Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Сб сен 19, 2020 5:18 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Авраам Шмулевич: Медведь среди славян
СообщениеДобавлено: Вт окт 26, 2010 9:43 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Авраам Шмулевич
Медведь среди славян. Мифолого-политическое исследование

Политическая зоология в преддверии второго срока Дмитрия Медведева
К счастью, наш богатырь (медведь) отличается рыцарским характером, чуждым всякого коварства и лжи. Не умея лукавить, он добивается своего открытой силой и не прибегает к бесполезной жестокости, подобно волкам. В основе медвежьего характера лежит полная флегматичность и любовь к покою.

Альфред Брэм "Жизнь животных"


Нами правят архетипы. Зачастую события происходят не в силу видимой логики, не согласно причинам экономического или иного "реального" свойства, но в силу неких факторов из области сакрального, скрытых от глаз профанов. Это верно даже относительно "незначительных" событий "частной" жизни того или иного человека – но в сто раз более верно относительно событий значимых, исторических, затрагивающих жизни целых народов и стран…

Выстроить свое правление в гармонии с Сакральной вертикалью для правителя не менее (если не более) важно, чем построить прочную властную вертикаль.

Это часто забываемое правило ещё раз напомнило пришествие на Царство в России Медведя. Ведь (это очевидно для понимающих) сам выбор в свое время протекал строго в рамках Архетипа, причем именно в рамках Русского Мифологического Архетипа: Путин выбирал между Медведем и Иваном. Победил Медведь.

Правильное рассмотрение должно быть многомерным. И для мифолого-политического, сакрального анализа любого события необходимо привлечение мифологии античной, еврейской (в старой российской литературе её обычно стыдливо именовали библейской) и мифологии данной местной - в нашем случае славянской.

Данную статью мы посвятим именно славянской мифологии. При этом, наряду со славянскими мифами, не менее важны для понимания сущности Медведя и мифы финно-угров. Ведь в ранней русской истории финно-угорский и славянский элементы были тесно смешаны, мифология у древних славян и финно-угров была во многом общая, в формировании русской народности и славяне, и финно-угры принимали участие почти на равных. Достаточно вспомнить, что, согласно "Повести временных лет", Рюрика с братьями "приглашали на княжение" и славянские, и финно-угорские племена; такие города, как Ярославль, Москва, Великий Новгород, возникли на землях со смешанным славянско-финноугорским населением.

Начиная анализ, необходимо помнить, что медведь – существо, подверженное спячке, его сущность раскрывается только по прошествии, как минимум, двух сезонов, двух сроков – зимы и лета. Причем зима всегда идет первой, появляются на свет медведи зимой, в первый период. Первый срок их существования – латентный, делать дела они начинают только со второго срока.

В древне-русском языческом пантеоне Медведь отождествляется (или, по крайней мере, тесно сближается) с богом Велесом (он же Волос). Волос состоит в противоборстве с другим богом – Перуном. Волос в древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 года, согласно "Повести временных лет") выступает как "скотий бог" - покровитель домашних животных - и бог богатства. Волос соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Волоса-Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В социальном аспекте это же различие проявлялось в том, что Волос (Медведь) считался богом "всей Руси", а Перун - богом княжеской дружины. [В. В. Иванов, В. Н. Топоров. "Велес", Энциклопедия "Мифы народов мира", т.1, издат-во "Советская энциклопедия". М., 1987 г.]

Не трудно увидеть здесь отражение как прошлого противоборства Медведева и двух других кандидатов в преемники - Иванова и Сечина, так и отражение нынешней напряженности Медведев – Путин. И прежние конкуренты Медведева, и нынешний его отец-соправитель-соперник – представители "силового блока", Генералы Спецслужб, Иванов же – вообще был министром обороны.

В свое время противоборство между Волосом-Медведем и Перуном закончилось победой последнего – произошло это в ходе религиозной реформы князя Владимира – будущего крестителя Руси. Перед обращением в христианство князь провел реформу языческого культа, до неё официальных культов было два: культ Перуна и культ Волоса (медведя). Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Волос, почитание которого было повсеместным, в пантеон вообще не попал. [Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство 'Наука', 1987 г. Глава 9 «Языческая реформа Владимира»].

Не исключено, что таким же будет и исход нынешнего противостояния Медведева и Путина.

В этом контексте победу Медведя можно рассматривать как второй раунд давнего поединка (противоборство между Волосом-Медведем и Перуном). Однако тогда по его результатам в конечном итоге победила "третья сила" – христианство. Очевидно, что и сейчас результат властной борьбы может оказаться столь же неожиданным и глобальным. (Каким именно - это тема для отдельного мифолого-политического исследования).

В славянской и финно-угорской мифологии боги нередко сами могли принимать образ Медведя, когда хотели показаться людям. Для этих древних культов характерны такие мотивы, как "Медведь - сын небесного бога" (в частности, связанного с громом), "перемещение Медведя с неба на землю", "Медведь и плодородие". 

