Евреи в Казахстане
Posted: Fri Dec 26, 2008 10:56 pm
В Казахстане евреи проезжают многие километры, чтобы создать общину
Майкл Джордан
АСТАНА, Казахстан (JTA) – Дина Иткина не может вспомнить, сколько раз ей приходилось преодолевать расстояние в сотни километров, чтобы попасть на еврейское мероприятие. Но один раз ярко врезался в память этой молодой еврейской активистки - поездка в соседний Узбекистан.
Семь лет назад в возрасте 17 лет Иткина выехала из родного Кокчетава, чтобы спустя тридцать часов езды через необъятные долины добраться до самого большого города страны – Алма-Аты. Там она встретилась с парой десятков молодых еврейских лидеров со всей страны, включая пару, которая более двух суток провела в поезде, путешествуя с западного берега Каспийского моря. Все вместе они пересели в другой поезд и через 12 часов были на юге страны, в Чимкенте. Оттуда час на автобусе до границы, пешком через погранконтроль и еще час на автобусе – до Ташкента, столицы Узбекистана.
После трехдневной конференции - бешеная гонка домой.
«И никто не жаловался, -- говорит, смеясь, Иткина. Ей сейчас уже 24 и она работает директором еврейского общинного центра в этом столичном городе. – Надо жить здесь, чтобы чувствовать расстояния. Но то мероприятие явилось новым опытом, новым переживанием, и подарило новых друзей. И много радости».
Не только еврейская молодежь, с головой погруженная в казахскую культуру ночных железнодорожных переездов, легко переносящая путешествия, которые могут отпугнуть любого, кроме самых твердых выходцев с Запада. Это образ жизни в Казахстане, стране, сравнимой по величине с Западной Европой и в четыре раза превышающей площадь Техаса. Ее население в 15 миллионов человек рассеяно по широкому, в основном пустынному пространству негостеприимных степей.
Евреи составляют 15.000 – 20.000 человек, около половины живут в 13 крупнейших городских центрах, а остальные в более мелких городах и селах.
Такая география сильно осложняет задачу добраться до них и объединить всех евреев, чтобы создать сплоченную общину, затрагивает все аспекты сегодняшней еврейской жизни: благотворительность, религию, образование, праздники, торжества, лагеря, семинары и конференции. Наступление еще одной суровой зимы, доставка продуктов и медикаментов нуждающимся и пожилым людям – это месяцы головной боли.
Даже израильской посол в Казахстане Ран Ихей говорит, что, будучи ограничен бюджетом, он вынужден жестко планировать поездки, решать, когда ехать и ехать ли вообще. А поскольку из соображений безопасности ему запрещено путешествовать на поездах, он вынужден каждый раз покупать по два билета на довольно дорогие внутренние авиарейсы – для себя и своего телохранителя.
Личные встречи чрезвычайно важны, и казахские еврейские организации обязаны быть очень расчетливыми.
«Это как в бизнесе: ты хочешь получить максимум от своих инвестиций», -- говорит главный раввин Казахстана, 37-летний ХАБАДник, живущий в Алма-Ате последние 14 лет.
«Это очень трудно, ведь хочется быть полезным каждому еврею, -- говорит Коэн, один из пяти раввинов страны. – Ты проводишь седер в одном городе, и тут же другой город тоже хочет седер. Приходится быть разборчивым. Порой интерес в городе с 1.000 евреев не так велик, как в поселке, где живут всего два еврея».
В той же мере, в какой вызовом были необъятные просторы Казахстана, непростой является и задача объединения евреев.
В отличие от уникальных исторических общин бывшего Советского Союза – евреев штетлов на Украине, литваков Литвы, бухарских евреев Узбекистана или горских евреев Азербайджана – евреи Казахстана приехали сюда из самых разных мест. И редко кто добровольно.
Начиная с 1930-х годов, евреи были среди миллионов репрессированных, которых Иосиф Сталин свозил в Казахстан, южный фланг его страшной сети концентрационных лагерей – ГУЛАГа. Многие были депортированы сюда как ссыльные, которым разрешалось жить лишь в определенных деревнях.
Другая волна евреев вскоре прибыла в эту вторую по величине советскую республику во время Второй мировой войны. Их эвакуировали с Западного фронта, с Украины и Белоруссии, территорий, которые нацисты методично очищали от евреев.
Оторванные от своих родных и общин – и под давлением репрессий – многие евреи ассимилировались, вступали в смешанные браки, как нигде в Советском Союзе.
После того, как Казахстан получил независимость в 1991 году, 75.000 евреев эмигрировали в Израиль, Россию, Германию и другие страны.
Еще 30.000, возможно, скрывают свое еврейство или просто живут слишком далеко, чтобы до них добраться, -- говорит Александр Барон, президент Ассоциации еврейских национальных организаций Казахстана – Мицва.
«Мы по сей день встречаем евреев, которые боятся сталинского режима», -- говорит Барон, живущий в Алма-Ате.
Особенно трудно добираться в удаленные районы зимой. Астана, на самом деле, одна из самых холодных столиц мира. Даже в марте, когда в Алма-Ату приходит весна, в Астане еще стоят сильные морозы, дуют сильные ветры и дороги покрыты льдом.
Железнодорожное сообщение в принципе надежное. Экспресс Алма-Ата – Астана, который местные прозвали «испанским поездом», покрывает расстояние между старой и новой столицами за 12 часов. Однако рельсы соединяют лишь крупные города.
В другие края приходится добираться по ухабистым дорогам в одну полосу, прорезающим длинные снежные сугробы, покрытые льдом и обдуваемые сильными ветрами. Во многих деревнях щебёночно-асфальтовое покрытие быстро превращается в грязные немощеные проселочные дороги.
Чтобы обеспечить продуктами и благотворительной помощью всех нуждающихся, Американскому еврейскому объединенному распределительному комитету (Джойнт) пришлось открыть 13 отдельных офисов Хеседа по всей стране. Теплые, скромные конторы, обычно расположенные в ветхих жилых домах, прошлой зимой обслуживали евреев в 160 городках и поселках.
У Джойнта также есть шесть «Хесед-мобилей» -- фургонов, которые доставляют месячные порции еды, медикаментов, одежды и газет клиентам из отдаленных общин, до некоторых из них приходится ехать почти четыре часа. «Хесед-мобиль» в Алма-Ате, -- говорит Барон, -- отвечает за обслуживание 40 провинциальных деревень. Водитель, социальный работник и медик отправляются в экспедицию на три дня, за которые они покрывают около 1.600 километров и навещают 15 деревень. Вернувшись в Алма-Ату, они загружают фургон и снова – в трехдневный рейс.
Эти миссии доставляют не просто средства к существованию. В Караганде, третьем городе страны, водитель «Хесед-мобиля» говорит, что его фургон – это дорога жизни для тех, кто живет практически в полной изоляции.
«Это одинокие люди, и они, разумеется, счастливы, зная, что кто-то о них заботится, -- говорит 55-летний Леонид. – Они никогда не дают мне уйти без чая или еще чего-нибудь».
ХАБАД сам запустил свой «Мицва-танк» в 1999 году, «синагогу на колесах», которая объезжает полдюжины городов и проводит там по одному-два дня, -- говорит раввин Йехуда Кубалкин, религиозный лидер Астаны.
С тех пор движение опирается в основном на молодых, энергичных студентов йешив, которые приезжают сюда из Израиля на Осенние праздники и колесят по всей стране. ХАБАД также активно распространяет свои газеты, мацу и даже кошерное мясо (в холодильных вагонах) по специальным случаям, -- говорит Коэн.
Здесь действуют по принципу «если организуешь, они придут»: В июне в Караганде прошел четвертый ежегодный фестиваль для еврейской молодежи из Средней Азии и России.
Евреи, живущие не слишком далеко, посещают четыре действующие синагоги Казахстана. К примеру, накануне Пурима Караганда отправила автобус с 40 евреями, в основном пожилыми и детьми, на праздник в синагогу Кубальника в Астану. Четыре часа они ехали в одну сторону, потом праздновали и в тот же день вернулись домой.
И даже раввинам не чуждо ощущение изолированности. В только что построенную синагогу в Усть-Каменогорске в прошлом году приехал эмиссар ХАБАДа, чтобы наладить там работу. Но как рассказали Коэн и Кубальник, он продержался всего несколько месяцев – не смог выдержать того, что до ближайших коллег в Алма-Ате или Астане ему приходилось целую ночь ехать на поезде или два часа лететь на самолете.
Расстояния также представляют проблему, когда речь заходит о поддержке еврейского образования. В Караганде еврейский педагог Александр Абрамович дважды в год встречается с коллегами из Казахстана на семинарах «Научи учителя», которые ведут израильские эксперты. Учителя используют полученные знания на своих уроках.
Абрамович разрабатывает курс заочного обучения по Интернету, который, как он надеется, привлечет к занятиям новых евреев.
«Это ‘традиционная цепь’, когда еврейская традиция передается от человека к человеку, которую мы пытаемся воссоздать здесь», -- говорит он.
И, тем не менее, евреи Казахстана верны своему образу жизни – и расстояниям.
«Это ведь так просто, -- говорит Иткина, молодая активистка и общинный работник. – Не важно, большая страна или маленькая; если кто-то действительно хочет что-то сделать, он сделает».
Майкл Джордан
АСТАНА, Казахстан (JTA) – Дина Иткина не может вспомнить, сколько раз ей приходилось преодолевать расстояние в сотни километров, чтобы попасть на еврейское мероприятие. Но один раз ярко врезался в память этой молодой еврейской активистки - поездка в соседний Узбекистан.
Семь лет назад в возрасте 17 лет Иткина выехала из родного Кокчетава, чтобы спустя тридцать часов езды через необъятные долины добраться до самого большого города страны – Алма-Аты. Там она встретилась с парой десятков молодых еврейских лидеров со всей страны, включая пару, которая более двух суток провела в поезде, путешествуя с западного берега Каспийского моря. Все вместе они пересели в другой поезд и через 12 часов были на юге страны, в Чимкенте. Оттуда час на автобусе до границы, пешком через погранконтроль и еще час на автобусе – до Ташкента, столицы Узбекистана.
После трехдневной конференции - бешеная гонка домой.
«И никто не жаловался, -- говорит, смеясь, Иткина. Ей сейчас уже 24 и она работает директором еврейского общинного центра в этом столичном городе. – Надо жить здесь, чтобы чувствовать расстояния. Но то мероприятие явилось новым опытом, новым переживанием, и подарило новых друзей. И много радости».
Не только еврейская молодежь, с головой погруженная в казахскую культуру ночных железнодорожных переездов, легко переносящая путешествия, которые могут отпугнуть любого, кроме самых твердых выходцев с Запада. Это образ жизни в Казахстане, стране, сравнимой по величине с Западной Европой и в четыре раза превышающей площадь Техаса. Ее население в 15 миллионов человек рассеяно по широкому, в основном пустынному пространству негостеприимных степей.
Евреи составляют 15.000 – 20.000 человек, около половины живут в 13 крупнейших городских центрах, а остальные в более мелких городах и селах.
Такая география сильно осложняет задачу добраться до них и объединить всех евреев, чтобы создать сплоченную общину, затрагивает все аспекты сегодняшней еврейской жизни: благотворительность, религию, образование, праздники, торжества, лагеря, семинары и конференции. Наступление еще одной суровой зимы, доставка продуктов и медикаментов нуждающимся и пожилым людям – это месяцы головной боли.
Даже израильской посол в Казахстане Ран Ихей говорит, что, будучи ограничен бюджетом, он вынужден жестко планировать поездки, решать, когда ехать и ехать ли вообще. А поскольку из соображений безопасности ему запрещено путешествовать на поездах, он вынужден каждый раз покупать по два билета на довольно дорогие внутренние авиарейсы – для себя и своего телохранителя.
Личные встречи чрезвычайно важны, и казахские еврейские организации обязаны быть очень расчетливыми.
«Это как в бизнесе: ты хочешь получить максимум от своих инвестиций», -- говорит главный раввин Казахстана, 37-летний ХАБАДник, живущий в Алма-Ате последние 14 лет.
«Это очень трудно, ведь хочется быть полезным каждому еврею, -- говорит Коэн, один из пяти раввинов страны. – Ты проводишь седер в одном городе, и тут же другой город тоже хочет седер. Приходится быть разборчивым. Порой интерес в городе с 1.000 евреев не так велик, как в поселке, где живут всего два еврея».
В той же мере, в какой вызовом были необъятные просторы Казахстана, непростой является и задача объединения евреев.
В отличие от уникальных исторических общин бывшего Советского Союза – евреев штетлов на Украине, литваков Литвы, бухарских евреев Узбекистана или горских евреев Азербайджана – евреи Казахстана приехали сюда из самых разных мест. И редко кто добровольно.
Начиная с 1930-х годов, евреи были среди миллионов репрессированных, которых Иосиф Сталин свозил в Казахстан, южный фланг его страшной сети концентрационных лагерей – ГУЛАГа. Многие были депортированы сюда как ссыльные, которым разрешалось жить лишь в определенных деревнях.
Другая волна евреев вскоре прибыла в эту вторую по величине советскую республику во время Второй мировой войны. Их эвакуировали с Западного фронта, с Украины и Белоруссии, территорий, которые нацисты методично очищали от евреев.
Оторванные от своих родных и общин – и под давлением репрессий – многие евреи ассимилировались, вступали в смешанные браки, как нигде в Советском Союзе.
После того, как Казахстан получил независимость в 1991 году, 75.000 евреев эмигрировали в Израиль, Россию, Германию и другие страны.
Еще 30.000, возможно, скрывают свое еврейство или просто живут слишком далеко, чтобы до них добраться, -- говорит Александр Барон, президент Ассоциации еврейских национальных организаций Казахстана – Мицва.
«Мы по сей день встречаем евреев, которые боятся сталинского режима», -- говорит Барон, живущий в Алма-Ате.
Особенно трудно добираться в удаленные районы зимой. Астана, на самом деле, одна из самых холодных столиц мира. Даже в марте, когда в Алма-Ату приходит весна, в Астане еще стоят сильные морозы, дуют сильные ветры и дороги покрыты льдом.
Железнодорожное сообщение в принципе надежное. Экспресс Алма-Ата – Астана, который местные прозвали «испанским поездом», покрывает расстояние между старой и новой столицами за 12 часов. Однако рельсы соединяют лишь крупные города.
В другие края приходится добираться по ухабистым дорогам в одну полосу, прорезающим длинные снежные сугробы, покрытые льдом и обдуваемые сильными ветрами. Во многих деревнях щебёночно-асфальтовое покрытие быстро превращается в грязные немощеные проселочные дороги.
Чтобы обеспечить продуктами и благотворительной помощью всех нуждающихся, Американскому еврейскому объединенному распределительному комитету (Джойнт) пришлось открыть 13 отдельных офисов Хеседа по всей стране. Теплые, скромные конторы, обычно расположенные в ветхих жилых домах, прошлой зимой обслуживали евреев в 160 городках и поселках.
У Джойнта также есть шесть «Хесед-мобилей» -- фургонов, которые доставляют месячные порции еды, медикаментов, одежды и газет клиентам из отдаленных общин, до некоторых из них приходится ехать почти четыре часа. «Хесед-мобиль» в Алма-Ате, -- говорит Барон, -- отвечает за обслуживание 40 провинциальных деревень. Водитель, социальный работник и медик отправляются в экспедицию на три дня, за которые они покрывают около 1.600 километров и навещают 15 деревень. Вернувшись в Алма-Ату, они загружают фургон и снова – в трехдневный рейс.
Эти миссии доставляют не просто средства к существованию. В Караганде, третьем городе страны, водитель «Хесед-мобиля» говорит, что его фургон – это дорога жизни для тех, кто живет практически в полной изоляции.
«Это одинокие люди, и они, разумеется, счастливы, зная, что кто-то о них заботится, -- говорит 55-летний Леонид. – Они никогда не дают мне уйти без чая или еще чего-нибудь».
ХАБАД сам запустил свой «Мицва-танк» в 1999 году, «синагогу на колесах», которая объезжает полдюжины городов и проводит там по одному-два дня, -- говорит раввин Йехуда Кубалкин, религиозный лидер Астаны.
С тех пор движение опирается в основном на молодых, энергичных студентов йешив, которые приезжают сюда из Израиля на Осенние праздники и колесят по всей стране. ХАБАД также активно распространяет свои газеты, мацу и даже кошерное мясо (в холодильных вагонах) по специальным случаям, -- говорит Коэн.
Здесь действуют по принципу «если организуешь, они придут»: В июне в Караганде прошел четвертый ежегодный фестиваль для еврейской молодежи из Средней Азии и России.
Евреи, живущие не слишком далеко, посещают четыре действующие синагоги Казахстана. К примеру, накануне Пурима Караганда отправила автобус с 40 евреями, в основном пожилыми и детьми, на праздник в синагогу Кубальника в Астану. Четыре часа они ехали в одну сторону, потом праздновали и в тот же день вернулись домой.
И даже раввинам не чуждо ощущение изолированности. В только что построенную синагогу в Усть-Каменогорске в прошлом году приехал эмиссар ХАБАДа, чтобы наладить там работу. Но как рассказали Коэн и Кубальник, он продержался всего несколько месяцев – не смог выдержать того, что до ближайших коллег в Алма-Ате или Астане ему приходилось целую ночь ехать на поезде или два часа лететь на самолете.
Расстояния также представляют проблему, когда речь заходит о поддержке еврейского образования. В Караганде еврейский педагог Александр Абрамович дважды в год встречается с коллегами из Казахстана на семинарах «Научи учителя», которые ведут израильские эксперты. Учителя используют полученные знания на своих уроках.
Абрамович разрабатывает курс заочного обучения по Интернету, который, как он надеется, привлечет к занятиям новых евреев.
«Это ‘традиционная цепь’, когда еврейская традиция передается от человека к человеку, которую мы пытаемся воссоздать здесь», -- говорит он.
И, тем не менее, евреи Казахстана верны своему образу жизни – и расстояниям.
«Это ведь так просто, -- говорит Иткина, молодая активистка и общинный работник. – Не важно, большая страна или маленькая; если кто-то действительно хочет что-то сделать, он сделает».