Нелли Гутин: Пират в Сомали – больше, чем пират

Актуальное. Для Израиля отдельный форум.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Нелли Гутин: Пират в Сомали – больше, чем пират

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию
Нелли Гутин
Пират в Сомали – больше, чем пират


Можно ли раскрыть широко закрытые глаза так называемой мировой общественности? Известный российский документалист Владимир Синельников и режиссер Вадим Островский это сделали - почти против нашей воли, потому что мы предпочли бы не думать, не знать и не замечать того, о чем молчат мировые СМИ. То, что фильм "Черная метка", начиненный до отказа взрывоопасной информацией и уникальными съемками, выстроенными в впечатляющий визуальный ряд, вообще был снят, само по себе является событием мирового значения. Синельников знал, на что идет, отправляясь в Сомали. За пару недель до его приезда там был убит американский журналист, а спустя несколько недель после его отъезда - министр внутренний безопасности Сомали, интервью с которым легло в основу фильма. Хотя гарантии безопасности ему и съемочной группе предоставил сомалийский президент, снабдив вооруженной охраной из 14 человек на четырех бронированных внедорожниках, это не помешало неизвестным боевикам атаковать группу. Кому-то из группы удалось с помощью мобильника заснять самый настоящий бой.
Честно говоря, я вначале не поняла, почему третий фильм мегапроекта Владимира Синельникова "Третья мировая началась" посвящен морским пиратам. Новые пираты время от времени захватывают суда, что лишь в некоторых случаях вызывает всплеск медийного ажиотажа. Можно ли считать эту разновидность разбоя мировой стратегической угрозой? До сих пор я была уверена, что нет.
Во время демонстрации фильма я удивилась степени своего невежества, - типичного невежества всех тех, кто потребляет информацию, препарированную и процеженную современными масс-медия. Сеансу предшествовала картинка , - море, яхты, небоскребы – и среди всего этого вполне современного города - мечети. Я решаю, что это столица Сомали, и что выглядит она вполне прилично. Картинка оказалась фотомонтажом – вид Нью-Йорка с моря, с имплантированными туда мечетями. А настоящий Сомали с моря выглядит так, как не приснится в страшном сне. Впрочем, собственно государства Сомали , которое значится на карте, уже фактически не существует. Вместо него есть три самопровозглашенных образования, враждующих друг с другом. Что касается столицы мирового пиратства 21 века, у берегов которой в ожидании выкупа стоят на рейде парочка другая захваченных кораблей, то она представляет из себя заброшенную деревню, жители которой ранее занимались рыбной ловлей, а теперь переквалифицировались в пиратов. Рыбы в этой районе почти не осталось, а та, что осталась, отравлена ядовитыми отходами, которые сбрасывают у берегов Сомали развитые страны. Согласно одной из версий, озвученной в фильме, морское пиратство началось как спонтанный протест против уничтожения источника жизни для местных рыбаков, но очень скоро этот феномен оседлали другие , более мощные, силы. Что такое новое пиратство, ставит вопрос автор фильма, - разбой, акт отчаяния или декорация для геополитических игр?
Ответ на этот вопрос , пожалуй, является одним из наиболее охраняемых секретов современной геополитики, потому что не каждый, кто отправляется в Сомали в поисках ответа, может унести оттуда ноги.
Все трое руководителей трех самопровозглашенных независимых сомалийских государств осуждают морское пиратство и даже бросают пиратов в тюрьму. Некоторых - пожизненно. Сидят они в таких условиях и выглядят такими беззащитными, что эти кадры разрывают сердце. Синельников отправился в тюрьму и дал этим людям слово, что повлекло за собой целый шквал критики. Сочувствие бандитам , которые захватывают заложников, и идентификация с ними жертвы, классифицируется в современном политическом жаргоне как стокгольмский синдром. Сочувствие вроде бы неуместно - и все же из этих кадров создается впечатление, что заключенные в клетку несчастные – всего лишь оловянные солдатики, брошенные в топку. Явно не они используют радары и перехватывают радиосигналы с борта, намеченного в жертву судна, не они фрахтуют корабли-призраки и уж явно не они получают львиную долю прибыли – Синельников не обнаружил на Сомалийских берегах вилл, построенных на деньги от пиратского промысла. Эти несчастные - не любители легкой наживы, и не кровожадные джихадисты, а замученные голодом люди, у которых вытащили корм изо рта. Что касается предводителей более ста криминальных группировок, которые промышляют пиратством, то они, в отличие от бывших рыбаков, так же неуловимы, как легендарный «Летучий голландец», но далеко те так романтичны.
