Какой примерно радиус 50% вероятного отклонения для стрельбы из гаубицы послевоенной поры (допустим, калибра 105 мм.) на небольшое расстояние ? Скажем, от 1 до 2 километров ? Я к чему это спрашиваю - тут затеялась новая статья, об израильских танках. Самые первые изральские танки собирали из чего придется, и за неимением пушек на них ставили гаубицы, из которых попасть в двигающуюся (да еще и бронированную) цель было невозможно. А вот насколько невозможно, я не знаю. Не подскажете ? ++++++++++++++++
Борис Маркович, чтобы ответить на Ваш вопрос хоть немного понятно для не артиллериста, нужен целый курс лекций. Потому я лишь обозначу основные проблемы, а Вы потом уточните то, что Вам наиболее интересно. 1) Гаубица отличается от пушки боевым назначением (в основном, поражение инженерных оборонительных сооружений и живой силы в обороне), меньшей скоростью вылета снаряда и, соответственно, конструктивными особенностями (большие углы возвышения ствола) - характером стрельбы (навесная траектория полета снаряда в отличие от настильной для пушек), меньшей скорострельностью и характером боеприпасов. 2) Танковая пушка существенно отличается от остальных пушек как своими боевыми качествами, боеприпасами, так и конструктивными особенностями. Стрельба из танковой пушки, в основном, производится прямой наводкой. Скорость вылета снаряда, его бронебойная способность, скорострельность, простота всех операций в ограниченном объеме танковой башни, должны быть максимально возможными. 3) Все виды орудий, как правило, позволяют выполнять и другие задачи. Например, гаубица с полным метательным зарядом и бронебойным снарядом позволяет вести стрельбу прямой наводкой по бронетехнике на расстояние в несколько сотен метров.
В чем заключается еще одна существенная особенность стрельбы из танкового орудия: до внедрения гиростабилизации танкового орудия до выстрела танк должен был остановиться для прицеливания. Исключением была стрельба осколочными снарядами по живой силе противника во время наступления (необходимость обеспечить нужную плотность огня на кв. метр фронта наступления), и ближний бой бронетехники, когда угловой размер цели на малом расстоянии позволял стрелять почти не целясь.
N.B. Сейчас все танки могут делать сальто-мортале, а пушка продолжает быть наведенной на цель. Кроме того, сейчас на вооружении США и НАТО имеются снаряды, осуществляющие после выстрела функцию захвата цели и самонаведения. Таким путем осуществляется уничтожение цели в современном боестолкновении по принципу «обнаружил-выстрелил-забыл».
В первые послевоенные годы танки не имели гиростабилизации орудийного ствола. На ходу танки стрелять конечно могли, но о прицельной стрельбе речи быть не могло – это аналогично попытке попасть в летящую утку из трехлинейки, стреляя из кузова грузовика, едущего по бездорожью.
Для обеспечения скорострельности конструкторы танковых пушек старались делать артиллерийские выстрелы типа винтовочного патрона, когда снаряд и метательный заряд с гильзой составляли единое целое плюс автомат заряжания.
Обычно в гаубице выстрел состоял из двух предметов, где величина метательного заряда еще и регулировалась путем уменьшения количества мешочков с порохом в гильзе. Соответственно, казенные части орудия были разные по конструкции, как и процесс заряжания орудия. Никакого автомата заряжания в помине не было, за исключением гаубиц сверх больших калибров.
Стрельба на указанное Вами расстояние бронебойными снарядами прямой наводкой тогда производится не могла вообще, поскольку скорость вылета снаряда и характер траектории полета делать это не позволяли. Подобная возможность появилась недавно с принятием на вооружение гладкоствольных орудий с очень высокой скоростью вылета оперённого подкалиберного снаряда 1500-1800 м/с против 355-900 м/с нарезных пушек (не гаубиц!) выпуска 1939-1950 г.г. Гаубица, к примеру Д-30 калибра 122 мм, имела максимальную скорость вылета снаряда 690 м/с.
|