В представлении многих народов медведь занимает место на границе между человеческой природой и животным миром. У русских, украинцев, белорусов прослеживается двоякое отношение к медведю.

С одной стороны - это священный зверь, покровитель рода; его боятся домовой и кикимора. [О.В. Голубкова "Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества)". "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20]. В обрядовой практике русских Сибири и существующих рядом с русскими коренных народов, медведь - не простое животное, а особое существо, которое "много знает и понимает". Медведь не противопоставляется человеку, но родственен ему, ведь тело убитого медведя с ободранной шкурой напоминает туловище человека, след его лапы похож на след человеческой ступни, как и человек, медведь всеяден.

С другой стороны, медведь относится к нечистой силе: считается, что он или "лешему родной брат", или подвластен ему как своему господину. Медведь может выступать и в роли оборотня. Так же человек может быть превращён в медведя в наказание за совершённые проступки

Однако, хотя существует ряд легенд о превращении человека в медведя, и о том, что медведь и человек – братья, в славянской и финно-угорской мифологии медведь никогда не выступает в качестве предка Человека как такового. [Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.3-М., 2004, с.211-215].

То есть, между Медведем и его подданными всегда будет сохраняться непреодолимая дистанция, о полном единении общества и власти, о полной демократии речи быть не может в принципе.

Каким именно будет правление президента-Медведя?

Мифология предвещает, что, в конце концов, новый преемник сможет решить проблему несправедливо прихватизированнной государственной собственности. Амнистии опальным олигархам ждать, также, не стоит. Ведь известный удмуртский этнограф-краевед 19 века, священник Григорий Верещагин, в работе "Предания о медвежьем культе" сообщает: "Если вор похищал у кого деньги, потерпевший приносил в свой дом медвежью голову, которая на этот случай имелась в деревне всегда и хранилась у кого-нибудь из домохозяев." Считалось, что медвежья голова и выставленное угощение могут приманить из леса живого медведя, который найдёт вора и распорет ему живот [Верещагин Г.Е. Образцы произведений устной словесности вотяков. Т. 4, кн. 2. Ижевск, 2001, с.24].

Благоприятно скажется правление Медведева и на демографическом балансе Российской Федерации. Ведь образу Медведя присуща брачная символика плодовитости, представленная в свадебном обряде, любовной магии, лечении бесплодия и т. д. Приснившийся девушке медведь сулит ей жениха. В ряде сибирских районов бытует представление о том, что ночью к девушкам приходит домовой в облике медведя и душит, предвещая таким образом скорое замужество: "Однажды, молодая еще была, легла я ночевать в сенях. Вдруг ночью просыпаюсь от тяжести, гляжу: медведь на меня навалился. Тяжелый такой, душит. Я ни рукой, ни ногой шевельнуть не могу, ни закричать. Он подавил-подавил маленько, да слез. Бабушки говорили, что это домовой из дома выживает. Я и, правда, вскоре замуж вышла". Считалось, что женщина излечится от бесплодия, если ее переступит ручной медведь.

С идеей плодородия связан обычай рядиться медведем во время святочных, масленичных и брачных обрядов. Мать жениха, изображая медведицу, выходила встречать молодоженов в шубе, вывернутой шерстью наружу: "...чтобы жених был богатый, как кожух волосатый" [Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива ИРГО. - Пг., 1914 - 1916. - Т. III. - Вып. I. с. 1077].

В Ишимском округе во время свадебной церемонии, впервые переступая порог дома невесты, дружка произносил приговор: "Мохнатый зверь, да на богатый двор" [Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (ХVIII - первой половины ХIХ вв.). - Новосибирск, 1979., с. 228].

В ряде мест молодоженов клали спать в первую ночь на медвежью шкуру в овчарне или скотной избе, "чтобы детей у них было столько, сколько волосков на шкуре" [Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1865. Т. I. , с. 690].

В Стоглаве упоминалось о гадании рожениц с помощью ручного медведя о судьбе новорожденного, а беременные женщины пытались узнать пол будущего ребенка: ему подносили хлеб, и если медведь "рыкнет", то родится девочка, а если "не рыкнет" - ожидали мальчика [Стоглав. Царския вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинах. - СПб., 1863. с. 264 - 265].

Медведь также мог показать, сохранила ли невеста девственность до свадьбы. В Сибири считалось опасным ходить в лес беременным женщинам, потому что медведь безошибочно их распознает, и "в случае встречи с толпой женщин непременно бросается на ту, которая беременна, наипаче, если она беременна парнем... А отыскивает он их для того, чтобы в самом зародыше умертвить своего будущего врага - охотника... Поэтому-то здесь обыкновенно и не берут беременных баб в лес, так как они могут привлечь к "табуну" медведей и сами погибнуть" [Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края // Записки Западно-Сибирского отдела ИРГО. - Кн. ХХХ. - Омск, 1903., с. 77]. ,(Цитаты даны по статье: В. Голубкова. Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества). "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20).

