Page 1 of 1

Абрам Кропп: ЧТО Я ДУМАЮ О «ТАРАСЕ БУЛЬБЕ»

Posted: Fri Oct 02, 2009 11:12 am
by Архивариус
ЧТО Я ДУМАЮ О «ТАРАСЕ БУЛЬБЕ»

Абрам Кропп

Недавно в России и на Украине широко отметили юбилейную дату- двухсотлетие со дня рождения Н.В.Гоголя, классика русской литературы. К этому времени был приурочен выпуск на экраны страны фильм «Тарас Бульба», который и сейчас демонстрируется в кинотеатрах с огромным успехом. Я фильма еще не видел, но перечитал роман Гоголя «Тарас Бульба», содержание которой положено, как объявлено, в основу сюжета фильма.
Я хочу здесь напомнить читателю содержание этой повести, напомнить некоторые ее подробности, касающиеся нас, евреев.

Роман « Тарас Бульба» вовсе не о нас, евреях, он о доблести казаков Запорожья, защитников земли украинской. А про евреев в романе сказано вскользь, мельком. И тем интереснее прочесть и подумать об этих второстепенных персонажах , ибо о них написано без лишних комментариев, как само собой разумеющихся фактов жизни. Но прежде, чем мы осмыслим все , что Гоголь сказал здесь о евреях, интересно узнать как он бытописует жизнь казаков, его главных героев.
Повествование начинается с описания поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь. После блестящего описания степи Приднепровья они ступили на землю острова Хортица на Днепре, то есть оказались в Сечи. И первое на что обращает Гоголь наше внимание так это на пьяного вусмерть казака, который растянулся прямо на дороге. Гоголь любуется этой картиной и добавляет, что «…Сечь умеет только гулять да палить из ружей» и далее «…Везде, по всему полю, живописными кучками пестрел народ. По смуглым лицам видно было, что все они закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» И далее продолжается описание картины всеобщего пьянства: « Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он , можно сказать плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам , гуляк, не имеющих ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей.» Невольно задаешься вопросом: откуда эта веселость, почему такая беззаботность. Да это просто ватага , пропивающая награбленное. И эту пьяную толпу классик русской и украинской литературы представляет нам , как защитников Украины.
Далее события в повести развиваются следующим образом. Тарас Бульба озабочен праздным бездельем своих сыновей и не находит ничего лучшего для них как участие в военных действиях. Но оказывается , что казацкое начальство против начала войны, оно связаны обязательством сохранять мир. Бульбу это не смущает , он агитирует толпу сменить начальство и добивается своего. Толпы казаков охваченные энтузиазмом ввиду предстоящей войны, но, похоже, они не знают с кем, собственно , воевать , им все равно, лишь бы воевать. Так принимается решение воевать против турок , идти морем до турецкого берега и потому повсеместно начата подготовка лодок к этому походу. В это время к острову Хортица, где расположена Сечь, причалил паром , перевозящий людей с берега Днепра. С парома сошла группа казаков и обращается к основной массе казаков с пламенной речью о бедствиях, которые терпит население Украины от произвола поляков и евреев - арендаторов. Возмущенная этими речами толпа начинает громить тех евреев, которые находятся на острове. Их просто топят в Днепре. Картина расправы рисуется очень скупо: людей просто бросают в воду и только мелькают их ноги. Картина самоуправства сопровождается комментариями Гоголя : « Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горилочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок, но казаки везде их находили.» И еще «…кричал один, высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом…» Здесь Бульба помилует одного еврея , его зовут Янкеле, за услуги , которые он оказал некогда брату Бульбы. Толпа казаков изменяет первоначальное намерение и принимает решение идти против поляков и евреев. Вот как Гоголь живописует поведение казаков : « Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все , с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отомстить за все зло и посрамление веры и казацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко по степи о себе славу…»
Так, как пишет Гоголь, «Скоро весь польский юго-запад сделался добычей страха. Всюду понеслись слухи: «Запорожцы!...показались запорожцы!...» Все, что могло спасаться, спасалось….» И далее: « Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа… словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги.» Позволю здесь слегка поправить классика: сами казаки мало страдали от власти поляков, страдания причинялись украинскому крестьянину не только сами поляки сколько их послушные слуги евреи. Поэтому , хотя это прямо у Гоголя и не сказано, казаки привели в ужас и учинили расправы не только над поляками, но и над евреями. Более того, на территории Украины, где происходили описываемые события, поляков было мало, а евреи повсеместно жили среди украинцев; это были простые труженики , такие же крестьяне и ремесленники. Торговцы, владельцы кабаков и лавок, арендаторы составляли малую часть еврейского населения. Но террор (я здесь применяю современный термин) судя по всему был направлен против всего еврейского населения.
Далее Гоголь подробно описывает осаду казаками некого города , измену и смерть младшего сына Бульбы и пленение старшего сына. Эти страницы повести изобилуют описанием сцен доблести , геройства и смерти казаков. Описание этих сцен находится вне интересов нашего анализа, тем не менее напрашивается вопрос: за что казаки геройски умирали, что их привело к такой жестокой войне. Разве нельзя было найти другого пути решения противоречий и бед той жизни?
Среди этих сцен я обратил внимание на одну из них, в которой приводится разговор Бульбы с уже знакомым нам евреем Янкелем. Янкель принес ему важные сведения из осажденного города, в том числе и о сыне Бульбы. В этом разговоре поражает грубость и презрении , которое испытывает Бульба к еврею. Казалось бы, можно не обращать внимание на такую сцену. Но Бульба главный герой Гоголя, его поведение воспитывает читателя, получается, что оно воспитывает небрежение и презрение к евреям.
В последних страницах повести Гоголь описывает как Бульба пытается повидать перед казнью своего плененного сына. Что же привлекло мое внимание в этом рассказе? Во-первых, то что Бульба обращается за помощью в этом непростом мероприятии к еврею, все к тому же Янкелю. Значит , по мысли Гоголя достоверным является представить связи евреев в Варшаве, чтобы реализовать столь опасную встречу. Эти возможности презренных евреев не кажутся ни Гоголю, ни его герою странными. Во- вторых, Янкель предстоит перед нами богатым арендатором : он «…прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил своё жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трех миль во все стороны не осталось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пропивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он , вероятно, выветрил бы и все воеводство.» А живет этот богач и кровопийца в «нечистом запачканном домишке, у которого небольшие окошки едва были видны, закопченные неизвестно чем; труба заткнута была тряпкою, и дырявая крыша вся была покрыта воробьями. Куча всякого сора лежала пред самыми дверьми.» И далее в таком же духе. Ну, что на это сказать! Писатель ищет и не находит слова, чтобы унизить еврея, вызвать у читателя отвращение.
Это произведение великого русского писателя изучалось и восхищенно комментировалось многими передовыми людьми России и Украины. Эта повесть столетием рекомендовалась для прочтения учащимся гимназии и школы и до сих пор считается образцом произведения о патриотизме. Что же мы удивляемся , что антисемитизм в русском и украинском народе воспитан сызмальства.