Page 1 of 1

Грузинское еврейское наследие под угрозой войны

Posted: Fri Feb 29, 2008 11:19 pm
by Архивариус
Грузинское еврейское наследие под угрозой войны
Мэтт Сигел


ЦХИНВАЛЕ, Южная Осетия, Грузия (JTA) – Медленно пробираясь по заснеженной дороге через демилитаризованную зону, солдаты шутят над происхождением гостя.
«Сигел? Это как актер Стивен Сигал, верно?» -- спрашивает один из солдат, вооруженный «калашниковым».
Он, похоже, разочарован, хотя и не смущается, когда гость отвечает отрицательно, поясняя, что Сигал, вероятно, не еврейская фамилия.
«Нет, он должен быть евреем, -- отвечает солдат. – Он кажется таким приятным парнем».
Все смеются, а некоторые встают в стойку кон фу. Дальше, вниз по склону холма в призрачном тумане повисает город Цхинвале, как будто и не было никогда последнего десятилетия.
Цхинвале – сокровищница еврейской истории, с покосившимися домиками старого еврейского квартала и его жемчужина, большая синагога 19-го века.
Однако, будучи столицей самопровозглашенной Республики Южная Осетия, Цхинвале представляет собой еще одно сокровище, которое, кажется, готово вновь расколоть этот регион на части.
Южная Осетия -- одна из двух (вторая – Абхазия) сепаратистских провинций Грузии, автономных, но остающихся частью Грузии.
Мораторий на прекращение огня, действующий с 1992 года, помешал Грузии перенести военные действия в Южную Осетию, имеющую квази-автономный статус, будучи зоной конфликта трех сторон: России, Грузии и повстанцев.
Однако из-за того, что Россия, главный патрон повстанцев Южной Осетии, недовольна тем, что Запад признал недавно провозглашенную независимость Косово от Сербии, это положение может вскоре измениться.
Если, как многие здесь считают, действительно начнется война, Цхинвале и остатки богатого еврейского наследия снова окажутся на линии огня.
Министр иностранных дел России Сергей лавров недавно заявил, что Россия может признать независимость сепаратистских провинций Грузии, страны, чье правительство в последние годы откровенно склоняется к Соединенным Штатам прочь от России.
Попытки Грузии втереться в доверие к Западу – она подала заявления на вступление в НАТО и ВТО – осложнили отношения с Россией, ее давним покровителем. В октябре 2006 года четверо россиян были высланы из Грузии за шпионаж. Ответом России стало эмбарго – и в одно мгновение исчезли 70% экспортного рынка страны.
Неожиданное заявление России о возможности признания независимости двух грузинских автономий еще более ожесточили обе стороны: грузинские лидеры сделали заявление, что они-де не допустят потерю провинций.
14 февраля на встрече с представителями Конференции президентов ведущих американских еврейских организаций грузинский президент Михаил Саакашвили сказал, что у его страны «нет ни одного километра земли, которым она могла бы пожертвовать».
В 1989 году бои между этническими осетинами и грузинами начались в Цхинвале. До поры до времени стоявшие там советские войска могли поддерживать некое подобие порядка. Все пошло прахом после падения Советского Союза в 1991 году - тогда Южная Осетия провозгласила независимость, и регион заполыхал гражданской войной.
С холмов, нависающих над Цхинвале, грузинская армия вела по ночам артиллерийский огонь, а днем палили снайперы. Еврейский квартал пострадал больше всего.
Стоя перед своим потрескавшимся жилищем, 69-летняя Соня Гаглоева, осетинка по происхождению, показывает на дома, когда-то принадлежавшие евреям.
«Весь этот район был еврейским, -- говорит она. – И эта улица была еврейской, и та. Все здесь были евреями».
Гаглоева 20 лет проработала в синагоге. Она тепло говорит о своих соседях и с горечью вспоминает обстоятельства их отъезда.
«Они были очень религиозными людьми. Дважды в день приходили молиться в синагогу, -- рассказывает она. – Во время войны им пришлось уехать. Повсюду шла стрельба, гремели взрывы».
Те единичные евреи, которые еще оставались в Цхинвале после распада Советского Союза, тоже все уехали. Кто-то осел в Тбилиси, но многие перебрались в Израиль. В конечном итоге гражданская война довершила то, с чем не справились годы советских репрессий: она выгнала евреев из Цхинвале.
Сегодня повсюду видны шрамы войны. Дома, в которых веками жили соблюдающие евреи – несколько местных осетин и грузин вспоминают, как им платили за розжиг печей в Шабат – практически превратились в руины. Они – убедительное, вмерзшее во время напоминание о причинах бегства евреев.
Когда-то Цхинвале был одним из самых еврейских городов страны. Там даже была ешива, -- рассказывает Гаглоева и другие.
Однако истинная ценность Цхинвале в его исторической связи с еврейской ученостью, в том, что здесь сохранялись, а подчас и формировались еврейские традиции.
В 1891 году ашкеназский раввин по имени Авраам Хволис переехал в Цхинвале из Литвы, где он учился в Слабодкерской ешиве. В Цхинвале Хволис основал школу и синагогу, и преподавал европейскую еврейскую философию грузинским евреям.
При Хволисе еврейская жизнь здесь процветала, и Цхинвале оставался большим общинным центром до начала гражданской войны.
В знак признания вклада покойного раввина грузинское правительство в 2006 году выпустило марку в его честь – первую марку в истории бывшего Советского Союза, посвященную раввину.
Сегодня синагога, основанная Хволисом, стоит заброшенной на пустынной улице, в стене дыра – видимо, от снаряда. Как сказал переводчик, работающий на местное правительство, по воскресеньям в здании синагоги молятся баптисты.
Правительство Грузии занимает бескомпромиссную позицию в отношении Южной Осетии. Саакашвили зявил, что не сможет считать Грузию свободной, пока евреям не разрешат вернуться в синагогу Цхинвале.
Темур Якобашвили, еврей, недавно назначенный на пост министра по реинтеграции, сказал, что его правительство прибегнет к силе, чтобы достичь этой цели, в случае, если Россия признает независимость Южной Осетии.
Если Россия не ограничится разговорами, «у нас не будет другого выхода. -- сказал он. -- Грузины найдут способ вернуть свою территорию другими средствами».
На просьбу уточнить, какие средства он имеет в виду, Якобашвили ответил кратко:
«Военные. Тут не о чем думать. У нас остается лишь один путь».
Независимость Южной Осетии не признана ни одной страной. Но самопровозглашенное правительство в Цхинвале, как это ни странно, связывает свои слабые надежды с Государством Израиль.
«Вы еврей, -- говорит министр информации Ирина Гаглоева заезжему репортеру, – и должны понимать наше положение».
Пока не ясно, осуществит ли Россия свою угрозу и признает Южную Осетию, и действительно ли это приведет к новой войне на пересечении всех дорог – в Цхинвале.
Не смотря на все эти страхи, некоторые местные жители надеются, что в один прекрасный день евреи вернутся домой.
«Я помню, как уезжали евреи, -- говорит Ирина Гаглоева (однофамилица Сони Гаглоевой). – Даст Бог, когда-нибудь они вернутся».
JTA