Медведь упоминался и в защитительных проклятьях: так, беременная удмуртка отвечает любопытствующим о её будущем ребёнке: "В рот тебе кошачьи яйца, в глаза тебе горячие угли, да пусть тебя медведь изнасилует…".[Герд К.П. Человек и его рождение у восточных финнов. Helsinki: Societe Finno-Ourienne, 1993. 97 с., с.27]. (Эти и последующие цитаты из удмурдской мифологии даны по статье: Коробейников А.В., Сахарных Д.М. Проектная идея "Возвращение медведей" // "Память предков: национальный эпос и фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы" в рамках 170-летия карело-финского эпоса "Калевала": Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар: Национальная детская библиотека Республики Коми им С.Я.Маршака, 2005. С.130-136.).

Очевидно, здесь содержится и грозное предупреждение потенциальным политическим противникам Дмитрия Анатольевича.

Вообще же, в русской мифологии считается, что медведь "благосклонен к женщинам". [Попова А.М., Виноградов Г.С. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Советская этнография. - 1936. - № 3. - С. 78 - 83. с. 80]. В русских народных сказках, легендах, быличках присутствует мотив сожительства медведя с женщинами. В ходе т.н. "медвежьей свадьбы" в лес отводили непорочную девицу и оставляли ее там, чтобы она стала женой медведя [Иванов В.И., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. - М., 1965, с. 161].

В свадебных обрядах "медведем" и "медведицей" называли жениха с невестой, а дружка именовался "медведником". В предсвадебном причитании невеста иногда называла свекра со свекровью "медведями". Сваты часто звались "косматыми". [Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М., 1982.с. 163 - 165].

В русском фольклоре популярен образ медведя-свата:

«Медведь-пыхтун
По реке плывет:
Кому пыхнет во двор,
Тому зять в терем».


[Поэзия крестьянских праздников, 1970 г., с. 171, № 192].
Так что очевидно неслучайно то, что жена Президента Медведева Светлана, в девичестве Линник (см. на неё здесь, здесь и здесь) – наиболее яркая, красивая и наиболее не чуждая светской жизни среди жен всех кремлевских руководителей, включая и Путина. Неоднократно ее видели на открытии Недели моды в Москве, жена Медведева является давней поклонницей знаменитого кутюрье Валентина Юдашкина. Их знакомство состоялось на новоселье у Пугачевой в 2005 году. Кроме того, Светлана - кавалер женского ордена Русской православной церкви "Преподобной Евфросинии Московской", вручаемого «выдающимся женщинам России», она возглавляет попечительский совет целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Программа была разработана с благословения Патриарха Алексия II, пользуется поддержкой Администрации Президента, Министерства культуры и Государственной Думы.

Впрочем, российские женщины имеют и некоторый повод для беспокойства в связи с пребыванием Медведева на посту Президента, ведь известны рассказы о том, как не приглашенные на свадьбу колдуны превращали в медведей свадебные поезда. У русских Алтая образ медведя или его лапа, коготь применялись в свадебной обрядности с целью расстроить свадьбу. (Цитаты по О.В. Голубкова "Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества)". "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20). 

Мифологический анализ дает ответ и на загадку дальнейших отношений Путина и Медведева, предсказывает, что Медведев будет править самостоятельно, так удмурдская старинная народная загадка сообщает нам: "На хорошего мерина не отважишься сесть" – разгадка "медведь" [Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний.-Казань, 1880. с. 123]. Однако он дает и предупреждение: в тех же удмурдских мифах медведь часто терпит поражение от домашнего кота [Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний.-Казань, 1880., с. 123]. 

Стоит помнить, что в русских сказках медведь, леший и богиня смерти Баба-Яга выполняли одинаковые функции [Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - 1994, с. 40, 44, 57]. В первую очередь, опасность (политической) смерти будет подстерегать Медведева к концу срока – первого или, скорее всего, второго. Ведь из всех видов медвежьих охот (а специалисты различают медвежьи охоты весеннюю, летнее – осеннюю и зимнюю), издревле в России наиболее популярна и эффективна исконно русская охота на берлоге. [Информационный портал Клуб любителей охоты. Охота на медведя]

Медведь - противник очень опасный. На охоте на него нужно соблюдать осторожность и к убитому зверю сразу после выстрелов не подходить. Случается, что медведь лишь прикидывается мертвым и может застать охотников врасплох. Однако не приходится сомневаться, что Желающие свалить его найдутся – ведь в русской традиции охота на медведя всегда была и остается символом охотничьего успеха и славы.
http://www.apn.ru/publications/article23282.htm 2010-10-26


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB