Поездки в Германию евреев, подвергавшихся преследованиям

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Поездки в Германию евреев, подвергавшихся преследованиям

Post by Архивариус »

Прекращены поездки в Германию евреев, подвергавшихся преследованиям
Тоби Аксельрод


БЕРЛИН (JTA) – Йоханан Азриэль стоял на углу Фридрихштрассе и Франзойзичерштрассе в Берлине на прошлой неделе рядом с небольшой бронзовой доской, недавно вмонтированной в тротуар. На ней было имя его отца: Дависко Азриэль, родился в 1882 году, депортирован 26 января 1942 года, убит в Риге.
«Я приехал сюда сегодня, -- говорит 85-летний Азриэль, -- чтобы оставить в прошлом горечь моей семьи».
Азриэль, который сейчас живет в Хайфе, входил в последнюю официальную делегацию бывших берлинских евреев, которых должен был принимать город в рамках программы, состоящей в том, чтобы спонсировать им поездки в их родной город. Сейчас, когда число переживших Холокост непрерывно уменьшается, Пригласительная программа для бывших граждан Берлина, подвергавшихся гонениям, подошла к концу. На прошлой неделе состоялся последний визит.
Большинство программ посещений, начавшихся в 1960-е годы в германских крупных и небольших городах, уже закрылось. Только гамбургская еще действует.
Окончание этих программ – веха для поколения выживших в Холокосте.
15.000 бывших берлинцев – плюс такое же число членов их семей – были приглашены посетить свой родной город за счет налогоплательщиков. В большинстве это евреи, и в основном из Соединенных Штатов, Израиля, Канады, Англии и Южной Америки. Примерно 120 визитеров, приехавших в этом году, встретились с политиками и еврейскими лидерами, посетили синагоги и семейные могилы, некоторые нашли свои прежние дома.
На прошлой неделе кузены Герд и Фред Фридберги, родившиеся в Берлине в 1936 году, вошли со своими американскими женами в подъезд дома номер 16 по Раумерштрассе - последний адрес семьи Герд до бегства в Шанхай в 1939 году. Соседи выглядывали из окон с нескрываемым любопытством.
Приезд сюда из Калифорнии был для нас душевным испытанием, -- говорит Герд Фридберг. Его дети жалуются, что он очень мало рассказывает о своем прошлом. Он считает, что сам мало знает о нем.
Раввин Шломо Якобовиц, 78-летний житель Торонто, приехал с женой Вильмой. Они побывали в синагоге, где его отец Юлиус служил раввином до того, как семья бежала в Англию.
«В один из дней директор школы вошел в наш класс и сказал: ‘Герр Якобовиц, Jude raus’ – еврей вон! -- вспоминает Якобовиц. – Мне было 6 лет, я не понимал, что происходит. Я просто пошел домой».
Рудигер Немиц, координатор берлинской программы, начал сопровождать еврейских приглашенных в 1969 году, когда программа только началась, а он был студентом.
«Когда я вижу перед собой приехавших, я ощущаю настоящую печаль, -- сказал Немиц. – Одно дело читать книгу о тех временах. Но если видишь кого-то, кто ребенком подвергался гонениям, понять этого не можешь».
Приезд бывших еврейских жителей в небольшой городок Вайден в 1988 году «был очень эмоциональным событием», -- говорит Михаэль Бреннер, профессор еврейской истории и культуры в Университете Людвига-Максимилиана Мюнхена.
«Все знали друг друга, и они снова встретились, -- говорит 45-летний Бреннер, который участвовал в организации этого визита. – Это было настоящим событием в городе. О нем писали газеты и, конечно, здесь оказались бывшие соседи и люди, которые их видеть не хотели, и тогда еще были живы старые нацисты».
Один из гостей «хотел поблагодарить соседей, которые помогли ему собраться в эмиграцию. Но хотел он найти и других соседей», которые грубо открыли его чемодан.
«В конце он решил не связываться, -- вспоминает Бреннер, тоже еврей. – Но он говорил себе: ‘Я хочу показать тому человеку, что я вернулся, и напомнить ему о том, что он сделал’».
Эмоции могут перехлестывать, но достаточно положить руку кому-то на плечо и «показать, что мы им сопереживаем, показать, что они не одиноки в своей печали, -- говорит Карола Майнхардт, организатор программы в Гамбурге. Она надеется, что программа будет больше ориентирована на молодое поколение.
В Берлине мэр Клаус Воверейт сказал, что вскоре должно быть принято решение о том, как перестроить эту программу теперь, когда пережившие Холокост больше не приезжают.
«Возможность говорить с этими людьми так волнует, она так важна!», -- говорит он.
«До тех пор, пока будут выжившие в Холокосте, желающие приехать, программа будет продолжаться, -- сказала корреспонденту JTA Лала Сусскинд, президент еврейской общины Берлина.
На самом деле, -- говорит Немиц, те, кто хочет приехать сюда впервые, будут приглашены, но уже не в группе.
Свое тяжелое прошлое Азриэль нередко видел во сне.
«В моем нынешнем возрасте – 85 лет каждую ночь, ложась спать, я думаю о моих родных, -- говорит он. – Не о моей нынешней семье – я думаю о родителях, о дедушках и бабушках, которые остались в прошлом».
Когда Азриэлю было 14 лет, родители привезли его на берлинскую железнодорожную станцию Anhalter Bahnhof. Там он видел их в последний раз. Его отец был убит в Риге, его мать погибла в Освенциме.
Азриэль бежал в Данию, а потом добрался до Палестины, где вступил в британскую армию и прослужил в ней четыре года. После войны он женился на Агнес Баш, венгерской еврейке, выжившей в Освенциме, у них трое детей.
Как и многие другие выжившие, Азриэль практически молчал о Холокосте многие десятилетия. Но сейчас, говорит он, «наше поколение старается сделать так, чтобы это не было забыто».
Мемориальный «камень преткновения», который Азриэль установил своему отцу в Берлине – это один способ, памятник матери на кладбище Вайссенсе – другой. Он также делится своими воспоминаниями о нацистской Германии с внуками, двое из которых приехали в Берлин вместе с ним. Приехали и две дочери.
«Он ничего не мог с собой поделать – у него очень горькие воспоминания, -- говорит о дедушке его внучка, 26-летняя Дана Коэн из Хайфы во время этой поездки в Берлин. – Но он также восхищался и всем новым. Думаю, для него это будет вечное ощущение: Германия - красивая и современная. Но у этого впечатления всегда будет горький привкус».
Другой внук Азриэля, бывший с ним в этой поездке, -- 13-летний Эйтан Сондак из Чикаго сказал: «Я буду рассказывать эту истороию своим детям и внукам».
Post Reply