Лев Мадорский. Тайна Столярского.

Жизнь замечательных людей

Moderator: Ella

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Тайна Столярского.

Post by Лев Мадорский »

ТАЙНА СТОЛЯРСКОГО

Антонио Страдивари и тайна звучания его скрипок... Леонардо да Винчи и тайна улыбки Джоконды…В человеческой истории были удивительные личности, добившиеся огромных достижений и оставивших после себя тайну. Достижений, которые никто не может повторить. Тайну, которую никто не может раскрыть. К таким личностям относится, несомненно, и учитель скрипки из Одессы, Петр Соломонович Столярский. О нём сегодня не так уж часто вспоминают. Между тем, это был не просто учитель. Это был, по выражению французского скрипача-виртуоза Жака Тибо: «Великий учитель, педагогикой которого может гордиться мировое искусство».

В начале прошлого века во дворах Одессы появлялся невысокого роста молодой человек в очках. Он садился на скамейку возле песочницы, где играли 3-4 летние малыши, и подолгу их рассматривал. Иногда пытался заговорить. Мамы с опаской поглядывали на странного наблюдателя и уводили детишек подальше.
Но, случалось, что молодой человек спрашивал, чей это ребёнок, и представлялся: «Учитель скрипки Пётр Соломонович Столярский. Приводите Вашего малыша ко мне в музыкальную школу. Думаю, из него получится толк».
Мамы не очень-то верили, но детей приводили. И случалось поразительное: почти все дети, на которых обращал внимание Столярский, оказывались вундеркиндами. Многие становятся великими, всемирно известными скрипачами.
Как он это делал? Как оркестрант музыкального театра, не будучи виртуозом, создал, по выражению другого одессита Исаака Бабеля, «Фабрику талантов», выпускавшую в массовом порядке величайших скрипачей мира? В чём секрет его методики? Каким образом Петр Соломонович, даже не прослушав малыша, не проверив, как это принято в музыкальной школе, слух и ритм, безошибочно определял, подходит ему тот или иной ребёнок или нет? Никто не знает.
Я занимался у Михаила Фихтенгольца, блестящего скрипача, ученика Столярского, и частенько расспрашивал Михаила Израильевича о его учителе.
Он рассказывал любопытные вещи.
-Пётр Соломонович, например, первое время не разрешал натирать волос смычка канифолью. Чтобы не травмировать слух маленького скрипача скрипучим, неприятным звуком. « Скрипка не от слова скрип», - это его слова.
-Столярский считал, что начинать занятия надо с трёх-пяти лет. «Пока косточки мягкие».
-На уроках в обязательном порядке должны были присутствовать родители. Подчёркивая важность родителей в процессе музыкального обучения, Столярский любил повторять: « Мне нужны не талантливые дети, а талантливые родители»
-Ученики Столярского, а также родители учеников (такое трудно себе представить в современной музыкальной школе) могли в любой момент зайти в класс и посидеть на уроке.
-Большое значение Пётр Соломонович придавал игре в оркестре и всевозможных ансамблях.
Всё это любопытно, но ни в коей мере не раскрывает педагогическую тайну великого учителя. Может Столярский, как это часто бывает, применил педагогические методы своего учителя? Но нет. Что-то непохоже.
Столярский родился 18 (30) ноября 1871 года в Липовцах (Киевская область) в небогатой семье. Его учителем по скрипке был отец, деревенский клейзмер (еврейский импровизационный стиль Л.М.) музыкант. Впоследствии Пётр окончил Одесское музыкальное училище по классу скрипки Э. Млыранского, о педагогических достижениях которого тоже мало что известно.
С 1898 по 1919 год Столярский играет в оркестре Одесского оперного театра и преподаёт. В 1911 году открывает собственную музыкальную школу.
С этого места, что называется, поподробнее. Потому что дальше начинается нечто невероятное. Из его музыкальной школы выходят такие замечательные скрипачи, как Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Михаил и Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц, Натан Мильштейн, Самуэль Фурер. Список можно продолжать и продолжать. «Обыкновенный, гениальный ребёнок»,- это тоже выражение одессита - Столярского
В 1937 году, в страшное время «чёрных воронков» и «выездных троек», когда половина страны сидела в лагерях, на международном конкурсе Эжена Изаи в Брюсселе имя Столярского становится известно во всём мире. Давид Ойстрах завоёвывает первое место, а Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц получают призовые места. Подобного успеха ни у одного педагога не было никогда. Ни до этого, ни после.
Петр Соломонович, который всегда был далёк от политики, получает благосклонное внимание, как выразился он сам в одесской манере, « высоких шишек». По личному указанию Сталина в Одессе открывается музыкальная школа для одарённых детей, которой присваивается имя Столярского. Или, опять – таки, по выражению учителя, «имени мене».
Начинается война. Столярский с семьёй эвакуируется в Свердловск, где
умирает от сердечной недостаточности 29 апреля 1944 года.
Тайна великого учителя ушла вместе с ним. Никто не смог повторить его педагогический подвиг. Даже замечательный педагог из Новосибирска Александр Брон, воспитавший Вадима Репина и Максима Венгерова. Даже Шиничи Сузуки из Японии, чьи скрипичные ансамбли 3-5 летних детишек, поражали весь мир исполнением Моцарта и Вивальди. Никто.
Думаю, что сегодня, в 21 веке мы начинаем понимать, в чём тайна состоит Столярского. Она не в методике. Не в каких-то специальных педагогических приёмах. Тайна Столярского в том, что великий учитель получил свой педагогический дар от Б-га. Он был гений. А «Гений,- как писал Иммануил Кант, - это то, чему нельзя учить или научиться»
Post Reply