Л е в Г а в а р т и н Латвийские власти неожиданно отдали дань своему знаменитому еврею Я, занимаясь краеведением с еврейским уклоном немецкого Штутгарта, слежу и за наименованиями улиц именами выдающихся евреев в стране исхода - Латвии. Увы, там, в отличие от Германии, этому вопросу не придают значения. А в Латвии родилось и проживало большое число выдающихся евреев. В качестве примера можно привести чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, выдающегося историка Симона Дубнова, народных артистов СССР Соломона Михоэлса и Аркадия Райкина, композитора - короля танго Оскара Строка, художника с мировой известностью Марка Ротко. Известны лишь небольшая улочка Ебрею в Риге, на которой расположено старое еврейское кладбище, и одна из центральных улиц Даугавпилса – улица Михоэлса, на доме №5 которой 16.марта 1990 года установлена мемориальная доска. Надпись на идише, латышском и русском сообщает, что в этом доме 16. марта 1890 родился народный артист СССР Михоэлс (Соломон Вовси). И это всё. И вот вчера – 4.мая 2010 года решением Рижской городской думы небольшая улочка в районе бывшего рижского гетто – улица Маза Лачплеша переименована в улицу Н А Т А Н А Б А Р К А Н А. Два обстоятельства немного снижают моральную ценность латвийских властей. Первое - переименованная улочка, хоть и носит имя латышского легендарного героя, но приставка Маза – маленькая – не имеет никакого исторического смысла, а лишь символизировала, что являлась хвостиком у большой улицы Лачплеша. Второе – все расходы по переименованию берёт на себя еврейское общество «Шамир». Но тем не менее, это краеведческое деяние является приятным. Натан Баркан – главный раввин Риги и Латвии. Он родился в небольшом латвийском городке Ливани в 1923 году. Корни этого известного рода уходят в средневековье и по сложившейся традиции многие из Барканов были раввинам. Семья принадлежит к любавичским хасидам. Натан был приобщен к иудаизму с раннего детства и в последствии всю жизнь учился, показывая пример своей пастве. К слову сказать, кроме доскональных познаний в Священных писаниях, Натан Баркан владел шестью языками: ивритом, идишем, арамейским, русским, латышским и немецким. В 1940 году с оккупацией Латвии Советским Союзом, всё образование на иврите было ликвидировано. Через год – немецкая оккупация. Части семьи Барканов удалось эвакуироваться. Сначала семья попадает в Ивановскую область,где Натан работает на лесоповале. До них доходит информация, что их единоверцы – хасиды сосредотачиваются в Средней Азии, они переезжают в Самарканд и попадают в свою среду. При всех трудностях военного времени восстанавливалась еврейская жизнь. Были организованы артели, которые позволили евреям зарабатывать на жизнь, соблюдая при этом религиозные законы – не работать по субботам и праздникам. Были организованы нелегальная синагога, хедеры и иешивы. Проводился забой скота шойхетами, помощники которых тайно разносили кошерное мясо по домам. Отличительной чертой жизни хасидов в Средней Азии было предельное соблюдение конспирации не только взрослыми, но и детьми. В этой любавичской деятельности активно участвовал и Натан Баркан (1). После окончания войны Натан Баркан с молодой женой возвращается в Ригу и становиться духовным лидером тайной любавичской общины. В 1969 году Барканы совершили алию в Израиль, где талант Натана свободно разворачивается в полной мере. Он открыл свою иешиву и очень гордился, что почти все его ученики стали раввинами. То же можно сказать и о его семье – шестеро внуков работают раввинами. Когда «железный занавес» в 1989 году поднялся Натан Баркан возвратился в Ригу, получив назначение и благословение на должность Главного раввина Латвии и Риги. Он хорошо понимал, что от раввина требуется быть не только законоучителем, но и мудрым судьей и советчиком по всему комплексу житейских вопросов, способность руководить общественными делами и духовной жизнью общины, а также служить моральным образцом для её членов. Следует сказать, что к нему за советом приходили не только евреи, но и русские и латыши. Натана Баркана очень уважали и в Латвии, и далеко за её пределами. Так, он был почетным президентом четвертой международной конференции «Евреи в меняющемся мире» в 2001 году. За вклад в восстановление деятельности еврейской общины Латвии и в развитие дружеских связей между еврейским и латышским народами награждён орденом Трех Звезд. Натан Баркан реализовал свое стремление к литературному жанру. В 1998 году в Риге выходит его книга «Воспоминания». Он задумал историческую книгу о синагогах и духовных деятелях – раввинах, канторах, шойхетах – в независимой Латвии в период позитивного отношения государства к иудейской религии (1918 – 1940), Он собрал много материалов и старинных фотографий, но выпустить книгу не успел. Работу прервала смерть. Натан Баркан умер в Риге в 2003 году и по своему завещанию похоронен в Израиле. После смерти отца, чтобы завершить его дела, из Израиля в Ригу приехал сын реб Менахем. Одним из дел было издание книги. В результате напряженной работы под руководством Менахема Баркагана уже в следующем году была издана большая книга альбомного формата в «супере». Заголовок - « ЛАТВИЯ. СИНАГОГИ и РАВВИНЫ. 1918 – 1940», с приложением большого комплекта открыток с аннотациями на четырех языках: иврите, русском, английском и немецком. Книга охватывает 61 город. В ней представлены фотографии 210 синагог с их точными адресами. Из них осталось только 17 зданий. Книга издана в Риге издательством «Шамир». Она была отмечена дипломом на конкурсе «Лучшая книга Латвии» в 2004 году. Книга посвящена памяти главного раввина Латвии Н а т а н а Б а р к а н а.
Библиография (1) Натан Баркан «Воспоминания» Рига 1998 г.
5. мая 2010 г.
|