Про Вихмана и Кордунера

Жизнь замечательных людей

Moderator: Ella

Post Reply
Don Kozlenko
участник форума
Posts: 18
Joined: Mon Nov 24, 2008 6:44 pm

Про Вихмана и Кордунера

Post by Don Kozlenko »

Про Вихмана и Кордунера
Дон Козленко

Танк Т-34 Уинстон Черчиль, а также английские и немецкие генералы называли лучшим танком Второй мировой войны. Но в чем именно было его преимущество и сколько этих танков было произведенно и где - здесь сведения расходятся. Пишут обычно что Танкоград был в Челябинске. Я прилагаю документ вверху которого надпись: "Ордена Ленина (и еще трех орденов) Уральский танковый завод имени Сталина". Ниже крупными буквами: "Благодарность" и текст: "За безупречную работу на заводе номер 183 по выпуску первоклассных танков приказом НаркомТанкоПрома СССР вам, тов. Козленко Д.Ш. обьявлена благодарность. Поздравляем вас с выпуском юбилейного танка." Внизу слева гербовая печать Харьковского завода номер 183 и дата - 27 мая 1945 года и рисунок танка Т-44.
Юбилейным был 35-ти тысячный Т-44-80 - за время войны этот завод выпустил две трети танков в стране.
Харьковский завод, родина танка Т-34, эвакуировался на площадку Уралвагонзавода на северном Урале. Персонал завода разместили в поселке Вагонка - этот поселок и был Танкоградом.
В этом поселке жила и работала моя мама и был в поселке госпиталь для инвалидов войны- тоже больница из Харькова. В этот госпиталь я переехал из эвакогоспиталя после тяжелого ранения на фронте – здесь меня долечили и «комиссовали» как инвалида. Я сразу попросил маму устроить меня на работу и она привела меня к своей родственнице Этели Гершойг, котроая привела меня к своей подруге Софе Гуревич – начальнику Центральной Заводской Лаборатории. Гуревич усомнилась – на моих обеих руках гипсовые повязки, но я сразу заявил ,что до войны в Харьковском Химико- Технологическом Институте – тут Гуревич оживилась.Специалисты ЦЗЛ были выпускниками Харьковских ВУЗов.И евреев среди них было больше чем 20 процентов ,которые евреи занимали в ЦК, Был ведь лозунг в 1931 г : «Овладеть техникой!»- и на пятую графу тогда при приеме в ВУЗы еще не смотрели. Гуревич спросила не знаком ли я со спектральным анализом.В ответ я процитировал из учебника А.И.Бродского- об этом учебнике в Краткой Еврейской Энциклопедии.Цитата Бродского решила мою судьбу – с 7 января 1944 г я был принят на работу в ЦЗЛ. Мне поручили освоить спектральный анализ металлов на таком приборе,который Григорий Самуилович Ландсберг назвал «стилоскоп» и составил методику анализа.
В ЦЗЛ постоянно приносили с полигона такие детали ,которые «стучали» или «хрипели» когда приехавшие с фронта танкисты повторяли на заводском полигоне такие пируэты (как в балете) которые у них бывали в боях на фронте. С января 1944 г эти детали вначале приносили к стилоскопу,что сокращало время анализа. Особенно для таких металлов как ванадий – об этом была моя статья в журнале «Заводская лаборатория» .
Однажды в ЦЗЛ прибежал Главный Диспетчер Соломон Гершойг,которого именовали «Соломон мудрый» - сегодня бы назвали «живой компьютер». Тогда и арифмометр был не у каждого – но коллектив диспетчеров обеспечивал своевременное поступление многих сотен узлов и деталей на конвеер.Гершойг принес пальцы траков ,которые «застучали» и при обычной скорости.На стилоскопе мы сразу увидели,что эти пальцы(стержни) из нелегированой стали и вовсе не содержат марганца – это брак. Начальник производства Сойбельман перенес всю мою лабораторию в комнату возле конвеера, добавил двух рабочих и двух лаборанток и мы проверяли все пальцы и также исходные материалы- они были импортные и незнакомые с английским языком сотворили пересортицу.
Я изменил методику так,что спектральная линия марганца всегда была в центре поля зрения стилоскопа. И если проверяемая деталь не содержала марганца, то линия марганца в спектре не изменялась и такая деталь отбрасывалась.Скорость конвеера сохранилась – не менее 50 танков в сутки.
Приходил нас проверять Главный Инженер завода №183 Лазарь Исаакович Кордунер- воистину Главный Координатор всех служб и отделов и Инженер разносторонний и грамотный.Причем творческий,инициативный,в ЦЗЛ об этом узнавали и включались в работу.Однажды меня со стилоскопом пригласили в соседнее здание в комнату в которой на помосте стоял корпус дизеля В-2- двигателя всех бронемашин в России.Одного из двух в комнате я знал- Марк Гольд был преподавателем на заочном отделении УПИ и занимал какую-то должность при Кордунере.О другом я не спрашивал- истинные фамилии не разглашались.Другой меня весьма обстоятельно расспросил и затем с Изей- сыном Гольда,моим сокурсником ,мы занялись анализом корпуса дизеля.
А был этот корпус из силумина- сплава алюминия с добавками других металлов.Силумин легче железа в 2,9 раза и не уступает по прочности на разрыв легированым сталям.Корпус был одной цельной отливкой-ни сварных швов ни других соединений ,что обеспечивает более высокое в цикле Р.Дизеля давление и соответственно более высокую мощность. У танка Т-34 и особенно у Т-44 ( с дизелем в 12 цилиндров) Удельная Мощность в лошадиных силах на одну тонну сухого веса танка была всегда выше чем у всех танков всех стран.Благодаря этому Т-34 имел более широкую гусеницу ,более быстрый старт ,более крутой подъем- в скоротечном танковом бою эти преимущества были решающими.В Германии ,конечно,получили силумин сходного состава,но повторить технологию отливки, в кокиль или форму и под.,не смогли.Гольд,кстати, нам преподавал технологию литья.В разговоре с отцом,следившим за нашей работой ,Изя того другого называл Яков.В 12-ти томном «История второй мировой войны» в томе 2 написано :»Новый безкомпрессорный высокооборотный танковый (именно танковый-Д.К.) дизель В-2 на тяжелом топливе был разработан коллективом конструкторов во главе с К.Ф.Челпаном при участии Я.Е.Вихмана..и др.»В названии дизеля нет буквы Ч ,а есть первая буква фамилии Якова Ефимовича Вихмана – упомянутого в журнале «Слово инвалида войны» №11-12 в мае 1995 г в числе евреев.
Ни в Краткой ни в Российской Еврейских Энциклопедиях ни Вихмана Я.Е ни Кордунер нет.

Почему? Кто ответит?

Дон Шимонович Козленко
Post Reply