Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Сб окт 20, 2018 9:20 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Семён РЕЗНИК: ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ КАДЖАЯ
СообщениеДобавлено: Вс ноя 28, 2010 2:13 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Прислано в редакцию автором
Семён РЕЗНИК (Вашингтон)

ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ КАДЖАЯ


Из Москвы пришла скорбная весть: умер Валерий Георгиевич Каджая, яркий, талантливый журналист, бескомпромиссно выступавший против лжи, национальных и религиозных предрассудков, нетерпимости и ненависти.
Валерий Каджая родился в 1942 году в Тбилиси, окончил факультет журналистики Тбилисского университета, еще студентом стал работать в республиканской газеты «Заря Востока». С 1966 года жил в Москве. Много лет был специальным корреспондентом газеты «Известия», публиковался и во многих других изданиях. После краха советской системы Валерий Каджая сотрудничал со многими независимыми изданиями демократической ориентации, такими, как журнал «Новое время», «Независимая газета», «Коммерсант». В 2000 и в 2005 годах он был награжден премиями Союза журналистов Москвы за циклы статей против антисемитизма и ксенофобии. С годами эта тема становилась все менее востребованной, но Валерий Каджая оставался ей верен. Ему труднее становилось публиковаться, пришлось терпеть и материальные лишения, но с избранного пути он не свернул до самого конца. Убежден, что для литератора, чьим единственным оружием и средством существования является слово, это профессиональный и нравственный подвиг.
Валерий Каджая издал ряд острых публицистических книг, в том числе – о печально-знаменитом двухтомном труде А.И. Солженицына «Двести лет вместе», в которой показал его историко-научную несостоятельность и нравственную ущербность.
Изображение
Творчество В.Г. Каджая заслуживает глубокого, обстоятельного анализа. Уверен, что о нем напишут многие, кто знал его лучше меня и следил за его творчеством пристальнее меня. Я же, над свежей могилой, могу предложить читателям мою статью-рецензию семилетней давности, написанную в связи с выходом в свет небольшой книжки, созданной Валерием Каджая в своеобразном «соавторстве» с Николаем Лесковым. (Николай Лесков. Еврей в России. Валерий Каджая. Почему евреев не любят? М., «Мосты культуры, 2003, 176 стр.). Рецензия была напечатана в балтиморском журнале «Вестник» (2003, № 17 (328)), с тех пор не переиздавалась. Как мне кажется, она дает некоторое представление о творчестве и о личности Валерия Каджая. (Воспроизводится с незначительными сокращениями).

