Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Азад Абрамов: Евреи и еврейская жизнь в Азербайджане

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию
Евреи и еврейская жизнь в Азербайджане

История и современность


Азад Абрамов


Азербайджан в переводе с тюрского языка означает – Страна огней.
Географически Азербайджан рассположен между каспийским морем и кавказскими горами.
В наши дни на территории, носящей историческое название Азербайджан рассположены государство Азербайджан (на севере) и иранская провинция с тем же названием (на юге).
Столицей Азербайджана является город Баку. Этот город является крупнейшим портовым городом на всём побережье каспийского моря и старейшим центром нефтяной промышленности.
Для чёткого представления геополитического рассположения современного государства Азербайджан, прежде всего необходимо обозначить его границы. Итак, на севере Азербайджан граничит с Россией (Дагестан), на северо-западе- с Грузией, на северо-востоке- с Казахстаном, на востоке- с Туркменистаном, на юге- с Ираном и на западе- с Арменией. Кроме того, через территорию Армении Автономная область Нахичивань граничит с Турцией.
Столицей Азербайджана является крупнейший порт на побережье каспийского моря и один из старейших в мире центров нефтяной промышленности город Баку. Общая площадь территории Азербайджана составляет 86.600 квадратных километров. Население азербайджанской республики по данным последней переписи составляет 9.923.000 человек. 95% населения составляют азербайджанцы. Остальную группу населения составляют русские, украинцы, талыши, евреи, курды, аварцы, тюрки-месхетинцы, татары, турки, армяне, грузины и лезгины.

Основной религией является ислам, который здесь получил распространение в VIII в нашей эры с приходом арабских завоевателей. 68% азербайджанцев составляют муссельмане шиитского толка и лишь 32% - суннитского. В советский период исполнение религиозных обрядов, как и в среднеазиатских республиках, официально было запрещено. Большинство азербайджанцев в этое период подверглось секуляризации. После распада советского союза (1991) ислам претерпел здесь возрождение, которое, однако, не привело к радикализации общества. В городе Баку нет многочисленных мичетей; его улицы в большей мере напоминают улицы западного города.

Надо сказать, что история еврейских поселений на территории Азербайджана насчитывает многие столетия.
В настоящее время в Азербайджане проживает окло 30.000 евреев. Живущие в этом регионе евреи сами подразделяют себя на три группы, а именно: на ашкеназских (или европейских) евреев, грузинских евреев и горских евреев (или татов). Последние составляют большую группу, чем первые две группы. По имеющимся у нас источникам, горские евреи проживают в Азербайджане около 3,5 тысяч лет.
Предками горских евреев являются выходцы из Ирана старейшая синагога была найдена в городе Дербент, который прежде являлся так называемыми северными воротами Азербайджана. В настоящее время Дербент являлся вторым по значению городом дагестанской республики и поэтому относится к России.
Горские евреи говорят на диалекте иранского языка, который они называют („джури или джухури“). Себя же горские евреи называют: („джури“), что в переводе с их языка означает евреи. Имеется, однако, и другое обозначение, а именно („таты“). Через многие столетия горским удалось сохранить свою религию, свои обычаи и обряды и свой язык. Вследствие враждебнонастроенного по отношению к евреям населения персии, принявшего к тому времени ислам, миграция горских евреев на север Азербайджана в VII – VIII вв. Н. Э. Усилилась. Горские евреи попали под покровительство тогдашнего правителя хазар – Кагана, который незадолго принял иудаизм (VIII в. Н. Э.). Переселение евреев в этот регион продолжалось вплоть до середины XIII в. Уже в 1254 г. Один фламандский монах по имени Виллем Рубруквис, который путешествовал по восточной части кавказа, сообщал о многочисленных еврейских поселениях в этом регионе. Имеются также многочисленные свидетельства, указывающие на то, что горские евреи имели тесные контакты со своими соплеменниками из стран средиземноморья. Один египетский летописец по имени Тагриберди (1409 – 1470), описывал посещение Каира еврейскими купцами с Кавказа. Вследствие этих контактов кавказские евреи стали получать печатные книги. Некоторые из них были напечатаны в Венеции в конце XVI – начале XVII вв. И вплоть до начала XX в. В городе Куба были сохранены. По-видимому вместе с этими книгами, распространился здесь, а затем и укоренился, между евреями сефардский Носсах (летургический образ жизни. Он сохраняется и по сей день.

Обычными занятиями евреев были: земледелие, рыболовство, табакаводство, виноделие, кожевенное ремесло, а таокже производство морены. Немногочисленные группы евреев становились состоятельными купцами, которые торговали коврами и тканями.

В начале XIX в. Территории северного Азербайдажана были присоединены к России. С этого времени Мнгие евреи стали переселятся из деревень в города и прежде всего в Баку, потому что звесь начинался нефтяной бум.

Прежде, чтобы выучиться на равинов, ездили евреи в Ирак, Иран или в Эрец Израиль. С середины XIX в. Стали кавказские евреи учится в ашкиназских Ешивах России и Литвы. По оканчании школы они получали звание резника (Шохет). По возвращении же на родину они служили равинами. К началу XX в. В городах: Баку, Куба, Дербент стали открываться школы для горских евреев, в которых они изучали религию и светские науки на русском языке.

Кроме Баку, наиболее крупное поселение грских евреев на территории Азербфйджана было, как известно, рассположено вблизи города Куба. Это поселение называется Красная (прежде еврейская) слобода. Это поселение горских евреев было основано примерно 300 лет тому назад. До 1918 г. Здесь действовало до 13 синагог. Кубинские евреи пережили перепитии царизма, русских революций, создание и распад советского союза относительно без особых потрясений.


Небольшие общины горских евреев проживали в городе Генджа, а также в сёлах Районов как Гёкчай, Огуз, Хачмаз и др. Многие из них в результате процессов, происходивших до и в период советизации, многие евреи покинули свои насиженные места и переселиись в Баку или другие крупные города.

Другие вышеупомянутые группы евреев, такие как ашлиназские или европейские евреи, а так же грузинские евреи, Эти группы евреев стали селится на территории Азербайджана, особенно в Баку и его окресностях, в начале 1830-х гг. Как уже выше было сказано, важнейшим фактором, повлиявшем на эти миграционные процессы, оказался зарождавшийся нефтяной бум. Кроме того, в других регионах российской империи в это время участились еврейские погромы.
По свидетельству многочисленных источников местное население всегда толейрантно относилось к евреям.
По даныым переписи населения царской России в 1913 г. В Баку проживало 214.786 человек, из которых число евреев составляло 9.689 или 4%.
Здесь необходимо отметиь тот факт, что среди евреев, живших в Баку в то время, было не мало выдающихся людей, которые отличились в различных сферах жизни. И тут прежде всего, конечно, нужно упомянуть известного детского врача доктора Евсея Гудниса (1872 – 1954), который в 1918 – 1920 гг. В качестве министра здравохранения участвовал в правительстве азербайджанской демократической республики. По данным за 1914 г. Из 185 врачей, практикующих врачей, евреев было 69. Что касается бакинских адвокатов, то одну треть из них составляли евреи. Из имеющихся у нас источников, нам известно, что среди евреев было не мало учителей, инжинерно-технических работников.
Семьи таких известных евреев, связанных с производством бакинской нефтяной промышленностью, как: Каган, Дембо, Ицкович и Ротшильд контролировали более 40% производства керосина в этом регионе.
Между 1910 и 1913 гг. В Баку было зарегистрировано пять еврейских благотварительных организаций. Среди них можно назвать такие как: „Бакинское Еврейское Общество“, „Еврейское Филантропское Общество“, „Палестина“. Одной из сфер деятельности этих организаций являлось финансирование строительства синагог в городе Баку и их дальнейшее содержание. Кроме того, с их помощью в Баку были открыты: четырёхгодичный лицей для юношей, профессиональнотехническое училище для девушек, городская публичная еврейская библиотека, в которой действовало Еврейское Литературное Общество, которое занималось распространением древнееврейских книг и популяризацией языка иврит.

В 1919 г. В Баку Еврейский Национальный Совет основал еврейский народный университет. В том же г. Начала издаваться газета на горско-еврейском языке под названием „Тобуши Сабахи“ („Заря“).

В начале 20-х гг. Из Азербайджана и Дагестана в Эрец Израиль иммигрировало около 300 еврейских семей. Несмотря на это, в советский период число евреев, проживавших на территории республики, увеличилось в три раза. Это было связано с усилившимся антисемитизмом в дкугих районах советского союза. Здесь же, однако, как уже выше было сказано, евреи не подвергались различного рода преследованиям. Как и в период царской России, отдельные из них представители внесли большой вклад в развитие науки и техники, политики и экономики, искусства и литературы. Тфк, наприме, здесь, в Баку, выдающийся физик, лауреат нобелевской премии в этой области Лев Ландау, недавно ушедший всемирноизвестный музыкант и правозащитник Мстислав Ростропович, композитор Сергей Вайнштейн и многие другие.

Многие евреи, жившие в Баку и других районах Азербайджана, приняли активное участие во Второй Мировой Войне и были награждены орденами и медалями.

В Результате трагических событий, происшедших в Баку и других районах Азербайджана в январе 1990 г., а так же вооружённого конфликта с соседней Арменией (1988 – 1994), многие евреи покинули страну.
В настоящее время в Азербайджане проживает около 30.000 евреев, из которых 4.000 живёт в вышеупомянутом пригороде Кубы- Красная слобода.
В республике действует пять синагог, одна из которых находится в Красной слободе, другая- в районном центре Огуз (бывший Варташен) и три синагоги рассположены в Баку. Надо сказать, что последняя синагога была открыта 9 марта 2003 г.


С началом 90-х гг. В республике функционирует еврейский культурный центр, международная еврейская организация „Сохнут“, представительные комитеты американо-еврейских организаций „Джоинт“ и „Кваад-Лхатзола“. Здесь имеются также молодёжные клубы „Алеф“ и „Хилел“, благотварительная организация „Хесед-Гершон“, женская организация „Хавва“, ассоциация „Азиз“, издающая свою собственную газету под тем же названием. Эта ассоциация уже многие годы занимается укреплением как и культурно-просветительских, так и экономических связей между Азербайджаном и Израилем.

В интервью радиостанции „Deutsche Welle“ („Немецкая Волна“) духовный глава еврейской общины Красной слободы Борис Симандуев заявил, что в отделении государства от религии он видит важное основание для мирного сосуществования различных народов, и что это сосуществование между Кубой и Азербайджаном является ярким примером для Израильтян и пелестинцев. „Если мне удастся принять участие в интернациональном форуме, на котором будут подняты вопросы о мире между народами, исповедующими различные религии, то я непременно укажу на пример дружбы между евреями и азербайджанцами и скажу им, участникам ближневосточного конфликта, приезжайте к нам и воспользуйтесь нашим опытом совместного проживания с азербайджанским народом в мире и дружбеа“.

Говоря о южном Кавказе, руководитель проекта учреждения имени Фридриха Наумана (Friedrich Naumann Stiftung) Вольфганг Ён отмечал следующее: „На мой взгляд, этому важнейшему региону, который является мостом между европой и азиеЙ и имеет также решающее значение благодаря транзитным странам, рассположенным в нём, как в сфере экономического обмена, так и в области развития культурных связей с Азией, в которой в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом намечается возрождение Великого шёлкового пути, по-прежнему не уделяется должное внимание. И я думаю, что здесь имеется глубокий фундамент для интенсификации дальнейшего развития совместных работ“.


Список источников и литературы:
1. Gorskie Jevrei. Kratkaja Jevrejskaya Inciklopedijya, Jerusalem. 1982, Band 2. s. 182 – 186;

2. Aserbaidschan aus Wikipedia;

3.http://www.gorskie.ru/php/news/archnew. ... 3start=100 4.
4.http://gorskie.ru/istoria/tatpismen.htm

5. http://www.regnum.ru/news/547554.html 5. "Коммерсантъ", N 220 от 23 ноября

6. http://www.azertag.com/08.05.2007;

7. http://www.bakutoday.net;

8. http://www.azerbaijan-online.com/

9. http://www.today.az;

10. http://www.BAKU-INFO.DE/16.02.2006, 10.02.2007;

11. Fuad Akhundov
Jewish Community Integral Part of Baku's History
The Azeri Times newspaper, December, 1998

12. http://www.virtual.co.il/communities/wj ... /index.htm

13. http://www.azer.com/AIWeb/Categories/Ma ... rticles/62. http://www.azer.com/AIWeb/Categories/Ma ... njews.html;

14. AZERNEWS-AZERKHABAR, November 17-24, 1998;

15. A. SAIDOV), JEWS OF AZERBAIJAN GAIN US JEWISH ORGANIZATION SUPPORT IN SECTION 907 REPEAL (By
AZERNEWS-AZERKHABAR, December 2-8, 1998.
Post Reply