Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Ср дек 11, 2019 12:31 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Клезмерский фестиваль в Москве
СообщениеДобавлено: Вс апр 13, 2008 5:51 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Клезмерский фестиваль в Москве возрождает старый мир еврейской музыки
Грант Слатер


МОСКВА (JTA) – Поднеся музыкальную шкатулку к микрофону, Даниэль Канн просит аудиторию встать. Он крутит ручку, извлекая из шкатулки крошечный фрагмент «Интернационала» - гимна рабочих-социалистов, имеющего особый смысл в постсоветской столице.
Пробежав рукой по клавишам мраморно-красного аккордеона и топнув тяжелым ботинком, он свистом извещает о начале нового отделения Международного клезмерского фестиваля в Москве.
И вот уже разворачивается двухчасовое представление еврейского музыкального фольклора, со сцены льются песни на четырех языках: английском, немецком, идише и русском.
«Когда я с русскими, всегда - праздник», -- говорит Канн.
Это был финальный аккорд четвертого ежегодного Московского идишского фестиваля, недельного праздника музыки еврейской диаспоры, собирающего лучших мировых исполнителей, привлеченных возрождающимся здесь интересом к еврейской музыке. Они играли при огромном стечении публики - в концертных залах днем и в клубах – ночью.
Фестиваль, который был основан Анатолием Пинским, выдающимся педагогом и советником российского министерства образования, рос год от года. Поначалу он назывался «Дона-Фест» - по имени клезмерского ансамбля, созданного Пинским. Его поддержали Федерация еврейских общин, самое многочисленное российское еврейское объединение, и правительство Москвы.
После смерти Пинского в декабре 2006 года его дочерям и членам общины удалось сохранить фестиваль.
Продолжая развиваться, фестиваль предоставляет возможность музыкантам со всего мира приобщиться к особому московскому стилю исполнения еврейской музыки.
«Многие наши музыканты ездили за границу, выступали на других фестивалях, -- говорит одна из дочерей отца-основателя Зоя Пинская. – Мы решили собрать их здесь, чтобы понять, чем мы располагаем. Так родилась традиция».
В рамках фестиваля прошло три гала-концерта: два в концертных залах, один – в Еврейском общинном центре. Кроме того, вся неделя была насыщена семинарами и научными конференциями по идишской музыке. Канн устроил два представления в роскошных московских ночных клубах, где выступили все участники фестиваля.
На последнем концерте более 50 музыкантов вышли на сцену – это было прощальное выступление, которым дирижировал Фрэнк Лондон, трубач из нью-йоркского ансамбля «Клезматикс».
«Когда я впервые выступал здесь год назад, они стояли с магнитофоном и подпевали на ломаном идише, -- рассказал Лондон корреспонденту JTA. – Сегодня они глубоко прониклись этой музыкой».
Подобно другим сферам еврейской культуры, клезмерская музыка пострадала в коммунистическую эпоху. По словам Лондона, только через 10 лет после развала Советского Союза в Москве возникло организованное клезмерское сообщество. С тех пор оно неуклонно приближается к своему досоветскому уровню.
Псой Короленко, плодовитый поэт и музыкант, который с самого начала участвовал в этом фестивале, говорит, что такие встречи способствует укреплению связей между клезмерами, исповедующими разные стили и направления.
«В таких мероприятиях зарождаются особые сообщества, -- говорит Короленко. – Без них музыка бы смолкла».
Короленко с его дикой бородой с проседью и непокорной гривой волос был правой рукой Канна все последние фестивальные дни -- подпевал, аккомпанировал, пытался переводить избитые шутки для русскоязычной аудитории.
На сцене концертного зала субботним вечером Короленко и Кан изо всех сил пытались заставить публику запеть песенку о плачущем российском космонавте на ироничную мелодию. Зал не откликнулся. И музыканты исполнили ее вместе с идишским хором под классическое соло кларнета.
Однако на следующий вечер в полумраке дорогого московского ночного клуба Канн все же нашел более отзывчивую аудиторию. Экспрессивные израильтяне, русские и даже хасид-хабадник, скрывавший лицо за солнцезащитными очками и бейсболкой, пели с большим энтузиазмом и азартом.
Вперемежку исполнялись веселые и раздумчивые песни, стремительные русские плясовые сменялись лирическими композициями. Музыка и стихи Канна свидетельствуют о его склонности к левой израильской политике, что также подтверждается музыкальной шкатулкой, исполняющей социалистический гимн.
«Я немного нервничал, когда запускал ее здесь, -- признается Канн, -- но всем, похоже, понравилось».
29-летний Канн вырос в Детройте, сейчас живет в Берлине. В Германии он считается главным клезмерским музыкантом. Когда ему было 18, он купил аккордеон в ломбарде, принес домой и научился играть на нем "When the Saints Go Marching In".
С тех пор он жил кочевой жизнью. После окончания Университета Мичигана, где он учился на театроведческом факультете, Канн жил в Новом Орлеане и в Нью-Йорке, а потом уехал в Берлин. За эти годы он играл в еврейском театре, организовывал фольклорные фестивали.
Канн проложил себе дорогу к еврейской культуре через клезмерство, литературу и язык, сформировав в конечном итоге свою собственную еврейскую идентичность.
В Берлине он со своей группой записал альбом, как он говорит, «безумной еврейской музыки» -- это комбинация радикальных идишских мелодий, американской готской музыки и бродячего кабаре, основанная на опыте его собственных странствий. Канн говорит, что перевод текстов песен с идиша и немецкого на английский увлекает его больше всего и является источником вдохновения для его апатичной музыки.
«Дом – хитрое место, дом для меня – это люди, -- говорит он. – В идише присутствует чувство отчуждения. Наверное, это от штеттла - язык отражает предрассудки и заблуждения. Это очень богатый язык».
Музыкальные миры Берлина и Москвы тесно переплетаются. В Берлине есть живой музыкальный андеграунд, построенный на основе религиозной и светской мелодик. Группы, исполняющие эту музыку, постоянно курсируют между Москвой, Санкт-Петербургом и Берлином.
Среди них Наеховичи - еврейский ансамбль, очень разнообразный по составу, который был представлен на нескольких фестивальных выступлениях. Дома они играют джазовые блюзовые композиции и ритмические танцы. Почти все музыканты - светские люди, которые захотели разыскать еврейские корни своих предков из Одессы.
Федор Машенджинов, барабанщик Наеховичей, сказал, что его четырехлетний ансамбль играет для аудиторий двух типов: это синагоги России и клубные шоу мирового клезмерского андеграунда.
В последнее время, -- говорит он, -- два эти типа сближаются по мере того, как еврейская музыка становится органичной частью культуры общины.
«Очень забавно видеть в клубах на наших выступлениях хасидов и пожилых людей, -- говорит Машенджинов. – Обычно ты встречаешь их только в синагогах. Но мы исполняем музыку, которая возвращает их к культуре предков».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB