Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Сб сен 22, 2018 11:02 pm

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лев Мадорский. Толстой и евреи.
СообщениеДобавлено: Вс янв 10, 2010 7:34 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
ТОЛСТОЙ И ЕВРЕИ.
(Толстой не был юдофилом. Но юдофобом не был тоже.)

Меня всегда интересовало отношение великих людей-неевреев к евреям. Не знаю. Может быть есть в этом интересе что-то нездоровое. От еврейского комплекса неполноценности. Который долгие годы вдалбливался в нас и который так трудно выдавить из себя. А, может, просто хочется со стороны взглянуть на наш народ. Лучше понять его, а, значит, и свою сущность. В этом контексте прочитал, буквально, проглотил книгу А.Солженицина « Двести лет вместе». Остался привкус неудовлетоворённости. Ощущение фальши и надуманности. Не нашёл я в книге ясных ответов. Больше вопросов, предположений, двусмысленных комментариев. Не увидел за обилием фактов самого Александра Саввича. Его личного отношения. Может, читал я невнимательно. Но не увидел...
Не менее сложные ощущения испытал, попытавшись узнать мнение о евреях другого великого русского писателя, Льва Николаевича Толстого (1828-1910г.г.). Толстой специального труда о лицах с неправильным пятым пунктом не писал. А выбранные из контекста отдельные мысли, поступки, высказывания Льва Николаевича, как и героев его произведений, создают картину расплывчатую и противоречивую. С одной стороны, небогатая галерея евреев-толстовских персонажей ( гипнотизёр Гроссман («Плоды просвещения»), промелькнувшие в «Войне и мире» «австрийские жиды» и «солдаты-евреи», некоторые другие) оставляет впечатление, что в эстетическом плане иудеи не вызывали у Льва Николаевича особой симпатии. Толстому явно не по душе рассуждения об «избранном народе», «особой миссии» и т.п. Иногда создаётся впечатление, что он не может вырваться из стереотипа людей своего круга с их снисходительным, полупрезрительным отношением к потомкам Авраама. А, может, философия «непротивления» не позволяла великому учителю жизни выступить с необходимой резкостью и напором, защищая евреев от насилия, притеснений, погромов? Наверно отсюда разговоры о его пассивности, «безучастности», «чисто теоретическом выражении солидарности». Но, с другой стороны, многие факты биографии, отдельные высказывания, сохранившиеся письма, наконец, немалое количество друзей-евреев ( пианист А.Гольденвейзер, художник Л.Пастернак, литератор Т.Файерман ) позволяют утверждать- Толстой евреям сочувствовал, их философским и религиозным наследием интересовался. Он не был юдофилом. Но юдофобом ( с такими утвержениями тоже приходилось сталкиваться ) не был тоже.
Как же великий русский писатель относился к евреям? Как? Невозможно сказать однозначно. Иногда кажется, что сложная, мечущаяся, противоречивая натура великого писателя как бы нашла своё отражение в отношении к «избранному» народу. В этих набросках хочу привести некоторые факты, которые,надеюсь, позволят согласиться со мной. Или не согласиться...
1882 год. Лев Николаевич, изучая Ветхий завет, берёт уроки древнееврейского языка у московского раввина Ш.Минора. « Выучил язык почти, читаю и понимаю,-пишет он в то время в дневнике.
1890 год. Толстой первый подписывет воззвание русских писателей против антисемитской компании в печати.
1891 год., прочитав присланные ему ряд книг по еврейскому вопросу ( «Что такое еврейство?», « Религиозный вопрос у русских евреев», некоторые другие) Толстой пишет в дневнике: « Какое отвратительное дело имярекфильство. Я сочувствовал евреям, прочтя это-стали противны» Да, временами евреи казались Толстому «противными». Лев Николаевич исходил из убеждения, что все люди равны и поэтому резко отрицательно относился к идее еврейской избранности. «Рассуждения о миссии евреев, -пишет он еврейскому публицисту Гецу,- делают их для меня отталкивающими»
1892 год. Снова из переписки с Гецем: « Я жалею о стеснениях, которым подвергаются евреи, считаю их несправедливыми и жестокими. Но предмет этот не занимает меня исключительно. Есть много предметов более волнующих меня, чем этот. И потому я не мог бы ничего написать об этом предмете такого, что тронуло бы людей». Характерное признание . Еврейские проблемы, еврейская боль не стали болью великого писателя. Наиболее чётко это проявилось в его реакции на дело Дрейфуса. К Толстому многократно обращались с просьбой выступить в его защиту, но он долго хранил молчание. Которое нарушил только в 1898 году в одном из интервью: « Я не знаю Дрейфуса, но я знаю многих Дрейфусов и все они были виновны.» Более того. Сама компания в защиту Дрейфуса была ему неприятна : « Кто-нибудь сможет объяснить мне, почему весь мир проникся интересом к вопросу- изменил или не изменил родине еврей-офицер?»
Толстой не понял значения дела Дрейфуса. Не понял огромного общественно-политического значения ответа на вопрос, который он сам поставил. Изменил или не изменил еврей-офицер? Он не понял или не захотел понять, что офицера-еврея из полностью ассимилированной семьи богатого фабриканта, судили по сути дела на за измену родине, а за то, что он еврей. Настолько очевидными были антисемитская предвзятость судей и произвол военного ведомства. Дело Дрейфуса показало, что ассимиляция не спасает от антисемитизма. Фактически именно это дело подтолкнуло Т.Герцля к сионизму. Странно, но великий писатель, так сильно чувствующий чужую боль, всего этого не понял.
В последние годы жизни, изучая различные религиозно-нравственные учения, Толстой обратился к Талмуду. В оценке Львом Николаевичем этой священной, еврейской книги тоже масса противоречий. « Трудно найти другую такую нелепую книгу», -читаем в его дневнике. И чуть позже: « В Талмуде узко националистическое учение и ряд величайших истин. Разумеется того много, а этих мало...»
Итак, Толстой считал Талмуд нелепой книгой и находил в ней величайшие истины. Он не сочувствовал сионизму, который, по его мнению, «подчёркивал еврейскую исключительность и догматизм», отрицал идею «избранного народа» и его «особой миссии», временами, иудеи казались ему «отталкивающими» и одновременно призывал антисемитов «...избавиться от этого недоброжелательного чувства». Лев Николаевич видел евреев сквозь призму своих философских взглядов, своего учения. «Что значит еврей? -написал он в одном из писем, - Для меня совершенно непонятно. Я знаю только, что есть люди».
Так как же относился Толстой к евреям? Вопрос остался открытым. Чем более стараюсь понять, тем более запутываюсь. Слишком много противоречий, белых пятен, неясности. Но ведь и сами евреи – сложный и противоречивый народ. Может отношение великого русского писателя к евреям- это мучительный поиск истины. Тот самый поиск, который никогда не кончается. Как писал Лев Николаевич: « Надо метаться, искать, путаться и ошибаться. Спокойствие - душевная подлость».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB