Антисемитские выступления в интернете, в прессе, в жизни

Moderator: Mapk

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Европа решает, как ограничить деятельность неонацистов

Post by Архивариус »

Европа решает, как ограничить деятельность неонацистов
Дина Спритцер


ПРАГА (JTA) – Когда 200 неонацистов маршировали мимо второй крупнейшей синагоги Европы субботним днем 1 марта, многие скинхеды и юноши с капюшонами на головах смотрели в лица евреев, которые собрались на крыльце синагоги и смеялись над марширующими.
50 контрдемонстрантов выглядели беспомощными и разозленными, не имея возможности остановить неонацистов, прошедших по главной улице города Пльзень, расположенного в 80 километрах на юго-запад от Праги.
«Я бы назвал этот марш полной катастрофой, -- сказал Томас Краус, исполнительный директор Чешской федерации еврейских общин. – Такое никогда нельзя разрешать».
Сейчас, когда экстремистские демонстрации все чаще проходят по всей Европе, еврейские организации, законодатели и муниципалитеты стараются найти пути сдерживания подобных публичных проявлений расизма и антисемитизма в странах, где евреи были практически полностью уничтожены в Холокосте.
Проблема властей состоит в том, как пресекать акции неонацистов, не нарушая их права на свободу митингов и собраний.
Пять публичных неонацистских сборищ с ноября прошли только в Чешской Республике, которая славится религиозной и этнической терпимостью, ксенофобия здесь заметно слабее, чем во многих других странах бывшего соцлагеря.
Ни одна из этих акций не привлекла более 200 участников, которые имеют некое отношение к международным неонацистским движениям типа «Кровь и честь», или местным группам, подобным Национальному сопротивлению. Они очень внимательно следят, чтобы нигде не были видны расистские символы, которые запрещены чешским законом, и своими акциями якобы выражают солидарность с теми, кого считают своими союзниками.
В Пльзене, к примеру, марширующие отдали дань палестинцам.
Эксперты говорят, что проблема неонацистских маршей – самая быстро растущая в Восточной Европе, где властям, по крайней мере, приходилось иметь дело с неонацистскими сборищами.
В бывшем Восточном блоке расистские группы часто состоят из недовольной молодежи, протестующей против глобализации и утраты национальной идентичности, которая окрашивала жизнь их родителей, -- убежден Майкл Уайн, эксперт по безопасности в Совете представителей британских евреев и консультант Европейского еврейского конгресса.
Со своей стороны, этим новым демократиям трудно ограничивать свободу слова, даже когда эти слова разжигают ненависть, -- сказал Уайн.
«Страны, которые были оккупированы нацистами и советами, на протяжении 70 лет запрещали свободу слова. Понятно, что они откровенно свободолюбивы в своих воззрениях, -- сказал он. – Их суды очень неохотно что-либо запрещают».
И напротив, -- отмечает он, -- британская полиция недавно запретила марш неонацистских групп через район, густо населенный выходцами из стран Азии и Карибского бассейна.
«Полиция сказал «нет», это приведет к насилию. И вопрос был решен», -- сказал Уайн.
В Соединенных Штатах неонацистские проявления, включая распространение расистских и антисемитских материалов и выставление на показ свастики, находятся под защитой Первой поправки о праве на свободу слова. В большинстве стран Европы такие акции считаются уголовным преступлением.
Однако в силу многолетнего опыта американские власти научились регулировать время и место провокационных маршей.
Европа пока только опробует различные способы регулирования подобных вещей.
Недавние акции в Германии показывают, как регулирование может ограничить уровень публичной неонацистской деятельности.
В 2006 году восточная германская земля Бранденбург запретила марши вблизи кладбищ, поскольку неонацисты часто собирались именно там, желая почтить память бывших нацистских офицеров. После того, как неонацисты начали переносить свои мероприятия в соседнюю землю – Саксонию, эта земля также приняла в прошлом месяце закон, запрещающий подобные акции по особым датам, еврейским или нацистским. Закон также запрещает марши в определенных местах, включая старый город Дрезден, бывшие концентрационные лагеря и синагоги.
Пол Гольденберг, который руководит европейской программой по борьбе с преступлениями на почве ненависти, сказал, что когда дело доходит до выдачи разрешений на подобные мероприятия, город всегда должен узнать, не приходится ли оно на какую-то важную дату, к примеру, годовщину рождения или смерти кого-то из нацистских лидеров.
«Городские власти также должны переговорить с представителями местных меньшинств и узнать, не испытывают ли они угрозу своей безопасности в связи с этими маршами, -- сказал он. – Они также должны связаться с правоохранительными органами, чтобы узнать, не была ли эта группа в прошлом причастна к акциям насилия».
Гольденберг, который в генеральной прокуратуре Нью-Джерси специализировался на преступлениях на почве ненависти, является ведущим экспертом программы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая обучает полицию бороться с подобными преступлениями.
Он сказал, что власти и полиция в Восточной Европе должна научиться регулярно просматривать интернет-блоги, из которых можно узнать, не намерена ли группа, которая планирует марш, спровоцировать взрыв насилия.
«Я могу не задумываясь перечислить вам 30 случаев, когда людей забили до смерти, -- сказал Голденберг. – Иногда запрет – единственный выход».
Если говорить о последнем марше в Пльзене, то надо отметить, что организаторы созвали его в знак протеста против ноябрьского инцидента, когда власти Праги запретили неонацистский марш через еврейский квартал города в годовщину Хрустальной ночи. Полиция пресекла этот марш в самом зародыше – едва 400 участников начали собираться.
На этот раз мэр Пльзеня пытался марш запретить, однако региональный суд отменил запрет, поскольку городской чиновник низшего звена уже разрешил это мероприятие.
Этот чиновник не поинтересовался прошлым лидера марша, который, по информации чешских СМИ, связан с несколькими расистскими группами.
«Марширующим нельзя было разрешать приближаться к синагоге», -- сказал Краус.
Помимо запретов маршей и определения времени и места, где они могут проходить, -- говорят эксперты, -- правительства должны более пристально следить за деятельностью неонацистов и усилить воспитание толерантности, чтобы сдержать распространение неонацистских настроений в Европе.
«Между тем, отмечается рост таких настроений, судя по информации антифашистских журналов и докладам европейских служб безопасности», -- говорит Уайн.
Ни одно европейское агентство не ведет учета общего числа неонацистских мероприятий или групп, несмотря на неоднократные обещания Европейского Союза усилить мониторинг антисемитских инцидентов.
«Этот дефицит информации сам по себе помеха для местных властей», -- говорит Уайн.
Наиболее заметными в прошлом году были следующие неонацистские и ультранационалистические демонстрации:
* 1 мая 2007 года – марши 5.000 неонацистов прошли в нескольких городах восточной Германии;
* Октябрь 2007 – 30 неонацистов были арестованы в сербском городе Нови сад за нападение на антифашистов. Арестованные, среди которых были словаки и болгары, нарушили запрет на проведение маршей в день рождения Генриха Гиммлера;
* Декабрь 2007 – 900 человек устроили марш в Салеме (Швеция) в честь неонацистского деятеля Дэниэля Рестрома (Daniel Wrestrom).
Менее крупные мероприятия проходили в Голландии и Бельгии.
За пределами Европейского Союза – в России и на Украине неонацистские демонстрации происходят чаще и при большем скоплении участников, чем в Западной Европе. России и Украине нужны более подготовленные сотрудники правоохранительных органов, судебная экспертиза и общественные перемены, чтобы нанести удар по неонацистским движениям, -- убеждены антирасистские организации.
Вовсе не факт, что численность неонацистов в странах Европейского Союза растет, -- говорит Уайн и другие эксперты, опрошенные корреспондентом JTA.
«Например, их численность снизилась в Австрии и в Германии, -- говорит Уайн. – Однако небольшие группы сейчас становятся более активными. Они направляют свою враждебность против иммигрантов и меньшинств, и очевидно, что они также заражены антисемитскими настроениями».
Post Reply