Латвийские власти неожиданно отдали дань своему еврею

Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

Латвийские власти неожиданно отдали дань своему еврею

Post by Лев Гавартин »

Л е в Г а в а р т и н
Латвийские власти неожиданно отдали дань своему
знаменитому еврею

Я, занимаясь краеведением с еврейским уклоном немецкого Штутгарта, слежу и за наименованиями улиц именами выдающихся евреев в стране исхода - Латвии.
Увы, там, в отличие от Германии, этому вопросу не придают значения. А в Латвии родилось и проживало большое число выдающихся евреев. В качестве примера можно привести чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, выдающегося историка Симона Дубнова, народных артистов СССР Соломона Михоэлса и Аркадия Райкина, композитора - короля танго Оскара Строка, художника с мировой известностью Марка Ротко.
Известны лишь небольшая улочка Ебрею в Риге, на которой расположено старое еврейское кладбище, и одна из центральных улиц Даугавпилса – улица Михоэлса, на доме №5 которой 16.марта 1990 года установлена мемориальная доска. Надпись на идише, латышском и русском сообщает, что в этом доме 16. марта 1890 родился народный артист СССР Михоэлс (Соломон Вовси).
И это всё.
И вот вчера – 4.мая 2010 года решением Рижской городской думы небольшая улочка в районе бывшего рижского гетто – улица Маза Лачплеша переименована в улицу
Н А Т А Н А Б А Р К А Н А.
Два обстоятельства немного снижают моральную ценность латвийских властей.
Первое - переименованная улочка, хоть и носит имя латышского легендарного героя, но приставка Маза – маленькая – не имеет никакого исторического смысла, а лишь символизировала, что являлась хвостиком у большой улицы Лачплеша.
Второе – все расходы по переименованию берёт на себя еврейское общество «Шамир».
Но тем не менее, это краеведческое деяние является приятным.
Натан Баркан – главный раввин Риги и Латвии.
Он родился в небольшом латвийском городке Ливани в 1923 году. Корни этого известного рода уходят в средневековье и по сложившейся традиции многие из
Барканов были раввинам. Семья принадлежит к любавичским хасидам.
Натан был приобщен к иудаизму с раннего детства и в последствии всю жизнь учился, показывая пример своей пастве.
К слову сказать, кроме доскональных познаний в Священных писаниях, Натан Баркан владел шестью языками: ивритом, идишем, арамейским, русским, латышским и немецким.
В 1940 году с оккупацией Латвии Советским Союзом, всё образование на иврите было ликвидировано. Через год – немецкая оккупация. Части семьи Барканов удалось эвакуироваться. Сначала семья попадает в Ивановскую область,где Натан работает на лесоповале. До них доходит информация, что их единоверцы – хасиды сосредотачиваются в Средней Азии, они переезжают в Самарканд и попадают в свою среду. При всех трудностях военного времени восстанавливалась еврейская жизнь. Были организованы артели, которые позволили евреям зарабатывать на жизнь, соблюдая при этом религиозные законы – не работать по субботам и праздникам.
Были организованы нелегальная синагога, хедеры и иешивы. Проводился забой скота шойхетами, помощники которых тайно разносили кошерное мясо по домам.
Отличительной чертой жизни хасидов в Средней Азии было предельное соблюдение конспирации не только взрослыми, но и детьми.
В этой любавичской деятельности активно участвовал и Натан Баркан (1).
После окончания войны Натан Баркан с молодой женой возвращается в Ригу и становиться духовным лидером тайной любавичской общины.
В 1969 году Барканы совершили алию в Израиль, где талант Натана свободно разворачивается в полной мере. Он открыл свою иешиву и очень гордился, что почти все его ученики стали раввинами. То же можно сказать и о его семье – шестеро внуков работают раввинами.
Когда «железный занавес» в 1989 году поднялся Натан Баркан возвратился в Ригу,
получив назначение и благословение на должность Главного раввина Латвии и Риги.
Он хорошо понимал, что от раввина требуется быть не только законоучителем, но и мудрым судьей и советчиком по всему комплексу житейских вопросов, способность руководить общественными делами и духовной жизнью общины, а также служить моральным образцом для её членов.
Следует сказать, что к нему за советом приходили не только евреи, но и русские и латыши.
Натана Баркана очень уважали и в Латвии, и далеко за её пределами.
Так, он был почетным президентом четвертой международной конференции
«Евреи в меняющемся мире» в 2001 году.
За вклад в восстановление деятельности еврейской общины Латвии и в развитие дружеских связей между еврейским и латышским народами награждён орденом
Трех Звезд.
Натан Баркан реализовал свое стремление к литературному жанру.
В 1998 году в Риге выходит его книга «Воспоминания».
Он задумал историческую книгу о синагогах и духовных деятелях – раввинах, канторах, шойхетах – в независимой Латвии в период позитивного отношения государства к иудейской религии (1918 – 1940),
Он собрал много материалов и старинных фотографий, но выпустить книгу не успел. Работу прервала смерть.
Натан Баркан умер в Риге в 2003 году и по своему завещанию похоронен в Израиле.
После смерти отца, чтобы завершить его дела, из Израиля в Ригу приехал сын реб
Менахем.
Одним из дел было издание книги. В результате напряженной работы под руководством Менахема Баркагана уже в следующем году была издана большая книга альбомного формата в «супере».
Заголовок - « ЛАТВИЯ. СИНАГОГИ и РАВВИНЫ. 1918 – 1940», с приложением большого комплекта открыток с аннотациями на четырех языках: иврите, русском,
английском и немецком.
Книга охватывает 61 город. В ней представлены фотографии 210 синагог с их точными адресами.
Из них осталось только 17 зданий.
Книга издана в Риге издательством «Шамир». Она была отмечена дипломом на конкурсе «Лучшая книга Латвии» в 2004 году.
Книга посвящена памяти главного раввина Латвии Н а т а н а Б а р к а н а.

Библиография
(1) Натан Баркан «Воспоминания» Рига 1998 г.

5. мая 2010 г.
Post Reply