Рафаэль Рахлин

Жизнь замечательных людей

Moderator: Ella

Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Рафаэль Рахлин

Post by Архивариус »

С. Беленький

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО


В этом году исполняется десять лет с тех пор, как в одной из Тель-Авивских больниц скончался после тяжелой, мучительной болезни талантливый режиссер, заслуженный деятель искусств России Рафаэль Рахлин.
Наши с ним жизни часто сходились. Мы учились в одном классе школы, играли в одном оркестре, воевали, в одно и то же время сидели в сталинских лагерях, потом снова учились, работали, а в Израиль прилетели в одном самолете. Один мой знакомый сказал: « Теперь, после его ухода, многие темы для нас закрылись – их больше не с кем обсуждать».
Поколение уходит. Это естественно, но очень грустно.
SBelenky_Rachlin.jpg
SBelenky_Rachlin.jpg (32.06 KiB) Viewed 7817 times
В память о Рафе я хочу рассказать здесь одну историю, услышанную от него. Жаль только, что уже нельзя позвонить ему и сообщить, в каком номере «Заметок по еврейской истории» он сможет ее прочесть…
Однажды зимой, в начале восьмидесятых, вернувшись с работы, домой, я застал у нас Рафу. Это, в общем, была традиция: наезжая в Москву из Тулы, он неизменно заглядывал к нам. В те годы, после окончания режиссерских курсов, он осел в Туле, получив должность главного режиссера местного драматического театра.
За обедом, прерываясь только для «приема» очередной рюмки коньяка, Рафа, волнуясь, рассказал нам с женой возмутившую его историю. Она, впрочем, была вполне типичной, вполне характерной для системы, внутри которой мы жили. В чем, собственно было дело?
А вот в чем.
- Месяц назад или чуть более, - рассказал Рафа, - приехал я в Министерство культуры РСФСР, к моему непосредственному начальству. Захожу в отдел театров, и заведующий встречает меня с распростертыми объятиями:
- Рафаил Павлович! Вы-то мне и нужны!
И, после положенных приветствий, говорит
- Ваш приятель Шатров (Маршак) предложил нам славную и очень веселую пьесу из студенческой жизни. Называется – «Лошадь Превальского». Интересно, правда? Давайте зайдем к нашему заместителю министра, и я попробую уговорить его передать эту пьесу вашему театру – лучшему из провинциальных.
Долго уговаривать заместителя министра не пришлось. Он сразу отправил меня в холл читать пьесу, назначив мне встречу через пару часов. Удобно расположившись в довольно уютном холле, я не отрываясь прочел пьесу.. Что сказать? Она мне понравилась. Несложная по сюжету, она светло и с хорошим юмором повествовала о жизни студентов, посланных на уборку урожая в целинных районы Казахстана. Крепкая драматургия, острая интрига и, конечно, любовь – все это делало пьесу зрелищной, смешной и обещало зрительский и, между прочим, кассовый успех.
Зайдя к заместителю министра, я согласился взяться за постановку и получил с его стороны искреннее пожелание успеха.
Вечером, встретившись в буфете Дома кино с Мишей Шатровым, я поговорил с ним и понял, что в легкую, водевильную форму он облек естественную человеческую неприязнь к даровому, полурабскому труду тысяч молодых ребят там, где требовалась всего лишь разумная организация и механизация работ. Но это уже была «кухня».
Вернувшись в Тулу, я первым делом зашел в областное управление культуры, где оставил экземпляр пьесы для получения разрешительной визы. Это был необходимый шаг, хотя пьеса уже прошла «лит», т.е. государственную цензуру. Я понимал, что живу в стране, где управляют не законы, а сановники, и деваться от этого было некуда. Через пару дней я получил искомое разрешение, правда, с оговоркой: « Надо бы ознакомить с текстом секретаря обкома по идеологии».
Ничего не попишешь, пошел в обком. Отдал экземпляр инструктору отдела культуры для ознакомления и передачи секретарю по идеологии. Через несколько дней меня вызывают и выносят категорическое заключение: « Ставить!»
Затем, как водится, прошло обсуждение пьесы на художественном совете театра, где я тоже получил одобрение коллег. Пьесу прочли на общем собрании коллектива, актеры приняли ее хорошо, и вскоре был завершен нелегкий, но крайне важный этап – распределение ролей.
Начались репетиции. Дело пошло, работали все увлеченно. И совершенно неожиданным оказался для меня звонок из горкома партии. Инструктор отдела культуры (теперь уже горкомовский) сообщил мне, что с пьесой хочет ознакомиться секретарь горкома по идеологии.
Поскольку все круги разрешительных инстанций были мной пройдены, я бестрепетно отправил экземпляр пьесы в горком, продолжая активно ее репетировать. Каково же было мое изумление, когда мне сообщили, что со мной хочет побеседовать «сам» секретарь горкома. Я позвонил ему по телефону, с тем, чтобы записаться на прием.
Но он сказал:
- Нет. Я лично приеду в театр. Часов, скажем, в четырнадцать. И пусть меня ждут директор театра, секретарь парторганизации и вы.
Действительно, ровно в два он был в театре. Дружелюбно поздоровался, поинтересовался для порядка, как поживаем, и сразу перешел к делу:
- Прочитал я вашу пьесу, и, прямо скажу, она мне сильно не понравилась. Так и чувствуется хорошо замаскированный антисоветский душок.
Мы были крайне изумлены.
- А удивляться нечему, - спокойно продолжал главный городской «идеолог». – Что это за лозунг на сортире: « Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня?»
- Так это студенческий юмор!
- Нет, это не юмор, а искажение слов нашего вождя Владимира Ильича Ленина.
- Простите, но это народная поговорка, и она звучала задолго до Ленина. Нет, вы мне гайки не вкручивайте. Или вот плакат в столовой: « Кто не ест – тот не работает». Это же глумление над лозунгом нашей партии: Кто не работает, тот не ест». Тоже, скажете, юмор? Или заявление вашего героя в ответ на замечание партийного секретаря: « Не пугайте меня выговором – у меня выговоров столько же, сколько орденов»…А? Что скажете? Юмор? Нет, это плевок в сторону партийной дисциплинарной практики. Одним словом, в моем городе эта пьеса идти не будет.
- Однако, извините, она разрешена цензурой и рекомендована для распространения республиканским министерством культуры. Наконец, ее разрешил обком!
- За идеологию в нашем городе отвечаю я, - отрезал секретарь. – А перечисленные вами инстанции могут, вот именно, только рекомендовать. И не больше! Не нужна молодежи Тулы эта ваша лошадь Пржевальского. Не тот идеологический груз везет она на себе и, не стой стороны…
Он поднялся и вышел не попрощавшись.
Назавтра я снова помчался в Москву, в министерство. Но там только руками развели и передали нашу пьесу воронежскому театру. Как тут прикажешь работать?...


Этот эпизод, в общем-то вполне рядовой, показывает, как безошибочно, на подсознательном , может быть даже инстинктивном уровне ищейки из партийной своры улавливали любое, самое слабое дуновение свежего ветерка. В борьбе за сохранение своей власти они буквально выгрызали все живое.
И стоило Горбачеву чуть-чуть ослабить удавку безгласности, как вся гигантская «империя зла» рухнула, хороня под своими обломками даже ту по рукам и ногам связанную культуру, которая у нее была.
Естественно, что при первой возможности Рафаил Рахлин покинул СССР.
Теперь он покинул и нас.
Да будет благословенна его память.
Post Reply