Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пт апр 27, 2018 6:47 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 19, 20, 21, 22, 23
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Вт июл 09, 2013 9:06 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Дварим 5773
«Искусство упрека»


«Дварим» — последняя книга Хумаша (Пятикнижия Торы) — по сути духовное завещание вождя евреев Моше. Почти сорок лет он вёл их из Мицраима (Египта) в Эрец Исраэль, обещанную Создателем во владение евреям. И вот теперь Моше-рабейну (наш учитель) указывает евреям на характерные ошибки, которые они совершили в пути к Эрец Исраэль.
Для правильного восприятия сказанного важно не только, что человек говорит, но и когда. Моше выбрал момент, когда, с одной стороны, под его руководством были одержаны самые крупные победы над царём эмореев и царём Башана, с другой — должна была наступить его кончина. Велика сила его слов, потому что в тот момент люди с особенной полнотой осознали, что перед ними за человек. Вот он — авторитетный лидер, обращающийся со словами упрёка не ради личной выгоды, но ради их же блага.
Высказывание упрёка для еврея тоже заповедь — мицва тахаха. Она включается в заповедь любить ближнего, как самого себя. Поэтому она предполагает не только стремление высказать упрёк, чтобы удержать человека от дурного поступка, но и особое внимание уделяет выбору времени, чтобы быть услышанным тем, к кому обращён упрёк, чтобы он рассматривал его не как попытку мести, получения выгоды оппонентом, а как помощь себе.
Рассказывают такую историю. Шедшие с войны солдаты-победители повстречали мудреца. И тот сказал им: «Вы думаете, что вы победили, нет — война только начинается.» — Да, внутренняя битва с самим собой — самая жестокая. Нельзя успокаиваться, победив сильного противника. Йецер hа-ра (дурное начало), принимающее форму гордыни, чрезмерной уверенности в своих силах может разрушить связь человека с Создателем, и победа обернётся поражением.
М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт июл 18, 2013 9:25 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Ваэтханан 5773
"Земля обетованная"

«И взмолился к Всевыш-нему в ту пору сказать…
перейду я, пожалуйста, и увижу хорошую землю
на том берегу Йордана» (Дварим 3:23)


Неодолимое желание Моше попасть в Страну Израиля заставляет нас снова взглянуть на эту невероятно маленькую полоску гордо именуемую Земля Обетованная, и снова задаться вопросом: Что делает её центром Мироздания (или туго заплетённым гордиевым нервным узлом всемирной политики)?
Ответ (один из возможных) даёт вторая книга Пятикнижия: «И сыны Израиля ели манну сорок лет до прихода в страну ношевет» (Шмот 16:35). Раши объясняет слово ношевет как заселённая (обитованная!) от корня йешув (ישוב).
Отсюда её характерная особенность: Страна Израиля – антипод пустыне. Но, скажете Вы, любая обитаемая местность ничуть не меньше противостоит пустыне?!
Конечно же, имеется ввиду противопоставление по параметру… чудесности. Пустыня – это манна, Страна Израиля – это «страна текущих ручьёв, родников и подземных вод», страна, питающаяся из Земли.
Только наша Земля позволяет раскрыть Всевыш-него как источник всех Сил (Элоким), то есть обнаружить, что за естественным ходом вещей стоит всё тот же… Всевыш-ний; и тем самым обнаружить единство Неба (чудесного) и Земли (материального).
Моше, чья функция – Тора, естественно желает для нас соединения возвышенного и земного.
P.S. Если Вам после всего вышесказанного захотелось к нам – ни в чём себе не отказывайте.
. М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Вт июл 23, 2013 10:20 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Экев 5773
"Конец-рожденное начало"


«Экев» в переводе значит — «пята», «причина» («из-за»). Название главы, как всегда, очень точно определяет её содержание. Переданное вкратце, оно сводится к определению строгих рамок отношений «Всевышний—еврейский народ»: реализация Б-жественного или духовный плен самой страшной из темниц — темницы собственного тела (точнее, его представлений о главном). Высота первопричины (экев-причина) и глубина духовного падения (экев-пята) — вот те два полюса, между которыми течёт ток еврейской жизни.

Сегодняшнее положение нашего народа — очевидная иллюстрация сказанного в этой недельной главе. Двойственность ситуации, в которой мы оказались, — с одной стороны, мы поколение, «слышащее поступь» (в оригинале «пятки») Машиаха, а с другой — мы самый низ (пятки) духовной фигуры всех поколений.
Сказано в хвалебной молитве «hалел» (теhилим, 118):

«Камень, которым пренебрегли строители, венчает постройку.»

Представьте себе строящих свой дом (будущий мир). Строители выбирают, естественно, лучшие из камней в куче перед ними. Использовав самые лучшие, они берут лучшие из оставшихся. Что не учитывают строители? Стройматериалы приготовлены самим Всевышним — и потому количество камней строго рассчитано. Камень, которым пренебрегли, — не лишний, но более того — венчает строение. Теперь становится до боли ясным тайный смысл старого советского девиза:

«И патроны есть да стрелять некому… Нам бы день простоять да ночь продержаться.»

. М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Вт июл 30, 2013 5:49 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Рээй 5773
"Еще раз о запрете крови"


Перед вступлением в Страну Израиля Моше Рабейну, повторяя в расширительном смысле законы Торы, находит нужным повторить запрет "сороколетней давности” на употребление крови. Сразу оговоримся, что все годы пустыни евреи ели только "жертвенное мясо” и потому, на певый взгляд, напоминание Моше более чем уместно - вступление в Страну Израиля, со всеми вытекающими...
Вот только как всегда встает вопрос: а где во всей этой истории мое личное счастье? - Вечность, понимаете ли, покоя не дает.
Рабби М-М.Шнеерсон дает следуюшую хасидскую трактовку:
Кровь – горячливость, душевная теплота, внутренний огонь. Перед началом нормальной жизни евреев Моше Рабейну жестко предупреждает: горение души – только для жертвенника: "...не ешь ее, на землю выливай ее как воду...и совершай всесожжения твои – мясо и кровь на жертвеннике...кровь же жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Вс-го...”
Несомненно многое в нашей жизни кажется на 1-ый взгляд заслуживающим быть осеянным внутренним огнем души. Но это заблуждение, которое обходится дороже всего- – свет души, освящаюший духовный вакуум – пагубные страсти, обжoрство, гнев, отрицательные эмоции вообще.
Лишь вечное – "жертвенник” – то, ради чего стоит "проливать кровь”.
М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср авг 07, 2013 8:27 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Шофтим 5773

«Судей и полицейских поставь себе»!


«Судей и полицейских поставь
себе во всех вратах своих»
(Дварим, 17:18)


Рав Ицхак Меир из Гуры приводит Мидраш Раба (Дварим Раба): «Об этом говорит, написанное (Мишлей, 6:6): «Иди к муравью, лентяй, увидь его пути (поступки) и стань мудрее. Ведь нет у него командира, полицейского и предводителя и, тем не менее, приготавливает с лета хлеб свой, накапливает с жатвы пищу свою...».
Что значит «увидь его пути и стань мудрее»? Говорят мудрецы: «посмотри на поведение, заложенное в муравья – убегает от чужого. История об одном муравье, уронившем зернышко пшеницы. Все остальные муравьи принюхивались, и ни один не подобрал зернышко. Увидь мудрость, в муравья заложенную! ... И нет у него ни судьи, ни полицейского».
Но, обращает наше внимание основатель Гурской династии, все действия муравья – сплошное воровство?! Все, им собираемое, украдено у владельца поля?! Только у других муравьев не крадет муравей!
Отсюда можем мы выучить, как выглядела бы жизнь человека, построенная на ценностях, основанных на разуме и такте. Мог бы человек выглядеть в своих глазах абсолютно честным, заработав свое состояние на воровстве. Вспомним знаменитые истории о банковских программистах, присваивавших все, что после запятой (десятые, тысячные и т.д. доли цента, копейки и т.п.), никоей мерой не задевавших при этом никого и, не преступивши никаких законов человеческого сообщества.
Именно поэтому говорят мудрецы об «уроке муравья», у которого нет «командира, полицейского и предводителя» – все построено на естественных (встроенных!) механизмах. Субъективность – главный враг божественного!.
М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср авг 14, 2013 11:37 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Ки Теце

В чем женская добродетель?


Эта глава о войне, которую решит вести Израиль, и ситуации, могущей в результате возникнуть:
«И увидишь среди пленных женщину красивую, и возжелаешь её, и захочешь взять её себе в жёны» (Дварим, 21:10—11).
Конечно же, речь здесь о главной войне человека — его внутренней борьбе. Половой инстинкт — наиболее часто встречающийся в ней соперник. Однако вопрос, которым мы зададимся, позволит увидеть сказанное Торой с совершенно другой стороны.
Но сначала о недостатке русского перевода выражения иша яфат тоар. Как всегда при переводе слов Торы, смысловые потери неисчислимы. Буквальный перевод маловразумителен: женщина красивая (хорошая) качеством (степенью).
Воспользуемся комментарием замечательного мудреца из Багдада Бен-Иш-Хая, жившего в XIX веке. В чём минимальная красота (хорошесть) еврейской жены? Талмуд утверждает, что два качества являются её неотъемлемыми достоинствами. Во-первых, еврейская жена избавляет своего мужа от борьбы с «основным инстинктом». И во-вторых, она воспитывает детей евреями!
У пленной красавицы (или не красавицы) есть лишь одно — первое — качество: тоар. Поэтому это слово появляется в единственном числе, про еврейскую же жену сказали бы яфат тоарим.
Намёк на отсутствие у военнопленной, ставшей, тем не менее, женой, второго качества — это примыкающая к нашей теме тема сына «буйного и непокорного» (Дварим, 21:18). Если вернуться к рассмотрению данной в Торе ситуации как положения во внутренней войне, то данный нами комментарий можно увидеть следующим образом. Уступка инстинкту (и не только половому) не может дать хороших результатов (баним-сыновья означает на иврите также порождения, следствия, результаты)! Выражаясь образно, беря в жёны военнопленную, уступая инстинкту, не удивляйся «буйству, неуправляемости» сына (результата).
М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср авг 28, 2013 12:38 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Ваейлех
«Идти», а не стоять на «своем» месте.

«И пошел Моше»
Дварим 31:1

Рав Лунчиц, автор комментария «Драгоценный сосуд», определяет «направление» в котором «пошел Моше», и это направление – шалом. Установление мира между Израилем и Создателем, между евреем и его ближним, требует большего, чем все остальные мицвот.
Законы Торы, такие как мезуза, шабат, рош ходеш, требуют безусловного исполнения, когда оказываются у тебя «в руках». Но гнаться за ними… Моше обходит весь лагерь Израиля, останавливается у каждого шатра и для каждого находит слова, пробуждающие желание тшувы – возвращения. Как сказано у пророка Ґошеа (14:3):
«Возьмите с собой слова и вернитесь к Всевышнему».
Урок для всех нас очевиден – следует «преследовать» каждого еврея (даже себя!) уговорами о возвращении к Творцу. Как неотъемлемая часть установления мира с Небесами - восстановление мира между евреями. И наша недельная глава не случайно читается в десять дней тшувы.
Шалом Алейхем в одном из своих рассказов живописует атмосферу штетла в дни трепета. Главная характеристика этих дней – каждый просит прощения у каждого и получает его вместе с улыбкой. Вспомним, что находящиеся «между» праведниками и мерзавцами, «висят» до Йом Кипура. А еще год жизни (возможностей) мы, «средненькие», получаем, как часть Израиля, а не в силу собственных заслуг.
И потому преследование евреев с «мирными намерениями» выступает на первый план в дни, когда решается наша судьба.
М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 19, 20, 21, 22, 23

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB