Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Чт фев 21, 2019 7:38 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МИШПАХА ГАВАРТИНЫ - КАДЫШЕВИЧИ
СообщениеДобавлено: Ср май 08, 2013 7:51 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Пн янв 24, 2011 3:09 pm
Сообщения: 45
А. Гавартины

Глава семьи – коренной двинчанин Гавартин Хаим – Тевель/Тевье, 1860 года рождения, представлен в интернетовской базе данных Витебской губернии за 1911 год как поставщик металлоизделий. Принадлежал к роду коганим. Со своей супругой Зелдой (урождённой Пейрос) имел четверых детей - старшую дочь, рано умершую и трёх сыновей. Младший Александр – Зискинд - мой отец. Достаток главы семьи был очень скромным – проживали вместе с прикованной к постели дочерью Дорой до её смерти в 1933 году и семьёй старшего сына Моисея в конце улицы 3.Января у дамбы. В своей синагоге, именуемой Плановер, кроме видения издали и редкого слушания Рогачёвера гаона и «Биркат коганим» (Благословение коганим), по данным книги шестой «Евреи в Даугавпилсе» в 1913 году был избран в руководство Общества беспрцентной ссуды. Скончался дедушка Хаим в 1939 году скоропостижно во сне – еврейская традиция называет это смертью от поцелуя Всевышнего, смертью праведников. Зелда Гавартин с семьёй старшего сына Моисея погибла в Даугавпилсском гетто.
Александр (1892 – 1945) окончил Двинское реальное училище, участвовал в Первой мировой войне. Отличался хорошими музыкальными способностями, но специального образования не получил. Играл на рояле, на струнных музыкальных инструментах (исключая скрипку) и с войны из Румынии привёз идею бумбуса - однострунного смычкового экзотического музыкального инструмента, изготовил и успешно играл на нем.
В 1922 году женился на младшей дочери семейства Кадышевич - Любе. В светской компании был близок с Мотей Левиным, талантливым весельчаком, автором добрых эпиграмм, впоследствии авторитетным организатором и руководителем общества ДИСК – Двинскер Идишер Спорт Клуб.
Как на семейных торжествах, так и на балах ДИСКа Александр обеспечивал музсопровождение.
Для обеспечения семьи Александр тяжело работал служащим, а одно время и коммивояжёром в отрасли металлоизделий.
Забегая несколько вперёд – старшие Кадышевичи жили тоже на улице 3.Января в районе улицы Имантас и назывались «ближние». Соответственно - Гавартины – «дальние». Строго соблюдалась еврейская традиция. В каждый шаббат, после возвращения старших из своих синагог, Александр с обоими детьми посещал «ближних» и «дальных».
Касаясь Любы, то она в родительском доме получила должное воспитание. Перед поступлением в гимназию домой приходил старенький ребе для обучения основам идиш и основным молитвам. Окончив гимназию, эвакуировалась вместе с семьёй, в Рыбинск (в 1915 году) и поступила в Московскую зубоврачебную школу Коварского. Очень увлеклась театральной жизнью Москвы. Когда у её отца спрашивали, что делает Люба в Москве, он отвечал: «Абонемент на обеды в еврейской столовой я ей купил, билетами в оперу и театр обеспечивают мальчики, да еще учится на зубоврачебном, а об успехах в этой области я вам скажу через несколько лет». Но завершить образование Любе не удалось. В 1920 году родители должны были возвратиться в Двинск. Старшие дети уже закончили своё образование, работали и обзавелись семьями. Отец попросил младшую дочь их только проводить и вернуться в Москву на завершение образования. Но оказалось, что переехав границу Латвии, обратно в Россию нет возврата. Люба долго хлопотала, но не только визу в Россию, но и свои документы из зубоврачебной школы получить не удалось. Так, не сумев продолжить образование в Латвии, она получила латвийское подданство и вскоре вышла замуж за Алепксандра- Зискинда Гавартина. В 1923 году родилась старшая дочь Лия (Лиля). Она окончила школу Добрина (еврейскую школу с русским языком обучения), а к началу войны - еврейскую гимназию Копылова. В книге «Евреи Даугавпилса на фронтах Второй мировой войны» на стр.30 в рассказе о широкоплечем и сильном парне Льве Гавартине, погибшем на фронте, упоминается его смуглая сестра (вернее – двоюрдная сестра) Лиля, которая была одной из самых красивых еврейских девушек в Даугавпилсе. Через пять лет родился сын Лев. Его отдали в школу Каятского с обучением на иврите, шесть классов которой окончил к началу войны.
Ранним утром 26 июня 1941 года семья Гавартин – Александр, Люба, её отец, Шмуэль-Шабшель, Лия и Лев успели бежать из города. Эвакуация забросила в Южный Казахстан, где уже осела семья среднего брата – Калмана Гавартина и где не требовалось тёплой одежды, все работали. Александр – бухгалтером, Люба – надомницей в артели, Лия – обучала слепых вязать крючком, и даже Лев, окончив седьмой класс и курсы счетоводов колхозов – «кишкентай бухгалтер» - маленький бух. Возвратившись из эвакуации в Даугавпилс, Александр через несколько месяцев также скоропостижно скончался, как и его отец, но в возрасте всего 53 лет. Похоронен на еврейском кладбище с последующим переносом на еврейскую часть коммунального кладбища с сохранением на памятнике надписи хакоген. Люба перенесла естественное тяжёлое моральное потрясение, к тому же, оставшись без средств к существованию. Подрабатывала. Вскоре дочь вышла замуж и переехала в Ригу, а сын, окончив школу, поехал учиться в Ленинград. Через некоторое время семья дочери забрала мать в Ригу. Она работала в какой – то артели и помогала растить внуков. Лия рано овдовела.
Перешагнув через свое семидесятилетие и сохранив хорошую память, Любовь Самойловна – она же Либа – Гителе Шмуэль – Шабшелевна, приступила к своему крупнейшему гуманитарному проекту - написала «Летопись семьи». Актуальность была высока. Как отмечалось выше, все её братья и сестры с семьями к 1920 году проживали в России, и лишь она, самая младшая и незамужняя, поехала сопроводить родителей из эвакуации в Двинск и там застряла. Связь детей с родителями была практически прервана – многие работали в условиях: «родственников заграницей не имею». Появлялись новые поколения, ничего не знавшие о своих предках, но проявлявших после войны интерес. И Любовь Самойловна, как оставшаяся главой рода, взялась за перо. Работала она полгода. Объём составляет 60 машинописных страниц. Текст прерван на описании 1956 года – тяжёлой болезни двухлетней внучки. Материал был роздан всем родственникам и это продолжает способствовать их сближению. Жаль, что в личное описание не попал довольно продолжительный период переписки с Самуилом Яковлевичем Маршаком, Иммануилом Маршаком, Леонидом Пантелеевым. В семье, как реликвии, хранятся мемориальные книги с теплыми автографами.
Скончалась Любовь Самойловна Гавартин в 1979 году в возрасте 83 лет и похоронена на Рижском кладбище Шмерли.
В 1991 году Лия с семьями своих детей совершила алию в Израиль, где в 1998 году скончалась. Лев в силу сложившихся обстоятельств с 1996 г. с женой и внуками проживает в ФРГ.

Б, Кадышевичи

Семья главы двинской ветви Кадышевичей – родившийся в 1860 году Шмуэль – Шабшель происходит из литовского мастечка Акнист. Был старшим сыном Лейбе Кадышевича, имевшего 8 детей, которые все, кроме старшего, постепенно эмигрировали в Америку. Так судьба Шмуэля разлучила первый раз с братьями и сестрами. О втором разлучении с большинством детей говорилось выше. Шмуэль получил начальное еврейское образование, не выходившее за рамки иврита и идиша. Работал (по Летописи) в Двинске у Лейзеровича, который доставлял провиант военным в казармы. Примерно в 1885 году женился на местной красавице Ривке – Шейтель, происходившей из рода Лурье, уже в ту пору гордившегося своей родовитостью с большим ихесом (знатностью). И всё это уже за полтораста лет до того, как генеалогия рода Лурье, берущая свои корни от царя Давида, занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Она получила образование лучшее, чем её будущий муж. Домой приходил учитель, который учил её уже в то время читать и писать по – русски. Следом она освоила основы иудаизма, знание которых необходимы каждой еврейской женщине, и была готова вступить в брак. И вхождение в семью Кадышевич создало счастливую, многодетную семью.
Принципиальную роль в жизни Кадышевича сыграл приезд в Двинск в 1893 г. из Вильно купца первой гильдии Гирша Грилихеса с сыновьями, решившего основать кожевенный завод. Место было выбрано на Новом Строении, на Шоссейной улице, внедалеке от скотобойни – поставщика сырья. В том же районе жила и семья Кадышевичей. Шмуэль – Шабшеля широко рекомендовали, как честного работника, и он был принят на завод приказчиком, доросшим до многолетнего управляющего заводом. Сначала был куплен один домик, в котором открыли кожевню. Постепенно скупались маленькие домики в этом районе, сносились, строились новые корпуса. В итоге образовался один из крупнейших заводов Двинска. Хозяева жили в Вильно, а во время войны в Петрограде. Кадышевич очень добросовестно работал, Грилихесы ему доверали и ценили. По увстановившейся традиции с рождением ребенка ему добавляли жалование, а при поступлении очередного отпрыска в школу, гимназию хозяева супсидировали расходы. Шмуэль – Шабсель задался целью детей учить, выводить в люди. Он говорил: «Я без штанов пойду, но детям дам образование (только не делать их торговцами)». И большинство детей оправдали его чаяния и усилия - получили высшее образование. Несмотря на то, что жалование ему постоянно повышалось, в частности, за удачные договоры на ежегодной ярмарке в Нижнем Новгороде, он был единственным кормильцем семьи – дети рождались каждые два года – и материально было трудно. На учёбу деньги не жалелись, а на одежде приходилось экономить – всё беречь – чинить, латать, передавать от старших детей младшим. Но традиция ежегодного выезда на дачу в Стропы соблюдалась. В 1915 году завод с оборудованием и многими рабочими с Кадышевичем во главе был эвакуирован в Рыбинск и в 1920 возвращен в Двинск. Шмуэль – Шабсель всю жизнь был набожным евреем, но после Первой мировой войны у него появилось больше возможностей уделять внимание иудаизму и общественной работе. На первых порах (согласно Летописи) он ежедневно посещал синагогу (не указано какую). Стал габе этой синагоги и раз в год на Шаббат Брейшит приглашать к себе на обед. На Новом Строении семья жила среди людей разных национальностей и , уважая иноверцев, когда в дом заходил кто нибудь из них, он обучил семью говорить на языке понятном гостью. Позднее Шмуэль – Шабсель Кадышевич был одним из руководителей еврейской общины Даугавпилса и возглавлял погребальное общество Хевра Кадыша. Был также приближенным Рогачёвского гаона. Говоря о Шейтель, то еще во времена активного материнства, она занималась помощью бедным. А по возвращении в послевоенный Двинск этот талант расцвел. Она собирала деньги на помощь бедным роженицам, покупала и их снабжала молоком, курицей, халой, простынями и пелёнками. Потом помогала бедным невестам. Если невеста умела шить, ей собирали на швейную машинку. Если её жених был безлошадным извозчиком – ему покупали лошадь, дрожки и т.п.
Шейтель Кадышевич очень уважали и легко давали цдоку. О ней говорили, что если мадам Кадышевич появляется за цдокой в парадной шубе, которую одевала по субботам и праздникам, то меньше десяти лат давать неудобно. Шейтель поддерживала традицию приглашать еженедельно пять – шесть ешивебохерим из школы Талмуд – тора на обед. Накануне свадьбы своей младшей дочери, она с подручными приготовила и дала праздничный обед в еврейской богадельне. В 1939 году, предчувствуя приближающийся конец, она свои сбережения разделила шести действовавшим благотворительным обществам, каждому по 200 лат. И город воздал ей по заслугам. Говорили и писали, что похороны Ривки – Шейтель Кадышевич 1 сентября 1939 года грандиозностью чем –то напоминали похороны Рогачёвера. Похоронили её на почетном месте - невдалеке от рабоним.
В этом отношении Шмуэль – Шабселя постигла иная судьба. Он дожил до начала войны и с семьей дочери в последний момент, захватив с собой талес и тфилим, успел выехать эшелоном из Даугавпилса, эшелоном, который по пути обстреливался из лесов. После длительного переезда, поселился вместе с семьей Гавартин в селе Ванновка, Тюлькубасского района, Южно – Казахстанской области. Чувствовал он себя прилично, сохранив память, зрение и слух. С приближением песаха 1942 года беспокоился о маце. Дочь, соблюдая доступную технологию, пекла. Накануне первого седера, Шабсель стал жаловаться на боли в легких. К утру вызвали врача, который поставил диагноз - воспаление легких, сделал укол, но спасти не удалось. Вечером к началу первого седера он скончался как праведник. Похоронили его сами на сельском кладбище, завернув в талес, Так, без соблюдения иудейского ритуала был похоронен человек, большую часть жизни, посвятившего обществу Хевра Кадыша и имевшего уже купленное место на Даугавпилсском еврейском кладбище. По семейной традиции накануне первого седера дома зажигается нер зикарон (свеча памяти) с фотографией Шмуэль – Шабселя Кадышевича и на богослужении читается кадыш


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB