Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн мар 18, 2019 10:05 pm

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пунский Виталий Овсеевич
СообщениеДобавлено: Ср мар 13, 2019 12:32 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вс окт 02, 2011 8:48 am
Сообщения: 7
Откуда: Израиль
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Н.А Некрасов


Пунский Виталий Овсеевич родился 25 марта 1925 года в Луганске в семье врачей Овсея Мироновича, родившегося в Гродненском районе, Белостокской области и Софии Михайловны Шапиро, родившейся в Яссах (Iasi) в Румынии. Евсей Меерович, был призван в 1941 г. в качестве военврача 2 ранга. Погиб в 1941 году, когда немецкие войска, прорвав фронт, расстреляли госпиталь, которым он командовал. София Михайловна с двумя детьми эвакуировалась в Среднюю Азию. После окончания войны она вернулась в Луганск и работала детским врачом. Виталий Овсеевич после окончания школы поступил на исторический факультет МГУ и жил у своего дяди - известного ученого в области станкостроения Якова Пунского. Дипломная работа Виталия Пунского была посвящена исследованию истории Израиля. Иудаизм играл важную роль в жизни его предков – прадед был, судя по всему, религиозным учителем, а дед верующим человеком. Однако в Советском Союзе эта семейная традиция была прервана. После окончания МГУ с красным дипломом В.О.Пунский был направлен на работу в МИД.
Но в это время началась антисемитская компания и в течение нескольких лет его нигде не брали на работу. С большим трудом ему удалось устроиться в школу учителем в г. Луганске. Сначала в СШ 16, СШ 28, а потом в СШ 36.
На уроках у В.О.Пунского, присутствовала глубокая система, продуманные, подготовленные уроки. Учитель работал, как дирижер, было много юмора, шуток и хороших оценок, большая активность учеников. Его знаменитая система плюсов и минусов, которую вел ответственный ученик, позволявшая в течение урока опросить практически всех учеников, а также собственная методика преподавания истории, получили широкое применение в стране и за рубежом. Он был очень принципиальным человеком. Урок начинал точно по звонку, никогда не допускал, чтоб с урока забрали ученика или заходили сделать объявление, что в школах частенько практиковалось. На собраниях критиковал, не взирая, на лица. Во время аттестации в 1976 году рекомендовали присвоить Виталию Овсеевичу звание учитель-методист, и только в 1982 году он его получил.




Виталий Овсеевич считал, что каждое неразъясненное слово – капля яда в хлебе познания. Учащиеся и учителя, анализируя изучаемые явления, раскрывая связь между ними, зачастую не могли объяснить смысл слов «закон», «явление», «сущность» и т.п. Его попытки сделать это на уроках истории привели к перегрузке учащихся и натолкнули на мысль о привлечении к этому преподавателей других дисциплин. Так возникла идея межпредметной системы формирования осознанного усвоения приемов и методов обучения, когда способы мыслительной деятельности становятся не стихийными, а управляемыми.
По инициативе Виталия Овсеевича педколлектив школы Луганской СШ №36 принял решение считать обучение учащихся умению учиться общешкольной задачей. Во-первых, была составлена и реализовывалась межпредметная схема разъяснения общих способов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин в 1-10-х классах, во-вторых, классные руководители проводили тематический цикл бесед о культуре умственного труда. Была перестроена вся методическая работа в школе, создан методический совет для координации действий всех методобъединений, разрабатывались памятки для учащихся, проводились родительские лектории и учительские конференции.
Памятки по формированию общеучебных умений и учению работать с книгой публиковались еще в первых книгах и статьях Виталия Овсеевича, именно его энергия, настойчивость, терпение позволили обобщить накопленный в школе опыт и поделиться им с широким кругом педагогов и ученых.
Виталий Овсеевич щедро делился своим опытом на курсах повышения квалификации учителей, на различных областных, республиканских и всесоюзных семинарах и конференциях. Так, например, он принял участие во всесоюзном сборе "Эврика – учебник» в подмосковном городе Лобня, где выступил перед авторами учебников и учеными со всех концов страны.
Работа педагогического коллектива Луганской средней школы №36 по методике развития учебно-познавательных способностей учащихся 1-10-х классов, отмеченная почетными дипломами АПН СССР в 1981, 1983 гг. была обобщена В.О.Пунским в книгах "Учить умению учиться" и "Азбука учебного труда".
Виталий Овсеевич автор книг по методике преподавания истории и по формированию общеучебных умений и навыков. Он издал 5 книг и много научных статей. Последние две книги пробивал 6 лет. А 6-ая книга, учебник по новой истории для 9-го класса, была опубликована лишь после его смерти благодаря стараниям и настойчивости его сына Валерия. Его книги были изданы многотысячными тиражами в ведущих педагогических издательствах, давая возможность учителям всей страны использовать этот опыт в своей практике.

