Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пт фев 22, 2019 5:53 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Абрам Кропп: ЧТО Я ДУМАЮ О «ТАРАСЕ БУЛЬБЕ»
СообщениеДобавлено: Пт окт 02, 2009 11:12 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
ЧТО Я ДУМАЮ О «ТАРАСЕ БУЛЬБЕ»

Абрам Кропп

Недавно в России и на Украине широко отметили юбилейную дату- двухсотлетие со дня рождения Н.В.Гоголя, классика русской литературы. К этому времени был приурочен выпуск на экраны страны фильм «Тарас Бульба», который и сейчас демонстрируется в кинотеатрах с огромным успехом. Я фильма еще не видел, но перечитал роман Гоголя «Тарас Бульба», содержание которой положено, как объявлено, в основу сюжета фильма.
Я хочу здесь напомнить читателю содержание этой повести, напомнить некоторые ее подробности, касающиеся нас, евреев.

Роман « Тарас Бульба» вовсе не о нас, евреях, он о доблести казаков Запорожья, защитников земли украинской. А про евреев в романе сказано вскользь, мельком. И тем интереснее прочесть и подумать об этих второстепенных персонажах , ибо о них написано без лишних комментариев, как само собой разумеющихся фактов жизни. Но прежде, чем мы осмыслим все , что Гоголь сказал здесь о евреях, интересно узнать как он бытописует жизнь казаков, его главных героев.
Повествование начинается с описания поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь. После блестящего описания степи Приднепровья они ступили на землю острова Хортица на Днепре, то есть оказались в Сечи. И первое на что обращает Гоголь наше внимание так это на пьяного вусмерть казака, который растянулся прямо на дороге. Гоголь любуется этой картиной и добавляет, что «…Сечь умеет только гулять да палить из ружей» и далее «…Везде, по всему полю, живописными кучками пестрел народ. По смуглым лицам видно было, что все они закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» И далее продолжается описание картины всеобщего пьянства: « Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он , можно сказать плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам , гуляк, не имеющих ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей.» Невольно задаешься вопросом: откуда эта веселость, почему такая беззаботность. Да это просто ватага , пропивающая награбленное. И эту пьяную толпу классик русской и украинской литературы представляет нам , как защитников Украины.
Далее события в повести развиваются следующим образом. Тарас Бульба озабочен праздным бездельем своих сыновей и не находит ничего лучшего для них как участие в военных действиях. Но оказывается , что казацкое начальство против начала войны, оно связаны обязательством сохранять мир. Бульбу это не смущает , он агитирует толпу сменить начальство и добивается своего. Толпы казаков охваченные энтузиазмом ввиду предстоящей войны, но, похоже, они не знают с кем, собственно , воевать , им все равно, лишь бы воевать. Так принимается решение воевать против турок , идти морем до турецкого берега и потому повсеместно начата подготовка лодок к этому походу. В это время к острову Хортица, где расположена Сечь, причалил паром , перевозящий людей с берега Днепра. С парома сошла группа казаков и обращается к основной массе казаков с пламенной речью о бедствиях, которые терпит население Украины от произвола поляков и евреев - арендаторов. Возмущенная этими речами толпа начинает громить тех евреев, которые находятся на острове. Их просто топят в Днепре. Картина расправы рисуется очень скупо: людей просто бросают в воду и только мелькают их ноги. Картина самоуправства сопровождается комментариями Гоголя : « Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горилочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок, но казаки везде их находили.» И еще «…кричал один, высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом…» Здесь Бульба помилует одного еврея , его зовут Янкеле, за услуги , которые он оказал некогда брату Бульбы. Толпа казаков изменяет первоначальное намерение и принимает решение идти против поляков и евреев. Вот как Гоголь живописует поведение казаков : « Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все , с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отомстить за все зло и посрамление веры и казацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко по степи о себе славу…»
Так, как пишет Гоголь, «Скоро весь польский юго-запад сделался добычей страха. Всюду понеслись слухи: «Запорожцы!...показались запорожцы!...» Все, что могло спасаться, спасалось….» И далее: « Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа… словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги.» Позволю здесь слегка поправить классика: сами казаки мало страдали от власти поляков, страдания причинялись украинскому крестьянину не только сами поляки сколько их послушные слуги евреи. Поэтому , хотя это прямо у Гоголя и не сказано, казаки привели в ужас и учинили расправы не только над поляками, но и над евреями. Более того, на территории Украины, где происходили описываемые события, поляков было мало, а евреи повсеместно жили среди украинцев; это были простые труженики , такие же крестьяне и ремесленники. Торговцы, владельцы кабаков и лавок, арендаторы составляли малую часть еврейского населения. Но террор (я здесь применяю современный термин) судя по всему был направлен против всего еврейского населения.
Далее Гоголь подробно описывает осаду казаками некого города , измену и смерть младшего сына Бульбы и пленение старшего сына. Эти страницы повести изобилуют описанием сцен доблести , геройства и смерти казаков. Описание этих сцен находится вне интересов нашего анализа, тем не менее напрашивается вопрос: за что казаки геройски умирали, что их привело к такой жестокой войне. Разве нельзя было найти другого пути решения противоречий и бед той жизни?
Среди этих сцен я обратил внимание на одну из них, в которой приводится разговор Бульбы с уже знакомым нам евреем Янкелем. Янкель принес ему важные сведения из осажденного города, в том числе и о сыне Бульбы. В этом разговоре поражает грубость и презрении , которое испытывает Бульба к еврею. Казалось бы, можно не обращать внимание на такую сцену. Но Бульба главный герой Гоголя, его поведение воспитывает читателя, получается, что оно воспитывает небрежение и презрение к евреям.
В последних страницах повести Гоголь описывает как Бульба пытается повидать перед казнью своего плененного сына. Что же привлекло мое внимание в этом рассказе? Во-первых, то что Бульба обращается за помощью в этом непростом мероприятии к еврею, все к тому же Янкелю. Значит , по мысли Гоголя достоверным является представить связи евреев в Варшаве, чтобы реализовать столь опасную встречу. Эти возможности презренных евреев не кажутся ни Гоголю, ни его герою странными. Во- вторых, Янкель предстоит перед нами богатым арендатором : он «…прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил своё жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трех миль во все стороны не осталось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пропивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он , вероятно, выветрил бы и все воеводство.» А живет этот богач и кровопийца в «нечистом запачканном домишке, у которого небольшие окошки едва были видны, закопченные неизвестно чем; труба заткнута была тряпкою, и дырявая крыша вся была покрыта воробьями. Куча всякого сора лежала пред самыми дверьми.» И далее в таком же духе. Ну, что на это сказать! Писатель ищет и не находит слова, чтобы унизить еврея, вызвать у читателя отвращение.
Это произведение великого русского писателя изучалось и восхищенно комментировалось многими передовыми людьми России и Украины. Эта повесть столетием рекомендовалась для прочтения учащимся гимназии и школы и до сих пор считается образцом произведения о патриотизме. Что же мы удивляемся , что антисемитизм в русском и украинском народе воспитан сызмальства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB