Комментарии Пинхаса Полонского к главам Торы

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Комментарии Пинхаса Полонского к главам Торы

Post by Weissberg »

"Корах"
МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Корах
Главы 16-18

Пинхас Полонский

Независимость личности и подчинение традиции
1. Корах - руководитель первого политического восстания в истории еврейского народа
2. Вопросы Торы решаются не "большинством", а компетентными специалистами
3. Божественная искра, присутствующая в каждом еврее, и объективная истина
[1. Корах - руководитель первого политического восстания в истории еврейского народа]
После того как Бог сообщил евреям, что поколение Исхода не может войти в землю Израиля и должно умереть в пустыне, в народе началось смятение. Нашлись политики, которые воспользовались этим кризисом, и Тора в недельном разделе в эту Субботу рассказывает нам о Корахе, поднявшем первое политическое восстание в истории еврейского народа. Не бывает восстания без идеологии, - "новые духовные принципы" выдвинул и Корах. Он сказал: "Моисей и Аарон, почему вы считаете, что у вас есть монополия на правильное истолкование Торы? Ведь все мы были на Синае, все получили Тору; отчего же возноситесь вы над собранием Господним?" (Бамидбар 16:3).
[2. Вопросы Торы решаются не "большинством", а компетентными специалистами]
Корах предложил: "Пусть вопросы Торы и религии решаются демократически, ведь все мы евреи, и каждый равно свят". Казалось бы, Корах в своей философии исходил из правильных посылок. Однако от правильных посылок до правильных выводов еще очень далеко. В иудаизме проводится четкое различие между двумя факторами: с одной стороны, каждый еврей содержит в себе искру святости, но с другой - в Торе, как и во всякой специальной области знаний, сложные вопросы решаются не большинством, исходящим из "здравого смысла", а компетентными специалистами - среди которых, конечно, бывают и разные точки зрения, бывают и споры - но это компетентные споры! Правильное понимание Закона пришло к ним по непрерывной цепочке от Моисея, получившего Тору от ее Автора. Данная Богом Тора адекватна реальности в Сотворенном Им мире, и хотя в наши дни очень трудно проверить эту адекватность (единственным доказательством остается тысячелетняя история выживания еврейского народа, жизнь которого основана на Торе), во времена Моисея многое еще поддавалась экспериментальной проверке.
Поэтому Моисей не пытается вести философско-теоретический диспут, но анализирует психологические причины поведения Кораха: "Мало тебе того, что Бог приблизил тебя, и ты, как левит, участвуешь в Храмовой службе, - ты домогаешься еще и священства! Проанализируй свои поступки: выдвигаешь ли ты идеологические требования, потому что действительно хочешь улучшить мир, или же с помощью своей идеологии ты просто добиваешься власти и священства? Тот, кто хочет проверить правильность моего понимания Торы, пусть попробует сам принести Храмовое воскурение - и проверит все на себе!"
Какой ответ возможен на слова Моисея? Здесь Тора предлагает нам два варианта поведения. Корах избрал путь продолжения восстания, - он не прислушался к словам Моисея; в результате, как описано в Торе, при попытке "демократического участия в Храмовом воскурении" двести пятьдесят сообщников Кораха были сожжены небесным огнем, а Корах проглочен землей.
[3. Божественная искра, присутствующая в каждом еврее, и объективная истина]
По иному пути пошли сыновья Кораха, поначалу участвовавшие в восстании. Они восприняли речь Моисея не как "происки врага", а как совет друга. Поняв, что идеология "демократизации" была для их отца только способом захвата власти, они отказались от дальнейшего участия в восстании и остались в живых. Сыновья Кораха не только выжили, но и смогли стать авторами замечательных Псалмов, входящих в ТаНаХ. Таким образом, правильной и плодотворной оказалась исходная идея о том, что в каждом еврее, поскольку он участвовал в получении Торы на Синае, есть независимая Божественная искра, с помощью которой он может лично продвигаться в понимании Торы. Но живительную силу эта идея обретает лишь тогда, когда человек понимает, что в области Закона есть объективная истина, есть обязательные нормы поведения, передающиеся по традиции и не зависящие от голосования.
Post Reply