере финансов? Ответить на этот вопрос пытались многие, в том числе, и учёные. Одни, как, например, немецкий социолог В.Зомбарт считали, что у евреев особые способности к финансовым занятиям. Они более расторопны, лучше дугих поддерживают связь с клиентами, точнее просчитывают ходы, смелее идут на риск. По мнению Зомбарта именно евреи разрушили привычный, неторопливый, патриархальный порядок в США и Западной Европе и сделали нормой жизни лозунг «время-деньги», т.е., по существу, стоят у истоков современного капитализма. Правда, Вернер Зомбарт (кстати, ученик К.Маркса) видит в таком ходе вещей не только положительные, но и отрицательные стороны. По его мнению, иудеи принесли в современный мир культ «золотого тельца», сделали увеличение доходов главной, определяющей целью не только деятельности, но и жизни. С их лёгкой руки, считает Зомбарт, ушли из нашей жизни такие качества как неторопливость, спокойствие, созерцательность, Другие учёные, такие, как В.Рошер или С.Дубнов, полагали, что главная причина еврейских финансовых успехов в исторических обстоятельствах. Семён Дубнов (еврейский историк и публицист первой половины 20 века) писал, что запрет евреям в ряде стран на занятия сельским хозяйством, некоторыми другими профессиями, дискриминация при приёме на учёбу и работу неминуемо подталкивала их к другим, видам деятельности. Особенно, к финансовым. Так как, во-первых, для занятия такого рода бизнесом совсем не обязательно иметь в кармане диплом о высшем образовании и, во вторых, именно деньги в нашем обществе приносят наибольшую независимость и уважение.
История утвердительно ответила на вопрос, вынесенный в заголовок. Потомки Авраама любят деньги. Они умеют их зарабатывать. Не воровать, а зарабатывать. Благодаря труду, активности, точному расчёту, умению опередить конкурента. Своего рода финансовому таланту. Я, хотя и не владею этим талантом, считаю его чрезвычайно важным и сильным качеством евреев. Качеством, которое в течении 2000 лет дискриминации и рассеяния помогло им не только выжить, не только сохранить свою веру, но и остаться великим народом.

Лев Мадорский
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Weissberg »

C содержанием статьи можно согласиться и признать её интересной.
Необходимо только дополнить статью следующим текстом, дабы воспитать в читателе правильное отношение к деньгам.

О важности заповеди цдака (благотворительности).

Цдака (благотворительность) - одна из самых важных заповедей в еврейской традиции.

В Кицур Шулхан Арух говорится:

1. Готовность к оказанию помощи - отличительный признак потомства Аврагама, о котором говорит Всевышний: "Избрал Я его для того, чтобы он заповедал потомкам своим... творить добро и справедливость" (Брейшит, 18:19). И обещает пророк от имени Всевышнего, что народ Израиля будет освобожден из этого, последнего, изгнания только за исполнение заповеди о цдаке: "Сион правосудием будет искуплен, а возвращающиеся в него - милосердием" (Йешаягу, 1:27).

6. Цдаку надо давать тем, кто действительно нуждается: беднякам, для поддержания йешивы, талмуд-Торы, синагоги... Можно также использовать деньги цдаки на покупку книг, чтобы изучать их самому и одалживать тем, кому они нужны.

Единственное, что человек берет на тот свет, это – цдака: «И пойдет впереди тебя твое благотворение» («Исайя» 58, 8). Цдака удлиняет жизнь.

Принято увеличивать цдака в с наступлением месяцев ав, элул - как подготовка к Рош аШана.

Наши святые книги часто говорят о трех средствах, благодаря которым возможно смягчить приговор: тшува, тфила, цдака. О всех трех есть намек в тех стихах Торы, в которых зашифровано название месяца элул (оно складывается в оригинале из тех букв, что нами подчеркнуты):

Принято в начале праздничной трапезы после церемонии обрезания давать деньги на цдаку: для нужд учебных заведений, где обучают Торе, - в качестве задатка за обучение новорожденного.

Принято давать цдаку в день совершеннолетия (бар и бат мицвы).

Принято также давать цдаку в день рождения по еврейскому календарю.

В йорцайт дают больше денег на цдаку, чем в другие дни, так как это приносит огромную пользу душе покойного. Тем более, что раньше существовал обычай поститься в день йорцайта, и дополнительная цдака является как бы выкупом этого поста, который в наши дни не соблюдают. Если день йорцайта - суббота, деньги на цдаку дают в пятницу.

В Тании, в четвертой ее части (Игерет аКодеш) есть много писем Алтер Ребе, говорящих о важности заповеди цдака:

"И в заслугу за помощь нуждающимся защитит его милость Всевышнего подобно латам и шлему"

Лишь тогда будет послано избавление народу Израиля, когда [евреи] будут помогать нуждающимся, как сказано: "[Будет освобожден Сион в заслугу за правосудие], вернется из плена [еврейский народ] в заслугу за помощь нуждающимся"

"Кто ежедневно прославляет [букв, "делает"] святое имя? Тот, кто помогает нуждающемуся..."

Владимир Вайсберг
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Лев Мадорский »

Привет,Владимир ! Спасибо за ценный комментарий.
Скажите, пожалуйста, имеет ли какое-то значение ( в смысле ценности для совершающего благоворительный поступок) направлена ли цдака в пользу евреев или неевреев?
Лев Мадорский
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Weissberg »

Имеется определённый порядок оказания материальной помощи: вначале родным и близким, затем жителям своего города, потом жителям других городов. Вопрос о цдаке для неевреев специально рассматривается в Гемаре. После обсуждения решено, что во имя сохранения мира следует оказывать помощь ВСЕМ нуждающимся.
С ЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ!
Владимир Вайсберг
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Лев Мадорский »

Привет, Владимир! Большое спасибо. Лев
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Weissberg »

С Праздником! С лучшими пожеланиями здоровья, благополучия, счастья, творческих успехов!
Хаг Самеах! Шана Това!

Владимир Вайсберг
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Любят ли евреи деньги?

Post by Лев Мадорский »

Хаг Самеах! И Вам желаю сладкого Нового года. Лев
Post Reply