Антисемитские выступления в интернете, в прессе, в жизни

Moderator: Mapk

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Подъем ультраправых организаций Венгрии

Post by Архивариус »

Подъем ультраправых организаций Венгрии: их риторика находит отклик
Майкл Джордан


БУДАПЕШТ (JTA) – Впервые за 33 года своей жизни Петер говорит, что доморощенное венгерское движение предлагает венграм путь сохранения своей культуры и традиций.
Не столь важно, что члены новой Венгерской гвардии маршируют в черных солдатских ботинках и униформе с красно-белым символом, напоминающим местную нацистскую партию, которая в годы Холокоста уничтожила тысячи евреев. Или то, что крики демонстрантов Гвардии в защиту венгров от «преступности» цыган порождает страх перед межэтническими столкновениями.
«Я не хочу говорить о евреях или цыганах, поскольку в этом СМИ видят цель движения, -- говорит Петер, который не захотел назвать свою фамилию. Он одет в черное, волосы гладко зачесаны назад. Холодная погода не помешала ему побывать на вербовке в Гвардию прошлым воскресеньем. – Настоящая цель движения – за лучшую Венгрию».
Для тысяч переживших Холокост, до сих пор живущих в Будапеште, и для 100.000 евреев Венгрии, самой многочисленной еврейской общины Центральной Европы, эти слова – не большое утешение.
И дело не в том, что местных евреев беспокоит опасность насилия, исходящая от венгерской Гвардии: 1.000 человек ее членов не вооружены. Проблема в том, что ультраправые идеи Гвардии явно находят отклик у все большего числа венгров.
Еврейские, цыганские и правозащитные организации уже призывают правительство запретить Гвардию, а некоторые цыгане поговаривают о создании отрядов самообороны.
Венгерская Гвардия была создана в августе 2007 года относительно молодой ультраправой политической партией Jobbik (Йоббик), которая собирает голоса и поддержку на правом фланге, -- говорят эксперты.
Проявляя в последнее десятилетие все большую изощренность, правый фланг успешно спровоцировал в народе дебаты по поводу различия между «венграми» и «не-венграми» – где евреи и цыгане оказываются на отшибе.
Это вновь поставило вопрос об инсайдерах и аутсайдерах перед венгерскими евреями, которые считают себя ассимилированными членами венгерского общества, а не аутсайдерами, заглядывающими в него извне.
«Даже молодые люди, которые не являются расистами или антисемитами, используют ту же терминологию, считают, что ты не можешь одновременно быть венгром и евреем, -- говорит Андреа Соний, одна из основательниц образовательной группы памяти Холокоста Захор: Фонд общественной памяти. – Все это возвращает нас к дням Холокоста, когда люди, считавшие себя венграми, были брошены в газовые камеры как евреи».
Подъем ультраправого движения происходит не только в Венгрии.
По всей Центральной и Восточной Европе революции 1989-1990 годов, которые инициировали посткоммунистический переход к демократии, также позволили укорениться экстремистским организациям.
В Венгрии они более или менее оставались маргиналами до 1998 года, когда Виктор Орбан, бывший член антикоммунистического сопротивления, носивший джинсы и серьгу, стал премьер-министром и сместил свою партию на правый фланг, поддержав националистические, христианские ценности.
Его партия Фидеш вступила в коалицию с малочисленной ультранационалистической партией «Справедливость и жизнь», лидер которой драматург Истван Сурка разделяет теории еврейских заговоров.
Никогда прежде не обвинявшегося в антисемитизме Орбана критиковали за то, что не он осуждал членов своей партии, которые иногда в обращениях к своим сторонникам использовали специфические выражения, считающиеся антисемитскими – к примеру, критикуя противников, называли их «космополитами», «коммунистическими евреями» или обладателями «иностранных сердец».
Многие венгры отвергали такую риторику, но джина уже выпустили из бутылки.
Zsidozas (видимо, жидозаш) – венгерское слово, означающее «разговор о евреях», стало чаще использоваться в СМИ и в парламенте, а речи политиков зазвучали более резко.
В сентябре 2006 года, когда социалист премьер-министр Ференц Дюрчань был пойман на признании, что он лгал избирателям «утром, вечером и ночью» о здоровье национальной экономики, чтобы выиграть перевыборы ранее в тот год, Орбан и его партия Фидеш, которая сейчас возглавляет оппозицию, объявили правительство Дюрчаня нелегитимным.
Начались ежедневные демонстрации. Новая версия флага династии Арпадов – красно-белые полосы, заимствованные у древнего королевского герба, также использовались венгерским нацистским марионеточным режимом в партии «Скрещенные стрелы» – начали появляться на этих демонстрациях.
Новый флаг, даже и без черных скрещенных стрел, подобных нацистской свастике и советскому серпу и молоту, в Венгрии запрещен: венгерские либералы говорят, что никого не обманывает значение этого флага.
Этот флаг непреложный атрибут антиправительственных демонстраций, особенно тех, которые проводит Венгерская гвардия.
Некоторых местных евреев рост ультраправого движения поразил.
«Слава Богу, моя мать страдает болезнью Альцгеймера, -- говорит Каталин, чья мать в 17-летнем возрасте побывала в будапештском гетто. – Если бы она была здорова, то очень бы боялась, вспоминая страшные дни Холокоста». Каталин попросила не упоминать в этой статье ее фамилию.
Некоторые евреи считают, что подобные страхи могут быть повышенной реакцией, но тот факт, что Гвардия входит в зарегистрированную по всем правилам партию Jobbik, -- основание для беспокойства, -- считает президент Федерации венгерских еврейских общин Петер Фельдмайер.
Jobbik получила поддержку 1% избирателей, однако у нее есть места в нескольких советах в разных уголках страны.
«Гвардия может состоять из 1.000 или 2.000 сумасшедших, которые любят играть в солдатиков, но с другой стороны, эта партия участвует в нормальной политической жизни», -- говорит Фельдмейер.
Возможно, по этой причине Гвардия очень аккуратно избегает публичных разговоров о евреях, когда перечисляет исторические несправедливости в отношении Венгрии. Вместо этого Гвардия атакует более популистскую мишень: цыган, которых в Венгрии не любят.
Подогревая общественную ненависть и страх, распространяя негативные стереотипы о цыганах, которые прозябают в нищете и безработице, что толкает некоторых из них на уголовные преступления, Гвардия представляет всех цыган «уголовниками». Гвардия еженедельно организует акции демонстрации силы в тех городах страны, где живет много цыган.
Население Венгрии достигает 10 миллионов человек, из них 500.000 – цыгане.
Гвардия «признает, что не может разыгрывать антисемитскую карту, поскольку это навредит им больше, чем разыгрывание антицыганской карты», -- убежден Майкл Миллер, американский профессор еврейской истории в программе национальных исследований Центрального европейского университета в Будапеште.
Однако, -- отмечает Миллер, -- толпы, которые собираются на демонстрации Гвардии, могут выкрикивать такие вещи, как «долой евреев» или называть Дюрчаня «еврейским наймитом».
Фельдмейер говорит, что еврейские лидеры стараются убедить мэров запретить Гвардию в их городах. Как он сказал корреспонденту JTA, он ждет, что государственная прокуратура вскоре решит, нарушает ли Гвардия условия своей регистрации: она была зарегистрирована как культурная и образовательная организация.
Между тем, наблюдатели считают естественным, что венгерские консерваторы во главе с партией Фидеш публично дистанцируются от правых экстремистов. Несколько человек из руководства партии уже сделали подобные заявления, но Орбан не в их числе.
Андрас Кедар, сопредседатель Венгерского Хельсинского комитета, правозащитной организации, считает очень важным закон, запрещающий словесное разжигание ненависти, который был принят в феврале – и который может быть еще опротестован в суде как нарушающий права на свободу слова.
«Это самый подходящий момент для государственных органов, чтобы, имея дело со свободой слова и свободой собраний, показать, что ‘демократия’ не может служить для оправдания всякого рода расистских проявлений», -- сказал Кадар.
После воскресного мероприятия, устроенного Гвардией, Петер, потенциальный рекрут, сказал, что не знает, может ли открытая поддержка Гвардии – привлечение членов на марши – повредить его профессиональной карьере.
«Я работаю на большую компанию, -- сказал он. – Ей может не понравиться, что я член этого движения, тогда у меня могут возникнуть проблемы».
Post Reply