Респектабельные адвокатские фирмы, расположенные в том же Лондоне, и защищающие интересы новых пиратов , официально ведут переговоры от их имени с владельцами захваченных судов и получают проценты от размера выплаченного выкупа. В одном только 2008 году у берегов Сомали было атаковано 95 судов из 62 стран и захвачено 39 судов. Размеры выкупов исчисляются сотнями миллионов. Тем не менее, отмечает Синельников, мы не знаем случаев, когда в Лондоне или Дубае был бы арестован какой-нибудь бизнесмен.
Фильм, однако, выходит далеко за пределы чисто криминального аспекта. Для Синельникова эта пиратская сага – всего лишь еще один фронт панорамного театра военных действий Третьей мировой войны. И на сомалийском фронте эта война так же ассиметрична, как в Афганистане, Ираке или Газе. Кинематографическим языком эта асиметрия выражена весьма впечатляюще: у сомалийских берегов с одной стороны вырисовывается российский крейсер «Непобедимый», с другой – американская армада, а в середине - захваченная пиратами «Фаина», которую так и не удалось освободить, пока, конечно, не уплатили выкуп. Это все равно, что бороться с таежными комарами с помощью ковровых бомбардировок, комментирует Синельников. В этом аспекте война с пиратством оказывается в том же тупике асиметричности, что и война с терроризмом.
Где-то на периферии эти два фронта Третьей Мировой войны уже начинают сближаться и не дай им бог сомкнуться. Среди джихадистов появляется все больше сомалийцев и прочих африканцев. В Сомали суннитская Аль-Каида и шиитская террористическая уже столкнулись лбами. Нищая страна, раздираемая племенной рознью, становится резервуаром дешевой военной силы. При этом Сомали не продуцирует потока новостных сообщений и стоит на повестке дня мировых СМИ. Как, впрочем, и Афганистан до 11 сентября. Синельников озвучивает несколько сценариев сомалийского 11 сентября, одним из которых может с тать экологическая катастрофа в результате захвата и взрыва танкера с нефтью. Но это не единственный возможный сценарий. На бесхозную страну, расположенную на стратегической развязке морских путей, в тот или иной исторический период находятся претенденты. И здесь опять-таки надо отдать должное режиссеру – Вадиму Островскому - который выстроил визуальный ряд так, что следы присутствия всех тех, кто прошел через эту страну и фантомы тех, кто вот-вот придет , врезаются в сознание зрителя. Впечатляют руины Национального театра и Национальной библиотеки - институтов, созданных в эпоху итальянского присутствия – даже надписи здесь сохранились на итальянском языке. Эпоха советского присутствия напоминает о себе казармами, которые теперь служат жилыми зданиями. Да, конечно, была западная колонизация – но при этом театр и библиотека. Да, были советские военные базы – но при этом и заводы по переработке рыбы. Сомалийцы получали образование – в европейских, а потом и советских университетах, и что-то производили.
Кто будет следующим на этой земле ? Китайцы? Не самый худший вариант. Или же эту мусульманскую страну оккупируют джихадисты? В этом случае сомалийцы начнут производить ультимативное оружие Третьей Мировой войны – шахидов.

Нелли Гутина, публицист.
В настоящее время заканчивает работу над книгой "Israel Goes Russian".
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Нелли Гутин: Пират в Сомали – больше, чем пират

Post by Soplemennik »

Вопрос и ответ известны. Как только страховые компании прекратят выплаты "жертвам" пиратов, то пиратство прекратится мгновенно. Побережье Сомали просто выжгут напалмом. Не станет ни лодок, ни причалов, ни пиратов.
Post Reply