Вот лишь некоторые высказывания его учеников и учителей работавших с ним:
Николай Иванович Алейников – учитель-методист:

Мне посчастливилось работать с ним несколько лет в СШ 28 г. Луганска. Это был непререкаемый авторитет среди учителей и учеников. Мы все учились у него, он был прост в обращении, щедро делился своим опытом. По его учебнику истории здесь учились ещё в 90-е годы.

Олег Згодинский: «С нашего класса в пединститут на истфак поступили двое Олег Корецкий и я. Я стал заниматься историей и полюбил ее только благодаря Виталию Овсеевичу. Было и продолжение - на пятом курсе я проходил практику в нашей школе. Виталий Овсеевич уже не работал и был на пенсии, но я обращался к нему за помощью и мы вместе у него дома обсуждали будущие мои уроки. В моей жизни Виталий Овсеевич сыграл очень важную роль! Благодаря ему, я приобрел любимую работу, хоть и проработал учителем только пять лет. Но эти годы были самыми интересными в моей жизни. А сейчас история для меня - любимое хобби, которое помогает мне в эти тяжелые времена не падать духом. И это все благодаря ему».
Елена Адлер, Ирина Королевская: «Добрый, знающий, остроумный, талантливый Виталий Овсеевич .....как жаль, что его уже нет с нами.....»
Роман Щукин: "Это был прекрасный учитель и хороший друг своим ученикам".

Зоя Палинова: "Светлая память об великом УЧИТЕЛЕ Виталии Овсеевиче жива в наших сердцах".

Маргарита Серебрякова: "Виталий Овсеевич был и остаётся в моей памяти интереснейшим человеком, педагогом и историком от Бога. Его курс "Учись учиться" был уникален по своей природе. Он учил нас анализу, логическому мышлению - тому, что действительно пригодилось в жизни. А его уроки истории! Это были не просто уроки - это был исторический театр в лицах! Класс замирал! Я поступила на истфак, двое моих одноклассников и двое из параллельного класса тоже, и каждый из нас конечно же сохранил светлые воспоминания о Виталии Овсеевиче".

Последние годы работы врачебная комиссия признала 100%-ую нетрудоспособность, но он с большим трудом выпросил разрешение вести один класс, где проводил 4 урока в неделю. Частые поездки в редакции и издательства, нервотрепка в попытках опубликовать очередное свое произведение подорвали и так слабое здоровье Виталия Овсеевича. В трудные минуты с ним были всегда рядом преданная жена, Элеонора Моисеевна и дети Валерий и Татьяна, которые тоже стали педагогами. Умер Виталий Овсеевич 25 июня 1991 года.
Жаль, он так и не узнал, что его внучка Елена Пунская работает в Кембридже и стала известным учёным, внук Роман продвигает проекты в Калифорнии, а брат Евгений только в Германии смог стать профессором.

Книги В.О. Пунского:

Пособия для учителя по методике преподавания истории
• Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса: из опыта работы по изучению курса новой истории в 8-м классе. - М.: Просвещение, 1972 г. - 269 с.
• Изучение истории СССР в 8 классе. - М.: Просвещение, 1978. - 144 c. ил. (тираж 100 000 экз.)
• Раскрытие закономерностей общественного развития на уроках новой истории в 9 классе. Из опыта работы (на укр.языке). - К.: Рад.школа, 1978. - 127 с. (тираж 18 000 экз.)

Пособия по межпредметной методике
формирования учебно-познавательных умений школьников
• Учить умению учиться. Из опыта работы Ворошиловградской средней школы №36/В.А.Колот, В.О.Пунский и др.; Под ред. В.О. Пунского. – К.: Рад.школа, 1987. - 192 с. (тираж 25 000 тыс.экз.)
• Азбука учебного труда. Книга для учителя: обобщение передового педагогического опыта. - М.: Просвещение, 1988. - 141 с. (тираж 204 000 тыс.экз.)

Учебник по истории
• Новая история 1640-1870: Учеб. кн. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с. ил., карты 22 см,(издания 1994-1999)
• Новая история. 1640-1870. 9 класс / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - Яхонт-А, 2002
Ниже приводится часть статей написанных им или в соавторстве:

Пунский В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике // Советская педагогика.- 1982. - №2. - С.59
Лещинский Л.А., Пунский В.О. Обучение старшеклассников умению применять общенаучные принципы познания// Журнал «Физика в школе» 3, 1982, с. 27-31
Колот В., Пунский В. Учить учиться // Народное образование. - 1983. - №2. С. 40-43
Пунский В.О. Формирование приемов логического мышления // Преподавание истории в школе. - 1983.-№5. С, 39-44
Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. – 1983. – № 11. – С. 47–51.
Пунский В.О. Преподавание истории в первые годы перестройки (полемические заметки) // Преподавание истории в школе, 1991, №1. С, 129-133
Пунский В.О. О некоторых новых требованиях к будущим учебникам// Проблемы школьного учебника. - Вып.20.-1991.-С.62-68.
http://cyclowiki.org/wiki/ В.О.Пунский

_________________
Лещинский Леонид Абрамович


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB