Владимир Вайсберг "Уроки Шавуота"

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Владимир Вайсберг "Уроки Шавуота"

Post by Weissberg »

Владимир Вайсберг
Уроки Шавуота
Каждый праздник имеет свой смысл и свое значение. Он, чаще всего, отмечается в честь или в память об определенном событии или дне. Праздник несет в себе нечто чрезвычайно важное для людей, торжественно его отмечающих. Мысль эта банальна, но верна по своей сути.

Человеческая память – это не только воспоминание о ком – либо или о чем – либо, не только способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, но и способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавая отчет в своих действиях, поступках, мыслях и чувствах. В сущности, память и есть сознание.
Память народа складывается и образуется из памяти каждого его представителя, каждого отдельного индивидуума. Сохранение в памяти важнейших событий о жизни отдельного поколения и передача этой информации потомкам есть создание истории каждого народа.
Народу Израиля предписано помнить свою историю, храня некоторые ее события в сердце, вспоминая их, произнося слова о них вслух, совершая для этого определенные обряды.

Данная статья посвящена урокам Праздника Шавуот, но вначале вспомним, предшествующий ему Праздник опресноков, праздник Песах, когда мы торжественно отмечаем годовщину освобождения от египетского рабства, годовщину обретения физической свободы. Мы были рабами, мы стали свободными. По воле Всевышнего евреи получили право полностью распоряжаться собой и своим временем. Но физическая свобода народа Израиля не была самоцелью. Ему необходимо было обрести свободу духовную. Нашим предкам предстояло пройти для этого большой и сложный путь и обрести нужные для этого качества, избавившись от тяжких привычек и обычаев рабской жизни. Чтобы удостоиться получения духовной свободы непосредственно из рук Всевышнего и стать свидетелями и участниками Откровения, евреям необходимо было из глубины рабства подняться на сорок девять ступеней самосовершенствования, сорок девять ступеней святости. И поэтому праздник Шавуот отделяют от Песаха сорок девять дней.
На второй день Песаха, кроме установленных дополнительных жертв, евреи приносили в Храм Омер. Эта жертва представляла собой один омер (мера, приблизительно равная 2,27 кг) ячменной муки, смешанной с маслом и благовониями. С этого дня и ведется отсчет от Омера Интересно отметить что Любавичскй Ребе подчеркивал, что Шавуот - это единственный праздник, который не имеет в Торе фиксированной даты и наступает через сорок девять дней от Омера, отсчет которых является одной из Заповедей..

Существует мнение, что каждый из нас символически повторяет на своём жизненном пути исторический путь наших предков. Чтобы обрести полную духовную свободу, мы должны выйти из рабства, и подготовить себя в моральном, нравственном и этическом аспектах. Сегодня мы зачастую - рабы денег, рабы материальных благ, рабы атеизма и ассимиляции. Обретение духовной свободы сопряжено с предварительным избавлением от рабства во всех его ипостасях.

Раввин Израэль – Меир Лау пишет своей книге «Практика иудаизма в свете Устной Торы», изданной в Иерусалиме в 2005 году, что у рассматриваемого праздника четыре названия: Шавуот,
Праздник Бикурим, Ацерет и Праздник Дарования Торы.

«Шавуот» - название определяется вышеупомянутыми семью неделями. Второе толкование: название «Шавуот» происходит от созвучия слов «шавуот» - недели и «швуот» - клятвы. Имеются в виду клятва, которую дал народ Израеля при получении Торы и клятва Всевышнего никогда не заменять избранный им народ Израеля никаким другим народом.

Праздник «Бикурим» – праздник первинок, праздник, когда евреи в знак благодарности ко Всевышнему приходили в Храм с первыми плодами пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников.
«Ацерет» - отражает ту мысль, что Шавуот является завершением праздника Песах - его восьмым днем (подобно тому, как Шемини Ацерет завершает праздник Суккот).

Для того, чтобы подарить Тору свободным людям, способным выполнять ее Заповеди, Всевышний вывел евреев из египетского рабства. Празднуя Шавуот, мы отмечаем полное завершение Песаха, завершение Исхода. При этом мы должны помнить о необходимости личного исхода из рабства материальных благ и атеизма, чтобы быть готовым индивидуально принять Тору.
Письменная Тора не называет Шавуот праздником Дарования Торы, ибо Всевышний тем избавил от стыда народ, вскоре после принятия Торы преступившего ее основополагающую заповедь «Я Господь, твой Б – г» (Шмот 20, 2), изготовив золотого тельца. Кроме того, это должно научить каждого еврея, что Тора должна царить в его сердце все дни его жизни, а не только в праздник.
Традиционно принятое название «Праздник Дарования Торы» - подчеркивает, что Исход из Египта был не конечной целью, а необходимым этапом подготовки к этому важнейшему в истории евреев и всего человечества событию.
Чрезвычайно важно при этом подчеркнуть, что Шавуот - есть Праздник Дарования (а не получения или принятия) Торы. Дело в том, что Дарование было одноразовым, а принятие совершается постоянно всеми поколениями евреев.
Реб Менахем – Мендл из Коцка писал по этому поводу;
«Тора была дана каждому еврею в равной мере, а взял каждый по – разному. Тора была дарована один раз, а получают - во все времена и во всех поколениях».
Уникальность еврейского Исхода из рабства состояла в том, что в конце концов он привел к свободе духовной.
«Так сказал Господь: отпусти народ мой, чтобы послужили они Мне» (Шмот 7,26).

Итак, освобождение от рабства не было самоцелью. Физическое освобождение было подготовкой к освобождению духовному. Полностью отдаться служению Всевышнему могут только люди абсолютно свободные физически и духовно. Это первый урок Праздника Шавуот: чтобы быть свободным духовно надо сделать все, чтобы не быть рабом.
Вспомните свое существование в условиях социалистического рабства и подумайте о «возможности духовной свободы» в «коммунистическом раю».

Шавуот - это также Праздник первого урожая. Это – Праздник, когда евреи приносили в Храм первые плоды, Праздник лета, Праздник зрелости. Зрелости плодов но, в главном своем содержании и смысле, - Праздник духовной зрелости еврейского народа..
А что есть духовная зрелость? Это – признание единственной власти – власти Всевышнего и неуклонное выполнение всех 613 Заповедей Его Торы.

Каждое утро все верующие евреи произносят слова молитвы:
«Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду он получит в Мире Грядущем: почитание отца и матери, помощь ближнему, ранний приход в Дом Учения утром и вечером, гостеприимство, забота о больных, помощь бедным невестам и устройство свадьбы, участие в похоронах, сосредоточенность при молитве и примирение поссорившихся друзей.
Но изучение Торы равноценно всем этим Заповедям вместе взятым».
«И отправились они из Рфидим, и пришли в пустыню Синай, и встали станом в пустыне, и расположился там Израиль против горы» (Шмот 19,2).
Рав Ицхак Зильбер в книге «Беседы о Торе» пишет, что обо всех передвижениях евреев в Торе говорится «и отправились», «и пришли» — во множественном числе, а в единственном числе — «и расположился там Израиль» — сказано только здесь. Это значит, что евреи в тот момент были едины, как никогда, и поэтому Б-г считал их достойными получить Тору
«Слушай, Израиль, уставы и законы, что Я говорю во услышание вас сегодня; изучайте их и старайтесь выполнять» (Дварим, 5,1). «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и занимайся ею днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь» (Йехошуа, 1,8).
Каждый еврей обязан в течение дня и ночи уделить какое-то время изучению Торы. Когда он изучает законы, с которыми на практике сейчас не сталкивается, то изучение засчитывается ему как исполнение, потому что это еще одна возможность выполнить заповедь в будущем.
Только тогда, когда евреи дружны и едины, они могут выполнить все заповеди Торы. У Синая еврейский народ поднялся на высшую духовную ступень, получив от Б-га Тору. Союз, заключенный Б - гом с евреями, вечен. Всевышний сказал им:
«И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить завет Мой, то будете Мне самым дорогим из всех народов, ибо Мне [принадлежит] вся земля. И вы будете Мне царством служителей святому и народом святым» (Шмот 19,5,6).
Ответили на это евреи:
«Все, что говорил Г-сподь, исполним» (Шмот 19,8).
Потом они еще раз повторили свое обязательство:
«Все, что сказал Б-г, сделаем и будем послушны (Шмот 24,7).
Они поклялись от своего имени и от имени будущих поколений выполнять законы Торы, включая те, которые пока им непонятны. Клятва эта относится к каждому из нас, так как союз, заключенный Б – гом с евреями, вечен. Рав Йосеф – Дов Соловейчик в статье «Подготовка к принятию Торы» пишет, что отдав предпочтение соблюдению закона Бога перед его постижением народ Израиля показал, что он клянется в своей абсолютной и безусловной верности еще даже до того, как ему стало известно детальное содержание Торы или стало понятно значение входящих в нее заповедей. Израильтяне приняли на себя бремя избранного народа без предварительных размышлений и критических оценок. Так возник иудаизм.

«Именно иудаизм, — пишет священник Эдвард Х.Фланнери, член Национальной конференции католических епископов, — даровал человечеству концепцию универсальной морали и закона, данных Богом... Еврей несет на себе тяжесть Божьей миссии через всю историю — вот за это еврея никогда и не прощают!» (газета Нью-Йорк тайме, 30 ноября 1974 года).

В связи с изложенным выше представляется интересным привести мнение Рава Й. Соловейчика о соотношении веры и интеллекта: «Роль интеллекта немаловажна, но он подчинен озарениям веры.
То, что мы отдаем «высшей воле» главенствующую роль в человеке, не означает, что мы тем самым принижаем интеллект. Действительно, Тора велит человеку добиваться с помощью разума господства над природой и противостоять болезням и нищете. И Талмуд с его тончайшими нюансами использует логический анализ для отыскания основополагающих принципов и для приложения их к самым различным ситуациям. Более того, подчеркивание роли интеллекта всегда было отличительной чертой еврейской жизни. Но интеллект обязан отдавать себе отчет в существующих для него ограничениях. Он подчинен озарениям веры. Интеллект осуществляет классификацию и приложение тех основных истин, которые провозглашает "рацон эльйон". Это утверждение Каббалы выражает основной подход иудаизма к жизни. Жизненные цели исходят изнутри, а интеллект очищает их от противоречий, планирует их осуществление и формулирует их логическое оправдание. Вне «рацон эльйон» евреи не могли бы выжить».

Принципиально важно, что признание власти Всевышнего каждым человеком должно происходить и свершается не насильно, а добровольно, по призыву и требованию души каждого человека. Все в мире предопределено и известно Ему заранее, но каждому человеку дана свобода выбора: верить или не верить. Наши предки у горы Синай поверили и обязались выполнять. Каждый из нас обязан поступить так же. Каждый из нас обязан выполнять Заповеди Торы. Но для этого необходимо прежде всего знать их смысл и содержание. Это означает, что первой и важнейшей обязанностью еврея является изучение Торы. Лишь систематическое изучение Торы делает возможной жизнь в соответствии с Его Заповедями.
Этому учит нас Праздник Шавуот, который есть перевод духовного потенциала свободного человека в его жизнь, действия, поступки и мысли.

Следующий урок Праздника Шавуот гласит; единогласие евреев у Синая учит нас и сегодня хранить и оберегать единство наших рядов и верность нашим идеалам.

Ицхак Арен пишет:
«Существуют обычаи, не получившие гражданства в еврейской жизни. В силу этого они известны нам не из повседневной жизни родительского дома, а из галахических произведений, регулирующих нормы религиозной практики. Так, например, еврейские женщины имели обыкновение выпекать к Шавуоту специальные длинные хлебы. Хлебы эти непременно имели четыре угла, и должны были напоминать «Ште халехем» - два хлеба, приносимых в Храм в Шавуот в качестве обязательного хлебного дара – пожертвования...
В День Дарования Торы, в Шавуот предписано приносить в Храм хамец - квасной хлеб, хлеб свободы. Нам намекают на символическом языке, что освобождение из рабства завершилось
лишь с передачей нам Торы. Из этого мы можем сделать вывод, важный для религиозной практики. В «Речениях отцов» сказано, что только тот, кто изучает Тору, воистину и полностью свободный человек.
В Шавуот следует принести в Храм два хлеба. Мы не можем знать, почему именно два, а не три, или четыре. Но наши мудрецы видели в числе два намек на существование Устной и Письменной Торы. Они разъясняют и дополняют одна другую. Наш долг- изучать обе Торы, если мы хотим стать и быть свободными людьми!».

В память об Откровении и Даровании Торы евреи проводят первую ночь Шавуота, ночь шестого Сивана, когда Всевышний дал нам «Десять заповедей», за изучением соответствующих разделов Торы, библейских книг, Талмуда, собранных в специальный сборник «Тикун лель Шавуот». В Шавуот читают также «Мегилат Рут - Свиток Рут - Книгу Рут» и поют арамейскую песню «Акдамут Милин», прославляющую верность и преданность еврейского народа Торе.
Но почему «Свиток Рут» читают именно в Шавуот? Наши современные мудрецы считают, что в Шавуот мы как бы заново принимаем Тору, а в «Книге Рут» рассказывается о том, как Рут-моавитянка добровольно и бескорыстно приняла Тору и заповеди.
Действие «Книги Рут» происходит во время жатвы, как и Шавуот. В этой книге упоминаются многие законы, связанные со сбором урожая, и в этом тоже - ее связь с праздником Бикурим, праздником урожая.
Мы видим из «Книги Рут», сколько страданий выпало на долю Рут-моавитянки,и сколько милосердия она проявила, прежде чем она пришла к Торе; и это напоминает нам в Праздник Дарования Торы о том, что «Тора обретается посредством тягот и страданий» (Мидраш Зута).

Чтение «Книги Рут» в праздник Шавуот является древним обычаем, который так укоренился, что «Книга Рут» приводится в каждом сборнике молитв к празднику Шавуот.

Обычай этот связан с величайшим из 42 еврейских царей и цариц, правивших Иудеей и Израилем, - царем Давидом, правившим с 1010 до 970 года до н. э. Он сделал Иерусалим религиозным центром и столицей еврейского государства, победил Голиафа, показал потомкам образец мужской дружбы на примере его дружбы с Йонатаном. При нем еврейское государство достигло пика своего могущества...
Царь Давид родился и умер в день, когда мы празднуем Шавуот. И в каждую годовщину его смерти мы читаем «Книгу Рут», в последних строках которой идет речь о предках Давида:

«И взял Боаз Рут, и стала она ему женою, и вошел он к ней. И одарил ее Господь беременностью. И родила она сына... И назвали они его Овейд. Он был отцом Йишая, отца Давида... Овейд породил Йишая, и Йишай породил Давида» (Книга Рут, 4, 13 - 22).
В Иерусалиме существует обычай посещать в праздник Шавуот место, которое по преданию является местом захоронения выходцев из Дома Давидова.


Чтение «Книги Рут», повествующей о моавитянке, перешедшей в иудаизм, в праздник Шавуот (законность этого акта подтверждается на основе Устной Торы), должно нам напомнить о том, что у горы Синай евреям была дарована не только Письменная Тора, но и одновременно - Тора Устная, которая не в меньшей степени обязательна к соблюдению.
Принципиальное отличие между ортодоксальными и либеральными евреями лежит, прежде всего, в вопросе о том, кто есть автор Устной Торы: Всевышний или люди. Первые считают, что автором Устной Торы, так же, как и Письменной Торы, является Б – г. В практической жизни это означает, что все предписания Устной Торы должны точно и беспрекословно выполняться евреями. В этом также заключается один из уроков Праздника Шавуот.
.

В предисловии к книге Раби Шнеура Залмана из города Ляды «Тания» Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерзон пишет:


«Предназначение еврея в том, чтобы реализовать трансцендентальность и единство собственной природы, а также мира, в котором он живет, внутри абсолютного единства Б га...
Для осуществления этого человек черпает силу в святости Торы и Заповедей, полученных путем Откровения, и ими наполняет всю свою повседневную жизнь и свое окружение - ту «часть мира», которая дана ему на земле».

Как рассказано в Мидраше, и об этом пишет Рав Й. Соловейчик, сначала Б - г предложил Тору другим народам - Эсаву, Аммону, Моаву и Ишмаэлю, но те дали осторожный ответ, подошли к этому предложению прагматически, взвесив ценность Торы в свете социальной, культурной и экономической полезности - и, в конце концов, отвергли ее. Ответ евреев был: «Будем соблюдать и постигать», что означало: «Мы решили принять на себя эти обязательства и, приняв их, постичь их разумом». Лишь евреи обязались выполнять требования Торы беспрекословно и точно. Это предопределило особенности главной функции еврейского народа в целом и каждого еврея в отдельности.
Это - урок Торы.

Мы должны исполнять все Заповеди. Для каждого из нас это означает, что мы обязаны выполнять Заповеди Торы даже и тогда, когда не понимаем их внутреннего смысла и значения.
Заповеди Торы регламентируют отношения между людьми, а также и между людьми и Б – гом. Принципиально важно понимать, что преступления против людей – есть, в сущности, такой же грех, как и прегрешения пред Всевышним. Жить по Торе - вторая главная задача каждого еврея и один из уроков Шавуота.


В Шавуот принято читать Псалмы 29, 68 и 69 из книги «Тегилим»:

«Земля сотряслась, и небо сочилось пред Богом, Синай этот - пред Б - гом, Б - гом Израиля».

«Колесницы Божьи - десятками тысяч, тысячи и тысячи, Господь среди них, (как) в Синае, в Святилище».

«Б – г даст мощь народу Своему, Б – г благословит народ свой миром»

«Воздайте славу мощи Всесильного! Величие Его – над Израилем, могущество Его – на небесах. Грозен (Ты), Всесильный, в святилище Твоём. Б – г Израиля - он даёт мощь и силы народу. Благословен Всесильный!».

«Славить Его будут небеса и земля, моря и все кишащее в них. Ибо Всесильный спасет Сион, отстроит города Иудеи и поселятся (сыны Израиля) там, и овладеют ими. А потомки рабов Его унаследуют их, любящие Его обитать будут в них».

Мы должны верить в светлое будущее нашего народа и прилагать все усилия для его приближения. Этому нас также учит Праздник Откровения, Праздник Дарования Торы, Праздник Шавуот.
Мы будем для этого изучать Тору, жить по Торе и молиться.
Post Reply