Истинность Синайского откровения

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Истинность Синайского откровения

Post by Борис Дынин »

Ontario14
- Thursday, March 26, 2009 at 10:32:44 (EDT)
Для думающего и порядочного читателя предлагаю ознакомиться с главами из книги р. Моше Пантелята "От Синая до наших дней".
http://toldot.ru/tora/articles/articles ... emplate=83
=========================================.
Длинный ответ - не для Гостевой. И вопрос, я думаю, скорее для форума.

Замечательный текст! Скептика не обратит в верующего, но преградит превращение первого в идиота-эпикойрес.
Позволю себе сделать примечание к тексту в предвкушении замечания скептика.

Р. Моше Пантелята пишет:
«Но откуда знает о Синайском откровении мой наставник? От своих учителей, и так далее. Иными словами, знание о происхождении Торы я получил по преданию, по традиции… Преданиям не доверяют, потому что не знают, откуда они пришли, не могут проследить цепочку их передачи. Но если нам удастся восстановить непрерывную цепочку передачи традиции, в которой о каждом поколении будет известно, кто были люди, передававшие информацию, можно будет говорить о достоверности предания…»

И р. Моше Пантелята ясно передает цепочку передачи знания о происхождении Торы. Далее он замечает:
«Знакомство с непрерывной цепочкой передачи Торы делает для нас Синайское откровение реальным событием...Когда эстафета поколений предстает перед нашими глазами, слова о том, что МЫ получили Тору на Синае, уже не кажутся парадоксальными. Нужно только познакомиться с материалом. Собственно говоря, этому и посвящена весомая часть нашей книги».

Далее: «Наука тоже получена нашим поколением по неким каналам от тех, кто ею занимается впрямую... Имя автора вашего любимого учебника по физике [вам известно]. Но из каких книг почерпнул свои знания ваш уважаемый и авторитетный автор? Это просто риторические вопросы. Ответов вы не дадите, да они вам и не нужны. А вот каким образом Тора дошла до нашего поколения через тридцать три столетия, мы знаем точно. …Мы выяснили, что основой иудаизма является именно Устная Тора, переданная еврейскому народу на Синае. Устное учение должно передаваться от поколения к поколению без перерыва. Нам нужно восстановить всю цепочку поколений, по которой дошла до нас Тора, и проверить, действительно ли она непрерывна. Но разрешима ли такая задача? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в материале, который будет приведен ниже».

И далее р. Моше Пантелята отвечает на поставленный вопрос содержательно и увлекательно.

Мои замечания:
Сравнение традиций передачи Торы и передачи науки не совсем правомерно даже как риторический прием. Знание, изложенное в учебнике физики, может быть воспроизведено в наблюдении и эксперименте, и происхождение этого знания не существенно для признания его истинности и уяснения его содержания. Я уверен, сказанное не будет откровением для р. Моше Пантелята, что только подчеркивает важность знания именно: «всей цепочки поколений, по которой дошла до нас Тора, и проверить, действительно ли она непрерывна», то есть важность понимания различия между типами знания. Я думаю, что его книга, прямо и косвенно, хорошо проясняет специфику того знания, которое мы открываем для себя в Торе.

Однако в связи с эти возникает и другой вопрос. В 1974 году я подрабатывал на жизнь переводами и печатанием на машиинке теологических текстов в Pontificum Collegium Russicum. Его ректор вел еженедельные радио-передачи на Россию со станции Ватикана. Как-то я был приглашен на одну из этих передач, темой которой оказалась проблема истинности знания христиан об Иисусе, его жизни и его «доброй вести». Основным аргументом явилась та же мысль: непрерывность восстановимой цепочки передачи свидетельств об Иисусе и его учении.

Таким образом, оба приведенных аргументов р. Моше Пантелята необходимы, но не достаточны для ответа на его вопрос. Необходимым условием для признания основательности ответа является также сама не подчиняющаяся социо-экономическим закономерностям история евреев (не только ее непрерывность) и <b>жизнь</b> по Торе. Поэтому и получается так, что для того, кто живет по Торе, аргументы р. Моше Пантелята убедительны, для посторонних – нет. И уже от постороннего зависит приять истину Торы, оставаться скептиком или быть идиотом-эпикойрес, рассуждающим о Торе без знания ее.
User avatar
Mapk
Модератор форума
Posts: 126
Joined: Thu Feb 21, 2008 10:29 pm

Re: Истинность Синайского откровения

Post by Mapk »

Р. Моше Пантелята пишет:
Он, вообще-то рав Моше Пантелят.
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Истинность Синайского откровения

Post by Ontario14 »

Тема перенесена в "Смыслы Торы".
Борис Дынин wrote: Таким образом, оба приведенных аргументов р. Моше Пантелята необходимы, но не достаточны
Рав Моше Пантелят wrote:Если высказанные до сих пор утверждения кажутся вам недостаточно аргументированными, вам стоит ознакомиться с дополнительными доказательствами, приведенными в виде приложения к этой главе.

"От Синая до наших дней. Сопровождался ли текст Торы устной инструкцией?"
- это не вторая глава а то самое "приложение".

You can download whole book there: http://chassidus.ru/library/from_sinai/download.htm
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Истинность Синайского откровения

Post by Борис Дынин »

"От Синая до наших дней. Сопровождался ли текст Торы устной инструкцией?" - это не вторая глава а то самое "приложение".
Эту главу читал. Мое замечание пока остается в силе (для меня :? )

Прочту и всю книгу.
Post Reply