Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт окт 16, 2018 1:49 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Рафаэль Рахлин
СообщениеДобавлено: Вс апр 12, 2009 8:44 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
С. Беленький

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО


В этом году исполняется десять лет с тех пор, как в одной из Тель-Авивских больниц скончался после тяжелой, мучительной болезни талантливый режиссер, заслуженный деятель искусств России Рафаэль Рахлин.
Наши с ним жизни часто сходились. Мы учились в одном классе школы, играли в одном оркестре, воевали, в одно и то же время сидели в сталинских лагерях, потом снова учились, работали, а в Израиль прилетели в одном самолете. Один мой знакомый сказал: « Теперь, после его ухода, многие темы для нас закрылись – их больше не с кем обсуждать».
Поколение уходит. Это естественно, но очень грустно.

Вложение:
SBelenky_Rachlin.jpg
SBelenky_Rachlin.jpg [ 32.06 КБ | Просмотров: 4641 ]


В память о Рафе я хочу рассказать здесь одну историю, услышанную от него. Жаль только, что уже нельзя позвонить ему и сообщить, в каком номере «Заметок по еврейской истории» он сможет ее прочесть…
Однажды зимой, в начале восьмидесятых, вернувшись с работы, домой, я застал у нас Рафу. Это, в общем, была традиция: наезжая в Москву из Тулы, он неизменно заглядывал к нам. В те годы, после окончания режиссерских курсов, он осел в Туле, получив должность главного режиссера местного драматического театра.
За обедом, прерываясь только для «приема» очередной рюмки коньяка, Рафа, волнуясь, рассказал нам с женой возмутившую его историю. Она, впрочем, была вполне типичной, вполне характерной для системы, внутри которой мы жили. В чем, собственно было дело?
А вот в чем.
- Месяц назад или чуть более, - рассказал Рафа, - приехал я в Министерство культуры РСФСР, к моему непосредственному начальству. Захожу в отдел театров, и заведующий встречает меня с распростертыми объятиями:
- Рафаил Павлович! Вы-то мне и нужны!
И, после положенных приветствий, говорит
- Ваш приятель Шатров (Маршак) предложил нам славную и очень веселую пьесу из студенческой жизни. Называется – «Лошадь Превальского». Интересно, правда? Давайте зайдем к нашему заместителю министра, и я попробую уговорить его передать эту пьесу вашему театру – лучшему из провинциальных.
Долго уговаривать заместителя министра не пришлось. Он сразу отправил меня в холл читать пьесу, назначив мне встречу через пару часов. Удобно расположившись в довольно уютном холле, я не отрываясь прочел пьесу.. Что сказать? Она мне понравилась. Несложная по сюжету, она светло и с хорошим юмором повествовала о жизни студентов, посланных на уборку урожая в целинных районы Казахстана. Крепкая драматургия, острая интрига и, конечно, любовь – все это делало пьесу зрелищной, смешной и обещало зрительский и, между прочим, кассовый успех.
Зайдя к заместителю министра, я согласился взяться за постановку и получил с его стороны искреннее пожелание успеха.
Вечером, встретившись в буфете Дома кино с Мишей Шатровым, я поговорил с ним и понял, что в легкую, водевильную форму он облек естественную человеческую неприязнь к даровому, полурабскому труду тысяч молодых ребят там, где требовалась всего лишь разумная организация и механизация работ. Но это уже была «кухня».
Вернувшись в Тулу, я первым делом зашел в областное управление культуры, где оставил экземпляр пьесы для получения разрешительной визы. Это был необходимый шаг, хотя пьеса уже прошла «лит», т.е. государственную цензуру. Я понимал, что живу в стране, где управляют не законы, а сановники, и деваться от этого было некуда. Через пару дней я получил искомое разрешение, правда, с оговоркой: « Надо бы ознакомить с текстом секретаря обкома по идеологии».
Ничего не попишешь, пошел в обком. Отдал экземпляр инструктору отдела культуры для ознакомления и передачи секретарю по идеологии. Через несколько дней меня вызывают и выносят категорическое заключение: « Ставить!»
Затем, как водится, прошло обсуждение пьесы на художественном совете театра, где я тоже получил одобрение коллег. Пьесу прочли на общем собрании коллектива, актеры приняли ее хорошо, и вскоре был завершен нелегкий, но крайне важный этап – распределение ролей.
Начались репетиции. Дело пошло, работали все увлеченно. И совершенно неожиданным оказался для меня звонок из горкома партии. Инструктор отдела культуры (теперь уже горкомовский) сообщил мне, что с пьесой хочет ознакомиться секретарь горкома по идеологии.
Поскольку все круги разрешительных инстанций были мной пройдены, я бестрепетно отправил экземпляр пьесы в горком, продолжая активно ее репетировать. Каково же было мое изумление, когда мне сообщили, что со мной хочет побеседовать «сам» секретарь горкома. Я позвонил ему по телефону, с тем, чтобы записаться на прием.
Но он сказал:
- Нет. Я лично приеду в театр. Часов, скажем, в четырнадцать. И пусть меня ждут директор театра, секретарь парторганизации и вы.
Действительно, ровно в два он был в театре. Дружелюбно поздоровался, поинтересовался для порядка, как поживаем, и сразу перешел к делу:
- Прочитал я вашу пьесу, и, прямо скажу, она мне сильно не понравилась. Так и чувствуется хорошо замаскированный антисоветский душок.
Мы были крайне изумлены.
- А удивляться нечему, - спокойно продолжал главный городской «идеолог». – Что это за лозунг на сортире: « Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня?»
- Так это студенческий юмор!
- Нет, это не юмор, а искажение слов нашего вождя Владимира Ильича Ленина.
- Простите, но это народная поговорка, и она звучала задолго до Ленина. Нет, вы мне гайки не вкручивайте. Или вот плакат в столовой: « Кто не ест – тот не работает». Это же глумление над лозунгом нашей партии: Кто не работает, тот не ест». Тоже, скажете, юмор? Или заявление вашего героя в ответ на замечание партийного секретаря: « Не пугайте меня выговором – у меня выговоров столько же, сколько орденов»…А? Что скажете? Юмор? Нет, это плевок в сторону партийной дисциплинарной практики. Одним словом, в моем городе эта пьеса идти не будет.
- Однако, извините, она разрешена цензурой и рекомендована для распространения республиканским министерством культуры. Наконец, ее разрешил обком!
- За идеологию в нашем городе отвечаю я, - отрезал секретарь. – А перечисленные вами инстанции могут, вот именно, только рекомендовать. И не больше! Не нужна молодежи Тулы эта ваша лошадь Пржевальского. Не тот идеологический груз везет она на себе и, не стой стороны…
Он поднялся и вышел не попрощавшись.
Назавтра я снова помчался в Москву, в министерство. Но там только руками развели и передали нашу пьесу воронежскому театру. Как тут прикажешь работать?...


Этот эпизод, в общем-то вполне рядовой, показывает, как безошибочно, на подсознательном , может быть даже инстинктивном уровне ищейки из партийной своры улавливали любое, самое слабое дуновение свежего ветерка. В борьбе за сохранение своей власти они буквально выгрызали все живое.
И стоило Горбачеву чуть-чуть ослабить удавку безгласности, как вся гигантская «империя зла» рухнула, хороня под своими обломками даже ту по рукам и ногам связанную культуру, которая у нее была.
Естественно, что при первой возможности Рафаил Рахлин покинул СССР.
Теперь он покинул и нас.
Да будет благословенна его память.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB