Евреи, с д е л а в ш и е Давида Бонгарца - Гаррета (ч.1)

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

Евреи, с д е л а в ш и е Давида Бонгарца - Гаррета (ч.1)

Post by Лев Гавартин »

Евреи, с д е л а в ш и е Давида Бонгарца – Гаррета

Дополнение к очерку о Давиде Гаррете
Часть 1
Шесть музыкальных гениев нашего времени, сыгравших в жизни и творчестве Давида решающую роль, представлены в очерке как лучшие в мире педагоги, соисполнители, дирижеры оркестров – легенд и, наконец, его кумир. Представлены лишь именами. Показалось интересным написать о них подробнее, тем более, что за каждым из них стоит плеяда скрипачей – виртуозов и знаменитых педагогов.

Преподаватели

Захар Брон
Способному мальчику нашли лучшего из возможных учителей – профессора Кёльнской консерватории легендарного скрипичного педагога Захара Нухимовича
Брона.

Захар родился в 1947 году в г. Уральск в семье эвакуированных из Бессарабского местечка. Учился скрипичному мастерству в Одессе в школе Столярского в классе Артура Зисермана, затем в Москве в училище Гнесиных в классе Бориса Гольдштейна и Московской консерватории в классе Игоря Ойстраха.
Успешно участвовал в значительных международных конкурсах.
Основные достижения Брона связаны с его педагогической деятельностью, начавшейся в Новосибирской консерватории.
Одним из первых учеников Брона был Вадим Репин, победитель международных конкурсов.
В 1989 году Захар Брон с семьей и несколькими выдающимися учениками переезжает в Германию, где продолжает свою уникальную педагогическую деятельность в качестве профессора Кёльнской консерватории. Одним из первых его немецких учеников и стал Давид Гаррет.
Захар Брон работает главным образом в Западной Европе, а также в Японии. Он является профессором Королевских академий Лондона и Мадрида, консерваторий Цюриха, Роттердама, почётным профессором консерваторий Японии, Польши, Болгарии.
Имя Захара Брона для специалистов звучит как выстрел: на конкурсах каждый из его учеников – как приговор всем остальным.
Более 100 (!) раз его ученики становились победителями крупнейших международных конкурсов, многие из которых стали живыми легендами.
Захар Брон – это не просто школа, это явление, целая эпоха в музыкальной педагогике.
Очень тёплый и квалифицированный анализ деятельности
Захара Брона опубликовала «Еврейская Газета» - Январь 2008 г. в статье, посвященной его 60-летию.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист России (2001) , кавалер ордена « За заслуги перед ФРГ»

Исаак Перельман
В Нью – Йорке в знаменитой Джульярдской школе Давид учился у Исаака
Перельмана
.
Исаак (Ицхак) родился в 1945 году в Яффо (Тель – Авив) в семье эмигрантов из Польши.
Мальчик рос в условиях высокой музыкальной культуры. В этой связи интересна история создания симфонического оркестра филармонии в Палестине. В 1936 году Бронислав Губерман, гениальный скрипач и музыкант, принятый и восхваляемый на концертных эстрадах всего мира, в подмандатной Палестине создает филармонический оркестр, в состав которого входят лучшие музыканты Европы, в основном, беженцы из Германии.
На призыв Губермана откликнулись ведущие музыканты лучших оркестров стран Европы и даже США. Привлекла их в оркестр дерзость поставленной задачи. Это был вызов – оркестр в Палестине был задуман как коллектив высочайшего европейского класса. Приехал и Артуро Тосканини - один из трех кумиров Давида Гаррета - , чтобы бесплатно дирижировать только что созданным оркестром. Первым солистом был один из благороднейших людей, срипач Адольф
Буш, немец, покинувший Германию в знак протеста против антисемитизма нацистов.
В первом составе оркестра было девятнадцать концертмейстеров различных европейских оркестров.
Но вернемся к Перельману. Исаак заинтересовался скрипкой, услышав концерт классической музыки по радио.
Он учился в музыкальной школе при «Консерватории Шуламит» и Тель – Авивской академии музыки. Исключительные успехи, несмотря на то, что он всегда вынужден пользоваться костылями и играть сидя, позволили Перельману рано начать концертную деятельность.
Даже не достигнув десятилетнего возраста, он стал выступать с концертами по израильскому радио. Появление на американском телевидении обеспечило ему финансовую поддержку обучения в Америке. Так, в 1959 году Исаак поступает в Джульярдскую школу. В 1963 году состоялся успешный дебют в Корнеги - холле. Завоевав первую премию на конкурсе, Исаак получил право выступить с оркестром Нью – Йоркской филармонии.
Играет выдающийся музыкант на скрипке Страдивари 1714 г. г
Следом прошла серия концертов Перельмана, в том числе с
Израильским филармоническим оркестром (ИФО). Это творческое сотрудничество выдающегося скрипача с израильским оркестром продолжилось на долгие годы.
Он с ИФО в разных странах, включая СССР и даже Индию и Китай.
Гастрольная поездка по СССР подтолкнула знаменитого скрипача к замечательному искусству его предков – клезмеров.
Так появилась на свет запись концертной программы
Перельмана, в которой совершенно по-новому прозвучали обработки знаменитых еврейских мелодий, включая «А идише маме».
Охотно он играет и джазовые пьесы.
Параллельно с многочисленными и успешными гастролями
Перельман преподает на музыкальном факультете Бруклинского колледжа и в Джульярдской школе, которая в своё время воспитала его, а он, в свою очередь, Давида Гаррета.
Известный американский кинодокументалист создал фильм об
Исааке Перельмане.
Возможно, разносторонние музыкальные интересы Исаака
Перельмана, как впрочем, и другого педагога – Исаака Штерна, повлияли на формирование Давида Гаррета как рок звезды классики.

Исаак Штерн
Закончил образование с лучшими в мире педагогами, включая Исаака Штерна в той же Джульярдской школе. Исаак Штерн отзывался о Давиде Гаррете: он один из талантливейших 14 - летних скрипачей, которых я слышал.

Исаак родился в 1920 году на Украине. Родители эмигрировали в Америку с десятимесячным сыном.
Первые уроки музыки получил от матери пианистки.
В отличие от многих других звезд, Исаак к скрипке пришел довольно поздно, но его талант быстро развивался.
Заниматься скрипкой он начал в консерватории Сан – Франциско по классу известного педагога Давида Блиндера, которого он боготворил за его педагогическую систему. Он никогда не указывал как надо играть, говорил
только как не надо, а, следовательно, вынуждал искать соответствующие выразительные средства и приёмы.
По словам самого Штерна он развивался нормально, постепенно, отнюдь не как вундеркинд, хотя и дебютировал с оркестром уже в 11 лет, сыграв со своим учителем двойной концерт Баха.
Первый сольный концерт он дал в 15 лет. Далее карьера Штерна пошла по нарастающей. Критики любят писать, что Штерн предпочитал инструментам Страдивари с их прозрачным «медовым» звуком скрипку Гварнери, звучащую более приглушенно и менее эффектно.
После триумфа в Корнеги – холле Штерна осаждают импрессарио, он развивает грандиозную концертную деятельность, исполняя до 90 концертов в год, совершая турне по всем странам и континентам.
Искусству Штерна в высшей степени свойственно чувство современности. В своей работе над классикой он шел против течения. Он прославился как непревзойдённый интерпретатор Баха, сорвавший с музыки великого немца романтическую мишуру. Штерн был не просто звезда и виртуоз, а мыслитель, музыкант – просветитель с развитым чувством общественной активности. В войну он совершает многочисленные поездки по американским военным базам Тихого океана и даёт концерты в войсках.
В качестве культурного посла США в мире, Исаак Штерн стал одним из первых ( после Иегуди Менухина ) американским деятелем культуры, который посетил с концертами СССР, на два года опередив начало программы культурного обмена.
Когда в 1960 году властями планировалось снести Корнеги – холл, маэстро создал общественный комитет в защиту легендарного зала. Добившись отказа от сноса, возглавлял Совет Корнеги – холла более 30 лет.
В легенду вошел концерт Исаака Штерна с ИФО в память жертв шестидневной войны в Израиле. Он выступил на вершине Масличной горы в Иерусалиме.
.По инициативе Исаака Штерна, при его солидной финансовой поддержке в Иерусалиме был организован Американо – израильский культурный центр, в котором получило «путевку в жизнь» немало израильских музыкантов.
Современность творчества Штерна проявилась и в работе над музыкой к фильмам Он поддерживал молодых музыкантов, в частности, уже знакомых нам Исаака Перельмана и Давида Гаррета.
В автобиографической книге «Мои первые 79 лет» Исаак Штерн отмечает влияние, которое на него, как на скрипача, оказал Натан Мильштейн.
Кстати, он же назван и среди кумиров Гаррета.
Коллеги отмечают, что Штерн является примером невероятной честности в музыке и жизни.
Исаак Штерн ушел из жизни 22 сентября 2001 года.

( Продолжение – части 2и3- следует )

Лев Гавартин 25. июля 2010 года
Post Reply