Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Немцы хранят память, спасая кладбища

Post by Архивариус »

Немцы хранят память, спасая кладбища
Тоби Аксельрод


БЕРЛИН (JTA) – Экехарт Рутенберг стоит рядом с надгробными памятниками, поросшими мхом, потом он надевает ермолку и входит в ворота кладбища.
Это практически заброшенное место еврейских захоронений в польском лесу – одно из 600, которые Рутенберг, немец, старательно задокументировал. Он сам взял на себя обязанность возвратить имена еврейских семей.
«Кладбища подобны брошенным сиротам, -- говорит Рутенберг. – Я усыновляю их».
Многие немцы, не имеющие еврейских корней, стараются восстановить еврейские кладбища, однако усилия Рутенберга простираются дальше других. С 1987 года он «усыновлял» кладбища по всей земле Бранденбург и на западе Польши.
Рутенберг, который родился в 1943 году и вырос в бывшей Восточной Германии, говорит, что поначалу его предприятие было формой протеста.
Его отец, убежденный нацист, изучавший «евгенику», вышвырнул Рутенберга из дома, когда тому был 21 год. Рутенберг перестал интересоваться прошлым отца, когда узнал, что, будучи солдатом, тот нес караул рядом с тем местом, где первые передвижные газовые камеры использовались для массового удушения.
«Я был напуган, -- говорит Рутенберг. – Для меня это зашло слишком далеко».
В 1983 году, после того, как власти Восточной Германии конфисковали его паспорт в ответ на просьбу о разрешении уехать на Запад, Рутенберг решил пересечь другую запретную границу – на еврейские кладбища. Местные власти так буквально и говорили ему, что это «иностранная территория», когда он стал выяснять подробности о местечке Аберсвальд.
«Еврейская история была табу», -- говорит он, поскольку евреев в Восточной Германии считали капиталистами, плохими парнями.
Четыре года спустя, в пыльной лавочке Восточного Берлина Рутенберг нашел, как он говорит, свою «золотую книгу»: перечень городов Германии 1914 года с указанием численности населения, разделенного по религиозному признаку. На картах городов, где были еврейские общины, он увидел крошечную буковку «L», обозначающую еврейское кладбище.
«Я думаю, что буквой L обозначается слово Lebenshaus – «дом жизни», -- говорит Нирит Бен-Йосеф, израильтянка, друг Рутенберга, профессиональный экскурсовод и историк-любитель, которая прожила 20 лет в Берлине. – На иврите кладбище называется Бейт а-Хаим - дом жизни».
Рутенберг стал посещать кладбища со своим младшим сыном Йонасом, который родился в 1985 году. «Мы гуляли вокруг с палками», надеясь обнаружить надгробные камни под землей и опавшими листьями».
В 1994 году Рутенберг совместно с профессором еврейских исследований Майклом Броком и фотографом-кинематографистом Кай Уве Шуленбург издали справочник, в который вошли названия 300 кладбищ.
По оценкам Рутенберга, лишь малая доля кладбищ, которые он осматривал, подлежат восстановлению.
На некоторых из них нацистские оккупанты сбрасывали мусор в годы войны», -- рассказал раввин Андреас Нахама, директор Института по связи Холокоста и толерантности имени Ландера при Туро-колледже в Берлине.
«Однако бывало и иначе: в некоторых местах не осталось никого, кто мог бы позаботиться об этих кладбищах, -- сказал историк Нахама. – Часто о них забывали, а позже разрушали».
Заброшенные кладбища стали источником материала для каменотесов, -- говорит Рутенберг, вспоминая кладбище, на котором два года назад было 10 камней. – А когда я приехал туда несколько месяцев назад, все они исчезли».
К настоящему моменту Рутенберг сделал оттиски 60 памятников. Бен-Йосеф переводит надписи.
«Если я нахожу камень под землей, то по-настоящему счастлив, -- рассказал Рутенберг во время своей недавней поездки в Польшу. – У меня возникает такое чувство, как будто я спас семью. Ведь все были забыты».
Во многих местах кладбище является последним следом уничтоженных европейских еврейских общин.
Кроме того, они находятся ближе всего к еврейским святым местам, -- говорит Фил Кармель, директор новой онлайновой базы данных еврейских кладбищ в Европе под названием «Ло Тишках» (на иврите - «Не забывай»). Этим проектом руководит Конференция европейских раввинов, а финансирует его Конференция по материальным претензиям евреев к Германии.
Веб-сайт этой базы данных содержит информацию о состоянии 4.000 кладбищ, планируется, что в конечном итоге он будет содержать сведения по 10.000 кладбищ.
Существуют и другие подобные программы, включая проект сохранения еврейских кладбищ в Международной ассоциации еврейских генеалогических обществ и База данных о еврейских кладбищах, которая содержит информацию о 34 еврейских кладбищах Германии и описание около 20.000 отдельных камней.
Эти проекты раскрывают разнообразие еврейской жизни, которая была разрушена. В Германии люди, подобные Рутенбергу, уже немало исходили в поисках заброшенных могил.
Есть и другие. Эрнест Шаэл, механик на пенсии, который потратил 20 лет на восстановление еврейского кладбища в Лаупхайме в бывшей Западной Германии. Клаус-Дитер Эмке уговорил своих соседей вернуть надгробные памятники, которые они вывезли с еврейского кладбища Гуте-Орт близ Нидерхофа в бывшей Восточной Германии.
Такие люди «старались сохранить память о том, что было важно для еврейских общин», -- говорит Артур Обермайер, который наградил премией германско-еврейской истории Эмке и Шаэля. – В Германии кладбища находятся в лучшем состоянии, чем в других странах Восточной Европы, благодаря заботе немцев».
«Иногда у местных нееврейских организаций есть больше возможностей охранять и заботиться о таких местах, -- сказал раввин Эндрю Бейкер, директор по международным еврейским делам Американского еврейского комитета и член совета Конференции по претензиям. Он рассказал, что сталкивался с ситуациями, «когда городской историк или школьная группа, изучая историю еврейской общины, решают взять на себя заботу о кладбище».
«Ло Тишках» надеется вдохновить тех, кто корнями связан с Европой, поддержать местную инициативу.
Рутенберг, который квалифицирует себя немецким термином, означающим «служащий памяти», зарабатывает на свою деятельность в небольшой художественной галерее в бывшем Восточном Берлине.
Сегодня он сидит с картой в руке рядом с 46-летней Бен-Йосеф, которая ведет автомобиль через Бранденбург в Польшу. Ее фургончик проезжает мимо опустевших пограничных постов и мчится дальше по мокрым дорогам. Солнце украдкой выглядывает из-за быстро несущихся облаков.
В деревне Седыньи узкие улочки вьются вверх по холму мимо старых фермерских домов и потрескавшихся кирпичных стен. На высоком склоне, обращенные на окрестную долину, стоит несколько надгробных камней, любовно отреставрированных, но смотрят они не в ту сторону.
На расстоянии нескольких километров, проехав мимо низких холмов с березами, можно увидеть еще одно кладбище, оно отмечено мемориальной доской. Оно лежит за стеной, окружающей город Морин. Бен-Йосеф пробирается между оградой и деревом и сдирает цепкие плети травы с камня, пытаясь прочитать имена.
В городе Мейсковице куры важно разгуливают и кудахчут во дворах, оставляя замысловатые следы на мокрой грязи.
Рутенберг говорит, что «это типичное кладбище, которое после войны использовалось под сад. Здесь практически ничего не осталось».
Рядом мужчина копает землю в поисках картошки.
Неподалеку в Болешковице знак, установленный между деревнями, указывает на лесное кладбище. Каменная стена отделяет участок. Надгробные камни лежат далеко друг от друга, мягкая земля вокруг вся разрыта – возможно, дикими кабанами, -- говорит Рутенберг.
Он встает на колени рядом с упавшим камнем. Следы позолоты видны в прорези ивритской буквы. Лишь шуршание шагов по сухим листьям и чириканье птиц нарушают тишину.
JTA
Post Reply