«Подвиг честного человека»
«У этой небольшой книги, посвященной положению евреев в России, два автора, и написана она в два приема — с разрывом почти в 120 лет. Один — классик русской литературы Николай Лесков; второй — современный журналист Валерий Каджая. У авторов совершенно разный жизненный опыт, разный темперамент, стиль, да и общественные позиции во многом не совпадают. И, тем не менее, книгу отличает глубокое внутренне единство. Его придают ей два качества, присущие обоим авторам: безупречная честность и интернационализм. Не пролетарский интернационализм Маркса-Ленина-Сталина (далее везде, вплоть до партайгеноссе Зюганова), диалектически сочетающий «братство трудящихся» всех стран с делением народов на прогрессивные и реакционные, на угнетающие и угнетенные. Такой интернационализм видел решение еврейского вопроса в ликвидации еврейства — если не обязательно физической, то духовной. Именно к этому сводится смысл основополагающей работы молодого Маркса «К еврейскому вопросу», эхом отзывавшейся затем в его более поздних трудах и в бесчисленных работах его крупных и мелких эпигонов. Для леворадикального антисемита Маркса евреи служили символом ненавистной ему буржуазности, потому эмансипация еврейства, по его мнению, сводилась к эмансипации от еврейства. Точнее трудно выразиться. Также для праворадикальных «интернационалистов» евреи служили символом политической и социальной смуты, и они признавали такой же способ «эмансипировать» мир от этого зла — ликвидировать его носителей.
Подлинный интернационализм — это совсем иное. Это когда, без «диалектических» ухищрений, народы, распри позабыв, сохраняют возможность свободного и достойного существования, не испытывая гонений и притеснений за свою непохожесть на соседей. Такой интернационализм более чем естественен для каждого порядочного человека, и нет ничего удивительного, что его разделяют современный московский либеральный журналист, сын грузина и кубанской казачки Валерий Каджая и один из наиболее консервативных классиков русской литературы Николай Лесков.
Именно из этой идеи исходил Лесков, когда писал записку «Еврей в России», и из нее же исходит Каджая, публикуя эту Записку под одной обложкой со своей публицистикой.
«Книга Лескова написана в очень доброй и сочувственной тональности, — комментирует Каджая, — она сострадательна к евреям. Он их любит, но не потому, что они евреи, а потому что они — тоже люди и в этом отношении ничем не отличаются от русских, немцев, китайцев и т.д.» (стр. 12, курсив автора).
Записка Лескова была составлена в 1883 году и поступила в «Высшую комиссию для пересмотра действующих о евреях в Империи законов». Учрежденная в связи с бушевавшими в те годы еврейскими погромами, Паленская комиссия (по имени ее председателя графа К.И. Палена) стремилась не к тому, чтобы покончить с еврейским бесправием и беззащитностью, а чтобы сделать евреев еще большими париями. Потому Записка Лескова, где доказывалась пагубность репрессивного законодательства не только для евреев, но и для самой русской государственности, оказалась невостребованной. Ее благополучно похоронили в архивах. Опубликована она была уже после революции, в 1919 году, но в горячке гражданской войны внимания к себе не привлекла. Переизданная в пост-советской России, она снова осталась в небрежении, мало кем замеченная.
Правда, работа Лескова скупо цитируется в недавнем труде А.И. Солженицына «Двести лет вместе», но как?! Так, что мысли и взгляды классика подгоняются под прямо противоположные представления самого Солженицына. Уже по одному этому переиздание работы «Еврей в России» невозможно переоценить. Но не менее существенно то, что в сочетании с публицистикой Каджая документ столетней давности перестает быть только памятником общественной мысли своей эпохи. Он яркой кометой высвечивает ту «тьму в конце туннеля», по которому нынешняя Россия стремится вырваться из коммунистического мрака.
Пухлому псевдонаучному труду Солженицына Валерий Каджая противопоставляет сжатую, блестяще аргументированную Записку Лескова. Он бескомпромиссно критикует Солженицына, иногда, может быть, с избыточной горячностью. Но не прав будет читатель, если подумает, что имеет дело с закоренелым ненавистником Солженицына. Ничего подобного. Каджая рассказывает о том, как в далекой уже молодости, будучи студентом факультета журналистики Тбилисского университета, он впервые прочитал «Ивана Денисовича», после чего Солженицын стал для него «не просто писателем, а поистине властителем дум» (стр. 171) и оставался таковым до самого возвращения его в Россию и даже какое-то время после. Когда в «Независимой газете» в 1994 году появилась статья под заголовком «Жить не по Солженицыну», он направил в газету резкое письмо, в котором обвинил ее в «потере порога брезгливости».
«Автор [антисолженицынской статьи], — писал Каджая, — маленький человек, этакий интеллигентствующий бомж, самоутверждается тем, что обливает зловонной грязью Большого Человека: подобное проявление комплекса неполноценности — явление довольно распространенное. Непонятно другое: как этого смердящего бомжа впустили в порядочный дом, каковым считается «НГ», когда место ему в свинарнике» (стр. 172). И дальше: «Своим примером он [Солженицын] показал, как можно жить не по лжи. И сегодня призыв «жить не по Солженицыну» означает лишь одно — жить по лжи» (стр. 173).
Что же заставило темпераментного журналиста «сменить вехи»? Такая постановка вопроса неправомерна, ибо Валерий Каджая своих позиций и взглядов не менял. Он был и остается подлинным интернационалистом. Изменился (или проявился в совершенно ином качестве) не он, а тот, кто так долго был его кумиром, но «в завершении своего славного творческого и общественного подвига он написал книгу, ставшую апофеозом лжи» (стр. 174).
Книга Лескова-Каджая — это противостояние лжи.
Неудивительно, что в России, где добрая половина средств массовой информации находится в руках «национал-патриотов», а другая половина старается по возможности с ними не конфликтовать и уж, во всяком случае, не выглядеть «проеврейской» (в «национал-патриотическом» же понимании этого слова), книга Лескова-Каджая замалчивается. Да и издана она столь мизерным тиражом (1000 экземпляров), что, едва появившись, стала библиографической редкостью. Но это уже зависит не от Валерия Каджая и не от Николая Лескова.
«Подвиг честного человека» — такой меткой и емкой фразой Пушкин в свое время оценил карамзинскую «Историю государства российского». Полагаю, что пушкинская характеристика приложима и к двум автором этой небольшой книжки».

К сказанному семь лет назад следует добавить, что «свою» часть этой книги Валерий позднее переработал в большое историко-публистическое произведение, «Почему евреев не любят?», которое с трудом увидело свет в 2007 году – благодаря энергичной поддержке лауреата Нобелевской премии академика В.Л. Гинзбурга.
Своим острым пером публициста Валерий Каджая служил правде, добру и свету, противостоя злобному мракобесию. Его безвременная кончина – это невосполнимая потеря не только для его родных и друзей, но и для тысяч читателей и почитателей его таланта.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Семён РЕЗНИК: ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ КАДЖАЯ
СообщениеДобавлено: Пн ноя 29, 2010 8:31 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 12:42 pm
Сообщения: 355
http://www.index.org.ru/journal/24/kad24.html

http://base.ijc.ru/new/site.aspx?STID=2 ... IID=377426


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Семён РЕЗНИК: ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ КАДЖАЯ
СообщениеДобавлено: Пн июн 18, 2012 8:05 am 
участник форума

Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 6:44 pm
Сообщения: 18
У Маркса не было статьи "К еврейскому вопросу" а было в 1844 г. "Выступление" в защиту иудеев-ортодоксов против правительства Пруссии. Ленин был антипод Марксу.

Дон Козленко


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB