Книга разожгла споры о британском главном раввине

Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Книга разожгла споры о британском главном раввине

Post by Архивариус »

Книга разожгла споры о британском главном раввине
Уинстон Пикет

ЛОНДОН (JTA) – Новая книга, критикующая главного раввина Великобритании, вскрывает старые раны и разжигает новые споры о том, не изжил ли себя институт главного раввина Великобритании.
Книга «Другой путь, другое время» рассказывает о каденции лорда раввина Джонатана Сакса, официально известного как главный раввин Объединенной еврейской общины британского содружества (United Hebrew Congregations of the British Commonwealth).
Ее автор - Меир Персофф провел два научных исследования о главном раввинате, он утверждает, что, несмотря на обещание Сакса, данное им при вступлении в должность, быть открытым, -- Сакс ортодокс – и его позиция превратилась в источник распрей во все более разнородной еврейской общине.
«Главный раввинат изжил себя, и нужна альтернативная форма лидерства, которая бы признавала плюралистический характер общины», -- пишет Персофф.
Эта книга породила в еврейской общине Великобритании затяжную и бурную дискуссию о Саксе, который не захотел давать интервью ни автору книги о себе, ни автору этой статьи.
Некоторые яростно защищают и саму должность, и влиятельную роль, которую этот раввин играет в общине; Сакс недавно был официально принят в Палату лордов. Другие говорят, что эта должность должна быть упразднена, поскольку один человек не может представлять многообразные мнения британской еврейской общины.
Должность главного раввина возникла в 18-м – начале 19-го веков среди ашкеназских евреев Лондона как форма представительства перед английскими властями – еврейский эквивалент архиепископа Кентерберийского. Должность была официально признана актом Парламента в 1870 году. В самой еврейской общине главный раввин имеет власть лишь над Объединенной синагогой -- современным ортодоксальным движением и самым многочисленным синагогальным движением Великобритании.
Тем не менее, и институт главного раввина, и статус тех, кто поддерживает его, обеспечили главному раввину видимость и фактические полномочия представлять английское еврейство, особенно в глазах нееврейской британской публики.
Это-то и злит многих неортодоксальных евреев, и тем более в тех случаях, когда Сакс, с их точки зрения, не представляет их позицию или интересы.
«Моя главная претензия к этому институту состоит в том, что он не допускает проявления плюрализма общины, -- сказал Джонатан Уиттенберг, ведущий консервативный раввин. – Заявление, что одна персона представляет всю общину, -- вводит в заблуждение. Лучше для этой цели служил бы офис, дающий более полную картину разнообразия и силы еврейского лидерства, существующего в этой стране».
Защитники Сакса, чьи философские книги популярны, чьего совета искали нееврейские религиозные лидеры, включая даже премьер-министров, говорят, что во времена роста антисемитизма и антиизраильских настроений в Великобритании общине нужен яркий оратор.
«Далеко не многие евреи пользуются такой же известностью и уважением в нееврейском мире. А ведь это так важно для построения отношений с другими», -- написал Зигмунд Стернберг, один из главных финансовых столпов реформистского движения Великобритании, в лондонском еврейском издании «Jewish Chronicle».
Президент Объединенной синагоги Саймон Хоххаузер назвал ложной идею, что главный раввин говорит от имени всех британских евреев. Истинная суть роли главного раввина, -- сказал он, -- быть бастионом центристской ортодоксии в движении, где все больше преобладают правые ортодоксы и харедим (Ультраортодоксы).
«Сила главного раввината в его гибкости – способности удерживаться на средней позиции на протяжении всей его истории, -- сказал Хоххаузер. – Он в равной мере не является главным раввином ни для ультраортодоскальной общины, ни для неортодоксальных движений».
К спору о главном раввине добавляют колорита несколько скандальных эпизодов периода правления Сакса. Последний произошел совсем недавно – когда внутренний общинный конфликт, связанный с правилами приема детей в еврейские школы, выплеснулся наружу и дошел до верховного суда Англии. Результатом стало постановление, назвавшее дискриминационными правила приема в школу – ортодоксальную школу, получающую поддержку государства и действующую под эгидой главного раввината. Эта школа отказалась принять ученика – нееврея, по традиционной Галахе.
«Трудности, возникшие в период правления Сакса, достигли такого масштаба, что может дойти до полного упразднения института главного раввина, -- написал в газете «Guardian» реформистский раввин Джонатан Ромейн. – Эта должность вводит в заблуждение, поскольку создает впечатление, что главный раввин представляет все британское еврейство в целом, тогда как он представляет только ортодоксов и даже не всех ортодоксальных евреев».
Критики Сакса говорят, что его деяния резко контрастируют с данным им обещанием быть открытым к разным направлениям иудаизма, которое он дал при вступлении в должность в 1991 году. Тогда Сакс сказал, что хочет обратиться «к каждому еврею с распростертыми объятьями и открытым сердцем».
А через два года он написал книгу «Один народ?», в которой защищал открытость и плюрализм. Признавая, что нет надежды на возвращение к еврейскому традиционному соблюдению подавляющего большинства неортодоксальных евреев, Сакс писал, что поэтому ортодоксальные евреи должны быть открыты, не отторгать от себя, стремиться к «утонченному пониманию светских и либеральных евреев». И, конечно, иметь в виду «позитивную значимость того факта, что либеральные иудаизмы сыграли свою роль в сохранении для многих евреев живыми ценности еврейской идентичности, веры и практики». Эту точку зрения с воодушевлением приняли неортодоксальные евреи Великобритании.
Но к середине 1990-х годов усилия Сакса в области открытости ушли в песок. Он отменил запланированное участие в поминальной службе по реформистскому лидеру, пережившему Освенцим раввину Хуго Грину, одному из самых популярных еврейских общественных деятелей Великобритании. И сделал он это по требованию ультраортодоксального Союза ортодоксальных еврейских общин.
Споры обострились, когда газета «Jewish Chronicle» опубликовала попавшую к ней копию ответа Сакса главе этого союза раввину Хеноху Падве, в котором Сакс характеризует себя «врагом» неортодоксальных движений.
Это дело привело к внутренним расколам внутри британского еврейства. Судя по данным Совета представителей британских евреев, из примерно 70% британских евреев, участвующих в жизни общины, 47% -- ортодоксы, 16% -- реформисты, или либералы, 4% -- Ультраортодоксы и 1% -- консерваторы.
Дело Грина ослабило поддержку Сакса и привело к созданию комиссии, которая должна была установить, кто говорит от имени британских евреев. Результатом работы комиссии стал доклад Общины общин, опубликованный Институтом изучения еврейской политики в 2000 году, который, прямо не выделяя главный раввинат, признал необходимость «независимой, межобщинной координационной структуры», которая представляла бы британских евреев по религиозным и светским проблемам.
Книга Персоффа, будучи наиболее подробным и научным обзором 20-летнего правления Сакса, спровоцировала новый разговор об упразднении должности главного раввина. Судя по реакциям, изложенным на страницах главной еврейской газеты страны «Jewish Chronicle», оказывается, что, по убеждению большинства британских евреев, во времена подъема антисемитизма и антиизраильских настроений важно иметь яркую личность, выступающую от имени британских евреев.
Post Reply